Я там, где никогда не умирают

Памяти схиархимандрита Эмилиана Симонопетрита, почившего 9 дней назад

«Наконец-то! Столько лет я боролся и уставал в земной жизни, столько лет страдал от болезней и лекарств, но вот теперь я обрел покой. Зачем вы плачете обо мне, глухие и слепые? Я вошел в вечное Царство, обрел неизреченную радость и счастье. Я пребываю вместе с ангелами, праздную со всеми святыми! Я вошел в славу Божию!» – такие дерзновенные слова сказал старец Эмилиан после кончины своего отца, Хри́стоса Вафидиса, в 1977 году. Старец утверждал, что именно так сказал бы его усопший отец, если бы собравшиеся у гроба могли его слышать. И, наверно, те же самые слова сказал бы нам теперь сам старец Эмилиан, если бы мы могли его слышать. Девять дней назад он ушел в жизнь вечную – свершилось то, чего он ждал и чаял всю свою жизнь.

Человек не может быть счастлив, если его не влечет к себе небо

Это была главная тайна великого старца наших дней, схиархимандрита Эмилиана (Вафидиса). Он жил, каждый миг вожделея Царства Небесного. Этим и объяснялась та удивительная радость, которая передавалась всем, кому посчастливилось с ним общаться. Сам старец говорил, что «человек не может быть радостным, счастливым, достойным небес и любезным Богу, если его не притягивает к себе небесный мир, если он не ощущает, как душа его влечется к небу».

То, что многим кажется далеким и непостижимым – Царство Небесное, Бог, святые, – для старца Эмилиана было близко, просто и реально. Приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17), – эти слова Господа он переживал всей душой. И для всех, кто его знал, он был глашатаем Царствия Божия. Впрочем, не только для тех, кто знал его лично. Достаточно прочитать любую его книгу – и вот, ты словно выпил живительный напиток, прогоняющий любую печаль. Как можно печалиться, если есть Христос, есть небо?


Старец Эмилиан говорил о Царстве Небесном так, словно оно здесь, за дверью. Он, например, советовал своим духовным чадам: «Мы должны уже сейчас задуматься о том, как нам вести себя в час, когда Бог призовет нас, говоря: “Иди сюда, чадо”. Когда мы идем куда-то по делу, то заранее обдумываем, чтó мы там скажем. Вот так же давайте подумаем: когда я предстану перед Христом, чтó я Ему скажу? Что скажу Богородице? Что скажу Небесному Отцу? Что скажу Святому Духу, Который меня крестил, постриг в монахи, дал мне то, чего просила моя душа? Что я скажу святым, которых любил и чьим мощам поклонялся? Как я их отблагодарю? Давайте подумаем об этом сейчас, ведь очутившись на небе, мы можем растеряться, и потому нам нужно приготовиться заранее».

Новый старец Силуан

Сам старец непрестанно «готовился заранее» к тому мигу, когда предстанет пред Господом лицом к лицу. Еще в детстве он дал обет посвятить себя Богу. Его духовный сын, схиархимандрит Елисей Симонопетрит, говорил, что Александр (будущий отец Эмилиан) «с раннего детства воспринимал себя как приношение Богу и добровольную жертву».

В 26 лет он стал монахом и уже в самом начале своей монашеской жизни удостоился высочайшего благодатного опыта, по силе подобного тому, какой был дарован преподобному Силуану Афонскому. После отчаянной внутренней борьбы, сердечного плача, молодой монах сподобился явления Христа.

– Это Ты, Боже мой? – безмолвно вопросил отец Эмилиан.
– Да, это Я, – таинственно ответил Явившийся. – Столько времени ты зовешь Меня и сейчас не узнаёшь?

Так отец Эмилиан впервые увидел Егоже возлюби душа его (ср. Песн. 3:1). Каким образом увидел? Это знает только Бог. Но после этого всесветлого видения отец Эмилиан увидел также и всетемную тьму. Это был образ его внутреннего человека. Он отлично увидел его во свете Божием. Это было невыносимое зрелище. Он с болью заплакал, и в этот момент словно услышал таинственный призыв Божий:

– Если желаешь быть со Мной, тебе надо принять свою наготу. Тогда я наполню тебя всяким благом и очищу от всякого зла. Если же не признаешь своей наготы и скажешь, что представляешь из себя нечто, – тогда ты навсегда останешься таким, какой есть. Если решишь скрыть всю правду о себе и не примешь ее, Я уйду.

С болью подвижник решился ответить «да». Но лишь только он на это решился, радость вернулась в его сердце. В его смирившейся душе теперь было ликование о Возлюбленном. Божественный Свет проник в самые глубины его существа.

– Итак, ты принимаешь, что ты ничто, а Я всё для тебя? Тогда Я с тобой, – таинственно сказал в его сердце Господь.

С этого времени для отца Эмилиана началась новая жизнь. Он глубоко осознал падение человека и повреждение человеческой природы. Он понял, что такое подлинное покаяние и смирение. И впоследствии он смог научить этому своих чад. Очень часто он говорил, что духовная жизнь начинается с того момента, когда человек увидит, что он наг, грешен и немощен и что единственная истинная жизнь для него – это Христос.

«Не откладывай духовную жизнь на завтра!»

