Знаменский скит на окраине Дивногорска

Елена Есаулова

Глядя на обветшавшее здание на окраине Дивногорска, трудно представить, что когда-то здесь была церковь, прозванная в народе «белой лебедью» из-за окрашенных в светлые тона стен. Перестроенный, лишенный куполов и крестов бывший храм, в котором сегодня находятся мастерские художников, был частью основанного в 1888-м году Знаменского мужского скита. Больше ста лет назад здесь бурлила жизнь: шли службы, молились и трудились иноки, в обитель прибывали паломники со всей России, к скитской пристани причаливали пароходы с грузами и пассажирами. Всё это было, кажется, не так уж и давно – в позапрошлом веке… А сегодня неравнодушные жители Красноярского края уверены, что пришло время восстанавливать скит, чтобы в этих святых стенах снова зазвучала молитва и возродилась духовная жизнь.

 Из гвардейцев – в иноки

– Отцами-основателями мужского Знаменского общежительного скита были Преосвященный Тихон, пятый епископ Енисейский и Красноярский, и игумен Филарет, – рассказывает дивногорец Игорь Федоров, историк, автор интереснейшей монографии об истории приенисейских монастырей, многочисленных научных публикаций, книг и учебных пособий. – Отец Филарет был не только основателем, но и строителем и первым настоятелем Знаменского скита. В миру его звали Федор Васильевич Васильев, он происходил из крестьян Псковской губернии, был отставным унтер-офицером лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Самый известный однополчанин будущего игумена – великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

Выйдя в отставку, Федор Васильев принял иноческий постриг в строящемся красноярском Успенском монастыре.

«…Желаю до конца моей жизни сознательно и всецело посвятить себя на служение Господу Богу в чине иноческом. К чему я постоянно стремился и о чем очень молил Господа Бога», – слова из его прошения на имя епископа, поданного в 1879-м году.

Духовный путь отца Филарета был прямым. Через два года после пострига он был рукоположен в иеромонахи, затем назначен духовником монастыря, после – казначеем, потом управляющим. В 1887-м утвержден в должности наместника Успенского монастыря. По собственному прошению назначен строителем Знаменского скита, а  в 1891 году стал его первым настоятелем. В 1907 году возведен в сан игумена – стал благочинным всех монастырей Енисейской епархии. За усердную службу награжден наперсным крестом от Святейшего Синода и орденом Святой Анны III степени.

– Всю свою жизнь игумен Филарет посвятил трудам на благо обители, – делится Игорь Геннадьевич. – А обустраивать скит, по традиции, помогали меценаты и простые верующие. Почетный гражданин Красноярска Тимофей Матонин вложился в строительство скита деньгами, купец Николай Гадалов выстроил на территории пристань и часовню в честь Святителя Николая Чудотворца. Некоторые зажиточные граждане жертвовали монастырю дома и земельные участки. На благое дело вносили скромную лепту простые верующие и паломники.


 В обитель – на реабилитацию

К началу ХХ века Знаменский скит стал одним из значимых духовных центров края. При нем была открыта школа для послушников, создан приют для инвалидов войны.

– Из-за твердого нрава бывшего унтер-офицера к игумену Филарету в скит часто отправляли лиц духовного звания со всей Енисейской епархии на перевоспитание от порока пьянства и лености, – говорит историк. – Среди монахов было много военных. Встречались среди них и очень интересные личности. Такие, как, например, некий иеромонах Владимир, участвовавший в русско-японской и Первой мировой войнах в качестве полкового священника, награжденный орденом Анны III степени с мечами.

 Земли, заводики, мастерские

При деятельном и энергичном игумене Филарете скит с несколькими послушниками быстро развивался и вскоре превратился в значимый духовный центр края, в процветающий монастырь. В 1909 году здесь подвизалось уже 50 монахов. За год обитель принимала по шесть тысяч богомольцев: люди ехали в скит из многих епархий России и даже из-за рубежа.

У монастыря имелись обширные земельные угодья, частично сдаваемые в аренду, подсобное хозяйство, кузнечные, сапожные, столярные и портновские мастерские, кирпичный, смолокуренный и свечной заводики, пасека, известняковый карьер, был арендован рыболовный участок. Пассажиры судов, делавших остановку у монастырской пристани, приобретали у послушников мед, выпечку, ягоды и грибы, что также приносило прибыль.

К слову, кирпичный забор вокруг Покровской церкви Красноярска сделан из кирпича с заводика Знаменского скита.

