Княгиня Мария Ивановна Серпуховская - устроительница обители

Игумения Викторина (Перминова)

Уважаемые участники Евфросиниевских чтений! Позвольте поблагодарить вас за предоставленную возможность сделать доклад, посвященный основательнице нашего монастыря схимонахине Марфе.

Жизнь и молитвы наших предков являются для нас сокровищницей для истинного счастья и на земле, и в вечности. Нам кажется, что все складывается само собой, или же благодаря нашим способностям, усилиям. Но человеку нужна помощь Свыше и некоторое доброе основание. Это основание, как плодородная земля и добрый корень, взращивает и питает нас.

Чем глубже корень, тем большая имеется возможность, даже в самое засушливое время, черпать воду из чистого и неистощимого источника. Смиренные русские женщины хранили связь нашего народа с Неиссякаемым Источником – Богом.

Одна из подвижниц Русской земли – основательница нашего Богородице-Рождественского монастыря княгиня Мария Ивановна Серпуховская, в схиме – Марфа. Известна дата кончины схимонахини Марфы – по новому стилю 15 декабря 1389 года, и место погребения – Рождественский монастырь, с северной стороны собора, где-то у северного входа. На этом месте сейчас находится придел Сошествия Святого Духа.

Летописи и исторические материалы не содержат пространных рассказов о жизни Марии Андреевны. Родственные отношения с великокняжеским домом, большое состояние и данные ей привилегии говорят о высоком положении княгини.

На принадлежавших княгине Марии радонежских землях стоит Троице-Сергиева Лавра. Духовное влияние этой обители и ее игумена преподобного Сергия определили как судьбу Марии Ивановны, так и ее близких. Княгиня и ее сын, князь Владимир Андреевич Храбрый, были духовными детьми преподобного Сергия и находились у него в полном послушании. Казалось бы, они были владельцами монастырской земли и благотворителями Троицкой обители, и могли бы даже в чем-то диктовать свои условия, однако добровольно избрали путь духовного подчинения. Послушание, по существу своему, отличается от мирских понятий о господстве одних и бесправии других. Послушание по любви – добровольный и творческий акт, в котором отдавший свою волю духовному наставнику осознает, что созидает все доброе в себе и вне себя не он, а Бог по молитвам старца.

Княгиня Мария осталась вдовой, потеряв двадцатипятилетнего супруга боровско-серпуховского князя Андрея Ивановича, умершего от чумы 6 июня 1353 года. Через некоторое время Мария похоронила и сына-первенца.

Князь Андрей имел святого отца – благоверного князя Иоанна Калиту; святого деда – хозяина Москвы преподобного князя Даниила; и святого прадеда – самого Александра Невского.

На сороковой день по кончине отца, 28 июля, родился князь Владимир Андреевич Храбрый.

Всю оставшуюся жизнь княгиня Мария прожила в смирении и подвижничестве, совершая тихо и незаметно добрые дела. Скрывать доброделание при высоком положении трудно, однако княгине это удавалось. По данным архивных документов, вдове и сыну Андрея Иоанновича принадлежала «треть по Москве» (городских пошлин, доходов и земельных владений), радонежские и другие земли Московского княжества, серпуховское княжество, вотчины под Дмитровым, город Боровск. Все это открывало широкие возможности для благотворительности. Одной же из главных ее заслуг перед русским народом и историей было ... воспитание сына. Великодушный, благородный, глубоко порядочный человек, Владимир Андреевич до конца исполнил Волю Божию, возвещенную ему устами духовника. О том, насколько духовно преуспел князь Владимир Андреевич уже в молодом возрасте, свидетельствует строка письма константинопольского патриарха Филофея великому князю Дмитрию Ивановичу: «Также сын мне и брат твой князь Владимир, которого я очень люблю и высоко уважаю за его добродетели» [1]. Во время написания письма князю Владимиру было только 16 лет. О пребывании в Троицком монастыре Владимира Андреевича Храброго сохранилось свидетельство жизнеописателя Преподобного Сергия Епифания Премудрого[2]. Радонежский игумен впоследствии крестил всех детей Владимира Андреевича [3].

Впервые за столько лет ордынского ига между двумя русскими князьями с самого начала воцарились любовь, единство и истинно братские отношения. Взрослея, Владимир стал душой всех дел и начинаний брата – великого князя Димитрия Иоанновича, и всегда отстаивал его интересы, забывая о своих.

Но ведь Владимир был вторым лицом в княжестве, а со временем становился старшим в роду после своего брата. Он был очень любим народом. Если судить по его незаурядному уму и способностям, а также и по его любви к Отечеству, Владимир мог бы стать выдающимся правителем. По действовавшим тогда правилам, он становился преемником брата после его смерти. И здесь, на рассуждении о человеческой справедливости и правах, отношения могли бы дать трещину, и вновь началась бы хаотичная борьба между старшим и младшими, дядей и племянниками, за право на престол.

