Интервью

Дмитрий Владимирович Павлов
В день 100-летия преставления святителя Тихона открылся портал «Крестный путь Патриарха Тихона»,  который знакомит читателей со всеми доступными в настоящее время архивными документами, связанными с жизнью и служением святителя.
Иеромонах Косма (Афанасьев)
В год 100-летия блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России корреспондент «Монастырского вестника» побеседовала с одним из старейших насельников Донской обители иеромонахом Космой (Афанасьевым), руководителем Молодежного клуба «Донской» о праведных трудах святителя Тихона на благо Церкви, его деятельности по сохранению верующего народа и особенно молодежи, а также о работе Молодежного центра Донского монастыря.
Игумения Алексия (Петрова)
По земным меркам еще не так давно, всего лишь тридцать лет назад, Владычний женский монастырь в Серпухове представлял собой руины. У зданий, что уцелели, не было крыш, окон, дверей, перекрытий. Монахиня Алексия, назначенная настоятельницей обители, говорила тогда с сестрами-«первопроходцами», что кинематографу здесь можно без всяких декораций снимать Сталинград после той самой страшной бомбардировки Великой Отечественной войны, когда в городе даже камни горели. Сегодня древний монастырь, основанный в XIV веке святителем Алексием по особому изволению Божией Матери, выглядит величественно. И главное – сестрам подмосковной обители, поднимавшим ее из разрухи, благоукрашавшим ее, сегодня ощущение твердой почвы под ногами дает молитва, молитвенный настрой, а также исполнение послушаний именно с послушанием как с отсечением своей воли. Целый ряд аспектов современной монастырской жизни удалось нам затронуть в беседе с игуменией Алексией (Петровой), но начали мы ее со сведений, относящихся к дореволюционному периоду.
Иеромонах Авраам (Павлов)
У многих монастырей в России богатейшая история, в значительной степени отражающая состояние общества в ту или иную эпоху. Глубокие и, казалось, смертельные раны им были нанесены в эпоху масштабных гонений на верующих и священнослужителей в прошлом веке. Но, по образному определению одного современного архипастыря, наша Церковь вышла «из реанимации» и по мере накопления жизненных сил стала возрождать православную веру, храмы и монастыри. Старшее поколение помнит то поистине удивительное явление, когда в обители пришли люди, сумевшие сквозь шум и гам атеистической пропаганды услышать зов Божий. А далее для них начиналось самое сложное – духовное становление. Там, где по милости Божией было духовное руководство старцев, исповедников веры, подвижников благочестия, слово «преемственность» наполнялось глубоким содержанием... С темы преемственности и началась наша беседа с одним из старейших насельников Донского ставропигиального мужского монастыря иеромонахом (Авраамом). Монашеская жизнь в этой древней московской святыне возродилась в 1991 году, отец Авраам пришел сюда в 1992 году.
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Продолжаем публикацию коротких интервью, в которых участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений делятся своими размышлениями о темах, прозвучавших на монашеской встрече.
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Продолжаем публикацию коротких интервью, в которых участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений делятся своими впечатлениями о форуме.
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Продолжаем публикацию коротких интервью, в которых участники монашеского направления XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений делятся своими впечатлениями о форуме.
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений поделились с порталом «Монастырский вестник» своими размышлениями о поднятых на форуме темах. Также они рассказали, каким подспорьем для них становятся эти ежегодные встречи и обсуждения. На этот раз на вопросы корреспондента ответили руководители трех монастырей, названных в честь любимого русским народом святителя Николая Чудотворца. Два из них – древние, один – новообразованный.
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений поделились с корреспондентами «Монастырского вестника» своими размышлениями о поднятых на форуме темах.
Игумен Иннокентий (Ольховой)
Эконом Данилова монастыря, игумен Иннокентий (Ольховой) согласился побеседовать с «Прихожанином» о том, в какой мере монашеские обители могут заниматься общественным служением и как осуществляется диакония братией Даниилова монастыря.
Игумения София (Сухова)
«И так расположилось мое сердце к этой обители, что я ничего не жалел, готов был всё отдать Царице Небесной», – так писал Ефрем Никифорович Сивохин, статский советник, купец 1-й гильдии, почетный потомственный гражданин и кавалер Санкт-Петербурга, член-учредитель Императорского Православного Палестинского общества, известный благотворитель. Речь идет о Казанском женском монастыре Вышнего Волочка, который вырос из общины сестер, возникшей в 1872 году, и во многом был устроен трудами и заботами Ефрема Никифоровича. В феврале 2025 года исполнится 200 лет со дня рождения Ефрема Сивохина, сыгравшего столь выдающуюся роль в создании Казанской обители на Тверской земле. Монастырь готовится принимать гостей и паломников. Торжественные мероприятия назначены на 17 февраля. Через века личность и деятельность Е.Н. Сивохина объединяет людей, заставляет задуматься о своей жизни, о земном и вечном. Об этом поистине выдающемся человеке мы говорим с игуменией Казанского женского монастыря города Вышнего Волочка Софией (Суховой).
Игумения Викторина (Перминова)
Интервью настоятельницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря, игумении Викторины (Перминовой) опубликовано в 4 (61) номере журнала «Монастырский вестник» по случаю 635-летия со дня преставления основательницы обители, схимонахини Марфы.
Митрополит Ионафан (Елецких)
В ходе недавней беседы с владыкой Ионафаном нам важно было понять, как зарождалась и укреплялась в его сердце вера в Спасителя и какие события повлияли на формирование стойкости духа митрополита, столь мужественно отстаивающего единство нашей Церкви на Украине. Сложных этапов в жизни владыки, полных скорбей и печалей, было немало. Начиная с ленинградского периода, когда всесильный тогда КГБ заподозрил иеромонаха Ионафана, преподавателя и регента Ленинградских духовных школ в распространении среди студентов запрещенной книги Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и на этом основании лишил временной прописки в Северной столице, где он прожил 16 лет. И заканчивая приговором Виннницкого городского суда, вынесенным митрополиту Тульчинскому и Брацлавскому Ионафану о лишении его свободы на пять лет с конфискацией имущества якобы за заговор против Конституционного строя Украины. Провокации, лжесвидетельства – всё шло в ход. А сам приговор – с реальным тюремным сроком – стал в наши дни первым подобным наказанием иерарху Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Об этом наш разговор с владыкой Ионафаном.
Архимандрит Феофилакт (Безукладников)
В 2024 году исполнилось 30 лет со дня возвращения Ново-Иерусалимского монастыря Русской Православной Церкви и возрождения монашеской жизни. За это время обитель пережила масштабную реставрацию и вновь стала одной из жемчужин церковной архитектуры православного мира, распахнув свои врата десяткам тысяч паломников. Об археологических открытиях в ходе реставрации монастыря и задачах, которые ставил перед собой его строитель Патриарх Никон, об особенности молитвы у Храма Гроба Господня «Журналу Московской Патриархии» (№ 12, 2024) рассказал наместник обители архимандрит Феофилакт (Безукладников).
Игумения Анна (Морозова)
О селе Никольском Волновахского района ДНР знают многие верующие. В нем находятся два монастыря – Свято-Успенский Николаевский женский (в честь святителя Николая Чудотворца) и Свято-Успенский Васильевский мужской (в честь святителя Василия Великого). Оба они были основаны богоносным старцем, схиархимандритом Зосимой (Сокуром), чьи пророчества сбываются на наших глазах. Есть люди, которые видели отца Зосиму, может быть, раз в жизни, но эта встреча оставила глубокий след в душе. А есть те, кто был его духовным чадом, видел его духовные дары (хотя он называл себя «простым сельским попиком»), следовал его наставлениям. Среди них – настоятельница Свято-Успенского Николаевского женского монастыря игумения Анна (Морозова). Ответы на вопросы портала «Монастырский вестник» матушка Анна писала в монастыре на передовой, где нет света и большую часть времени отсутствует связь. Набирала текст на стареньком поломанном ноутбуке, в котором не работают некоторые нужные программы. Однако это не помешало ей рассказать обо всем так, что читатель, надеемся, сможет сердцем прочувствовать особо важные моменты монастырской жизни.
08.01.2025
7 января 2025 года, в праздник Рождества Христова, на телеканале «Россия 1» состоялся показ традиционного Рождественского интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы генерального директора ТАСС А.О. Кондрашова.
Архимандрит Василий (Паскье)
После признания Патриархом Александрийским Феодором украинской раскольнической группировки зазвучали настойчивые просьбы представителей африканского духовенства, не желавших ассоциироваться с расколом, принять их вместе с общинами в лоно Русской Православной Церкви. И 29 декабря 2021 года постановлением Священного Синода был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Одно из его важнейших направлений – подготовка будущих пастырей. Каким образом включился в эту работу наместник Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах архимандрит Василий (Паскье) – давний друг портала «Монастырский вестник» – об этом мы поговорили с ним сразу же после окончания стажировки в обители иеромонаха Клеоника (Мадуду) из Демократической Республики Конго.
Архимандрит Феодосий (Иванов)
Эти слова можно услышать от прихожан Николо-Чернеевского мужского монастыря на Рязанской земле. А также от тех, кто приезжает сюда в качестве трудников. И от паломников, которые не только видят и ценят нерукотворную красоту природы и рукотворную красоту архитектурного монастырского ансамбля, но часто с первых минут чувствуют намоленность места, откуда веками возносилась молитва к Богу. Чтобы полнее и зримее представить себе сегодняшнюю жизнь монастыря, основанного донским казаком Матвеем в чаще густого «черного» леса в 1573 году, мы – в продолжение беседы на портале «Монастырский вестник» «Ощущая себя частицей Святой Руси» – попросили настоятеля этой древней обители архимандрита Феодосия (Иванова) продолжить рассказ о ней.
Архимандрит Сергий (Воронков)
Кажется, как давно это было, когда совсем юный студент надел нательный крестик «ради моды»! Когда этот студент столичного вуза, находящегося неподалеку от Донского монастыря, первый раз в жизни причастился в его святых стенах, на тот момент даже не зная, что таинству Причащения должно предшествовать таинство Исповеди...
Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь
Сегодня мы с радостью наблюдаем за тем, как развивается книгоиздательская деятельность в монастырях – исконно культурных центрах, многие из которых становились известными именно благодаря своему книжному послушанию. Помимо того что переиздаются классические труды древних отцов, которые, безусловно, являются фундаментом для любого православного христианина, в свет выходят новые издания, приобщающие мудрости святоотеческих творений в доступной для современного человека форме. Непосредственным поводом для этой беседы стал выход в свет первых двух томов трехтомника «Толкование архимандрита Эмилиана (Вафидиса) на “Слово о трезвении и молитве” преподобного Исихия Иерусалимского». О работе над этой и другими душеполезными книгами мы попросили рассказать сестер, которые трудятся на переводческом послушании Ново-Тихвинской обители.