От скорби к радости...

Вера Чемезова

Город Нижний Тагил в сознании русских людей, интересующихся историей, связывается с именами заводчиков Демидовых первых поколений. Уроженцы Тульской области, они стали «первопроходцами» освоения нового уральского промышленного региона и, по образному выражению, сделали Урал железным хребтом Российской империи, выпуская на основанных ими десятках заводов металл высокого качества. Также Нижний Тагил известен как родина первого в России паровоза и первой отечественной железной дороги. Но мы обратимся к духовной географии края, где значимым событием стало учреждение в 1904 году Скорбященского женского монастыря. О поисках документальных подтверждений тагильского предания, согласно которому у истоков основания обители стоял архимандрит Израиль из монастыря на Новгородчине, а также о многом другом порталу «Монастырский вестник» рассказала заведующая архивным отделом Скорбященской обители Вера Чемезова.

Ответ последовал незамедлительно

Дореволюционная настоятельница обители игумения Мария (Крузе)

Вера Александровна, когда в возрождающемся монастыре началось глубокое погружение в его историю, пусть и не древнюю, но плотно насыщенную событиями?

Интерес к истории монастыря возник на самой заре возобновления монашеской жизни в Нижнем Тагиле – в 1998 году. Сначала тагильские краеведы Сергей Ганьжа, Иван Коверда, Ольга Лапина и другие занимались ею, а позднее по благословению игумении Кириллы (Суворовой) монахиня Сусанна (Севрюгина), в прошлом директор школы и преподаватель истории, продолжила это дело. Выходили публикации в местной прессе, но в основном это были пересказы брошюры чиновника Екатеринбургской Духовной Консистории Сергея Гавриловича Павловского, которую он написал в 1905 году. В Нижнетагильском городском историческом архиве были найдены документы, касаемые закрытия монастыря и организации на его территории сначала сельхозкоммуны «Улей», потом – концлагеря. Также возник интерес к судьбе Нижнетагильского епископа Льва (Черепанова), до закрытия в 1920 году являвшегося священником обители. Эти материалы изучил и описал церковный краевед Алексей Ефанов: в 2007 году вышла брошюра «Богоизбранный Тагил, или о Скорбященском монастыре». Однако всех этих источников, можно сказать, лежащих на поверхности, было совершенно недостаточно, и после прихода в возрождающуюся обитель второй ее настоятельницы наступил новый этап в этом многотрудном, но очень интересном деле. Первая настоятельница, большая труженица матушка Кирилла (Суворова), почила 6 ноября 2011 года, в день памяти иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», и в декабре того же года настоятельницей монастыря была назначена игумения Мария (Сташевская).

Известно, что в биографии матушки Марии, игумении «первого призыва», были такие вехи, как учеба на факультете журналистики в Беларуси и встреча со старцем Николаем Гурьяновым с острова Залит, после чего последовало решение посвятить себя монашескому служению. Было в ее жизни многолетнее настоятельство в Свято-Благовещенском Киржачском монастыре на Владимирской земле. А Вы как с ней познакомились? Как стали сотрудником монастыря?

Я пришла трудиться в женский монастырь совершенно случайно. В мае 2014 года состоялась моя паломническая поездка на Святую Землю. В тот год праздник Вознесения Господня промыслительно пришелся на 29 мая, и я встретила его на Елеонской горе. Даже представить себе тогда не могла, что через месяц мне придется воссоздавать историю строительства Вознесенского собора монастыря на уральской земле. В тот момент жизни мне хотелось оставить преподавательскую деятельность, я находилась не в самом лучшем душевном состоянии. Помню, как я стояла в Гефсимании у мощей святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и молитвенно взывала к ней, чтобы она помогла мне изменить мою жизнь. Ответ последовал незамедлительно. Самолет еще не успел приземлиться в Москве, как поступил звонок с предложением написать к 110-летию Скорбященского женского монастыря книгу об этой святой обители. Так Господь призвал меня в монастырь, где я служу уже десять лет.

Встреча с матушкой-настоятельницей произошла в день рождения А. С. Пушкина – 6 июня, а 6 ноября, в престольный праздник обители, состоялась презентация подготовленной мной книги – «От скорби к радости: история Скорбященского женского монастыря». Безусловно, за такой короткий срок написать с нуля текст, исправить устоявшиеся ошибки (а я вначале не знала о монастыре абсолютно ничего) и подготовить издание к печати практически невозможно, но через какое-то время пришло понимание, что это совершилось благодаря явной помощи Божией Матери и молитвенной поддержке матушки Марии и сестер монастыря. Ведь моя работа над второй книгой – «Плоды шиповника», рассказывающей о репрессированных священниках и сестрах обители, заняла целый год! С благодарностью вспоминаю своих предшественников, исследования которых помогли мне в те месяцы 2014 года справиться с поставленной задачей.

Ошибка канцеляриста помогла «потянуть за ниточку»

В прошлом месяце монастырь командировал Вас в Санкт-Петербург для работы в архивах. Нашли, то, что искали – ради чего отправились в город на Неве?

В Санкт-Петербург меня привела одна загадка, над которой все эти десять лет мне пришлось думать, пытаясь ее разгадать. В брошюре С. Г. Павловского было изложено тагильское предание, согласно которому в 1855 году на место будущего монастыря пришел настоятель Новгородского Отенского монастыря архимандрит Израиль, установил в сосновом бору крест и в его основание положил камни, привезенные им из Иерусалима. Ему было Богом открыто, что здесь будет женская обитель. Почему эта история сначала казалась мне туманной и неправдоподобной? Из открытых источников можно было узнать, что в том году настоятелем Отни был игумен Иларий, и на первом этапе поисков разрешить вопрос не получилось. Причина была простая: архив Отенского монастыря, относящийся к периоду второй половины XIX века, оказался утраченным. Но цифровизация архивов сыграла в дальнейшем поиске не последнюю роль...

Где же искать архимандрита Израиля? Сначала поиски батюшки велись через архив Троице-Сергиевой лавры – и безуспешно. Потом мое внимание обратилось к архиву Александро-Невской лавры, и только на основании заголовков архивных дел получилось составить послужной список отца Израиля. Но чтобы удостовериться, что этот тот самый человек, которого мы искали, пришлось поработать в лаврском архиве. Для меня удивительно, как порой человеческие ошибки (а мы их все совершаем) способствуют славе Божией: если бы канцелярист не ошибся в написании возраста иеромонаха Израиля и не потребовалось бы заказывать метрическую справку в Никольском храме Нижнесалдинского завода, которая потом легла в его дело, мы не смогли бы ничего доказать. Этот документ позволил узнать дату, место рождения и мирское имя отца Израиля и распутать эту историю. Можно сказать, появилась ниточка, потянув за которую, удалось распутать весь клубок. (Своеобразным триггером стали для меня слова гостившей в нашей обители монахини Анны: «Предания всегда верны, несмотря на кажущееся неправдоподобие». Сказано это было совсем о другом событии, но у меня в голове как бы красная лампочка зажглась).

И что в итоге выяснилось? Крепостной человек заводовладельцев Демидовых Иван Степанов <Степанович – Примеч.Ред.> Егоров действительно совершил паломничество на Святую Землю в 1846–1847 годах, а спустя некоторое время он поступил в Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь. Затем иеромонах в Санкт-Петербурге нес послушание в часовне у Гостиного Двора, принадлежавшей Гуслицкому монастырю. После являлся смотрителем Лаврской Киновии (с 1869 по 1885 годы), был возведен в сан архимандрита и получил новое назначение – в Отенский монастырь. Да, это он, архимандрит Израиль, (в прошлом – крепостной Иван), приезжая на Урал в отпуск, по откровению Божию выложил крест камнями из Иерусалима на месте будущего Скорбященского монастыря! Предания всегда верны...

Итак, важнейшие для монастыря сведения были найдены. Однако область исторических исследований бывает столь многообразной, обширной, что находки, открытия постоянно поджидают людей, которые «впряглись» в эту работу.

Полностью с этим согласна. Кроме дел, относящихся к жизненному пути архимандрита Израиля, я обратилась к делам, которые помогли раскрыть некоторые грани подвижнической жизни людей, связанных с историей монастыря и всего Нижнетагильска. К примеру, синодальное дело священномученика Сергия Увицкого, пресвитера Нижнетагильского, в Российском государственном историческом архиве еще никто не читал, а ведь в нем имеются интересные документы с характеристиками его как руководителя и педагога! Протоиерей Сергий был прославлен в лике священномучеников в 2006 году. Огромную исследовательскую работу перед его канонизацией провел исторический кабинет Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга. Этой же обители принадлежит самое полное на сегодняшний день житие священномученика. Наш монастырь послужил популяризации мученического подвига святого в Нижнем Тагиле и сейчас формирует музейную экспозицию, посвященную пастырю и его семье. День памяти Небесного заступника Нижнего Тагила стал городским праздником: в обители совершается архиерейское богослужение, после Литургии проходят мероприятия, привлекающие горожан, как говорится, от мала до велика.

...Нельзя сказать, что все тайны, связанные с историей монастыря, за минувшее десятилетие открыты. Есть еще загадки, которые предстоит разгадать. Матушка Мария и сестры хотят установить место упокоения и день памяти первой настоятельницы монастыря игумении Марии (Крузе), в 1932 году проходившей по массовому уголовному делу «Историческая гниль». Предположительно матушка отошла ко Господу во время следствия в тюрьме или во время этапа из Тагильского дома заключенных в г. Ирбит.

Начиналось с четырнадцати крестьянок

Согласно историческим сведениям, в дореволюционное время в монастыре перед закрытием было около 150 сестер. Можно сказать, внушительная цифра!

Действительно, такое количество сестер назвала игумения Мария (Крузе) во время следствия в 1932 году. В наших описях имеются сведения о 194 сестрах, подвизавшихся ради Бога здесь с 1884 года, когда была утверждена Скорбященская богадельня. А начиналось всё с 14 крестьянских женщин (вдов и девиц – удивительно, но их имена сохранились в истории), пожелавших стать монахинями и посвятить свою жизнь Богу. Господу было угодно, что до монашеского пострига дожила только одна из них – Мария Иванова <Ивановна – Примеч.Ред.> Бородина, принявшая ангельский чин с именем Миропия. Первых сестер организовала вдова Мария Васильева <Васильевна – Примеч.Ред.> Надзорова, упокоившаяся 1 августа 1898 года за алтарем Скорбященской церкви в возрасте 72 лет. Кажется невероятным, что за очень короткий срок богадельня, а с 1902 года община приросла значительным числом новых сестер. Многие из них были с Урала, но в обитель поступали и женщины из Вятской губернии (30 человек).

Первые сестры взяли на воспитание трех девочек-сирот, а потом это стало традицией – заботиться о детях, потерявших отца-кормильца. Самой юной послушницей стала Клавдия Черных, воспитывавшаяся при келье настоятельницы, – ей было всего три года, когда, исполняя благословение умершей матери, малышку привезли в монастырь. Позднее она училась в Павло-Анатольевской женской гимназии. Для детей на рубеже XIX–XX веков была построена монастырская школа. Мы знаем, что по достижении совершеннолетия девочки могли покинуть монастырь, уйти в мир, выйти замуж (они даже получали приданое), и всё же многие, тоже это знаем, оставались здесь и готовились к монашеству. Их желание исполнилось, но в других условиях: когда монастырь был разорен и наступила советская эпоха, постриги стали тайными. Десять сестер, в числе которых была матушка Мария, пострадали ради Господа, а трое из них прошли ссылку.

...В начале ХХ века монастырь становится местом притяжения местного населения. Обители жертвуют пахотные и сенокосные земли, средства на уставной капитал. В Фомино воскресенье 25 апреля 1910 года состоялось малое паломничество прихожан тагильских храмов в Скорбященскую обитель к строящемуся Вознесенскому собору, а поднятие крестов на Преображение Господне 6 августа 1913 года и освящение собора 9 декабря 1913 года стали памятными событиями в Нижнетагильске. Монастырский хор, в котором было сорок певчих, участвовал во всех значимых церковных событиях заводского поселка, принимал участие в архиерейских службах.

Вместе со всей Россией

Знакомство с официальным сайтом монастыря дает представление о его жизни и в первую очередь – о мероприятиях, которые он проводит. Одно из них – епархиальное празднование памяти священномученика Сергия Увицкого. На последнем, прошедшем в марте этого года торжестве, игумения Мария сказала: «Страданием и кровью таких исповедников, как Сергий Увицкий, мы имеем сильную, несломленную державу». Сегодня Россию делают сильнее, монолитнее многие наши обители, помогающие воинам – участникам СВО...

Мы тоже встали в этот строй, и каждое воскресенье в Скорбященском монастыре служатся молебны о Победе. Сестры обители молятся о погибших тагильчанах: был составлен синодик для поминовения, к прискорбию, пополняющийся новыми именами. А в прошлом году Господь благословил нам звонницу, которая была построена в память о воинах, погибших в ходе СВО. Шесть колоколов (к одному уже имеющемуся) заказали Юрий и Ирина – родители воина Максима Ромашина. На инженерное сооружение звонницы средства собирали всем миром. Пожертвования присылали со всей страны. Значительный вклад в дело памяти о воинах сделала мама погибшего тагильчанина Инвера (в крещении Никиты) Турищева. Звонница была освящена 6 ноября 2023 года в престольный праздник монастыря и в день празднования 25-летия возобновления монашеской жизни в Нижнем Тагиле тремя архиереями: митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Евгением (Нижнетагильская епархия вошла в состав Екатеринбургской митрополии осенью 2011 года), митрополитом Челябинским и Миасским Алексием и епископом Нижнетагильским и Невьянским Феодосием.