Светильник не мог быть сокрыт под спудом. В 27 лет отец Эмилиан был уже игуменом. Сердце его горело любовью к монашеству, он прочитал всё, что смог найти, об устроении монашеской жизни: творения святых отцов, древние монашеские уставы, каноны Церкви. Он проник в самую их глубину, понял дух истинного монашества.

Старец Эмилиан говорил, что для Церкви очень важна мистическая жизнь. Главное в Церкви – это не внешняя деятельность, не упорядоченная нравственная система, а таинственная жизнь во Христе. И монастыри есть средоточие этой таинственной жизни, глубокого общения со Христом. Как говорил старец, монахов ценят не за активную деятельность, а за горячее стремление к Богу, за то, что они, живя в Боге, становятся богоподобными и привлекают других к жизни по Богу.

О монашестве старец говорил, что это «колесница, везущая нас на небо», и призывал своих духовных чад, монахов и монахинь: «Какими хотели бы мы быть в тот последний миг, когда Христос, Богородица, святые обнимут нас и перенесут на небеса? То доброе, что мы хотели бы иметь в своей душе в оный час, – за приобретение этого начнем бороться прямо сейчас, не откладывая на завтра!»

И старец не только вдохновлял пламенными словами, но и объяснял очень просто и практично, как монаху пользоваться «колесницей, везущей на небо», то есть как проводить подлинную монашескую жизнь: как общаться с ближними, как исполнять послушание, как молиться, как относиться к своим болезням, к родственникам, вещам – ко всему. Он помогал увидеть Бога во всем: в любом человеке и обстоятельстве.

«Например, ты молишься в келье. В этот момент в твою дверь стучится брат и просит тебя помочь ему в работе. Ты отвечаешь: “Сейчас я молюсь”, и брат уходит. Разве ты сможешь после этого молиться? Захлопнулось твое сердце – прочь из него молитва. Ты вступил в противодействие ближнему, оставил брата одного без помощи, поэтому ты не сможешь помолиться ни в этот вечер, ни завтра, ни послезавтра, ни через месяц. Ведь на самом деле ты прогнал от себя Бога, Который подошел к тебе в этот час. Если же ты примешь просьбу брата, то сохранишь покой души и единство с ближним, и значит, сможешь помолиться».

«Послушание, которое я исполняю в монастыре, поручил мне Сам Бог, и от исполнения послушания зависит то, как будут развиваться мои отношения с Богом. Мои руки и все мое существо должны трепетать, когда я прикасаюсь к порученной мне работе».


«Если бы не существовало в нашей жизни трудностей и скорбей, то мы стали бы жестокими и беспощадными, наши сердца были бы каменными и не способными дать ближнему ни капли нежности и любви. Человеческое сердце черствеет, если не испытывает боли и трудностей. Настоящий христианин выходит из испытаний более смиренным, более благородным, более деликатным, зрелым, укрепленным, утешенным. Его душа радуется, он сильнее любит Бога, а Бог любит его».

Слово старца пробуждало души, оно было как вспышка света. У человека вдруг открывались глаза, и он видел самого себя, ближних, все свои обстоятельства во свете любви Божией.

Христос воскресе, отче!

С недавнего времени голос старца Эмилиана звучит и в России: несколько его книг, вышедших на русском языке, приобрели большую любовь у монашествующих и мирян Русской Церкви.

Истинный монах, аскет, богослов, опытный духовник, психолог, златоустый проповедник, схиархимандрит Эмилиан был дарован нашему времени во свидетельство того, что благодать Божия не оскудевает в Церкви. И его уход нельзя назвать утратой. Как Церкви навсегда принадлежат святитель Василий Великий, преподобный Серафим Саровский, преподобный Паисий Святогорец – так же навсегда ее богатством стал старец Эмилиан.

Схиархимандрит Елисей, прощаясь со своим духовным отцом, сказал на его погребении:

– Без преувеличения скажем, что сегодня мы все переживаем торжество, праздник! Ликует Церковь, что и сегодня в ней воздвигаются столпы, подобные древним великим столпам – святителям и преподобным. О Старец! Сердце твое всегда было устремлено к Богу, не уклоняясь ни вправо, ни влево; прямыми были стези твои, и блаженна твоя кончина. Кто не помнит, что всегда до последнего момента ты был сияющим, радостным и благородным? Кто, встретив тебя, не полюбил тебя? Кто, разговаривая с тобой, и кто, повстречавшись с тобой, не обретал утешения?

Как во время земной жизни, так и после своего ухода старец вдохновляет миллионы душ своими словами: «Мы именно на небе получили свое начало, мы родом с небес. Вновь мы вкусили небесных благ, когда приняли Святое Крещение, а затем и во время пострига. Всю свою жизнь мы думаем о Небесном Царстве, и его одного чаем. Наконец, в Небесном Царстве мы будем жить вечно, никогда не умирая».

И наверно, неслучайно Старец ушел именно в то время, когда Церковь торжествующе поет: «Христос воскресе!»

«Воистину воскресе Христос! – отвечает нам старец Эмилиан. – Я знаю это, чада, я это вижу».


Текст подготовлен
Александро-Невским Ново-Тихвинским женским монастырем г. Екатеринбурга




Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия