Доклад игумении на XXI Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Святоотеческая традиция монашеской жизни в современном мире» (Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. 25 января 2013 года).
Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, Ваши Высокопреподобия, Ваши Преподобия, досточтимые братия и сестры!
Позвольте выразить Вам искреннюю благодарность за предоставленное слово на Рождественских чтениях, что для меня является одновременно и большой честью, и огромной ответственностью. Предложенную тему — «Важность чтения святоотеческой литературы и проведения духовных бесед», − мне хотелось бы начать словами свт. Феофана Затворника: «Так вот какой ныне лучший, благонадежнейший способ руководствования, или воспитания в жизни христианской! Жизнь в преданности в волю Божию, по Божественным и отеческим Писаниям с совета и вопрошения единомышленных![1]»
Важность и польза святоотеческих творений заключается в следующем: по словам свт. Игнатия (Брянчанинова), «беседа и знакомство со святыми сообщают святость»[2] Эту мысль подтверждает прп. Никодим Святогорец словами: «Дух писателя сообщается тому, кто читает его с полным вниманием»[3].
«Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели»[4], − продолжает свою мысль свт. Игнатий. Насколько мы проникаемся духом наших святых наставников, настолько яснее становится образ действий, приближающих к цели.
Руководствующийся творениями Св. Отцов «имеет руководителем Святого Духа»[5]. Прп. Нил Сорский говорит в одном из своих писем, что если он не находил в памяти освященного мнения о
Св. Отцы учили душеполезным чтением собирать и ограждать ум. Прп. Нил приводит слова св. Исаака Сирина: «При несобранности помыслов, наипаче чтением займись, и Ангел Великому Антонию заповедал сие же: когда ум твой рассеивается, наипаче прилежи чтению и рукоделию»[8].
На вопрос, не довольно ли будет руководствоваться одним Священным Писанием — «чистым Словом Божиим, в котором нет примеси слова человеческого[9]" − свт. Игнатий отвечает: „Вдохновенные Богом мужи, − святые Отцы истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание священного Писания, необходимо чтение Св. Отцов“[10].
Чтение Св. Отцов помогает приобрести истинную молитву. Как пишет прп. Исаак Сирин: „Чтение Св. Писания и житий святых открывает путь тонкости созерцания, чтением душа просвещается, чтобы всегда молиться неленостно и несмущенно“[11]. Прп. Паисий Величковский хорошо понимал, что без опоры на святоотеческий духовный опыт идти к спасению и вести за собой многочисленную братию, вверившуюся ему, не представлялось возможным[12].
„Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись“[13], − считает свт. Игнатий. − Те единственно монахи достойно носят имя монахов, которые воспитаны, вскормлены святым чтением»[14]. Святоотеческая литература помогает человеку понять правду о самом себе и «обличает козни нашего врага, его лукавство, открывает его сети, его образ действий»[15]. Прп. Иоанн Лествичник сказал: «Как убогие, видя царские сокровища, еще более познают нищету свою: так и душа, читая повествования о великих добродетелях Святых Отцев, делается более смиренною в мыслях своих»[16].
«Книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство»[17].
Чтение Святых Отцов требует труда. Бывают периоды, когда к этому деланию приходится себя понуждать, потому что враг рода человеческого, зная о плодах святоотеческого наставления, старается лишить человека духовной пользы, внушая нежелание читать.
Прп. Зосима Верховский говорит: «<…> Кто <…> не терпит продолжительнаго чтения и поучений из Евангелия и Святых Отец, яко <…> не понимает чтомаго, <…> таковый долженствовал бы еще более оказывать терпения <…> и со смирением умоляти отца и братию, да вразумляют его и объясняют ему чтомое»[18].
Но нужно читать именно те книги, которые подходят человеку в данный период. Свт. Игнатий советовал: «Старайтесь читать книги Святых Отцов, соответствующия вашему образу жизни. <…>" Иноки общежительные «должны читать святых Отцов, написавших наставления для этого рода жизни. И <…> другое чтение для безмолвников и отшельников! Изучение добродетелей, несоответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь безплодною. И жизнь истощавается напрасно, и пропадают добродетели: душа не может долго удержать их при себе, должна скоро их оставить, потому что они ей не
Новоначальному, по словам епископа Петра (Екатериновского), «полезнее прежде читать те книги, в которых излагается учение, как побеждать в себе страсти, приобретать смирение, кротость, любовь, терпение, целомудрие и другие добродетели»[20].
