Выступление игумении Елисаветы (Поздняковой), настоятельницы ставропигиального женского монастыря Москвы Марфо-Мариинская обитель милосердия на ХХVIII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы, 28–29 января 2020 года)
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, досточтимые отцы игумены, матушки игумении, дорогие братья и сестры!
Великая Отечественная война – особенное явление в жизни нашей страны. Эта война велась в условиях почти разрушенного государства и внутренних репрессий и по обычным человеческим меркам вряд ли могла быть выиграна. Великая Победа стала результатом подвига русского народа, который, несмотря на все, что он пережил за годы советской власти, явил в этой войне свой исконный дух, давший русскому человеку силу без колебаний идти на смерть «за други своя». В эту войну у каждого был свой подвиг: кто-то погибал на полях сраженья, кому-то нечем было кормить детей, кто-то работал до изнеможения в тылу, кто-то, сам умирая от голода, ежедневно провожал в последний путь своих близких в промерзшем блокадном Ленинграде, а кто-то прорывался из окружения, будучи предан своим же командованием.
Но если говорить о монахах, то у них в это время был свой, особый подвиг. Если все, о ком мы говорили выше, вдохновлялись на борьбу пониманием того, что они защищают свою страну или, по крайней мере, страдают вместе с ней, то огромное количество русских людей, в том числе и подавляющее большинство монашествующих, в это же самое время подвергались жесточайшим преследованиям со стороны государства, томясь в тюрьмах, лагерях и ссылках, умирая на изнурительных работах и в лагерных больницах.
Обстоятельства послереволюционного периода истории России вывели монахов из монастырей и рассеяли по миру. И большинство из них смогли своей жизнью явить людям Христа, многих привели к вере. Находясь в нечеловеческих условиях, испытывая величайшие страдания, эти люди спасали тех, кто находился в заключении или в ссылке рядом с ними, приводили их к Богу своим примером. Во время нашей конференции мы услышали о многих примерах такого подвига.
Непоколебимость веры, стойкость в подвиге, неистощимое терпение – это дары Божией благодати, которые явили новомученики и исповедники нашей Церкви. Очевидно, что зримая нами кончина святых мучеников венчает их подвиг. Вера, которую они смогли пронести до конца, свидетельствует о том, что путь к мученичеству и святости они начали гораздо раньше, в то время, когда еще жили в своих монастырях и вели другую войну – войну с дьяволом. Только ведя ежедневную брань, монах может стать победителем – как стали победителями сотни тысяч русских людей, составляющие сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Христианский апологет Тертуллиан сказал, обращаясь в III веке к римским языческим мучителям: «Мы побеждаем, когда нас убивают. Чем более вы нас истребляете, тем более мы умножаемся; кровь христиан есть семя» [1].
Сколько ни старались безбожники погубить монахов – заключали их в тюрьмы, расстреливали, топили на баржах… – стойкость этих людей вдохновляла другие поколения. И подвиг монахов, перенесших до конца испытания и ставших мучениками за веру, сделал их тем живым семенем, на котором в наше время возрождается монашеская жизнь.
В 1990-е годы, когда начинали свое возрождение большинство монастырей, было много бытовых трудностей, было подвигом решиться на эту жизнь, часто не обеспеченную элементарными условиями. Но у тех, кто шел на это, горело сердце. Замечательно, что сейчас многие монастыри уже восстановлены хотя бы частично, однако есть опасность с приходом комфорта утерять дух.
Милостью Божией сегодня мы живем в мирное время, при отсутствии гонений. Но когда все хорошо, мы расслабляемся – нам хочется отдохнуть, полечиться и проч., хочется создать вокруг себя обстановку курорта. В результате подчас в бытовом плане мы живем лучше, чем в миру. Между тем преподобный Антоний Оптинский говорил: «Видите, сколь много должно употреблять усилия, трудов, издержек и перенесения разных неприятностей для устройства себе временного покоя! А сколько должно пролить поту, употребить трудов и претерпеть лишений, болезней, печалей и воздыханий для приобретения себе вечного покоя на Небеси! А мы думаем, как и я, лежа на боку, то есть на мягкой постели, и после роскошной жизни, да и в Царствие Небесное».
У многих из нас нет особенных сложностей, которые нужно было бы терпеть. С другой стороны, часто пустая многозаботливость, желание получить побольше урожая, сделать все дела уводят нас от главного.
Наше время можно назвать как бы следующим этапом возрождения монашества. И от нашего поколения, живущего во многом «на всем готовом» благодаря трудам первых насельников, Господь ждет иного подвига – внутреннего монашеского делания, заботы об очищении и возрастании своей души. Каждому времени дана своя война, и своя война дана каждому монаху. Сегодня, в мирное время, каждый монах в своем монастыре должен тоже вести эту войну с дьяволом. «Не телесными силами, но постоянством души и терпением в скорбях одерживается победа над невидимыми врагами», – учил святитель Василий Великий.
В наше внешне благополучное время оказывается непросто остаться верным Церкви, верным Христу, что мы видим сегодня уже в масштабе вселенского Православия. Если сегодня мы не будем вести эту борьбу, то в тот момент, когда от нас потребуется исповедовать свою веру, мы окажемся на месте юродивых дев, которым не достало елея, чтобы встретить Жениха Христа.
_______________________________________________________________________________
[1] См. Тертуллиан. Апология. Гл. 50.