Шуйские монастыри: история и возрождение

Иеромонах Тихон (Захаров)

Доклад духовника Николо-Шартомского монастыря иеромонаха Тихона (Захарова) на монашеском съезде Ивановской митрополии в рамках регионального этапа XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917–2017: уроки столетия для Ивановской земли».

На Шуйской земле в древности не было крупной обители, имевшей общерусскую известность, но островки монашеской жизни всегда присутствовали как в самой Шуе, так и в ее окрестностях. К сожалению, сведений о старинных шуйских монастырях сохранилось немного. Следует признать, что нам известно о существовании некоторых малых монастырей в Шуе во многом благодаря записям краеведа и собирателя древностей В.А. Борисова (1809–1862), но и у него приводятся весьма скудные, отрывочные сведения. Пожалуй, лишь Николо-Шартомская обитель имела значительный корпус документов, который до настоящего времени еще недостаточно изучен. Часть шуйских монастырей была закрыта после церковной реформы 1764 года, другие обители упразднили после октябрьской революции. В советское время на территории Шуйского района в настоящих его границах не было ни одного действующего монастыря.

Тема нынешних Рождественских чтений «Уроки столетия» касается, возможно, не только осмысления трагедии 1917 года, но и феномена возрождения Русской Церкви за последние три десятилетия. В слово «возрождение» в данном случае можно вкладывать несколько смыслов: это и обретение утраченного, и воссоздание традиции, и архитектурная реставрация, и, собственно, новое рождение. Возможно, что это понятие заключает в себя не только всестороннюю «реставрацию», восстановление того, что было раньше, но и осознание прежнего великого замысла Божия о нас, а также понимание новых задач Церкви. Многим обратившимся в 1990-е к Церкви людям, наверное, памятно ощущение, когда восстановленная из небытия приходская жизнь воспринималась как встреча с чем-то давно забытым и узнаваемым, как возрождение генетической памяти народной.

С открытием храмов на Шуйской земле, воцерковлением людей, переживших десятилетия безбожия, началось и возрождение монашеской жизни. Вновь открывались полуразрушенные монастыри, устраивались и новые монашеские общины. Отметим, что среди десяти действующих ныне в Ивановской области монастырей, четыре находится на территории Шуйского района. Краткому обзору истории древних обителей и возрождению монастырей на Шуйской земле в наше время посвящено настоящее небольшое исследование.

Заслуживают внимания, в первую очередь, бывшие прежде в Шуе старинные монастыри, ныне упраздненные.

Троицкий мужской монастырь (1546–1765)

На территории Троицкого кладбища располагался Троицкий мужской монастырь. По расхожему выражению, «начало и основание этой древней обители скрываются во мраке неизвестности». Впервые монастырь упоминается в 1546 году. Согласно Писцовой книге Афанасия Векова, в 1629 году в монастыре было две церкви: Троицкая с приделом Казанской Божией Матери и Успенская с приделами Иакова, брата Господня и Филарета Милостивого. Примечательно, что монастырь управлялся архимандритами. Борисов приводит список архимандритов Троицкого монастыря, первым из них значится Варнава (1628). В рукописи, повествующей о случившейся в Шуе в 1654 году моровой язве, упоминается о том, как архимандрит Троицкий с братией скорбели о несчастном городе и со слезной молитвой обходили крестным ходом кругом града. Известно, что автор Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери иконописец Герасим, сам пораженный болезнью, принял перед смертью постриг в Троицкой обители. По описи монастырских вотчин от 1671 года за Троицким монастырем числилось 8 крестьянских дворов и 46 душ мужеского пола. С 1724 года шуйская Троицкая обитель как малобратская была приписана, согласно требованиям «Духовного регламента», к более крупному Николо-Шартомскому монастырю и экономически зависела от него. По сведениям 1741 года, в обители вместе с архимандритом проживало 7 монашествующих. В той же описи говорится, что «архимандрит с братиею питаются от подаяния мирских людей и на церковные потребы от подаяния ж». В 1765 году Троицкий монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь. В 1772-м при храме было утверждено городское кладбище. Новая каменная Троицкая церковь с шатровой колокольней была построена шуйскими купцами братьями Степаном и Алексеем Посылиными в 1829 году. Это был круглый пятиглавый храм, внутри расписанный известным художником Тимофеем Медведевым. В храме находилась почитаемая Казанская икона Божией Матери. Сохранились кладбищенские ворота с оградой, возведенные в 1871 году на средства купца 1-й гильдии А.В. Щеколдина. Прежние монашеские кельи были вдоль передней ограды нынешнего кладбища лицом к храму [1]. Троицкая кладбищенская церковь в 1931 году была передана обновленцам, в 1934 году храм был закрыт и уже конце 1930-х  уничтожен до основания [2].

Борисоглебский женский монастырь (XVII – нач. XVIII в.)

О другом монастыре в Шуе – женском Борисоглебском – сохранились небольшие и противоречивые сведения. В. Борисов пишет, что о существовании монастыря видно из увещательной грамоты архиепископа Суздальского и Тарусского Серапиона (1643 года), из которой следует, что монахини не имели тогда определенного места жительства в Шуе и скитались по мирским домам [3]. Суздальский архиерей увещевает, чтобы «инокиням поставить кельи, дать возможность старицам жить при церкви, а не в доме у родимцев». Факт того, что женские монашеские общины не имели своих церквей, не являлся в те времена единичным. Борисоглебская деревянная церковь была тогда отдельной и имела свой причт, что видно из разных актов. При церкви была даже целая слобода служителей и бобылей, так и называвшая «Борисоглебской». Позднее Борисоглебский придел был основан в Крестовоздвиженской церкви, постройка которой завершилась в 1693 году [4]. Вероятно, прежняя Борисоглебская церковь находилась в ограде нынешней Воздвиженской.

Шуйский-Спасский женский монастырь (XVII в.?–1764)

Упоминается также еще один женский монастырь в Шуе – Шуйский-Спасский. Существует мнение, что в 1720-х годах сюда были переведены инокини Борисоглебского монастыря, однако это предположение считается не подтвержденным [5]. По описи 1741 года Спасский Шуйский монастырь находится в числе «монастырей и пустыней, за которыми вотчин и крестьян не имеется, а пропитание имеют от подаяния христолюбцев». По указанной описи в монастыре имелась начальница и две монахини, клир Спасской церкви состоял из семи человек бельцов. Как правило, при таких монастырях устраивались так называемые «кельи для бедных», в которых доживали свой век вдовые старицы. Из челобитной 1689 года видно, что женская обитель зависела от шуйского Троицкого мужского монастыря. Спасский женский монастырь был упразднен в 1764 году. Новая каменная Спасская церковь была построена в 1696-м, но впоследствии после многих пожаров она неоднократно перестраивалась. Возведенная в XIX веке в подражание архитектуре Исаакиевского собора в Петербурге, церковь была освящена в 1847 году. В 1869 году при храме была сооружена колокольня.

В 1929 году Спасский храм был окончательно закрыт. Спасская церковь, бывшая одним из главных украшений Шуи, была взорвана 1 мая 1930 года. Оставшаяся от взрыва груда кирпичей лежала на площади около тридцати  лет.

Всехсвятский единоверческий женский монастырь (1889–1918)

Другой женский монастырь в Шуе – Всехсвятский единоверческий – образовался из общины, существовавшей с 1871 года. Определением Священного Синода от 4 сентября 1889 года монашеская община при единоверческой церкви Всех святых была преобразована в женский монастырь. Значительное участие в строительстве и благоустройстве монастыря принимали известные шуйские промышленники и купцы, имевшие старообрядческие корни, главные вклады производились купцом Василием Рубачёвым, будущим старостой храма. В 1897 году в число монашествующих, согласно клировым ведомостям, входили: игумения Досифея, одиннадцать инокинь, семь послушниц, пятьдесят три белицы. При монастыре существовала школа для девочек. В 1871 году в монастыре была построена небольшая церковь Всех святых с колокольней, а с 1891-го по проекту инженера С.П. Брагина начал строиться Успенский собор. Большой пятиглавый храм, построенный в «псевдорусском» стиле, стал доминантой Миллионной (ныне Советской) улицы и символизировал въездные ворота в старую часть города. Собор возводился в течение десяти лет, он был освящен 9 сентября 1901 года архимандритом Серафимом (Чичаговым), будущим священномучеником. Освящение собора стало грандиозным событием для Шуи и даже описано в отдельной брошюре шуйским священником Евлампием Правдиным. Успенский храм мог вмещать до тысячи человек [6]. В ограде монастыря было выстроено несколько зданий, при обители существовало кладбище. В приходе монастыря в 1892 году числилось 46 дворов (131 человек). Численность насельниц на 1908 год была: 17 монахинь, 95 послушниц [7].