Догматические, литургические,
В области истории приведу такой пример: многими ревнителями не по разуму прославляется как святой царь Иоанн Грозный. Если бы ратующие о его прославлении ознакомились со святоотеческими критериями святости, с летописными и житийными свидетельствами о невинных жертвах террора Грозного царя, житием свт. Филиппа, прп. Корнилия
В аскетических деланиях человек, не имеющий правильных понятий о своем падшем состоянии и полной неспособности ни к чему без помощи Свыше, которые дает святоотеческое руководство, может оказаться в положении подвижника, описанного Аввой Дорофеем. Сначала несчастный прельстившийся монах, приписывая себе духовные «достижения», уничижал подобных ему братьев, потом — старцев, затем великих святых — «Макария, Василия и Григория», после сказал, что «нет никого достойного, кроме Петра и Павла», и кончил тем, что «возгордился <…> и против Самого Бога и <…> лишился ума»[21].
Знание Отцов помогает православному христианину среди великого множества современных философских и мировоззренческих течений не сбиться с правильного пути, не увлечься «учениями чуждыми»[22].
Бывает и так, что прочитанное забывается, не удерживается в памяти
Прп. Варсонофий Оптинский приводил в пример старца Оптиной Пустыни Макария, говоря, что тот через каждые три года перечитывал Авву Дорофея и «Лествицу» и находил в них все новое и новое, ибо рос духовно[25].
В Древнем Патерике сказано: «Брат спросил старца, говоря: прошу старцев, чтобы они сказали мне о спасении души моей, − и ничего не могу удержать из слов их. Зачем же мне просить их, когда ни в чем не успеваю? Ибо я весь нечистота. Были же там два пустых сосуда. И говорит ему старец: поди, принеси один из тех сосудов, налей в него масла, вылей оное и поставь сосуд на место. Так он и сделал однажды и дважды. И говорит ему старец: принеси теперь оба сосуда вместе, и посмотри, который из них чище. Брат говорит ему, тот, в который я влил масло. Так и душа, хотя и ничего не удерживает из того, о чем вопрошала, но очищается более, чем душа человека не вопрошающего»[26].
Чтение святоотеческих творений — это своего рода вопрошание живших прежде опытных и святых наставников. Духовные беседы, которые проводятся для всего братства или сестринства — это также возможность задать волнующий вопрос и получить ответ. Ведь беседа — это диалог: на ней более опытными предлагается и раскрывается тема, а затем следуют вопросы и совместное обсуждение. Беседы становятся своего рода приближением опыта, изложенного в творениях Св. Отцов прошедших веков, к современности и разъяснением, как применить этот опыт в личной жизни каждого.
Оба делания имеют одну цель − спасение. Чтение и духовная беседа взаимно обогащают и дополняют друг друга. Если читающий не понял
Важность проведения духовных бесед заключается в промыслительном употреблении Господом этого средства для нашего спасения, ведь, по слову ап. Павла, «вера — от слышания»[27]. В качестве Евангельских примеров бесед Господа с апостолами можно назвать разъяснения Спасителем для них притч.
Проведение духовных бесед в среде монашествующих — это древняя традиция, которая берет свое начало во время прпп. Антония и Макария Великих (IV век). Беседы наиболее преуспевших подвижников с собратьями приобрели непреходящее значение школы монашеской жизни и духовного усовершенствования. Слово от опыта, многократно исполненное на деле, оказывало сильное действие, влияя на судьбы многих, а подчас коренным образом изменяя жизнь слушателей[28]. Практика монастырских общих бесед вошла в силу с установлением правил монашеского общежития при прп. Пахомии Великом.
Прп. Феодор Студит говорил братиям поучения во все время своей жизни, при всех, даже неблагоприятных, обстоятельствах[29]. Следуя примеру Студийской и других обителей, в строгих общежительных монастырях преподавалось духовное назидание посредством совместного чтения святоотеческих писаний и общих бесед на тему прочитанного или же по
В России традиция монастырских духовных бесед была возрождена и введена в лучших русских обителях благодаря прп. Паисию Величковскому и его ученикам. Можно было бы назвать многих духовных руководителей и старцев, проводивших беседы: приведем наиболее яркие примеры − это прп. Феодор Санаксарский,[30] свт. Игнатий (Брянчанинов), известная подвижница ХIХ века игумения Арсения (Себрякова)[31].
Польза духовных бесед заключается в том, что:
1) Беседы вдохновляют, воодушевляют на духовные подвиги и тщательное исполнение монастырского устава, монашеских правил
Ученицы схимонахини Ардалионы (Игнатовой) и игумении Арсении (Себряковой) так вдохновлялись их словом, что некоторые из них говорили: «Жив, мертв — надо исполнить слово наставницы!»[32].
2) Беседы духовно объединяют, сплачивают
Феодор Освященный, став настоятелем огромного Пахомиева братства, видел в беседах одно из средств сплотить монашествующих[33].
3) Во время бесед или в результате их вскрываются и исправляются немощи слушающих
Каждый, кто проводит духовные беседы в обителях в наши дни, может сказать — равнодушных на них нет.
4) Приобретаются правильные понятия, разрешаются недоумения, смущения, и от ответа на вопрос, заданный одним участником, могут получить пользу многие. На беседах слушающие не только узнают новое, но и получают назидание
В ответах Спасителя на вопросы учеников заключалась польза Церкви. Так, например, во время Прощальной беседы Господа с учениками, апостол Филипп попросил «Господи, покажи нам Отца и довлеет нам»[34]. Этим вопросом он «принес большую пользу Церкви Христовой, так как отсюда мы научились познавать единосущие Сына с Отцом и заграждать уста еретиков, отвергающих эту Божественную истину»[35].
Как видно из современной практики духовных бесед, везде, где они проводятся, есть хорошие результаты. Насельники и насельницы обителей становятся более внимательными, меньше на них действует дух уныния, усерднее к посещению богослужений и к исполнению послушаний, лучше относятся друг ко другу к посетителям монастыря, познают самих себя и отсюда больше работают над собой и меньше осуждают других.
Нельзя не отметить усилия нашего Первосвятителя, Святейшего Патриарха КИРИЛЛА, который не устает призывать пастырей и паству к просветительским трудам, чтобы как можно больше людей обрели истинные духовные ориентиры и приобрели правильные понятия. Когда Его Святейшество впервые посетил наш монастырь, то первым его словом назидания было слово о возгревании духовной ревности и необходимости проведения духовных бесед, что мы стараемся осуществлять.
[1] Феофан (Говоров), свт., Затворник. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. МДА, «Новая книга», 1995. С.72–73.
[2] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца
[3] Никодим (Святогорец), прп. Невидимая брань / Пер. Феофана (Говорова), свт., Затворника. Ч. 1. Гл. 48. М.:
[4] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца
[5] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца
[6] Творения преподобного Нила Сорского. Кириллов: Вологодская епархия,
[7] См.: Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца
[8] Творения преподобного Нила Сорского. Кириллов: Вологодская Епархия,
[9] Собрание писем Святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского / Сост.: Марк (Лозинский), игум. Письмо № 230. М.-СПб.: Издание Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 1995. C. 444.
[10] Собрание писем Святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского / Сост.: Марк (Лозинский), игум. Письмо № 230. М.-СПб.: Издание Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 1995. C. 444.
[11] Слова подвижнические преподобного Исаака Сирина. М.: Сретенский монастырь, «Правило веры», 2002. С. 441.
[12] http://
[13] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца
[14] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца
[15] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца
[16] Преподобного отца нашего Иоанна Лествичника Лествица. Слово 26, 211. Сергиев Посад:
[17] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца
[18] Зосима (Верховский), прп. Творения.
[19] Игнатий (Брянчанинов), свт. Переписка святителя Игнатия с друзьями и знакомыми. Письма святителя Игнатия без указания адресата. Письма из
[20] Петр (Екатериновский), епископ. Указание пути ко спасению. Опыт аскетики. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2001. С. 154.
[21] Преподобного отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поучения. Издание
[22] Евр. 13, 9.
[23] Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч.1.
[24] Отец Никон, иером. Оптиной Пустыни//
[25] Дневник иеромонаха Никона//
[26] Древний патерик. М.:
[27] Рим. 10, 17.
[28] См.: Казанский
[29] http://www.orthlib.ru/Feodor_Studit Жития святых, изложенные по руководству
[30] http://www.diveevo.ru>Новости>0/3/2234/
[31] Игумения Арсения. Схимонахиня Ардалиона. Путь немечтательного делания. М.: Издательство «Правило веры», 1999. С. 77.
[32] Игумения Арсения. Схимонахиня Ардалиона. Путь немечтательного делания. М.: Издательство «Правило веры», 1999. С. 102.
[33] См. Древние иноческие уставы. М.:
[34] Ин. 14, 9.
[35] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству