Отечество Небесное и земное: осмысление патриотизма в монашестве

Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл

Доклад епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла, наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры на XXXIII Международных образовательных чтениях «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»; направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», секция «“За други свояˮ – подвиг монашествующих во время Великой Отечественной войны» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 29 января 2025 года)

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, всечестные отцы и матери! Братия и сестры!

Для всех нас Отечество Небесное – это главная и подлинная Родина всего человечества, и монашествующие, как отражающие дух глубоко христианский, дух первого христианства, должны включать в себя «вселенскость» нашей веры, отражать то евангельское благовестие, в котором говорится, что Господь пришел спасти все народы. Одновременно мы осознаем, что заповедь почитания отца и матери, а значит всех наших предков, означает особое уважение к земному Отечеству, память о служении и подвигах наших соотечественников, благоговейное хранение всего того лучшего, что было сохранено и передано нам нашими предками.

Здесь вспоминаются слова святителя Филарета Московского: «Худой гражданин царства земного и для небесного царства не годен» [1]. Любовь к небесному Отечеству должна занимать высшую ступень в нашем сознании, но любовь к земному Отечеству – это также естественное качество христианина и монаха в том числе. Святитель Григорий Богослов в свое время засвидетельствовал: «Почитать матерь – дело святое. Но у всякого своя матерь, а общая для всех матерь – родина» [2]. Об этом говорится и в Новом Завете, где особый акцент ставится на внимании к «своим»: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5:8).

Святитель Феофан Затворник выражал свои мысли по отношению к этим двум Отечествам следующим образом: «Служа отечеству, мы сим самым служим Богу. Как же приходит некоторым на мысль, будто между сими служениями нет союза и будто посвятивший себя одному неизбежно оставит и забудет другое? Если здесь приносим мы благодарение Богу за прошедшие успехи в служении общественном и просим помощи на дальнейшее в нем преспеяние, если, т.е., сие служение отсюда как бы исходит и сюда же возвращается, то когда действительно, может быть, кого отвлекает оно от служения Богу и ослабляет в ком дух благочестия: не зависит ли это от вины нашей, а не от самого служения? Когда Господь говорит: «воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови» (Мф.22:21), то внушает, что совмещать сие обоюдное служение не только можно, но и должно. Свойство же самого дела показывает, что как тело есть орудие, посредством которого душа обнаруживает свои внутренние действия: так и общество и служение в нем есть лучшее поприще для раскрытия и обнаружения невидимого духа благочестия, и не для обнаружения только, но вместе для образования и укрепления» [3].

Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечает: «Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых» [4].

Святитель Филарет Московский также особенно обращает наше внимание на преподобного Сергия Радонежского, потому что предыдущие слова и цитаты в большей степени обращены к мирянам. Здесь же в лице преподобного Сергия святитель Филарет говорит о монашеском подвиге: «Преподобне Отче Сергие! От юности возлюбив отечество небесное, Ты однако и земного отечества не пренебрег, но возлюбил оное крепкою духовною любовью» [5].

Образ преподобного аввы Сергия, Игумена земли русской, для нас особенно важен, потому как, уйдя в глухой лес и сосредоточив всю свою жизнь в молитвенном предстоянии Богу, в духовно-аскетическом подвиге, преподобный игумен не забыл в молитвах своих соотечественников. И в тот период, когда он уже приобрел духовное зрелое состояние, святой не пренебрегал и не считал ненужным ходить в далекие пешие путешествия к князьям в разные города, убеждая их оставить личные амбиции и послужить общему делу Отечества. Это служение преподобный Сергий считал необходимым в духовной заботе о своем народе. И действительно, сам образ Святой Троицы, выбранный им как главный праздник обители, является указанием на духовное целеполагание, смысл жизни социума, отечества, народа, православных христиан в единстве друг с другом.

Мы помним, какое тяжелое время было тогда для Руси, и подвиг преподобного Сергия, по оценке профессора В.О. Ключевского, стал именно источником возрождения веры народа как в Бога, так и в те силы, которые дарованы Богом каждому христианину и народу в целом. При упоминании имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение и «затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной» [6]. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия, положенные в живую душу народа.

Сам преподобный Сергий, безусловно, своим образом показывает, что к настоящему монаху могут быть отнесены те слова, которые обычно относят к воинам, слова Христа Спасителя: Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя. (Ин. 15:13). Относясь не только к подвигу на поле битвы, но и к духовному великому служению преподобного Сергия, эти слова указывают нам на ту любовь, которую Господь заповедовал ко всем своим собратьям.

Служение преподобного отца нашего Сергия, в тяжелое время для нашего Отечества, имеет параллели и в других народах. Например, святой равноапостольный Косма Этолийский, афонский монах XVIII века, в трудное время, когда Османская империя захватила Грецию и уже долго властвовала над ней, обращался к своим духовным чадам. Он имел особое откровение выйти с Афона и поддерживать дух благочестия среди простых селян и горожан. Он говорил: «Чада мои любимые во Христе, сохраняйте мужественно и бесстрашно нашу священную веру и язык наших предков, так как оба этих понятия – суть нашей любимой Родины и без них нация наша погибнет. Братья, не отчаивайтесь. Божественное Провидение хочет однажды ниспослать нашим душам небесное спасение, чтобы воодушевить нас на освобождение от того жалкого состояния, в котором мы сейчас пребываем» [7].

Святитель Нектарий Эгинский, великий чудотворец XIX и начала XX века, говорил, обращаясь к воспитанникам семинарии, что они должны быть истинными служителями Церкви, а также испытанными борцами за Отечество. Святитель отмечал жестокую битву, в которой предстоит сражаться с многочисленными и влиятельными врагами Отечества. Он говорил: «Эллинский мир наводнен проникающими повсюду инославными миссионерами, а материалистический дух века сего стремится искоренить всякое понятие о правде и истине, добре и благочестии» [8].

«Немало, – говорит святитель Нектарий, – явилось и чужестранных претендентов на земли, издревле нами унаследованные, на земли, где испокон веков жил и трудился на благо всей человеческой цивилизации народ эллинов. Ныне враги эти уже не столь опрометчивы, как прежде, но куда более расчетливы в злоумышлениях и действиях своих. Враги многочисленны, но бесценное достояние наше, вера и Отечество, – все, что есть у человека самого дорогого, – обязывает нас мужественно и самоотверженно встать на защиту его от покушений и передать потомкам, могущим сохранить унаследованное» [9].

В этих словах святителя Нектария мы видим очень много параллелей с тем, что мы испытали в жизни нашего Отечества, особенно начиная с конца XX столетия и в XXI веке. К сожалению, немалое число наших соотечественников оказалось предателями отеческих преданий; к ним можно отнести слова святителя Тихона Задонского: «Тяжко грешат люди, которые присяги государю и обществу не хранят. Таковые неверные общества сыны зловреднее внешних врагов и называются безчестным именем: изменники» [10].

И хотя государя сейчас нет, но общество, его польза, а также благо народа, многими были преданы, попраны, вменены ни во что.

Конечно же, все беды нашего Отечества в так называемое «перестроечное» время коренятся в проблемах, которые привели и к гибели империи, и к воцарению коммунистической власти. В начале XX века, в годы русской смуты, священномученик протоиерей Иоанн Восторгов взывал к соотечественникам нашим, указывая на особое значение нашего Отечества: «Для того ли Промысл Божий вызвал к бытию Россию, поставив ее на рубеже двух миров и положив пред ней великое мировое призвание, чтоб она, перестав быть сама собой, исчезла с лица земли и изменила богоданному призванию? Для того ли Господь приобщил ее к Церкви Своей и духовное небо ее украсил сонмом равноангельных подвижников, чтобы всё это погибло пред разливом безбожия и иноверия?» [11] Нет, – размышляет будущий священномученик. «Жив Господь наш, и жива Церковь Его, и жива Русь святая! Миллионы сынов её не преклонили и не преклонят колен своих пред Ваалом, их ни запугать, ни закупить, ни обмануть врагам России» [12].

Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл неоднократно подчеркивал, что в нынешнее время особенно необходимо осознать задачу сбережения того, что мы называем «единый духовный и культурный мир восточных славян», – то, что называется Русским миром, – определяя его как особую цивилизацию, которую необходимо сберечь, «к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами – и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную» [13].

На Западе и в нашей среде, среди адептов либеральной идеологии резко критикуется само понятие Русского мира, и даже в лице патриарха Константинопольского мы слышим ужасные рассуждения о том, что Русская Церковь, как и Русская империя, подобны друг другу в желании завоевать, так сказать, максимум территорий. Эти идеологи сформировали такое фиктивное понятие, как «русская православная империалистическая идентичность».

В то же время мы знаем то, как развивалась западная цивилизация, которая обрастая колониями, действительно вела себя империалистически. Исторические факты расширения нашего Отечества говорят о вхождении новых народов в сферу русского цивилизованного бытия и просвещенного христианского миросозерцания без насилия над их культурным наследием.

Хотя монашествующие и должны быть сосредоточены почти исключительно на молитве и подвигах аскезы, однако, по мысли старца Паисия Афонского, если в древности монах интересовался тем, что происходит в мире, то его надо было закрыть в келье и не давать ему выходить наружу. Однако в наше время, если он не совершенно безразличен к тому, что происходит в социуме, его надо скорее вытащить из кельи. Разумеется, речь идет не о том, чтобы дать ему активное социальное служение, а о том, что он должен осознать необходимость душой и сердцем сострадать тому, что происходит в окружающем его мире.

Более того, даже самый простой монах периодически встречается с посетителями монастыря, в сознании которых много различных идей, и либеральных, к сожалению, больше, чем консервативных и патриотических. К сожалению, за либеральными идеями глобалистского Запада стоит идея развращения человеческой нравственности. Но люди этого не понимают и, прельщаясь «сладкими» разговорами о либеральном единстве всего мира, проглатывают ядовитые идеи, содержащие ложное понимание высшего призвания и предназначения человека.

Я не буду слишком долго распространяться на мыслях о Русском мире, по этому поводу у меня был доклад на одном из заседаний Всемирного Русского Народного Собора. Я только отмечу, что, действительно, вера в особое призвание нашего Отечества сохраняется в святоотеческом предании. Мы должны осознавать этот факт как не причину для гордости, а как основание для осознания особой ответственности каждого из нас, в том числе и монахов. Мы должны оказаться способными дать правильные ориентиры для наших соотечественников, будучи погруженными как в аскетическую традицию в Православной Церкви, так и в святоотеческое наследие.

Преподобный Серафим Саровский в XIX веке говорил о том, что вера у нас Православная и Церковь, не имеющая никакого порока. Этих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима. Имущая веру и благочестие, щит и броню правды сих врата адова не одолеют. Более того, Преподобный говорил, что Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе. Это пророчество крайне актуально в наше время смятений в умах наших соотечественников, многие из которых мечтают о том, чтобы оставить нашу Отчизну и уехать в другие страны. Граждане России и сыны Церкви Православной должны свято помнить эти слова великого русского святого, воспитывая молодое поколение в позитивном патриотическом духе.

Я лично уверен, что желание ослабить Россию и в военном, и в социально-экономическом, и во всех других смыслах – это есть попытка сил антихриста противостоять этому пророчеству, которое высказано словами и многих других еще святых, ибо преподобный Серафим Вырицкий, святой XX века, в одном из стихотворений говорил пророчески: «Утихнут грозные невзгоды, Своих врагов Россия победит, и имя Русского Великого народа как гром по всей вселенной прогремит!» [14].

Аналогичную мысль высказывал святой Николай Сербский еще в 30-е годы XX века, пророчески предвидя, что Россия имеет особое значение в судьбе всего мира. Хотя об этом было действительно невозможно даже подумать в те годы, когда имя нашего Отечества воспринималось зачастую с сарказмом среди всех народов земли, ибо мы занимались самоуничтожением и попирали свои собственные святыни. Но, как говорил святитель Николай: «Наступает время, братья мои, и уже на пороге оно, когда грязью залитое и в муках постаревшее лицо русского народа воссияет как солнце и осветит всех тех, кто сидит во тьме и тени смертной. Тогда все народы на земле благодарно возгласят: «Наша Русь, наша мученица, красное солнышко!» [15].

Находясь в нашем Отечестве и видя множество наших внутренних проблем, мы искренне верим в это пророчество. Святитель Николай Сербский в письме к одному священнику в Европе, отвечая на вопрос, за что Бог наказывает православную Россию, разъяснял: «Сегодняшние крестные муки русского народа принесут миру непреходящую пользу. А сам русский народ выйдет из огня страданий более сильным, святым и славным, чем был прежде. Даже обычный кузнец бросает в огонь железо не для того, чтобы наказать его, но чтобы сделать его чище. Мы считаем и верим, что Творец попустил великому русскому народу огонь страданий не для того, чтобы наказать и истребить его, но чтобы этим страшным примером предостеречь и вразумить другие народы, а сам русский народ вовеки прославить пред землей и небом» [16].

При этом слава народа нашего должна быть не в эгоистическом самолюбовании, но, по словам другого сербского святого, преподобного Иустина (Поповича): «Суть русского призвания заключается в открытии русского Христа миру, Христа неизвестного миру, но сохраненного в нашей православной Церкви. По моему мнению, в этом вся суть нашей мощной будущей цивилизации и воскресения из мертвых всей Европы» [17]. Здесь преподобный Иустин ссылается во многом на Федора Михайловича Достоевского, которого он очень почитал. Повторяя его мысли, святой Иустин говорил о том, что действительно надо, чтобы воссиял в ответ Западу наш Христос, которого мы сохранили и которого они не знали.

В самом деле, для монашествующих, укрывшихся от суеты мира, это все может показаться лишним и ненужным. Однако в борьбе с сильным информационным воздействием на умы наших сограждан очень важно, чтобы каждый из наших братьев и сестер монашествующих мог грамотно использовать богатейшее наследие святых Православной Церкви. Эти святые прославлены от Бога явными чудесами при жизни и по смерти. Необходимо укрепиться самим, чтобы укрепить и наших соотечественников в понимании того служения, к которому призван наш народ и наша Церковь. Также это служение вдохновляет на новые и новые подвиги со смирением и кротостью, призывая помощь Божию на наших соотечественников и на нас самих. Только молитва и церковные таинства являются основой того подвига и призвания, о котором мы сегодня говорили. Это призвание выражено в мыслях святых угодников Божиих по отношению к нашему Отечеству и к нашей Русской Православной Церкви.

И, пожалуй, последняя мысль, на которую я хочу обратить внимание в наследии наших сербских святых, – это указание преподобного Иустина (Поповича) на наследие Федора Михайловича Достоевского: «Всечеловеческую роль Достоевский приписывает русскому народу не потому, что он русский, но потому, что православный. Ибо, будучи православным, он свято и богобоязненно сохраняет Лик Христов, Который дарует ему богочеловеческую любовь и силу для духовного единения со всеми народами и для радостного евангельского служения всем людям. Для Достоевского главное и не народ, но Церковь, народ же важен настолько, насколько он в лоне Церкви и насколько живет Христом и ради Христа» [18].