Вскоре после революции монастырь был закрыт, но храмы оставались действующими. Долгое время в местной газете «Серп и молот» велась дискуссия по поводу возможного уничтожения собора, предлагалось построение на его месте «своего Дворца культуры» [8]. В 1931 году Успенский собор был взорван; известно, что на взрыв было потрачено 50 тысяч рублей. Небольшой белый храм с колокольней, а также часовня и здание церковно-приходского училища были разрушены в 1954–55 годах перед самой постройкой 76-квартирного дома [9], здание которого сейчас возвышается при въезде на Октябрьский мост. Из прежних построек Всехсвятского единоверческого монастыря уцелела одноэтажная трапезная из красного кирпича, здание бани.

Николо-Шартомский мужской монастырь (XIV в.–1918, возрожден в  1990)

Древнейшим среди обителей Шуйской земли является Николо-Шартомский мужской монастырь, расположенный в 12 верстах от Шуи в селе Введенье. Его долгую историю можно считать весьма типичной для большинства русских обителей. Временем основания Шартомского монастыря принято считать середину XIV века. Отметим, что это эпоха преподобного Сергия – период расцвета монашества в Северо-Восточной Руси. Среди вкладчиков монастыря называют князей Горбатых-Шуйских, а также князей Пожарских, Хованских, Палецких. Сохранилось несколько жалованных несудимых грамот Шартомского монастыря, дарованных от Великого князя и  свидетельствующих о достаточной известности обители. Обитель управлялась архимандритами. Монастырь пережил ряд набегов татар, в Смутное время подвергся нескольким разорениям от поляков и разбойников. В середине XVII века после крупного пожара, уничтожившего деревянные строения обители, монастырь отстраивается в камне. В обители было возведено три храма и колокольня, главный храм обители – Никольский собор (1650). В это время Шартомский монастырь – третий в Суздальской епархии по числу имевшихся за ним вотчин и крестьянских дворов (всего 621 двор). Нет определенных сведений о численности насельников в указанный период, но, вероятно, она не была большой, в пределах нескольких десятков иноков. С 1721 года к монастырю было приписано 9 малобратских обителей и пустыней Юрьев-Польской провинции, к которой была причислена тогда Шуя. Однако после церковной реформы Екатерины II жизнь монастыря резко меняется: он лишается всех своих вотчин, переводится в третий штат с числом братии не более 12 человек и управляется уже игуменами. И хотя Шартомская обитель остается значимым духовным центром в шуйской округе, его экономическое положение остается скудным: лишь однажды, в начале XIX века происходит значительная перестройка храмовых строений, а реставрация церквей совершается эпизодически. Перед революцией в монастыре проживало около десяти насельников, включая игумена.

Время закрытия монастыря документально неизвестно, исследователями называются 1918 или 1922 год. Ведомость передачи монастырского имущества датируется 1924 годом. Последним настоятелем монастыря был игумен Иоанникий. После упразднения монастыря в нем регистрируется община верующих, некоторое время при монастыре существует богадельня. Переданный на баланс сельсовета, монастырь начинает постепенно разоряться. Храмы использовались под зерновые склады, в нижнем этаже Казанской церкви была даже устроена конюшня. Значительное время корпуса обители служили коммунальными квартирами для сельчан. В начале 1980-х силами Ивановского строительного института была произведена частичная внешняя реставрация храмов монастыря, планировалось устроить здесь базу отдыха для института [10].

Начало возрождения Николо-Шартомского монастыря, датирующееся октябрем 1990 года, было заметным событием в церковной жизни Шуи. Наместником монастыря был назначен архимандрит Никон (Фомин), ныне митрополит Астраханский и Камызякский. Первая служба в монастыре состоялась 19 декабря 1990 года. Более десятилетия активных работ и материальных вложений понадобилось для проведения храмовых восстановительных работ.

В конце 1991 года число постоянных насельников обители было 25 человек, в 1993-му – 50, к 2000 году всего насчитывалось около 150 монашествующих. К монастырю было в разное время приписано около пятнадцати подворий по Ивановской области. Первым монастырским подворьем стал в 1991 году Воскресенский собор в Шуе. Кроме собора в Шуе есть еще пять храмов, приписанных к Шартомскому монастырю. При монастыре была открыта школа-интернат для мальчиков, существующая уже более десяти лет. В школе, находящейся в местечке Клещевка, обучается в настоящее время около семидесяти воспитанников. В Шуе на попечении Шартомского монастыря функционирует также общеобразовательная школа для девочек имени свт. Тихона Задонского. После разделения Ивановской епархии в 2012 году общая численность насельников Николо-Шартомского монастыря стала меньше – около 100 монашествующих.

