XXII Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап

Архиепископ Святогорский Арсений

Доклад архиепископа Святогорского Арсения, наместника Свято-Успенской Святогорской Лавры: «Осуществление киновиального уклада монастырской жизни в современных условиях». Региональный этап ХХII Международных Рождественских образовательных чтений: «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». 13 ноября 2013 года

Игумен Симеон (Гаврильчик), насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Просвещенность ума, или просвещенность монаха, о которой говорит прп. Иоанн Лествичник, означает совершенно иное, нежели принято считать в светском обществе под просвещенностью. В обществе просвещенность, как правило, понимается в рамках и представлениях, которые были выработаны на Западе в эпоху так называемого Просвещения. В России, как известно, эта эпоха приходится на «екатерининский период», то есть на время правления Россией человека, действительно глубоко образованного и обладавшего тонким умом, - императрицы Екатерины II. Но именно в правление этой просвещенной императрицы, состоявшей в переписке с М.Ф. Вольтером и Д. Дидро, выстраивавшей управление государством по книге Ш.Л. Монтескье «О духе законов», начался период крайне тяжелого положения для иночества и для монастырей.

Игумения Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга Домника (Коробейникова)

Когда мы говорим о духовном окормлении в женских обителях, то подразумеваем, что это окормление осуществляет игумения. Именно ее церковная традиция называет духовной матерью монахинь. И преподобный Феодор Студит говорит, что игумения – это «кормилица, которая холит своих детей; учительница, которая любит, и заповедует, и приказывает».