Что касается гуманитарной помощи фронту, то в первые месяцы СВО наши прихожане не знали, к какой группе примкнуть, боясь связаться с мошенниками, наживающимися на нуждах фронта. Игумения Мария включила тагильчан в группу «Всё для фронта, всё для Победы!», созданную клириком Богоявленского собора подмосковного Ногинска священником Василием Алфеевым. Его папа – отец Сергий – был священником монастыря в Киржаче, когда наша матушка стояла во главе той обители (она в ней настоятельствовала шестнадцать лет). Отца Василия матушка помнит еще мальчиком... Хорошо знающий нужды воинов, он возит на фронт всё, что жертвуют люди. Масштаб деятельности этого сообщества впечатляет, и нас радует, что там есть лепта сестер и прихожан Скорбященского монастыря... Позднее в Нижнем Тагиле появилась общественная организация «Золотые руки Ангела»: женщины занимаются пошивом носилок для спасения раненых, изготовлением маскировочных сетей, и наши прихожане тоже включились в эту работу. Как и в работу организации «Вместе мы сила – жены Нижнего Тагила» (сбор средств на рождественские и пасхальные подарки, на иконы для устройства полевых часовен, изготовление окопных свечей, приобретение термобелья, средств тактической медицины, строительных материалов и т.д. – это тоже есть в нашем активе. Плюс ко всему – воспитанники монастырской воскресной школы «Светочъ» пишут воинам письма, радуют их своими рисунками). Также обитель сотрудничает с волонтерским отрядом «Скорпион», помогающим в поиске без вести пропавших людей.

По Вашему рассказу чувствуется, что сестры обители и прихожане стали единой духовной семьей. Вероятно, монастырем ведется разноплановая серьезная работа, в орбиту которой попадают и взрослые, и дети?

Да, это так. Благодаря усилиям игумении Марии удается созидать монастырский приход как семью. Мне доводилось встречаться с таким мнением: приходящие молиться в монастырь люди должны именоваться не прихожанами, а паломниками, даже если они живут на соседней улице. Но в современных реалиях такой подход не работает! Женская обитель вынуждена включаться в многочисленные социальные и общественные проекты. Например, в 2016–2019 годах матушка Мария являлась членом Общественной палаты г. Нижнего Тагила и возглавляла комиссию по образованию, науке, религии, семейной политике и нравственному воспитанию. Труды по реставрации Вознесенского собора, облагораживанию монастырской территории, а также просветительские, в том числе и молодежные проекты, проведение приходских праздников, духовное окормление Центра защиты материнства и детства «Дар жизни», женской исправительной колонии № 6 с Домом малютки на ее территории, пансионата для престарелых и инвалидов «Тагильский», воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (где игумения Мария является членом Попечительского совета), строительство храма новомучеников и исповедников Российских в поселке Кирпичный – всё это объединяет сестер и прихожан. Я вижу неслучайность этих проектов, ведь в 2013 году в монастыре появился ковчег с мощами святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, которые являются покровителями и семейных людей, и монашествующих.

***

В ноябре прошлого года, на престольный праздник обители, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений после Божественной литургии произнес слова, крепко запомнившиеся насельницам и прихожанам. Владыка сказал: «Сегодня Божия Матерь благословила нас прикоснуться к тем трудам, которые здесь несут сестры во главе с матушкой Марией. Хочу пожелать, чтобы всё в обители продолжалось. Быстро – не надо! Надо – надежно!» И эта надежность чувствуется здесь и в глубоком изучении прошлого Тагильской земли, и во внимательном, добром, заботливом отношении сложившейся в монастыре сестринской семьи к мирянам. Готовясь к юбилейной дате, приходящейся на празднование иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (в нынешнем году в этот день будет отмечаться 120-летие основания монастыря), игумения Мария и заведующая архивным отделом монастыря Вера Чемезова по благословению епископа Нижнетагильского и Невьянского Феодосия постараются рассказать на портале «Монастырский вестник» и о других событиях, фактах, оставшихся за рамками данной публикации. Верится, что произнесенное архипастырем ключевое слово «надежно» найдет в их рассказах немало подтверждений и наши читатели смогут увидеть этапы пути разрушенной в советскую эпоху святыни ко времени ее созидания.

Беседовала Нина Ставицкая
Снимки предоставлены Скорбященским женским монастырем г. Нижний Тагил