Обетный монастырь близ Коломны: от поругания к возрождению

Игумен Иоанн (Железов)

Когда великий князь Димитрий Донской собирал в Коломне войска на Куликово поле, он дал обещание: если русские побьют монголо-татар, в честь этого будет заложен монастырь. И после победы по благословению преподобного Сергия Радонежского будущий святой вместе со своим ближайшим соратником, князем Боброк-Волынским, основал в 1381 году Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь. Отшумели эпохи, настало время атеистического безвременья, разрушения церквей, обителей, но и оно закончилось. И когда в 1990 году Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (ныне на покое) впервые посетил руины поруганной святыни, то, даже маститые служители алтаря, сопровождавшие архиерея, обомлели, увидев мерзость запустения. Владыку пытались отговорить от восстановления здесь монашеской жизни. Но что мы видим в наши дни? Об этом мы говорили с настоятелем монастыря игуменом Иоанном (Железовым) накануне престольного праздника обители (29 августа отмечается день памяти Феодоровской иконы Божией Матери).

Врачи порой не в силах помочь, а Богородица помогает

Отец Иоанн, Бобренев монастырь, как мы знаем, у многих верующих ассоциируется с чудотворными иконами Феодоровской иконы Божией Матери. Каким образом их две оказалось в монастыре?

Говорят, до закрытия обители здесь тоже находились два чудотворных Феодоровских образа Божией Матери, но всё было разрушено, разграблено, и вполне возможно, что наши обительские святыни находятся в каких-то частных коллекциях где-то в Европе. Сейчас у нас две другие иконы – при этом историю каждой из них можно назвать неординарной. Появились они с интервалом почти в шесть лет. История первая: в 1999 году сюда приехала женщина из Москвы и поведала о своем сне, в котором Богородица повелела ей отвезти в Бобренев монастырь образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Феодоровская». Женщина не придала значения своему сну, но он опять повторился. Даже с кем пойти покупать икону, ей было указано... Придя в церковный магазин «Софрино», она забеспокоилась: пенсия небольшая, хватит ли денег на покупку? Хватило! Была осень, и привезшие икону шли со станции пешком под холодным дождем. Передали братии образ Богоматери и уехали. А через некоторое время паломники стали сообщать о случаях благодатной помощи Царицы Небесной от этой иконы!

Другой чудотворный образ – Феодоровскую икону XVIII века, украшенную серебряной ризой, убранную камнями, унизанную жемчугом, – пожертвовал монастырю митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В 2001 году отмечалось 620-летие со дня основания Бобренева монастыря, и владыка торжественно пообещал передать обители эту великую святыню при освящении Феодоровской церкви после ее восстановления. В 2005 году – передал. Известно, что это был подарок его духовному наставнику – митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову). Когда владыка Никодим покидал пост Председателя ОВЦС, сотрудники Отдела преподнесли ему в дар драгоценный старинный образ. А после кончины архипастыря, одного из самых ярких и влиятельных церковных деятелей своего времени, икона находилась у митрополита Ювеналия в его резиденции в Московском Новодевичьем монастыре. Теперь она у нас, и в большую общую тетрадь, хранящуюся в свечном ящике, люди пишут о чудесах, проистекающих от дивных образов Богоматери. Эти записи свидетельствуют, что порой врачи не в силах помочь человеку справиться с недугом, а Богородица помогает.

Наверное, Вам из обилия рассказов о благодатной помощи Пресвятой Богородицы, полученной после посещения Бобренева монастыря, нелегко выбрать какой-то один, два примера-подтверждения для этого интервью?

Действительно, нелегко. Но давайте я приведу свидетельство молодой женщины из Коломны, вера которой, по ее признанию, прежде носила номинальный характер: вроде бы и верила она в Бога, только в храме бывала редко, Евангелие и святоотеческие труды не читала. Краем уха коломчанка услышала, что Феодоровская икона Божией Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогает в трудных родах. Купила она в церкви небольшую бумажную иконку, принесла домой, где-то положила и забыла о ней. А когда пришлось ложиться в роддом на сохранение, вспомнила о той иконочке и с большим трудом ее отыскала.

В роддоме будущая мама увидела уголок для чтения с православными книгами, журналами и стала туда наведываться. Прочитав в одном журнале, что недалеко от Коломны, в Бобреневом мужском монастыре, есть чудотворные иконы Феодоровской Божией Матери и каждое воскресенье перед ними читается акафист, решила с помощью родных выбраться к нам перед родами. Не зная дороги, путники где-то заплутали, машина их застряла, но после горячей молитвы молодой женщины к Пресвятой Богородице они увидели указатель на Бобренев монастырь. Через четыре дня – 16 августа 2007 года – женщина родила сына. Позже она узнала, что 16 августа (по старому стилю) связано с иконой Феодоровской Божией Матери: в этот день совершается празднование в память о чудесном явлении этого образа в 1239 году костромскому князю Василию Квашне близ города Городец. И главное – счастливая мама перестала быть «номинально верующей»!

Или возьмем другой современный случай: десять лет у супружеской пары не было детей. Причем супруги проверялись: оба оказались здоровы. Приехали они к нам, месяц походили на акафисты перед Феодоровской иконой Богородицы, и спустя время у них первенец родился, потом второй ребенок, третий!

Об иконе, подаренной митрополитом Ювеналием, довелось прочитать трогательные и, думается, очень точные по смыслу строки: что больше серебра и драгоценных камней, которыми украшена эта святыня, она украшена молитвами владыки Ювеналия и чудесами, проистекающими от сего чудотворного образа.

Сегодня эта великая святыня воодушевляет и братию, и прихожан, и паломников.

О «храме поющих ангелов» и постижении игуменом «китайской грамоты»

А почему один из двух монастырских храмов, Феодоровский, называют поющей церковью или «храмом поющих ангелов»?

Уникальной была его акустика: когда кто-то пел в середине храма, необъяснимым образом пение даже одного человека раскладывалось на голоса и само гармонизировалось так, что казалось: целый хор гремит! «Ангелы поют», – говорили верующие. Действительно, вместо того, чтобы поглощать звук, стены сами начинали петь, словно создавая мелодическую икону горнего мира. Но такой эффект существовал до первой реставрации. Вся, казалось бы, неподъемная тяжесть той первой реставрации возрождающейся обители легла на плечи игумена Игнатия (Жидкова). До назначения его настоятелем в Бобренев монастырь, он, московский врач, поступил в Ленинградскую духовную семинарию и закончил ее по 1-ому разряду с вручением премии имени митрополита Никодима (Ротова). Затем учился на Православном богословском факультете в городе Прешове (Чехословакия) и был удостоен ученой степени магистра богословия. Работал референтом в ОВЦС, был благочинным церквей Балашихинского округа. Наш монастырь, в котором батюшка начал приводить в порядок и кельи, и храмы, он возглавлял почти пятнадцать лет, вплоть до своей скоропостижной кончины в 2013 году. Так вот, приближался юбилейный год для обетного Бобренева монастыря, готовившегося отмечать 625-летие победы русского воинства в Куликовской битве. Надо было срочно подготовить Феодоровскую церковь к Великому освящению, но средств не было. Видимо, поэтому стены храма решили не штукатурить – спрятали их за гипсокартоном и покрасили. А от гипсокартона совсем по-другому звук идет.

В итоге поразительный эффект звучания оказался безвозвратно утерянным?

Нет, этот процесс обратимый. Сейчас, можно сказать, в разгаре второе восстановление обители. Когда мы приступили к реставрации Феодоровского храма, я сказал реставраторам: «Друзья, это "храм поющих ангелов​". Надо всё очень качественно сделать, чтобы не нарушить акустическую нашу особенность». И реставраторы стараются! Скоро мы выйдем на финишную прямую. А первым на новом этапе был восстановлен Богородицерождественский собор. В советское время в нем хранили селитру, и стены, фундамент ею просто пропитались! При реставрации снаружи и изнутри всё полностью отбивалось, делалась вычинка кирпича. А чтобы фундамент собора чуть-чуть осушить, землю снимали в той части монастыря на метр. В 90-х годах с территории обители скопившийся здесь мусор, землю, грязь смогли вывезти, задействовав тысячу (!) КАМАЗов, и теперь КАМАЗы потребовались. Собор как-то сразу вырос, задышал...

Хорошее слово Вы подобрали: задышал!

Большой плюс нынешнего этапа реставрации заключается в том, что удалось провести научные работы. Комплексно изучалось состояние всех зданий, сооружений (в какой степени они повреждены), и уже на основе этого были приняты решения, сделаны проекты. Теперь в любом строении отбивается штукатурка, идет вычинка кирпича. Кто не знает: это когда все плохие элементы достаются, вставляется новый кирпич. Если кирпич наполовину или всего лишь на четверть разрушен, не имеет смысла его полностью менять – идет докомпановка. И везде укрепляется фундамент, выполняется инъектирование.

Батюшка, а насколько трудно было постигать азы незнакомого дела?

Первый год, общаясь с подрядчиком и присутствуя на рабочих совещаниях специалистов, я вообще ничего не понимал из того, о чем они говорили. Для меня это была настоящая «китайская грамота». Инъектирование. Кабель ВВГнг трехжильный, четырехжильный. Еще один вид кабеля – тоже с мудреным обозначением. Разные виды раствора – какой подойдет? Но что важно: если всё это своевременно не учесть, через несколько лет что-то, грубо говоря, отвалится. И я убедился, что в духовной семинарии очень нужен такой предмет, как прорабоведение (производное от слова «прораб»).

Вспоминая сложное для меня время постижения «китайской грамоты», скажу: мне сильно помогала молитва. Без молитвы я вряд ли бы смог всё это выдержать, разобраться во многих тонкостях и нюансах, которых, наверное, миллион, и на каком-то этапе прийти к важному для меня как настоятеля, игумена-«новичка» осознанию: реставрацию монастырских построек и храмов нам удастся осуществить, мы сумеем довести это дело до конца. Сколько раз мне доводилось слышать в разных монастырях: «Здесь всем управляет Матерь Божия»! Слышать-то я слышал, но каково наполнение этих слов, прочувствовал только теперь, на собственном опыте. Наш монастырь назван в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Один храм посвящен Ее Рождеству, второй освящен в честь Ее иконы Феодоровская, которая была родовым образом великой царской династии Романовых. Так что на самом деле я формально здесь игумен, а руководит нами, помогает нам, наставляет нас Матерь Божия, что реально ощущается.

И теперь чисто прагматичный вопрос: на всеобъемлющую реставрацию требуются, скажем, масштабные средства. Как этот вопрос решается?

Бобренев монастырь является памятником архитектуры федерального значения. В 2018 году началась его новая реставрация: финансирование ремонтно-реставрационных работ поступает от Федерации через правительство Московской области. Мы попали в государственную программу Московской области «Культура Подмосковья». Однако кое-что ложится и на наши плечи (к примеру, покупка в больших объемах совсем не дешевых медных проводов, необходимых для озвучки в храме «поющих ангелов»; часть электрики и так далее). Но люди добрые помогают, и мы справляемся с Божией помощью.

«Всё у нас строится на доверии»

Когда Вашему предшественнику – настоятелю Бобренева монастыря епископу Луховицкому Петру было благословлено нести архиерейские труды в Сибири, священноначалие назначило Вас исполняющим обязанности настоятеля (и спустя время – настоятелем). Как Вы восприняли новое послушание?

Приведу знакомое всем сравнение, полностью подходившее к тогдашнему моему состоянию: это было, как гром среди ясного неба. Из всей братии (а братии у нас шесть человек) я самый молодой по возрасту и меньше всех прожил в монастыре (с 2016 года). Вручая мне Указ, митрополит Крутицкий и Коломенский Павел призвал не забывать, что игумен для братии – это не только строгий отец, но и любящая мать. Конечно, не только в постижении «китайской грамоты» при ведении реставрационных работ, но и в духовном плане тяжело было – порой очень даже тяжело... Искушения, скорби – через это проходят все, кто решил посвятить Богу всю свою жизнь в монашеском чине. Повторю снова: если бы я не молился, то потерпел бы жесточайшее поражение на этому пути. Лично для себя я сделал вывод: какими бы трудными не были обстоятельства, молитва спасает. Да, кому-то что-то во мне нравилось, кому-то что-то не нравилось, и я прекрасно отдавал себе отчет, что я далеко не идеальный. Как в известном послевоенном советском фильме «Золушка»: «Я не волшебник, я только учусь». Но у нас в Церкви так принято – благословили тебя на новое послушание – неси его достойно и безропотно. А я, сын военнослужащего, героя Афганской войны, летчика, как говорится, от Бога, с детства привык всё четко выполнять. Так что внутренняя готовность к переменам в жизни у меня всегда есть.

Не могу не отметить тот факт, что нынешняя братия пришла в монастырь при игумене Игнатии (Жидкове). Он воспитывал монашествующих, был их духовным отцом. Монастырь жил как одна семья. Слава Богу, я тоже могу сегодня сказать, что мы живем как одна семья. Всё у нас строится на доверии. У меня в приоритете в плане управления монастырем – чтобы был мир, и братии было хорошо. Под определением «хорошо» я прежде всего понимаю духовную жизнь. Тут и перегнуть палку нельзя (допустим, ввести настолько суровый устав, что все мы «поляжем»), но и нельзя расслабляться. Сейчас мы стараемся служить Литургию каждый день. В среду, пятницу и воскресенье в монастыре совершается молебен с акафистом. У нас больше акцент делается на келейное правило. К этому следует добавить, что, если у меня возникают недоуменные вопросы или в чем-то я сомневаюсь, то обращаюсь за советом к духовно опытной братии. Например, к благочинному монастырей Коломенской епархии игумену Варлааму (Горбунову), настоятелю Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря.

...Иногда вспоминаю свой жизненный путь и думаю: чего только у меня в детстве, отрочестве, юности не было! И серьезные занятия в музыкальной школе по классу аккордеона. И спорт, и увлечение астрономией (так хотелось иметь телескоп и смотреть на Луну, но мне купили бинокль). Были незабываемые поездки с мамой в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь Ленинградской области, трудничество в нем. Разумеется, логично, что, являясь сыном военнослужащего, я хотел избрать военную стезю, стать летчиком, вот только здоровье не позволило. Появлялись в школьные годы и мысли о профессии врача. Но когда в подмосковной Дубне в мою жизнь прочно вошел храм Всех святых в земле Российской просиявших, где я, девятиклассник, стал пономарить, погружаться в церковную жизнь, тогда контуры будущего обрели четкость.

Последовали годы учебы в Коломенской духовной семинарии, в Московской духовной академии. Далее был интересный насыщенный период, связанный с Храмом Христа Спасителя (алтарничал там, преподавал в воскресной школе, был назначен педагогом-катехизатором). Также мне довелось принимать непосредственное участие в создании клуба православной молодежи «Соборяне» при главном кафедральном соборе страны. В 2012 году праздновалось 230-летие со дня рождения святителя Филарета Московского и Коломенского, и я предложил ключарю Храма Христа Спасителя протоиерею Михаилу Рязанцеву провести у нас Филаретовский вечер по примеру вечеров в Московской духовной академии. Замечательно всё прошло! И в этом потоке теплых воспоминаний особое место занимают воспоминания о годах иподиаконства у митрополита Ювеналия, трудах в епархиальном управлении Московской епархии и терпеливо-мудром ожидании владыки решительного шага с моей стороны – когда я самостоятельно, без всякого «нажима» кого бы то ни было, сделаю осознанный выбор. Найду ли «ту единственную» и женюсь по любви, вольюсь в семью белого духовенства или же изберу монашество.

Отче, пусть Ваш рассказ об осознанном выборе монашеского пути обрастет подробностями в следующей нашей беседе. А сейчас скажите: несмотря на те трудности, что связаны с непростым по многим параметрам реставрационным процессом, какое чувство Вы чаще всего испытываете, когда, просыпаясь утром, видите свой монастырь, а затем, выйдя за его ограду, видите небольшой пруд и луга, и чуть дальше – древнюю златоглавую Коломну?

Чувство такое, будто нахожусь в раю.

***

В мае прошлого года Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел и глава администрации городского округа Коломна Александр Гречищев заложили в Бобреневом монастыре в честь героев Великой Отечественной войны «Сад памяти». Недалеко от могилы игумена Игнатия (Жидкова) появилось шесть молодых яблонек. Сейчас их девять: три деревца символично посажены в память о погибших участниках СВО, которых отпевали в обители. Отец настоятель общался с их родственниками. По рассказу батюшки, один из них, Игорь Корнеев, 1992 года рождения, сын его близкого знакомого. Игоря (Игорька, тепло сказал отец Иоанн) он напутствовал после мобилизации и при этом какого-то страха в его глазах не видел. Да, молодой человек переживал, волновался, война есть война, но паники не было. Потом приходил в отпуск, и они снова встречались, о многом успели поговорить.

Еще при жизни Игоря, командира штурмового взвода, спасшего двадцать бойцов от смертоносного вражеского обстрела, его представили к ордену Мужества. Ребята его сильно уважали. На похоронах присутствовало сто пятьдесят человек... У погибшего осталось двое детей: восьми и двух лет от роду. «И я убедился, что, если семья воспитала героя, она вся героическая, – продолжил отец Иоанн. – Ни от кого из членов семьи Корнеевых я не услышал ни слова упрека: мол, за что нам это? Да зачем нам эта война? Как они мужественно, стойко переносят тяжелейшую утрату! Наверное, потому, что понимают суть происходящего и сердцем восприняли то, о чем твердо и ясно сказал один из известных современных священников-проповедников: на русском Иване мир держится... Вот и сегодня русский Иван (за этим собирательным образом стоят русские Игори, Николаи, Михаилы, Петры, Никиты, Федоры, Владимиры, Сергеи и другие) отдает свою жизнь за Россию, приближая победу добра над злом».

...Из уст этих простых парней, участников СВО, россияне слышат: «Родина для меня все!» Вероятно, это и есть ключ к пониманию их готовности жертвовать собой ради других, как это было во времена святого благоверного князя Димитрия Донского, объединителя русских земель и освободителя Руси от монголо-татарского ига.

Беседовала Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков. Также снимки предоставлены Бобреневым монастырем

Материалы по теме

Публикации