«Она выстроит Cвой монастырь»

Главной святыней Знаменского скита была чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Абалакская – самый почитаемый в Сибири Богородичный образ. Путь этой иконы в Сибирь промыслителен и чудесен. В 1886 году казак Кассиан Бабенков отправился в Екатеринбург, чтобы заказать по просьбе жителей одной из деревень Енисейской епархии Богородичную икону. Образ (копию с чудотворной иконы Знаменской Абалакской) для сельских жителей изготовили, определив ему цену в 150 рублей. Но покупатели вдруг прислали Кассиану письмо, где отказывались брать образ, попеняв на дороговизну. Но в тот же день казак получил еще одно послание от неизвестного адресата, где говорилось, что Кассиан должен доставить икону в красноярский Успенский монастырь, где ее уже ждут.

По пути в родные края, сделав остановку в селе Ишим, казак встретил странницу по имени Марфа. Она трижды подолгу молилась перед образом Богородицы, а потом спросила Бабенкова, куда он везет икону. Услышав ответ, промолвила: «Нет, Матерь Божия в Успенском монастыре жить не будет. Она выстроит Свой монастырь».

В Красноярске Кассиан передал образ иеромонаху Филарету, и, не таясь, рассказал обо всех перипетиях. Тот принял его слова очень близко к сердцу. Через некоторое время при закладке храма в новой иноческой обители под Дивногорском скит был назван в честь образа «Знамение» Абалакской Божией Матери. Затем икона была торжественно перенесена в скитскую церковь и стала великой святыней обители.

Скитская чудотворная

– Икона обладала исцеляющей силой, о чем не раз свидетельствовали местные жители и приезжие богомольцы, – замечает Игорь Федоров. – Люди обращались к епархиальному  начальству с просьбой проводить крестные ходы с главной иконой монастыря, называя образ «Скитской чудотворной». После крестных ходов случались чудесные исцеления крестьян от тяжелых физических и духовных недугов. Об этом говорят, например, многочисленные архивные записи жителей Новоселовской волости. Мещанин города Красноярска Мельников излечился от расслабления (паралича).

После подтвержденных чудес Святейший Синод  официально признал икону Божией Матери «Знамение» Абалакская, хранящуюся в скиту, чудотворной. К 1914 году по молитвам пред ней насчитывалось 40 чудес.

Уничтожение, разграбление… Воскрешение?

В 1920 году, после окончания Гражданской войны, Знаменский скит перестал существовать. Примерно, 10 лет до этого печального момента не дожил игумен Филарет. Он мирно почил 22 ноября 1910 года и был похоронен при большом стечении народа в ограде Знаменской церкви. Могила его не сохранилась.

После закрытия монастыря его имущество либо уничтожили, либо разграбили. А вот чудотворная Богородичная икона избежала гибели. Она чудом сохранилась в запасниках Красноярского краеведческого музея до наших дней.

– Дивногорский архитектор Анатолий Федорович Блохин и Ваш покорный слуга нашли и идентифицировали икону в фондах музея в начале 1990-х годов, – вспоминает Игорь Федоров. – Сейчас по согласованию с музеем образ находится в дивногорской Знаменской церкви на временном хранении.


На момент закрытия монастыря большинство из 44 монахов покинуло скит.

– Кто-то из послушников вернулся домой, несколько человек были обвинено в контрреволюционной деятельности, и в марте 1920 года их забрали в Красноярский губревком, – завершает рассказ историк. – Дальнейшая судьба этих людей неизвестна – скорее всего, она трагична.

Долгие годы до начала Великой Отечественной войны недалеко от разоренного скита жил старец Серафим. Один из монахов до 1970 года работал продавцом в поселке Усть-Мана.

Строения монастыря были переданы детскому дому, потом на его территории размещались учебно-опытный лесхоз и подсобное хозяйство техникума, общежитие. Часть зданий разобрали, часть – снесли. Часовня Святителя Николая-Чудотворца сохранялась до 1955 года. Потом ее переносили, устраивали в ней пекарню, потом сторожку, а затем и вовсе разрушили.

Неравнодушные дивногорцы уверены: Знаменский скит можно и нужно восстанавливать. Уже создана рабочая группа по возрождению святыни, ведется сбор архивных документов, в планах – создание попечительского совета и фонда для сбора средств. Активисты обратились к Общественному совету при Красноярской митрополии с призывом поддержать их в благом деле возрождения утраченной святыни.

– Здание бывшей Знаменской церкви сложено из бревен лиственницы; по оценкам специалистов вполне реально провести ее реставрацию и восстановить первозданный облик, – считает Игорь Федоров. – Возможно, получится возродить в этих намоленных стенах и монашескую обитель. Верим, что ее святые насельники  ходатайствуют об этом пред Господом.


Фото – из личного архива И. Федорова и блога Красноярской краевой научной библиотеки


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара