«Всегда молюсь о том, чтобы наши труды были благоугодны Господу»

Игумения Феофания (Мискина)

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы предлагаем читателям интервью с игуменией Феофанией (Мискиной), настоятельницей Покровского ставропигиального женского монастыря у Покровской заставы в Москве. Интервью опубликовано на сайте обители, которая в 2025 году празднует 30-летие возрождения монашеской жизни.

Матушка игумения, благословите. В этом году исполняется 30 лет начала Вашего служения в Покровском монастыре: 22 февраля 1995 года Вы были назначены его настоятельницей, а на Покров, 14 октября 1995 года, была совершена первая Литургия. Сегодня Покровский монастырь – это одна из самых известных женских обителей Русской Православной Церкви. Ежедневно его посещают множество паломников, которые не скрывают своего восхищения: в обители всё так красиво и благолепно, такая благодатная атмосфера! И кажется, что так было всегда. Но когда посмотришь на архивные фотографии, то возникают совсем другие мысли: разве возможно было возродить эти обезображенные храмы? Не верится, что всё это восстановлено хрупкими женскими руками всего за несколько лет. Расскажите, пожалуйста, как начиналось возрождение монастыря?

Да, указ о моем назначении настоятельницей монастыря был подписан Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 22 февраля 1995 года, когда я была насельницей Серафимо-Дивеевской обители.

Конечно, не ожидала, и очень боялась этого назначения. В первую очередь, как приехала в Москву, я поспешила к блаженной Матронушке на кладбище, чтобы получить ее благословение. Еще с середины 1980-х годов я знала об этой праведной старице, когда ездила к духовнику, отцу Поликарпу, в Данилов монастырь и там от прихожан слышала о Матронушке, посещала ее могилку на Даниловском кладбище.

А тогда мне особенно нужны были духовные силы, ведь предстояло открывать монастырь с нуля. И поэтому я решила попросить помощи у Матронушки в этом нелегком послушании.

Затем я поехала в Патриаршую резиденцию в Чистом переулке, там подошла под благословение к Святейшему Патриарху Алексию II. Он мне вручил копию проекта устава монастыря, сказал изучить и подойти к нему к 17 часам. Я стала читать этот устав и просто ничего не понимала. В назначенное время подошла к Патриарху, вся в слезах, говорю: «Ваше Святейшество, простите меня, мне кажется, Ваш выбор неправильный, я недостойна быть игуменией. Что угодно – любое послушание в Патриархии, как раньше, но только не игуменией. Я же не справлюсь! Пока не поздно, поставьте кого-нибудь другого!» – и всё плачу… Патриарх так мудро на меня посмотрел и говорит: «Дай мне устав. Документы пускай юристы смотрят, а ты главное монастырь открой и монашескую жизнь возроди. Ты же была в Патриархии экономом, у тебя практика большая, сейчас вместо тебя пять человек, и то не справляются».

Могилка блаженной Матроны на Даниловском кладбище

Святейший тогда вызвал отца Владимира Дивакова, поручил ему помочь разобраться с документами и отвезти к юристам.

Пришлось мне тогда ехать смотреть монастырь. И почему-то я по дороге всё время говорила: «Если там не будет ни одного дерева, я ни за что не останусь!» В монастырь приехала, увидела множество деревьев, и это меня порадовало. Но еще я обратила внимание, что на территории много машин, значит и много организаций. Храмы были без куполов, как раз весна наступала, грязно очень. Я тогда всё сфотографировала, все эти первые фотографии впоследствии нам и пригодились.

Монастырские храмы и здания все были заняты арендаторами, поэтому, хотя меня назначили в феврале, мы с первыми сестрами поселились в монастыре только 1 октября 1995 года, когда нам отдали первый этаж Покровского храма. А до этого оформляла необходимые документы.

Отец Владимир Диваков договорился, чтобы меня принял советник префекта Центрального округа Валерий Федорович Косов, который в 1990–1998 гг. работал в мэрии Москвы, был ответственным за все религиозные организации. Я его очень боялась, так как мне рассказывали, что это большой и грозный начальник. Но он отнесся ко мне по-отечески, сразу направил в Москомнаследие, договорился, чтобы приняли. Подсказывал, как и что нужно правильно сделать и оформить, с чего начинать.

В первую очередь нужно было сделать на всех арендаторов подробные справки – кто где сидит и какую площадь занимает, какую ведет деятельность. Это было очень трудное время, никто не оказывал монастырю никакой финансовой помощи. Даже денег на то, чтобы ездить на метро по инстанциям и оплачивать оформление документов, часто не хватало… Говорить об этом Патриарху и просить помощи я боялась. Хотя я жила в Патриархии, пока нам не передали первое помещение, но зарплату не получала. Помню, мне помогала монахиня Мария, сестра из Корецкого монастыря, которая сейчас несет послушание в Финляндии, смотрит за русским Патриаршим храмом. Она привозила машины с мебелью, которую, пока монастырь не открылся, мы хранили у моих родителей, а потом стали потихоньку перевозить ее в обитель, когда помещения были приспособлены к проживанию.

В начале 1990-х годов здесь уже пытались открыть храм – сестричество милосердия, юридически приход был уже зарегистрирован, выпущено постановление. Но что-то не заладилось, может быть, арендаторов слишком много. Поэтому мне пришлось заново все документы оформлять, чтобы монастырь зарегистрировать.

Устав долгое время согласовывался Министерством юстиции, два раза возвращался. Потом я съездила к блаженной Матронушке, и чудесным образом всё завершилось благополучно: устав согласовали! Тогда я еще больше стала верить в помощь блаженной Матроны, стала чаще ходить к ней, просила помощи… Ведь это такое долгое хождение по инстанциям – сколько бумаг нужно было оформить, сколько подписей-согласований собрать… А я только подпишу бумагу – и опять еду к блаженной Матроне. Ради каждой подписи ездила, иногда по 2-3 раза в день, уставала конечно, но так радовалась, когда получалось что-то согласовать. И постоянно Господа просила: «Господи, помоги мне открыть монастырь!»

Пока нам не отдавали помещения, я успела объездить все архивы, чтобы собрать документы на территорию и здания, которые принадлежали монастырю до закрытия. Огромная папка получилась, она до сих пор у нас хранится. Я наизусть выучила, в честь каких святых были освящены приделы храмов, нашла списки и фото последних братий монастыря, записала их себе в помянник и каждый день им молилась.

Иногда приезжала на территорию монастыря, ходила, сравнивала с историческими фотографиями, что где находилось, как выглядели храмы.

Так хотелось, чтобы обитель быстрее открылась, чтобы возродилась былая красота и благолепие – всё, как было исторически. Но нужно было время испытания, чтобы мы набирались терпения.

Расскажите, пожалуйста, как Вы с сестрами жили первое время? Когда в монастыре начались богослужения? Кто и как Вам помогал?

1 октября 1995 года нам наконец выдали ключи от первого (цокольного) этажа Покровского храма. Не было самого необходимого, спали на полу.

И в первую же ночь мне приснился сон, будто множество людей идут в левый придел Покровского храма (там сейчас покоятся мощи блаженной Матронушки), все в архиерейских и царских облачениях, и говорят хором: «Наконец-то! Открылось!» Видимо, кто здесь был похоронен, они мне и приснились. До революции на территории монастыря было обширное кладбище, где хоронили в том числе многих архиереев, священнослужителей и монашествующих московских монастырей, а также представителей грузинских царских фамилий.

И хотя всё еще было занято мирскими организациями, рядом жили бомжи, но для нас стало самым радостным событием, когда мы наконец поселились в подвале Покровского храма, даже не знаю, как передать те чувства.

Мы стали скорее готовить храм к первому престольному празднику – Покрову Пресвятой Богородицы. Приехали помогать мои папа с братьями, сделали первый фанерный иконостас, кое-какую мебель, сломали лишние перегородки в храме…

Я по ночам шила облачение для престола, завесы для алтаря, и за десять дней мы к освящению все приготовили. 13 октября 1995 года уже освятили малым иерейским чином придел в честь преподобного Нила Столобенского (там сейчас покоятся мощи блаженной Матроны Московской). Первый молебен совершил иеромонах Евлогий (Стручалин) – ныне он насельник Соловецкого монастыря, скитоначальник Голгофо-Распятского скита на острове Анзер. Затем мы отслужили всенощное бдение, а в сам день Покрова были совершены Божественная литургия и крестный ход вокруг храма – впервые после почти 70-летнего перерыва (монастырь был закрыт в 1929 году).

На душе в тот день была такая радость, что не передать! После этого мы стали служить каждый день, выполняли Дивеевское правило: утром – полунощницу, акафисты Спасителю, Матери Божией; вечером – вечерние молитвы, чтение Апостола и Евангелия и крестный ход вокруг всей территории монастыря с чтением 150 раз «Богородице Дево, радуйся…»

Жили мы в алтаре еще не освященных приделов – центрального и правого, там же располагалась кухня.

Службы проходили в левом приделе храма, сестры сами пели. Конечно, тяжело приходилось. Не было самого необходимого, даже хлеба насущного, но такая радость была, что монастырь открыт, храмы возрождаются!

Когда мы начали служить, люди постепенно узнали, что монастырь открывается, и стали помогать: кто стулья, кто кровати, кто столы, кто посуду, кто продукты приносил. Утром встанешь – а у двери пакетик морковки лежит, или картошечка.

Сначала на восстановление монастыря собирали в метро. В храме установили стекла вместо фанеры, стали выгребать хлам, ломать толстые стеклянные перегородки, на территории сгребали опавшие листья, мусор.

Когда нам наконец передали Воскресенский храм, он был настолько захламлен и обезображен, что пришлось вывезти больше ста грузовиков с мусором. На 1,5 метра пол храма был засыпан, и еще нужно было ломать все перекрытия и перегородки.

Очень большой вклад в восстановление монастыря внес бывший префект ЦАО А.И Музыкантский, который помог в освобождении от арендаторов, в выпуске постановлений о передаче территории и зданий монастырю, а также полностью оплачивал за счет средств города вывоз мусора при реставрации храмов.

Вместе с В.Ф. Косовым они подготовили Постановление Правительства Москвы о передаче зданий и территории монастырю так, чтобы арендаторы платили арендную плату напрямую обители. За счет этих средств мы начали реставрацию Покровского храма, сестринского корпуса.

Много было и других случаев. Один мужчина, Константин Невзоров, проезжая мимо монастыря, зашел и спросил: «Может, вам помочь? Я специалист по ковке». Потом он восстановил все купола и кресты в монастыре и на подворье в селе Марково, и слава Богу, до сих пор всё это держится.

А когда мы реставрировали первый этаж Покровского храма, Господь послал нам хороших художников, которые написали все иконы для иконостаса. Они сами работали в «Софрино», но хотели еще помогать храмам. Позвонили в Патриархию, спросили, какой храм самый бедный? Им ответили, что вот есть Покровский монастырь, который только открылся, очень бедный, если можете, помогите им. И до сих пор, с 1996 года, эти художники – супруги Кривовы – нам помогают. Они написали иконы для иконостасов всех наших храмов в монастыре и на подворьях, а также множество других икон.

Этот приезд Патриарха стал очень важным для нашей обители. За месяц до этого, в сентябре 1996 года, московские власти выпустили Постановление о передаче всех зданий и земли монастырю. Но фактически ничего не изменилось – арендаторы никак не уходили. Патриарх знал об этом, и поэтому он заехал в монастырь перед всенощной 13 октября 1996 года и отслужил молебен Покрову Матери Божией.

С Патриархом, как обычно, было телевидение и много журналистов. Люди так радовались, что храмы и монастыри открываются. Не помню, чтобы кто-то очень против выступал, как-то по милости Божией всё мирно прошло. Святейший Патриарх Алексий II осмотрел территорию, а потом зашел в Воскресенский храм. В то время там еще был спортзал, штангисты занимались. И прямо при них Патриарх такую речь сказал на камеры!..

Чудесным образом, после молебна нам уже через неделю передали ключи от Воскресенского храма и все здания в безвозмездное пользование. А когда я Святейшему на следующий день с радостью сообщила об этом, он сказал: «Вот что значит – отслужить только молебен Божией Матери!»

В тот первый визит Патриарха среди приглашенных была Татьяна Федоровна Виноградова– начальник Управления недвижимости Департамента имущества г. Москвы.

С тех пор она уже много лет помогает обители, даже после выхода на пенсию. Обладая огромным опытом работы в государственных структурах, Татьяна Федоровна оказывает нам незаменимую поддержку в оформлении всех необходимых документов в монастыре и на его подворьях.

Расскажите, пожалуйста, что находилось в зданиях Покровского монастыря 30 лет назад?

…Что меня порадовало – на территории не было возведено никаких лишних строений, только все церковные здания. Хотя они были непонятно как перепланированы под нужды десятков арендаторов. В Воскресенском храме было три этажа: на 1-м спортзал, какие-то тренажеры, ночной клуб; в подвале – бильярдная, наверху, где сейчас ризница, – киностудия, экстрасенсы сидели и еще какие-то фирмы, организации…

На первом этаже Покровского храма был просто склад, а по сути – один мусор. На 2-м этаже сидело Министерство топлива и энергетики. Еще были сделаны перекрытия и получились 3-й и 4-й этажи. На 3-м сидела фирма ИмиджЛенд, на 4-м, под самым куполом, – не помню, какая фирма, но когда они уходили, то сожгли подкупольную часть и там, к сожалению, сгорела роспись.

Исторический Настоятельский корпус занимал Посылторг, но они дополнительно сдавали каждую комнату субарендаторам. Кого там только не было! И целыми ночами к ним заезжали рефрижераторы, всё что-то выгружали – вообще не давали спать, уезжали только к пяти утра.

В братском (сейчас – сестринском) корпусе тоже сдавали разным фирмам помещения в аренду, каждую комнату, это был просто ужас.

Внизу сидела охрана, смотрели, чтобы, не дай Бог, мы куда-нибудь не зашли в чужие помещения. Но нам как-то удавалось по субботам, воскресеньям, когда никого из арендаторов нет, заходить в корпус. Мы смотрели, мечтали, что когда-то будем здесь жить, и никогда не думали, что когда-нибудь его действительно отдадут нам.

В Доме причта на 1-м этаже сидела фирма «Времена года». Как потом оказалось, они занимались якобы благотворительностью. На 2-м этаже была строительная компания, и у них каждую пятницу вечером была гулянка.

Но, слава Богу, они самые первые ушли, освободили нам помещения, куда мы с сестрами переехали жить из Покровского храма. Конечно, мы очень благодарны были! Хотя там перекрытия, наверное, на метр оседали: того и гляди – провалимся на первый этаж. Отопление там всегда протекало, мы все время затапливали «Времена года», они на нас жалобы писали, что мы их компьютеры заливаем. Но откуда нам было взять средства, чтобы ремонтировать отопление?

За монастырской оградой было еще два здания: одно, где раньше был приют для мальчиков (монастырь прежде мужской был), там размещалась фирма «Ратмир». Они единственные очень поздно освободили, в 2015 году. Во втором здании располагалась Таганская прокуратура, а теперь это часть монастырской гостиницы.

Всего около пятидесяти различных организаций располагалось на территории.

50 арендаторов – это ведь очень много. Как Вам удалось так быстро «выселить» все посторонние организации?

Очень сложно было, только с Божией помощью всё получилось. Видимо, воля Господня была, чтобы монастырь скорее возродился. За каждый метр помещений порой приходилось буквально воевать: арендаторы никак не хотели уходить, даже после постановления о передаче зданий монастырю. И угрожали, и что только ни делали! Мы с сестрами ночами молились, читали акафисты, Неусыпаемую Псалтирь, чтобы Господь нам помог. Ездили молиться каждый день к блаженной Матроне на кладбище и получали быструю помощь. Когда арендаторы уходили, нужно было сразу составить акт о том, что арендатор ушел, описать помещение, указать, какая площадь, поехать в Москомнаследие, подписать акт и так далее… Потом мощность оформить, тепло и прочее, и прочее… бесконечное хождение по организациям. Утром я уезжала по инстанциям, целый день обивала пороги, машины тогда не было, и я ездила на метро. Очень нам помогал А.С. Матросов, который отвечал за согласование всех инженерных коммуникаций: Мосводоканал, Мосэнерго и т. п. Особенно помог при восстановлении колокольни, взорванной в 1926 году, ведь нужно было убрать все городские коммуникации, которые проходили на историческом месте под колокольней.

К 1 мая 1998 года, когда мощи блаженной Матронушки должны были привезти в наш монастырь, последний арендатор освободил помещения. Вообще с арендаторами это было просто чудо: я вечером ложусь спать, а мне женский голос говорит: завтра иди к таким-то арендаторам и проси их освободить помещения. Так было почти каждый день, ведь мы с сестрами постоянно молились. Что удивительно, благодаря молитве арендаторы действительно уходили! Так чудесным образом перед своим «приходом» к нам Матронушка очистила монастырь от мирских «жильцов», и нам осталось только восстановить всё порушенное.

Здесь, конечно, тоже нелегко пришлось: ведь перед проведением реставрационных работ нужно согласовать все проекты в городских инстанциях, получить разрешение на подключение к электрическим сетям, тепло- и водоснабжению, канализации и т. д. и т. п… Постоянно мне приходилось работать с горами бумаг, проводить бесконечные совещания, обивать пороги Москомнаследия, Мосгосэкспертизы и других структур… Слава Богу, почти везде находились люди, которые шли навстречу, помогали делом и советом, поэтому нам удалось всё восстановить сравнительно быстро. Хотя и сама стройка тоже требовала напряжения и внимания: проверять со специалистами, точно ли по проекту всё делается, правильно ли установили оборудование, проложили провода и так далее … Бывало, отстою утром Литургию и бегу в кабинет – проводить очередное совещание, а потом все вместе со строителями идем проверять, что сделано. Потом еду куда-нибудь по инстанциям, и так каждый день…

Как-то я поехала на подворье в Марково, приезжаю через два дня, а на месте где сейчас гостиница, – тракторы, техника стоит, вовсю котлован роют, 10х8 метров, наверное. Я из машины вышла и сразу туда, в котлован, даже не помню, как оказалась на дне. Требовала от них разрешение, так как у нас уже акт был оформлен безвозмездного пользования этой территорией. Мобильных телефонов тогда не было, но позвонили уже во все инстанции, тут же приехали из Центрального округа, из Управы, Инспекции. Выяснилось, что никаких согласований с монастырем не существует, и инспекция велела убрать технику. Меня на веревках вытащили из котлована.

Решила я ночью этот котлован засыпать песком. Тут как раз звонят из Патриархии, говорят, что ты там делаешь? Там хотят проводить городские коммуникации, почему ты не даешь работать? Я говорю, что со мной никто работы не согласовывал. Вечером позвонила в фирму, попросила помочь – привезти нам машин 20-25 песка; всю ночь следила за ходом работ. К утру котлован был весь засыпан и утрамбован. Утром приходит инспекция, спрашивает: «Где котлован? Нам нужно оштрафовать фирму, они без согласования с Вами начали здесь работы». Я говорю: «Вот здесь и был котлован, мы его уже засыпали, никого штрафовать не нужно…» Конечно после этого случая я очень расстроилась, думала:что же нам сделать, чтобы огородить эту территорию?

Ведь за каждый кусочек земли в Москве все так боролись! Кто только туда не лез, то будки ставили, то ночью привозили какие-то вагончики, и нам приходилось потом это вывозить и разбираться. Тогда я решила на выходных срочно поставить забор и с двух сторон шлагбаум. В понедельник приехала инспекция, ГАИ: «На каком основании?» Но я еще не успела всё установить, поэтому сказала: «Вот как установлю, тогда покажу все согласования, у меня все документы есть, все согласовано...»

Сейчас-то вспоминать интересно, даже забавно иногда, но тогда было не до смеха. Расскажу один случай. На дворе 1996 год, еще и мощей блаженной Матроны не было, Воскресенский храм как раз только отдали. И вот как-то в субботу приехала большая грузовая машина с прицепом. Привезли 20 тонн мыла. Водитель спрашивает: «Где здесь Покровский монастырь? Мы привезли благотворительно мыло «Camay». Я удивилась, говорю, что мы ни к кому не обращались, не просили мыло. Позвонила в Патриархию: что делать? Владыка спрашивает: «В документах что написано? Точно монастырю?» – «Да, Покровский монастырь, д. 58 стр. 4, 2-й этаж» – именно там, где мы жили. Приняли мы это мыло. Выгрузили с помощью штангистов, которые тогда еще в Воскресенском храме занимались, Владыка распорядился из других монастырей прислать газели, так как негде было разместить такое количество… На следующий день утром мне звонят с 1-го этажа, из фирмы «Времена года» и говорят, что мы их мыло забрали, грозят вызвать телевидение, прессу… В результате выяснилось, что фирма просто прикрывалась нашим монастырем и получала товар якобы на нужды благотворительности. Их делами занялась милиция, нам быстро освободили первый этаж корпуса, а мыло завод нам официально пожертвовал (мы до сих пор его используем). Это только один случай, а вообще про то, как арендаторы уходили, целую книгу можно написать.

Удивительно, как Вам удалось в сложные 90-е годы сделать так много. Насколько сильная у Вас вера в Господа и ревность о церковном благолепии! Ведь это, наверное, неслучайно и идет из семьи. Матушка, расскажите, пожалуйста, о Вашем детстве. Кто повлиял на выбор Вашего жизненного пути? Почему Вы уже в юности избрали монашескую стезю?

Мама с самого детства приучала нас жить по заповедям Божиим и по правилам Православной Церкви. Когда мы были совсем маленькие и не могли ездить в храм, то по воскресеньям она не разрешала нам кушать до 12 часов, пока не кончится Литургия. В это время мама читала нам жития святых – про мучениц Феклу, Веру, Надежду, Любовь и других. Не знаю даже, где она эти книги брала, ведь всё под запретом было. Утренние и вечерние молитвы мы обязательно читали все вместе.

И конечно же, огромное влияние на меня оказал духовник нашей семьи – отец Поликарп. Он долго был насельником Троице-Сергиевой лавры, потом Данилова монастыря, последние годы являлся насельником Оптиной пустыни и жил почти в затворе вблизи Казанской Амвросиевской пустыни в Шамордине. Скончался он в 2024 году – тихо, безболезненно, в алтаре во время всенощного бдения.

Он много лет знал нашу семью, еще когда мы ездили к нему в Лавру на исповедь. По его молитвам, думаю, я и ушла в монастырь. Однажды, когда мы уже подросли, отец Поликарп спросил у моей сестры, дружу ли я с кем-нибудь? Она сказала, что да. И, видимо, батюшка так помолился, что мы вскоре расстались. О монастыре совершенно не думала, Господь потихоньку вел.

Также еще с несколькими духовниками общалась, в Струнино было много духоносных батюшек, они пережили гонения. Иногда бывали с тетей у блаженной Любушки Сусанинской, под Санкт-Петербургом. Мы у нее жили по 2-3 дня, помогали по хозяйству, огород пололи, и я советовалась с Любушкой – за кого мне лучше выйти замуж? Блаженная отвечала – и этот хороший, и этот хороший… Как-то приехали, сидим, пьем чай, и у меня неожиданно вырвалось: «Любушка, а может мне в монастырь пойти?»

Она смотрит на меня в недоумении: я же раньше только про женихов спрашивала! Потом встала у икон и долго-долго молилась. А мы сидим как ни в чем не бывало, чай пьем, разговариваем, никто не обратил внимания на мои слова. Любушка помолилась и стала вокруг меня ходить, хлопать в ладоши и говорить: «В монастырь! В монастырь пойдешь и будешь жить, как в Иерусалиме! Ты будешь самым счастливым человеком!» Мы перепугались, тетя Рая говорит: «Любушка, какой Иерусалим? Нет-нет, в Иерусалим ей нельзя, там очень страшно, не поедет она в Иерусалим! В любой монастырь, но только не в Иерусалим!» Я дар речи потеряла. Думаю, что делать? В Иерусалим я не поеду, но ведь Любушка говорит, как же ослушаться?.. А Любушка стала меня успокаивать: «Замужем тебе, конечно, хорошо будет, но в монастыре тебе будет лучше! Поверь мне, тебе ни о чем не надо будет беспокоиться, у тебя будет всё! И фрукты круглый год, а цветов – целое море!» Я думаю – ну, точно, в Иерусалим отправляет меня! Даже представить не могла, что это Любушка о другом месте говорит.

Потом мы остались ночевать у блаженной, и она почему-то положила меня к себе в келью на диванчик, хотя обычно мы спали в коридоре. Я легла и сразу же заснула. Ночью просыпаюсь – а Любушка стоит и молится. Берет одну икону, что-то говорит и говорит на своем языке, икону целует, и так долго, с каждой иконой по полчаса. Я испугалась, лежу – боюсь пошевелиться, и так до самого рассвета она молилась, не помню уже, как я заснула. А утром пьем чай, я только хотела рот открыть, а Любушка говорит: «Ну, как спали?» И сама себе отвечает: «Всю ночь спали, всю ночь спали, хорошо спали!». И я поняла, что не нужно рассказывать, что я видела.

Но в монастырь я еще год собиралась, никак не могла решиться. За это время насмотрелась на семейную жизнь своего брата и сестры, понянчилась с племянниками: поняла, что семья – это тоже нелегкий крест.

Нас в семье было девять детей, а мама была строгая, говорила: «Женитесь, или замуж выйдете, – терпите, нет благословения вам на развод! Или в монастырь собрались – чтобы до конца терпели, обратно я вас не жду, не позорьте меня! Это на всю жизнь вы сами себе выбираете путь!» Тогда в России еще не открывались монастыри, поэтому я поехала в Корецкую обитель. Мама меня благословила иконочкой преподобного Сергия, которую подарил архимандрит Иларион, ризничий Академии, что в Троице-Сергиевой лавре, и дала платок пуховый, кофту теплую, которую сама вязала. До сих пор храню эти вещи как мамино благословение, и иконочку от батюшки. Таких мыслей, чтобы уйти из монастыря, не было и в помине – это считалось большим позором, тем более что нашу семью все знали в Струнино, ведь все верующие были. Главное, чтобы у человека было свое произволение – жить в монастыре, стремиться служить Господу. Окончательное решение уйти в монастырь я приняла сама, даже у духовника не брала благословение.

Сначала была в Корецком монастыре, потом меня направили на послушание в Московскую Патриархию – помогать при подготовке торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси в 1988 году.

После кончины Святейшего Патриарха Пимена я отпросилась у Святейшего Патриарха Алексия II в Дивеевский монастырь – очень полюбила преподобного Серафима Саровского, но Святейший отпустил меня только через два года.

В 1991 году мне довелось поучаствовать в перенесении честных мощей батюшки Серафима из Москвы в Дивеево. Больше недели шел крестный ход во главе со Святейшим Патриархом Алексием II, останавливались во всех городах, совершали молебны. И везде столько людей приходило, чтобы проводить мощи преподобного, все молились, опускались на колени прямо на улице!

Это было незабываемое событие – настоящая Пасха среди лета, как предсказывал преподобный Серафим еще при жизни. Тогда-то мне и захотелось пожить в Дивеевской обители, чтобы быть поближе к батюшке Серафиму.

Очень расстроилась, конечно, когда Святейший благословил уехать обратно в Москву и стать настоятельницей Покровского монастыря. До сих пор выполняю дивеевское правило, и весь монастырский устав для нашего монастыря взяла по образцу обители преподобного Серафима.

Возрождение Покровской обители неразрывно связано с именем блаженной Матроны Московской. Вы уже вспоминали, что еще с 1980-х годов знали о ней и просили ее помощи. Расскажите, пожалуйста, как Матронушка оказалась в Покровской обители?

О том, что есть такая подвижница, я узнала очень давно, еще в 1982 году. Я только окончила школу и стояла перед выбором своего дальнейшего жизненного пути. Духовника нашей семьи, архимандрита Поликарпа, как раз перевели из Троице-Сергиевой лавры в Данилов монастырь, который первым из всех московских обителей передали Церкви еще в советское время. И я ездила к батюшке на исповедь. В монастыре была полная разруха, только-только начались восстановительные работы к 1000-летию Крещения Руси. Кто-то мне сказал, что на Даниловском кладбище есть могилка одной старицы, которая помогает в разных нуждах. И я стала каждый раз, бывая у духовника, туда ездить – до метро Тульская, а там на трамвае до кладбища.

Найти могилку оказалось трудно – никто из посетителей не знал, где это, только нищие у входа в храм и продавцы цветов мне подсказали, где похоронена Матронушка. Могилка была не совсем заброшена, кто-то ухаживал за ней. Бывало, другие люди приходили, просто прикладывались. Не помню, что я конкретно просила, но уже тогда Матронушка мне стала помогать: привела меня ко многим духоносным старцам, которые разрешили мои недоумения и наставили на путь истинный. Вскоре я ушла в монастырь. Благодарю Господа за Его великие милости, ведь в то время почти никто и не знал о Матронушке – книг о ней не было, храмы Церкви еще не передавали, верующим тяжело было.

Как-то в начале января 1998 года приехал Святейший Патриарх Алексий II к нам в обитель. Это было воскресенье, около 15.00. Святейший был один, только с иподиаконом Сергием Куксовым и водителем. Зима, на территории никого – служба давно кончилась, все закрыто. Мы тогда только готовились к освящению Покровского храма, и полы там еще не до конца были положены. Две сестры были в храме, закрылись там и читали правило. Патриарх стучит в окно, а сестры говорят: «Храм закрыт на уборку, извините». Не узнали Предстоятеля.

В это время я как раз вернулась с Даниловского кладбища, от Матронушки. Не знала, что Святейший в монастыре, пошла в свою келью. Ведь телефонов мобильных не было еще, захожу – и мне звонок по городскому: «У тебя Патриарх на территории, а ты где ходишь?!» Я – бегом в храм, сестрам говорю: «Берите благословение, это же Патриарх перед вами!» и упала Святейшему в ноги: «Простите, Ваше Святейшество!» А он спрашивает: «Где это ты бываешь по выходным?» Я сразу сказала, что была на кладбище у Матронушки, туда столько народу ходит! А у нас сегодня молилось всего два человека, никто не ходит в храм. И подарила Святейшему книжечку «Житие блаженной Матронушки».

Я стала рассказывать, как мы с сестрами там дежурим, за могилкой присматриваем, людей чаем с пирожками кормим… Патриарх тогда осмотрел всю территорию монастыря, которую нам уже передали к тому времени, заглянул в каждое освобожденное арендаторами помещение – везде ни души, будто и не Москва это вовсе, тишина.

А про Матронушку Патриарх Алексий ничего не знал, поэтому решил сразу же, не откладывая, лично съездить на кладбище, отслужить литию. Я взяла кадило, омофор у него был с собой, и поехали. Святейший отслужил литию, а мы с иподиаконом пели. Народу на кладбище было довольно много, и сначала люди даже не поняли, что это Патриарх приехал.

После литии Святейший еще долго разговаривал с народом, расспрашивал, как им помогает Матронушка. Очень вдохновился Патриарх этой поездкой. А я попросила: если можно, останки Матронушки перенести к нам в монастырь, перезахоронить. И сразу же подала прошение, которое было напечатано заранее, лично в руки Святейшему. После этого мы с сестрами каждую ночь молились Матронушке и читали акафист ей (тогда еще старый был акафист), чтобы к нам в монастырь перенесли ее святые мощи.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II обретение мощей блаженной Матроны произошло на Даниловском кладбище в ночь на 8 марта 1998 года.

А уже 1 мая 1998 года, по благословению Предстоятеля, мощи Матронушки были перенесены в нашу Покровскую обитель.

Потом мы стали собирать материалы для канонизации – истории о случаях помощи блаженной Матроны, об исцелениях, которые случались по ее молитвам, записывали адреса. Были сложности, но с Божией помощью прошли все эти испытания. Патриарх Алексий II в апреле 1999 года вызвал меня и сообщил, что канонизация блаженной Матроны назначена на 2 мая.

Это была такая радость, что просто не описать словами. В день канонизации собралось так много народа, что вся территория была заполнена людьми, хотя нигде и объявления не давали.

В 2004 году мы изготовили для мощей блаженной Матронушки серебряную раку и большую сень над ней. Долго делали эскизы с мастерами ХПП «Софрино», смотрели образцы в Лавре, в Кремле, в других храмах и монастырях. Наконец получился готовый проект – рака и сень с лампадками, которые все отличаются друг от друга. Выполнили его также на предприятии «Софрино», даже специальный цех открыли.

Перед этим Матронушка стала часто являться мне и говорить: «Когда же мне поменяешь платье?». Я сначала не задумывалась об этом, но потом сон опять повторялся. Я никак не могла понять, что нужно? На каждый праздник у нас сделаны вышитые покрывала для мощей разных цветов: на Пасху – красное, в Господские праздники – белое, в Богородичные – голубое, в пост черное или фиолетовое. Никак не пойму: «Что же надо, Матронушка?»

И только когда поставили мы раку, Матронушка явилась мне и сказала: «Наконец-то мне сделали красивое платье!» Вот что нужно было, оказывается!

В 2019 году мы открыли монастырский музей. Основой экспозиции, посвященной жизни блаженной Матроны Московской, являются вещи, принадлежавшие семье Ждановых: иконы, мебель, посуда, одежда, книги, фотографии… (Зинаида Владимировна Жданова – односельчанка блаженной Матроны, родилась в с. Себино в 1917 году. В 1941–1950 гг. в семье Ждановых в Москве жила блаженная Матрона.)

Часть экспозиции музея, посвященную истории Покровского монастыря, составляют старинные иконы, кресты и другие предметы храмового убранства, найденные при реставрации обители и ее подворий, фотографии Покровского монастыря и его последних насельников до революции.

Поделитесь, пожалуйста, какие события за эти 30 лет, помимо обретения мощей и канонизации блаженной Матроны Московской, Вам особенно запомнились?

В первую очередь, конечно, это освящение отреставрированных и построенных храмов. Всегда такая радость на душе, так благодатно и трепетно осознавать, что храм Господень обновляется для совершения Божественной службы! Прихожане, особенно в первые годы возрождения, с такой духовной жаждой устремились в монастыри и храмы после долгих лет жизни без Бога! Благодарение Господу, что удалось всё быстро восстановить и теперь множество людей приходят к нам, особенно по праздникам, порой со слезами на глазах – такую благодать они чувствуют.

Всего за эти годы, с Божией помощью, удалось отремонтировать или построить заново 8 храмов, в которых 19 престолов: 3 храма в самом монастыре – двухэтажный Покровский храм, Воскресенский собор, храм святых Петра и Февронии; старинный храм Казанской иконы Божией Матери на подворье монастыря в селе Марково Раменского района Московской области; храм блаженной Матроны Московской на пересечении Варшавского шоссе и МКАД; три храма на Патриаршем подворье в Троице-Лыкове – в честь Живоначальной Троицы, Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Серафима Саровского.

Также в 2002 году на историческом месте была заново возведена колокольня, разрушенная в 1926 году.

В нынешнем виде был построен в 1806–1814 годах. В советское время в нем находились типография Моссовета, банки, Министерство топлива и энергетики и другие организации

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (двухэтажный)

В нынешнем виде был построен в 1806–1814 годах. В советское время в нем находились типография Моссовета, банки, Министерство топлива и энергетики и другие организации.

Великое освящение трех приделов нижнего храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 4 апреля 1998 года. Центральный придел – в честь свт. Ионы, митрополита Московского; левый придел – в честь прп. Нила Столобенского; правый придел – в честь прп. Илариона Великого. В этот день Патриарх возвел матушку Феофанию в сан игумении.

Великое освящение трех приделов верхнего храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 2 мая 1999 года. Центральный придел – в честь Покрова Божией Матери; левый придел – в честь свт. Николая Чудотворца; правый придел – в честь свв. апостолов Петра и Павла.

Храм Воскресения Словущего

В нынешнем виде был построен в 1853 году. В советское время в нем находились: спортзал, бильярдная, кинокомпания и другие организации. Великое освящение трех приделов совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Орехово-Зуевского Алексия 22 ноября 2001 г., в день празднования 120-летия со дня рождения святой праведной блаженной Матроны Московской.

Центральный придел – в честь Воскресения Словущего; левый придел – в честь Тихвинской иконы Божией Матери; правый придел – в честь блаженной Матроны Московской.

Храм святых Петра и Февронии Муромских

Воссоздан по историческим фотографиям на месте часовни, разрушенной в советские годы.

Закладной камень в основание храма освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 8 марта 2013 года. Малым чином храм был освящен 27 февраля 2014 г., великим чином – 6 июня 2016 года председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом.

Параллельно с восстановлением храмов мы реставрировали корпуса – настоятельский, сестринский, административный, хозяйственные, возводили заново или ремонтировали стены и башни; сделали благоустройство территории.

В 1998 году у монастыря появилось первое подворье при храме Казанской иконы Божией Матери в селе Марково Раменского района Московской области.

Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Марково Раменского района Московской области

Построен в 1672-1680 годах. В советские годы в нем располагалось овощехранилище. К моменту передачи Покровскому монастырю в качестве подворья в 1998 году храм был уже в руинированном состоянии. Восстановлен в 1999–2004 годах. Великое освящение трех приделов совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 13 ноября 2004 года.

Центральный придел – в честь Казанской иконы Божией Матери; левый придел – в честь свт. Николая Чудотворца; правый придел – в честь пророка Иоанна Предтечи.

Теперь там обширное подсобное хозяйство – поле, огород, коровник, курятник, пруды с рыбой. Построены корпуса для сестер, детей приюта, хозяйственные строения.

Для прихожан сделали большую теплую трапезную, детскую площадку. Люди очень полюбили наш храм, приезжают не только окрестные жители, но и из других районов, венчаются, крестят детей.

Рядом появилось несколько дачных поселков, потому что администрация района по нашей просьбе сделала хорошую дорогу к некогда заброшенному храму, мы провели газовую трассу, и теперь все окрестные дома тоже подключились.

На престольный праздник Казанской иконы Божией Матери в 2018 году подворье посетил наш Предстоятель, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Святейший Владыка возглавил Божественную литургию и крестный ход, а затем осмотрел подсобное хозяйство.

В 2008-2010 годах построили на пересечении Варшавского шоссе и МКАД первый в Москве храм в честь блаженной Матроны Московской.

Храм святой праведной блаженной Матроны Московской на пересечении Варшавского шоссе и МКАД

Великое освящение храма 27 февраля 2010 года совершил архиепископ Истринский Арсений.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл осмотрел храм 1 мая 2010 года и отметил необходимость строительства подобных храмов в шаговой доступности во всех новых микрорайонах города.

В 2012-2015 годах на историческом месте за оградой монастыря была построена монастырская гостиница «Покровская». 23 июля 2015 года новое здание освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

С 2013 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, я являюсь настоятельницей Патриаршего подворья при храме Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове и директором православной гимназии, которая расположена на его территории.

Храм Живоначальной Троицы на Патриаршем подворье в Троице-Лыкове

Построен в конце XVII века. В советские годы был заброшен. Полностью отреставрирован в 2013-2017 годах под руководством игумении Феофании. Великое освящение храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 5 июня 2017 года.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Патриаршем подворье в Троице-Лыкове

Построен в середине XIX века. В советские годы в нем располагались столовая, госпиталь, читальня, клуб со сценой в алтаре, склад лакокрасочных материалов. Великое освящение храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 30 октября 2011 года. В 2014-2015 годах храм был капитально отреставрирован, обновлены все росписи.

Центральный придел – в честь Успения Пресвятой Богородицы; левый придел – в честь вмц. Екатерины; правый придел – в честь свт. Николая Чудотворца.

Храм преподобного Серафима Саровского на Патриаршем подворье в Троице-Лыкове

Построен на месте сожженного в 1936 году старинного деревянного Успенского храма. В 2016-2019гг. по историческим фотографиям храм был воссоздан и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 14 сентября 2019г. освящен малым чином в честь преподобного Серафима Саровского управляющим Северо-Западным викариатством г. Москвы епископом Бронницким Фомой.

По преданию, храмы Троице – Лыково посещал преподобный Серафим Саровский, который останавливался в усадьбе по дороге в Саров. В 1920-х годах здесь совершил одно из своих последних богослужений Святейший Патриарх Тихон.

Сейчас в гимназии учится около 120 детей из многодетных и малообеспеченных семей.

После капитального ремонта мы оснастили все классы самым современным оборудованием для уроков физики, химии, труда, информатики. Гимназисты регулярно посещают службы, исповедуются у духовника гимназии, причащаются. Мальчики по очереди алтарничают.

После окончания гимназии наши выпускники поступают в высшие учебные заведения. Несколько ребят уже учатся в семинарии. Недавно один выпускник венчался у нас со своей избранницей – тоже нашей бывшей ученицей. Я очень радуюсь за детей и всегда молюсь, чтобы они нашли правильную дорогу в жизни и были с Господом.

Все учителя у нас верующие, обладают необходимым образованием. Обязательно преподается Закон Божий, церковное пение.

В прошлом году на подворье открыли православный детский сад на 40 детей. Сюда тоже принимаем ребят из малообеспеченных и многодетных семей.

За эти годы мы, с Божией помощью, отреставрировали 2 старинных храма – Живоначальной Троицы и Успения Пресвятой Богородицы, а также на историческом месте по фотографиям воссоздали небольшой деревянный храм в честь преподобного Серафима Саровского. Отремонтировали все корпуса (некоторые возвели с нуля на старом фундаменте), построили для гимназии большой спортивный зал.

Неудивительно, что и в Покровский монастырь, и на его подворья люди приезжают с удовольствием, не скрывая своего восхищения красотой этих мест, особенно весной и летом. Ведь вся территория вокруг благоустроена, разбиты цветники, посажены деревья, устроены дорожки и лавочки… Сколько же всего зданий отреставрировано и построено за эти годы?

Наверное, около пятидесяти зданий. Три храма построили с нуля, остальные пять капитально отреставрировали. В монастыре заново возвели колокольню, гостиницу, молельный дом, несколько башен, стены на историческом фундаменте. Отремонтировали корпуса: настоятельский, сестринский, дом причта, бывшую школу.

На подворье в Маркове храм отреставрировали, построили все здания заново: сестринский корпус, дом для детей приюта, дом причта, коровник, курятник.

На Патриаршем подворье в Троице-Лыкове - два храма капитально отреставрировали, один возвели заново. Отреставрировали здание гимназии, детского сада и еще 2 корпуса. Остальные здания, которые были в руинированном состоянии, возвели заново на старом фундаменте: дом архитектора Ропета, корпус для детей приюта, дом причта, трапезную, оранжерею, 4 небольших постройки на территории, котельную.

На подворье при храме святой Матроны на Варшавском шоссе построили храм и сестринский корпус.

Конечно, мы стараемся сразу сделать и благоустройство вокруг храмов, обязательно открываем трапезную, детскую площадку, чтобы люди целыми семьями приходили на службу и потом могли покушать и погулять по территории.

Все прихожане монастыря уже привыкли, что на службах рядом с сестрами часто молятся маленькие девочки. Как получилось, что Вы открыли детский приют?

История создания приюта связана с блаженной Матроной Московской. Незадолго до обретения мощей мне приснилось, как Матронушка ходит по монастырю, осматривает его, и потом говорит мне: «Всё у вас хорошо, только вот одного не хватает: здесь нет детей-сирот, а я их очень люблю». И я стала на колени и стала просить ее: «Матронушка, я открою приют, ты только приди к нам!» Мы стояли и разговаривали на том месте, где сейчас висит икона Матронушки на улице

Вскоре после этого в монастырь стали привозить первых воспитанниц. Приютские дети очень сложные, к ним нужен особый подход, внимание и любовь. Нужно постоянно с ними заниматься, но другого пути у меня нет. Так благословляет Господь. Мы даем всем детям одинаковое воспитание и образование в духе православной традиции. Каждый день в приюте начинается и заканчивается общей молитвой, дети молятся до и после еды, бывают в храме на службе, где сами поют, читают; регулярно исповедуются, причащаются. Учатся в православной гимназии, там им преподают Закон Божий, литургику. Они получают музыкальное образование: занимаются вокалом, играют на музыкальных инструментах, готовят выступления к праздникам обители. Также выступают на фестивалях в концертном зале Зарядье.

Поскольку классы у нас небольшие, то обучение почти индивидуальное. На уроках труда девочки овладевают навыками кройки и шитья, учатся готовить, вести хозяйство. В монастыре несут посильные послушания – в трапезной накрывают и убирают за собой столы, в храме церковничают.

Святейший Патриарх Кирилл, бывая в монастыре, всегда интересуется жизнью приюта, с любовью благословляя всех воспитанниц.Они часто посещают Патриаршие богослужения в соборах Кремля и Храме Христа Спасителя.

Сейчас у нас уже около пятидесяти воспитанниц, и так приятно, когда видишь, что трудные дети меняются на глазах! Это для меня лучшая награда.

Первый выпуск состоялся в 2008 году. Всего за эти годы более семидесяти выпускниц приюта вышло из стен монастыря. Многие создали свои семьи, растят деток, так что я уже, можно сказать, бабушка для них, причем «внуков» у меня больше, чем «внучек»: почему-то чаще рождаются мальчики.

После выпуска мы не забываем про воспитанниц, помогаем определиться в выборе жизненного пути. Сопровождаем, когда они поступают в институты, если нужно – материально поддерживаем, пока девочки сами не встанут на ноги. Потому что родственники далеко не всегда помогают.

И так я всегда радуюсь, когда наши бывшие воспитанницы приезжают на праздники к нам в гости и помогают! Бывает, и с мужьями, и с детьми приходят, рассказывают мне, как живут, как учатся или работают.

Матушка, с 2018 года Вы являетесь директором гостиницы «Даниловская». Зная, с каким гостеприимством Вы принимаете паломников в Покровской обители, можно предположить, что и постояльцы гостиницы окружены заботой и вниманием. Расскажите, пожалуйста, об этом своем послушании.

Конечно, и в гостинице «Даниловская» мы стараемся тепло принять всех гостей. Для этого в первую очередь нужно, чтобы во всех номерах было чисто и уютно. Поэтому уже несколько лет по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мы проводим реновацию всего здания гостиницы, построенного в 1991 году.

Заменили основные инженерные коммуникации – электрику, сантехнику, систему кондиционирования и вентиляции, пожарную сигнализацию; оборудование на кухне и в прачечной; постепенно проводим ремонт номерного фонда, обновили мебель, оборудование в номерах, постельные принадлежности и так далее. Это если совсем кратко перечислить, а на самом деле очень много работы: там шесть этажей, более 130 номеров, ресторан, подсобные помещения, поэтому часто приходится на месте собирать совещания строителей, обходить всю гостиницу, выяснять проблемы, изучать и подписывать множество документов.

В гостинице регулярно проводятся церковные конференции с участием Святейшего Патриарха, иерархов нашей Церкви, зарубежных гостей. В дни празднования годовщины Патриаршей интронизации, проведения Рождественских чтений, собраний игуменов и игумений нашей Церкви и других общецерковных форумов гостиница принимает архиереев, священнослужителей и монашествующих со всей России и из-за рубежа.

Кроме того, гостиница «Даниловская» является официальной площадкой для выездной регистрации брака. Мы стараемся организовывать все церемонии на высшем уровне, чтобы молодожены на всю жизнь запомнили это важное событие.

Как Вы справляетесь с таким огромным хозяйством?

Всё с Божией помощью и только с молитвой. В храмах монастыря и его подворий ежедневно совершаются богослужения. Сама я обязательно хожу на общее сестринское правило – утром на полунощницу и на вечернее правило, на крестный ход вокруг монастыря.

Стараюсь каждый день бывать на Литургии, на общей сестринской трапезе, и учу этому сестер. Живем, как одна большая монастырская семья. Конечно, бывают и сложности, и недопонимания, и что-то не так делается, но с Божией помощью стараемся решать всё в духе мира и сестринской любви. Хотя иногда и строгость нужна, но важно и поддержать, и похвалить человека. Потому что никто не выдержит всё время в строгости, надо и пожалеть, чтобы сестра не унывала.

Регулярно проводим общие сестринские собрания в монастыре, когда приезжают насельницы со всех подворий. Сообща со старшими решаем, как часто сестрам нужно причащаться, обсуждаем и другие вопросы духовной жизни.

Самое главное в монастыре – это молитва. Когда день начинается и заканчивается молитвой, то всё спорится, дела решаются. Если и устаешь, все равно на душе мир и покой.

Большим утешением для всех насельниц являются визиты нашего Предстоятеля – Святейшего Патриарха Кирилла. Первосвятитель часто возглавляет престольные праздники в монастыре, посещал все наши подворья и гостиницы. Так благодатно и радостно ощущать отеческую заботу Его Святейшества, молиться вместе с ним на службах, слушать назидательные слова проповедей.

Святейший Владыка со знанием дела интересуется, как идут дела в монастыре и на подворьях, дает мудрые советы, с любовью благословляет каждую сестру, говорит поучительные для всех насельниц слова за общей трапезой.

Мы всегда с благодарностью молимся о здравии Предстоятеля у мощей блаженной Матроны Московской, которую он очень почитает.

Ну, а хозяйство у нас в монастыре действительно очень большое, только и успеваю всё и всех проверять! Непросто, конечно, управляться: ведь каждое подворье – это как отдельный монастырь. Нужно и службы совершать, и по хозяйству смотреть, чтобы всё было в порядке, а если стройка или реставрация – контролировать все работы… На каждом подворье поставлена старшая сестра – опытная монахиня, которая все отслеживает и докладывает мне, как идут дела. Я стараюсь бывать на подворьях раз в неделю, но иногда чаще приходится приезжать, если что-то срочное нужно решить.

А порой просто приезжаю на подсобное хозяйство, чтобы немного отдохнуть, подышать воздухом и помолиться – прийти в себя после Москвы и бесконечного потока людей и документов.

Кроме того, приходится решать кадровые вопросы по монастырю и подворьям, принимать работников, паломниц, рассматривать прошения о проведении экскурсий, которых очень много – из государственных организаций, инвалиды, дети, студенты и преподаватели институтов и пр. Кто-то приезжает в монастырь просто помолиться, причаститься на службе, а кто-то ведь и на экскурсии побывать хочет; или батюшки из разных епархий просят послужить Литургию или молебен.

Очень много получаем писем от прихожан – по обычной и электронной почте, телеграммы присылают с просьбой срочно помолиться о тяжело болящих, в трудных жизненных ситуациях, судах и пр. Срочные письма сестры дают мне, я их сразу читаю; обычные письма сестры сами просматривают. Стараемся отвечать на все письма, послать иконочку или лепесточки освященные, чтобы людям какое-нибудь утешение получить от Матронушки.

Конечно самое большое послушание в канцелярии, очень большая нагрузка на сестер, а их всегда не хватает, ведь нужно чтобы с образованием были и ответственные.

Мы по мере сил стараемся организовать всё так, чтобы был порядок, чтобы люди уходили утешенными. У сестер много послушаний: в храме, за свечным ящиком, на кухне, в трапезной, на просфорне, в швейной, в детском приюте, в канцелярии, экскурсии проводят…

Так и живем, молимся и трудимся во славу Божию.

Сегодня Покровский монастырь является одной из визитных карточек Первопрестольного града. Пожалуй, все церковные делегации, которые приезжают в Москву, непременно посещают Вашу обитель, а многие и останавливаются в прекрасной гостинице «Покровская». О гостеприимстве Покровского монастыря и лично его игумении в церковных кругах ходят легенды. Расскажите, пожалуйста, об этом уникальном опыте: ведь, наверное, Вы принимали в стенах монастыря уже всех Предстоятелей Поместных Церквей?

Да, слава Богу, наш монастырь любят посещать представители многих Церквей. У нас побывали все Предстоятели Поместных Православных Церквей (нынешний Глава Албанской Церкви приезжал в сане митрополита в 2017 году).

Часто бывают и архиереи Поместных Православных Церквей, и священники, и монашествующие из разных стран и епархий. Мы стараемся всех принимать с радушием, позаботиться о каждом госте, каким бы ни был его сан.

Регулярно приезжают представители инославных Церквей – Маланкарской, Коптской, Эфиопской и других. Все они очень почитают блаженную Матрону Московскую, молятся ей на своих языках, с благоговением принимают святыни из монастыря – освященные цветочки, иконочки, свечи.

У мощей блаженной Матроны все делегации молятся, читают молитвы на своих языках, а кто-то даже привозит записочки с именами своих прихожан – например, почивший Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Павел II во время своего визита в 2019 году привез целый чемодан таких поминовений!

В Индии растет почитание блаженной Матроны Московской, которая уже совершила немало чудес среди индийских христиан. Новый Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III также с радостью посещал нашу обитель в 2023 году.

У мощей святой Матроны Его Святейшество обратился с приветственной речью к сестрам и многочисленным паломникам, сообщив, что блаженная Матрона Московская с недавнего времени очень почитается в Индии.

В этом году у нас были два высоких гостя – Предстоятель Сербской Православной Церкви Святейший Патриарх Порфирий и Предстоятель Ассирийской Церкви Востока Католикос-Патриарх Мар Ава III.

Они посещали Россию по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и останавливались в нашей гостинице «Покровская».

Для нас с сестрами это не только большая ответственность – принимать столь высоких гостей, но и огромная радость – ведь так мы можем исполнить заповедь Спасителя о любви и служении ближнему.

Что для Вас стало самым главным открытием за эти 30 лет?

Может будет слишком дерзновенно сказать словами апостола Павла: Всё могу об укрепляющем мя Господе Иисусе Христе (Фил. 4:13). Но каждый раз, когда мы начинали реставрацию храмов или новое строительство, или когда нам давали новый объект, мне казалось, что это же невозможно – всё сделать нашими малыми силами! А Господь Сам как-то всё управляет, и всё вроде потихоньку получается, хотя конечно, сложностей всегда и везде хватает. Только надо обязательно благодарить Бога за всё – и за скорби, и за радости. И тогда силой Божией все испытания обратятся нам во благо и Церкви Христовой на пользу. Всегда молюсь о том, чтобы наши труды были благоугодны Господу и помогли многим людям найти путь к храму и спасению души. И прошу заступничества у Царицы Небесной, чтобы Она всегда покрывала нас Своим Честным Омофором.