Введенский женский монастырь (XIV в.–1764, возрожден в 2007)

Рядом с мужским Николо-Шартомским исторически располагался Введенский женский монастырь. Монастыри находились в двух смежных селах – Пупках и Введенском (ныне это одно объединенное село Введенье). История Введенского монастыря мало изучена, но исследователями признается древность женской обители, основанной, вероятно, в ту же эпоху, что и мужской Шартомский. Введенский девичий монастырь упоминается в 1535 году в завещании князя Михаила Васильевича Горбатова-Шуйского. После 1724 года Введенский монастырь был приписан к Николо-Шартомскому монастырю. Введенская обитель имела репутацию богадельни: кроме начальницы и нескольких рядовых монахинь в обители проживали старицы, питавшиеся, как говорили, «от Промысла Божия». Служащих в церкви бельцов было всего пять человек, из них – двое священников. В 1764 году Введенская девичья обитель была упразднена как малобратствующая, а церковь была преобразована в приходской храм [11].

На нынешнем месте древнего монастыря располагаются две каменные церкви: пятиглавая церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм, построенная в 1807 году (в церкви есть придел в честь Благовещения) и одноглавая Владимирская, освященная в 1845 году (с двумя приделами в честь Успения и Архангела Михаила). В конце XIX – начале XX века это был значительный по численности приход, кроме жителей близлежащих сел, к нему были приписаны даже жители Кохмы. На приходе служило трое священников. Введенский приход просуществовал до 1941 года и был закрыт [12].

С началом возрождения Николо-Шартомского монастыря рядом с ним в 1993 году образовалась женская монашеская община, которая имела свой устав и несла труды в монастырском хозяйстве. Община зависела от мужского монастыря, но велись и реставрационные работы в историческом Введенском монастыре. В настоящее время во Введенской обители построен сестринский корпус, службы ведутся в теплое время года во Владимирской церкви. Введенская женская община была зарегистрирована в 2007 году, численность общины в настоящее время составляет 15 сестер.

Успенский женский монастырь в Дунилово (1684–1764, возрожден в  1991)

Вторым по значимости в шуйской округе монастырем считается Успенский женский монастырь в селе Дунилово. Он был основан 23 марта 1991 года на месте существовавшего в XVII веке мужского монастыря, называемого Воробьевская (или Успенская) пустынь. Первое упоминание о небольшой мужской обители относится к 1684 году. Основателем ее считается Ф.А. Лопухин, тесть Петра I. В начале XVIII века в монастыре проживало 7 монахов. После церковных реформ Воробьевская пустынь была приписана в 1724 году к Николо-Шартомскому монастырю, затем – в течение пяти лет к Архангельскому Юрьев-Польскому монастырю, после 1730 года – вновь к Шартомскому. При имеющихся скудных средствах Воробьевская пустынь пришла в запустение и в 1764 году была упразднена [13]. Успенский храм прежней обители был приписан к Благовещенскому приходу. В XIX веке старанием единоверческой общины началось строительство и благоустроение храмов в село Дунилово. В 1831 году была построена Успенская кирпичная церковь с колокольней. Храм, выстроенный в стиле классицизма, внутри имел росписи достаточно высокого художественного качества.

В 1850 году старанием шуйской купчихи М.И. Посылиной была построена одноглавая Покровская церковь. В 1880-х  шуйскими купцами А.Я. Балиным и Г.Я. Дудиным были построены две женских богадельни на 60 человек, на приходе была открыта церковно-приходская школа для крестьянских детей.

В 1930 году Успенский и Покровский храмы были закрыты и вместе с жилыми постройками были переданы местному колхозу. В зданиях богадельни до 1989 года находились больничные палаты психоневрологического интерната [14].

Со времени открытия Успенский монастырь возглавила игумения Ольга (Соколова). В 1991 году в монастыре проживало 3 монахини и 30 послушниц, в 2000-м  – более семидесяти монахинь. Были восстановлены Успенский и Покровский храмы, сестринский корпус, монастырь был обнесен новой оградой.

На территории монастыря построено здание детского приюта. При монастыре действует Православная женская гимназия-пансион в честь святой Великой княгини Российской Ольги. В здании гимназии освящен домовый храм в честь этой святой. Успенский монастырь успешно ведет приусадебное и полевое хозяйство.