Достоевский всегда беспристрастно подчеркивал и отрицательные особенности русского народа и не преувеличивал его положительные стороны, говоря, что в русском человеке нужно уметь отличать красоту от наносной грязи. Трезво замечая худшие стороны поведения русского народа, Федор Михайлович тем не менее сохранял уверенность в том, что идеалы нашего народы все-таки Идеалы эти «сильны и святы», и они-то «спасали его в века мучений» [19], помогая сохранить в нем человеческий образ и веру в призвание.

Заканчивая свой доклад, благодарю и прошу обратить особое внимание на то, что монашествующий сегодня должен взять для себя этот пример, даже определенный духовный навык различать грех и человека, силу верить в пророчества, несмотря на то, что реальность во многом говорит о чем-то подчас обратном. И возгревать в себе готовность помочь всякому человеку, которого Господь пошлет нам в наши святые обители, правильно сориентироваться в том тяжелом информационном тумане, который нагнетается сейчас всеми противными силами. Это делается именно для того, чтобы люди запутались, потеряли все ориентиры святости, благородности, чести и призвания. Мы знаем, и об этом имеем даже отдельные личные свидетельства, что в нашу эпоху особые финансовые средства тратятся для того, чтобы развращать человечество и ввергать людей в тяжелые греховные состояния.

Мы, монашествующие, не должны забывать о том, что монах в идеале – это молитвенник за все человечество. Конечно же, по согласованию с духовным наставником, трезво осознавая свою меру, тем не менее, мы все должны, каждый по своим силам, воздыхать к Богу за судьбу всего человечества и за судьбу нашего народа, о котором есть такие особые предсказания по отношению к общечеловеческой истории. Молитвами святых угодников Божиих, Господь да благословит всех нас!

-----------------------------

[1] Филарет Московский, свт. Слова и речи. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova-i-rechi/355 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[2] Григорий Богослов, свт. Письма. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/pisma/ (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[3] Феофан Затворник, свт. Богоугодная жизнь вообще. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/bogougodnaja-zhizn-voobshhe/1 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[4] Игнатий (Брянчанинов), свт. Будущее России в руках Божественного Промысла. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/budushhee-rossii-v-rukakh-bozhestvennogo-promysla/ (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[5] Филарет Московский, свт. Слова и речи. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova-i-rechi/424 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[6] Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuchevskij/istoricheskie-portrety-dejateli-istoricheskoj-mysli/1 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[7] Косма Этолийский, равноап. Слова. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijskij/slova/5 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[8] Димитракопулос Софоклис. Нектарий Пентапольский – святой наших дней. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Eginskij/nektarij-pentapolskij-svjatoj-nashih-dnej/23 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[9] Там же.
[10] Тихон Задонский, свт. Об истинах православно-Христовой веры и Церкви. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/ob-istinah-pravoslavno-hristovoj-very-i-tserkvi/16 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[11] Иоанн Восторгов, сщмч. Полное собрание сочинений. Т.3. Вып. 1. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgov/polnoe-sobranie-sochinenij-tom3/1 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[12] Там же.
[13] Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Цит. по: Православие.ру . [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/77492.html?ysclid=m9j0ufsqkw736100316
[14] Серафим Вырицкий, прп. Наставления и пророчества преподобного Серафима Вырицкого. Экзегет.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/X8VHKjfe6F2Flhrz (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[15] Николай Сербский, свт. Святой князь Владимир – креститель русских. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/svjatoj-knjaz-vladimir-krestitel-russkih/ дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[16] Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/missionerskie-pisma/69 дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[17] Иустин (Попович), прп. Тайна России. Из книги «Достоевский о Европе и славянстве». Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://spb-eparh-vedomosti.ru/article.php?id=374 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[18] Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/dostoevskij-o-evrope-i-slavjanstve/12 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[19] Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatelya-1876/3/ (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).

Материалы по теме

Предстоятель

Новости

Публикации

Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

Доклады