Мария Ивановна, воспитанием и материнскими молитвами подготовила сына к принятию Божественной Воли. Отказ князя Владимира Храброго от прав на престол был добровольным и продуманным шагом. Как опытный воин не только на поле битвы, но и в духовной брани, Владимир одним ударом разрубил «гордиев узел», уничтожил сам корень вражды – властолюбие.

Мария Серпуховская воспитала прекрасного сына – православного христианина, добродетельного человека и достойного гражданина своего Отечества. Им искренне восхищался соперник Руси Литовский князь Ольгерд Гедиминович, который пожелал отдать за него замуж свою дочь Елену – продолжательницу дела схимонахини Марфы.

Исполнив материнский долг, княгиня Мария стала матерью во Христе и для сестер основанной ей обители – духовного памятника победы в Куликовской битве, одержанной в день Рождества Божией Матери. По благословению преподобного Сергия, который стал первым духовником обители, княгиня устроила монастырь именно в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Место основания было выбрано во владениях княгини, у реки Неглинной, на краю Кучкова поля. Рождественская обитель устраивалась Преподобным на началах строго общежития[4], как и его монастырь. Монастырь управлялся игуменией, как то было в правилах древних византийских обителей, а на Руси такая обитель была только вторая (после Зачатьевского монастыря).

Племянник княгини Марии великий князь Димитрий утвердил начинание собственным государевым указом. Княгиня Мария вложила в свою обитель все самое дорогое – и силы, и средства, и саму собственную жизнь. Есть сведения, что собор и кельи она изначально поставила каменными, а не деревянными[5]. В то время редко кто на Руси решался на каменное строительство, как дорогостоящее и очень сложное, требующее большого мастерства дело. Но у князя Владимира Андреевича, например, подобный опыт был – он выстроил в Серпухове каменный собор. Он помогал матери и в ее начинании.

Святая великая княгиня Евдокия (в монашестве – Евфросиния) внесла огромный вклад в становление Рождественского монастыря, как материальный, так и духовный, и ее нередко причисляют к основательницам обители[6]. И, конечно же, нужно было создавать обитель духовную, где в молитве, внимательной внутренней жизни и аскетическом труде созидалось бы Царствие Божие в душах сестер.

Княгиня Мария Ивановна приняла великий ангельский образ – схиму с именем Марфы и взошла на высшую ступень монашества. Она была чадом послушания преподобного Сергия, скромная и кроткая русская женщина. Княгиня Мария завещала заботиться о монастыре супруге Владимира Андреевича – Елене Ольгердовне, также ставшей духовной дочерью преподобного Сергия. Овдовев и пережив всех своих семерых сыновей, княгиня Елена приняла в обители монашеский постриг с именем Евпраксии. Монахиня Евпраксия умерла в 1437 году, завещав монастырю земли и села, в том числе – Косино со святым озером.

Когда монастырь возрождался, и в 90-х годах ХХ века в приделе Сошествия Святого Духа на апостолов делали полы, то под полом было обнаружено углубление, а в нем – монашеские одежды. Возможно, в этом месте было захоронение, и там могла быть похоронена основательница монастыря.

Будем искренне рады, если жизнь схимонахини Марфы станет для кого-нибудь добрым примером, утвердит в вере и уповании на Бога, поддержит в христианской жизни в миру и на монашеском пути. Именно благодаря ей наш монастырь имеет своим покровителем преподобного Сергия – первого духовника обители. Когда мы соприкасаемся с жизнью святых и праведных людей, нам отчасти передается их стремление к Источнику света, любви, добра и истины – Богу, и мы обретаем спасительную возможность развивать в себе это стремление и достигать Царствия Божия, которое начинается еще здесь, на земле, в человеческих сердцах, и простирается в вечность. Они жили в непростое время, но имели любовь и мир Христовы и были по-настоящему счастливы в Боге.

Евфросиниевские чтения. 18 марта 2014 г.


 

Примечания:

[1] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Т. IV. Приложение 11. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Книга третья. С. 425.

[2] Житие преподобного и Богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и похвальное ему слово. Сергиев Посад: СТСЛ, 2005. С. 138-140.

[3] По словам кандидата исторических наук Е. Емченко, на основании исторических архивных документов.

[4] По словам кандидата исторических наук Е. Емченко, на основании исторических архивных документов. А также: Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского девичьего монастыря. – М.: Типография общества распространения душеполезных книг, 1881. С. 3.

[5] По докладу «Город Коломна в жизни великой княгини Евдокии» Мазурова А. Б., доктора исторических наук, профессора, ректора Коломенского Государственного педагогического института, сделанному им 11 апреля 2007 года на Международной научной конференции «Великая княгиня Евдокия и другие русские женщины в историческом формировании Российской государственности».

[6] По словам доктора Церковной истории В. Петрушко.


Материалы по теме

Публикации

Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)

Доклады

Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)