К монастырю приписано  восемь храмов в селе Дунилово и в прилегающем к нему селе Горицы – уникального для России храмового комплекса, расположенного в сельской местности.

Воскресенско-Феодоровский мужской монастырь (1889–1929, возрожден в  1998)

Одним из возрожденных после времен безбожия монастырем стал Воскресенско-Феодоровский (или в обиходном названии Сергеевский) монастырь, расположенный в 10 км южнее Шуи в селе Сергеево. При основании его в конце XIX века это был женский монастырь, после его восстановления он получил статус мужского. Двойное название монастыря связано с Воскресенской церковью, находившейся в селе Воскресенское-Сергеевское (как оно называлось в XIX веке), и Феодоровской иконой Божией Матери, которую дала в благословение монастырю его основательница – благочестивая ярославская помещица Александра Николаевна Шубина (1816–1897). Шубина была духовной дочерью св. прав. Иоанна Кронштадтского и по его благословению решила устроить женскую обитель в Сергееве, в усадьбе, которую она выкупила у своего дяди. В 1871 году Шубина организовала неформальную женскую общину сестер, которые приехали из нижегородского села Ново-Иванцево, первоначально в общине было 30 сестер. Шубина пожертвовала общине свой барский дом и домовую Воскресенскую церковь. Преобразование общины в женский монастырь произошло 2 сентября 1889 года. Первой настоятельницей стала игумения София (Успенская), в обители уже насчитывалось тогда около 100 монахинь [15]. Воскресенскому монастырю была передана местная церковь Архангела Михаила. Будучи больной, А.Н. Шубина завещала монастырю пахотные земли близ монастыря, два доходных дома в Санкт-Петербурге.

В 1897 году, в год смерти Шубиной, по проекту архитектора П.Г. Бегена началось строительство величественного Успенского собора. Собор строился 7 лет и был освящен 24 октября 1904 года. Главной святыней монастыря считалась чудотворная икона Божией Матери «Знамение», в обители хранилось много реликвий, связанных с прп. Серафимом Саровским, св. прав. Иоанном Кронштадтским. «Образцовый» по внутреннему устроению монастырь стал местом паломничества (в основном крестьян), и иногда на Великий пост приезжало до трехсот человек, в обители были построены две странноприимные гостиницы. В 1917 году в монастыре проживало 60 монахинь и 145 послушниц [16].

Формально решение о закрытии монастыря было принято в 1918 году, но, благодаря организованному и экономически успешному монастырскому хозяйству удалось найти компромисс с местными властями, и обитель превратилась в «монастырь-совхоз». В 1924–28 годах в Воскресенско-Феодоровском монастыре проживал и служил гонимый митрополит Серафим (Чичагов). В 1924 году в монастыре находилось 97 насельниц со священнослужителями. Неоднократно предпринимались попытки разогнать монастырь, который «прикрывался» совхозом. Это решение окончательно было принято властями в 1929 году. Все монахини были изгнаны, последняя настоятельница монастыря игумения Арсения (Добронравова) арестована и скончалась в заключении в 1939 году (прославлена в лике новомучеников). В начале 1930-х  на территории монастыря размещалась школа-колония для малолетних, затем, в течение двадцати лет – совхозная школа животноводства. В 1953 году постройки монастыря были переданы Шуйскому техникуму механизации сельского хозяйства. Отдельные монастырские здания были разрушены, на территории появились частные дома.

В 1992 году открывается Михаило-Архангельский храм и предпринимается попытка возродить женскую общину (не увенчалась успехом). Следует отметить некую «исторически сложившуюся» традицию, по которой часто возникали трудности с устроением церковной жизни в Сергеево. Еще в начале XVII века происходил земельный спор между местными жителями при строительстве приходского храма, окончившийся судом. Женская община первоначально также переживала многие притеснения. О долгом противостоянии монастырю со стороны советской власти в 1920-х уже говорилось. Так же и первые насельники, пытавшиеся организовать в 1990-х монашескую общину, встретили значительное сопротивление местных жителей. Трудности подобного рода продолжаются и сегодня.

Воскресенско-Феодоровский мужской монастырь был открыт по решению Священного Синода 9 апреля 1998 года. Первым настоятелем был игумен Георгий (Ильин). В 2006 году число насельников составляло 15 человек, в настоящее время число монашествующих уменьшилось. Службы совершаются в храме Архангела Михаила, начато восстановление Успенского собора.

Казанский мужской монастырь (основан в 1998)

Казанский мужской монастырь в селе Кузнецово – единственный в Шуйском районе не имеет исторических предшественников. Село Кузнецово, называемое «при колодцах», находится в семи верстах от Шуи. В старину село принадлежало Шуйскому воеводе Даниилу Семеновичу Змееву. Деревянная однокупольная церковь в честь Успения Богородицы была основана в 1630-х, а в 1811 году на месте обветшавшей деревянной был выстроен ныне существующий каменный пятиглавый Успенский храм с приделом во имя святителя Николая и шатровой колокольней. В 1775 году рядом с Успенским храмом была построена каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. К приходу было приписано 240 дворов, с числом прихожан около 2000 человек. С 1886 года в селе существовала церковно-приходская школа. Среди святынь особенно почиталась Иерусалимская икона Богоматери. Успенский храм в советское время не закрывался и не подвергся разрушению. Богослужения на приходе прерывались только во время войны. В Кузнецово после революции служил протоиерей Феодор Лебедев, расстрелянный в 1937 году и прославленный как новомученик. В 1961 году Казанская церковь была частично разрушена и превращена в зернохранилище.

После проведенной реставрации Успенский храм был освящен 20 апреля 1991 года архиепископом Ивановским  и Кинешемским Амвросием. В 1990-х  при храме образовалась монашеская община, и в 1998 году по указу Священного Синода в селе Кузнецово был зарегистрирован новый Успенско-Казанский мужской монастырь Шуйского района. В декабре 2011 года по благословению епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа монастырь был переименован и стал называться «Казанский мужской монастырь». В настоящее время настоятелем монастыря является игумен Алипий (Медов), в монастыре числится 8 человек монашествующих. В обители проводятся строительные и реставрационные работы, построен братский корпус. К монастырю приписано два подворья – храм пророка Илии в Шуе и монастырь Архангельское подворье в селе Красноармейское. Казанский монастырь окормляет женскую монашескую общину в деревне Большие Дворишки.

В заключение можно привести несколько цифр.

До Екатерининской реформы в Шуе и ее окрестностях существовало 6 известных ныне монастырей. Все шуйские обители, за исключением Николо-Шартомского монастыря, были небольшие по численности и существовали на частные пожертвования. В 1764 году все эти малые монастыри и пустыни были упразднены, храмы обителей обращены в приходские церкви. Николо-Шартомский монастырь после секулярной реформы сохранился, но, определенный в третий штат, испытывал экономические трудности.

В конце XIX века образовывается два женских монастыря – Всехсвятский единоверческий в Шуе и Воскресенско-Феодоровский в Сергеево. Перед революцией в мужском Шартомском монастыре находилось примерно 12 монашествующих, в двух женских обителях – Сергеевской и Всехсвятской – в общей сложности около трехсот монахинь и послушниц.

В советский период, как уже упоминалось, на Шуйской земле не было ни одного действующего монастыря. В период возрождения Русской Православной Церкви в Шуйском районе основалось три мужских монастыря, один женский, две женские монашеские общины. Общее число монастырских подворий и приписных храмов по Шуйскому району – около двадцати. Общее число монашествующих, проживающих в монастырях и на подворьях Шуйского благочиния – около 120 братий, монахинь – около 70. Шуйские монастыри окормляют пять гимназий.

[1] Борисов В.А. Описание города Шуи и его окрестностей. М. 1851. С. 126.

[2] Ставровский Е.С. Храмы города Шуи. Шуя. 2004. С. 12.

[3] Борисов В.А. Указ. соч. С. 115.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Черниховский Д.В. Гражданский инженер Брагин. Сайт «Молитва в камне».  Электр. рес.: http://molitva-ivanovo.narod.ru/churchs/bragin.htm.

[7] Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М. 1908. С. 116.

[8] Альбом фотографий В.Ф. Никонова. Т. 2. Снимок № 52.

[9] Там же.

[10] Иванов Ю.А. Шуя православная. Материалы к Энциклопедии. Шуя. 2007. С. 17–18.

[11] Казанский В.Н. Предания старины глубокой. О Введенском женском монастыре. 1987. На правах рукописи.

[12] Там же.

[13] Иванов Ю.А. Указ. соч. С. 22.

[14] Там же. С. 23.

[15] Там же. С. 5–6.

[16] Там же. С. 7.

Материалы по теме

Доклады: