Тема выпуска: обители Гатчины
Новый спецвыпуск «МВ» посвящен монашеским обителям Гатчинской епархии Русской Православной Церкви
«Иметь радость в сердце»
Епископ Гатчинский и Лужский Митрофан
Интервью
Епископ Гатчинский и Лужский Митрофан – об особенностях устроения монашеской жизни в Гатчинской епархии, крестных ходах с почитаемыми святынями, просветительских проектах и современной молодежи, своих первоочередных архиерейских задачах, молитвенном правиле и о многом другом.
Воинство Христово православной Гатчины
История
Гатчинской епархии всего десять лет, однако история ее монашества уходит в седую древность. Правда, известно о нем очень немного: мало имен и названий, небольшое количество подтвержденных документами исторических фактов.
Монастыри Гатчинской епархии
Духовная география
Краткий путеводитель по монастырям и монастырским подворьям Гатчинской епархии с информацией для паломников: адрес, телефон, сайт, как доехать, список святынь, реквизиты для пожертвований.
Обитель апостола любви
История
Череменецкий мужской монастырь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова расположен в Лужском районе Ленобласти на Череменецком озере. Обитель видно издалека. Вдоль берега полуострова кругом проходит дорога, словно окольцовывая холм, на вершине которого возвышается главный монастырский Иоанно-Богословский собор. Сегодня монастырь восстанавливается очень быстро, меняясь на глазах.
Архимандрит Мелетий Череменецкий: последователь апостола любви
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Голоса времени
История любого монастыря – это не только построенные храмы, древние иконы и росписи, но в большей степени люди, те, кто населял ту или иную обитель, сохранял и преумножал в ней живую духовную монашескую жизнь. К сожалению, не о всех время сохранило полные или даже частичные воспоминания, но иногда из-под «исторического асфальта» пробиваются, словно стебельки, биографические данные, раскрывающие труды на ниве Церкви Христовой. Один из таких тружеников – архимандрит Мелетий (Урядинский-Жолнин), боголюбивый игумен Череменецкого монастыря.
«Быть карандашом в руках Бога»
Монахиня Феофания (Сметанина)
Интервью
Есть в Гатчине удивительное место. Когда-то – монастырь, спустя годы – полная разруха и запустение, сегодня – приход на территории бывшей Пятогорской Богородицкой женской обители, которая восстанавливается трудами всего лишь трех монахинь. Старшая сестра прихода монахиня Феофания поделилась историей возрождения святыни и рассказала, как и почему здесь созидается монашеская жизнь.
Забытый Эдем
История
Монастырь – это маленький рай. Именно такой представляется Пятогорская Богородицкая женская обитель в деревне Курковицы Ленинградской области. Историю свою монастырь ведет с конца XIX века. В 1930-х, как и большинство русских обителей, был закрыт советской властью. В 2013-м возрождать монашескую жизнь в Курковицах приехала монахиня Феофания. Сегодня в обители всего три насельницы. Молитвами и трудами этих сестер Пятогорская обитель постепенно восстает из руин.
«Мир спасет монашество»
Иеромонах Макарий (Тягловский):
Интервью
Настоятель возрождающейся Свято-Успенской Макарьевской пустыни иеромонах Макарий – о жизни без телефона, воды и электричества в XXI веке, о бездорожье до монастыря большую часть года и болотоходе, который он водит сам, о приходе в монашество в сорок пять лет и прямых путях к Богу.
Монастырь на краю болота
История
Свято-Успенская Макарьевская мужская пустынь всегда была обителью по-настоящему отшельнической: вдали от цивилизации и автомобильных дорог, на краю обширного болота, среди труднопроходимых лесов, гибельных трясин и пустынных урочищ. Монахи здесь жили замкнуто, соблюдали строгий монастырский устав, игумены никогда не избирались на высокие посты. С 2005 года, после столетнего запустения, в пустыни возрождается иноческая жизнь. В связи с тем, что добраться до монастыря непросто, ему и в XXI веке, видимо, суждено быть приютом истинных анахоретов.
Преподобномученица Мария: гатчинская утешительница
Анастасия Михалос
Отцы Церкви
В трагические для страны периоды Господь всегда воздвигает подвижников, главная миссия которых – утешать народ. Подобных утешителей очень мало, поскольку значительно проще обличить, наказать, четко продемонстрировать, за какие грехи кто страдает. Лезет послушник на небеса – тащи его обратно, а не лезет – хорошо попинай, чтоб хоть как-то шевелился. Это самая распространенная азбука русской «духовной» жизни. Преподобномученица Мария Гатчинская поступала со своими чадами ровно наоборот. К ней приходили расстроенные, впавшие в уныние, потерявшие духовные ориентиры люди, а уходили, обретя внутренний стержень, цель и крылья впечатляющего размаха.