Проблема пополнения монастырей в свете главной цели монашеского подвига

Игумения София (Силина)

Доклад игумении Софии (Силиной), настоятельницы Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Санкт-Петербурге, на региональном круглом столе «Пополнение братства обители. От чего зависит?» для епархиальных монастырей в Северо-Западном федеральном округе РФ (Духовно-просветительский центр «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, 23 июля 2024 года)

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, всечестные отцы и матушки игумении!

Полагаю, что заявленный формат круглого стола позволяет ограничиться своими личными размышлениями, поделиться опытом, к сожалению, зачастую и отрицательным, высказать дискуссионные тезисы, которые со снисхождением обсудит боголюбивое сегодняшнее собрание.

Во время оно к нам приехал престарелый архиерей, подвизающийся на Святой Горе Афон. Я пожаловалась ему, что в обители мало сестер, что просим его помолиться об умножении сестричества. Сей богомудрый святитель ответил: «Раньше спрашивали не сколько в обители проживает братий, а сколько у вас спасающихся?» Эти слова заставляют принципиально задуматься не над проблемой численности насельников как таковой, а именно смотреть на нее через призму единственного оправдания монашеского образа жизни – шествия путем спасения. Именно эта цель единственная оправдывает и наши переживания о малочисленности братств, и наши чаяния новых монашеских призваний, и наше смиренное отношение к наличествующей малочисленности большинства (за редким исключением) братств и сестричеств.

Далеко не всегда многочисленность является свидетельством истинности и спасительности совершаемого подвига. Некоторые секты, использующие страсти людей для привлечения новых адептов, тоже весьма многочисленны. Вспомним, что и апостольская община на фоне весьма больших общин фарисеев, саддукеев, ессеев была более чем скромной. Наконец, у аввы Сергия первоначально было также 12 учеников.

Среди ложных оснований желания умножения братства и искушений игуменов и братии можно назвать желание облегчить подвиг членов общины. Из опыта мы знаем, что в современных условиях каждый брат или сестра несут по несколько послушаний. В мужских монастырях всегда не хватает иеромонахов для чередного служения, для красивого гармоничного пения всегда не хватает клирошан, а при умножающемся числе паломников или при расширяющемся хозяйстве зачастую приходят помыслы: еще бы 5-10 (20-30) человек, талантливых, добрых, послушных, которые бы нас разгрузили, и тогда мы сможем больше времени посвящать молитве, храмовой и келейной, больше читать. Таким образом, мы смотрим на людей как на средство решения наших проблем, а не как на цель, тогда как для Христа Спасителя бесценна каждая душа, ради которой Христос воплотился и принял крестные страдания. К сожалению, этим соблазнам поддавалась и я, и наше сестричество. Порой сестры уговаривали даже особо молиться об умножении насельниц. Однако же я не дерзаю ныне прибегать к таковой молитве, ибо чувствую, что недостойна великого дара, которого меня сподобил Господь – окормлять и то малое стадо, которое Христос собрал под сенью нашего монастыря. Молюсь лишь о том, чтобы Господь даровал сил и вразумил к окормлению тех сестер, которые есть в обители.

Что можно назвать среди препятствий для пополнения всех монастырей вообще и женских в частности?

У святителя Игнатия Брянчанинова встречается мысль, что без общего развития христианских начал общества невозможно развитие монастырей. Не буду повторяться – на уже прошедших региональных круглых столах озвучены ставшие аксиомами тезисы об обществе потребления, а сейчас и нового информационно-технологического уклада (в том числе цифрового), задающего в принципе антихристианскую систему ценностей и координат. Справедливо отметил Преосвященный наместник Оптиной Пустыни и демографический кризис как препятствие к пополнению братств, впрочем, и к священническим призваниям также. Что же касается женских монастырей, назову некоторые специфические моменты. Как мы помним и из истории, и знаем по собственному опыту, выбор монашеского пути чаще всего происходит под влиянием добрых пастырей, которые словом или личным примером свидетельствовали о красоте монашеского жития. И как горько слышать, что в настоящее время набирает силу тенденция настоящей демонизации женских монастырей. Редко от приходского духовенства можно услышать ободряющее слово к молодым девушкам, вдовам или одиноким женщинам ко всецелому посвящению себя Господу и Церкви Христовой. За редким исключением приходское духовенство скорее будет одобрять дела милосердия в миру, создание новой семьи и даже весьма сомнительный статус незамужней, то есть не подъявшей личного креста, нежели чем вступление на претрудный, многоскорбный, но высокий и спасительный иноческий путь.

Нередко от наших сестер приходилось слышать, что священники отговаривали их от вступления в монастыри, аргументируя это тем, что сейчас нет настоящего женского монашества. Еще более поразительно и горько слышать, что даже игумены или иеромонахи отговаривают своих чад или прихожанок от вступления в женские обители. При этом фантастические и бесконечно клеветнические домыслы субъективного характера выдаются за истину и объективную характеристику женских монастырей. Причем такие омерзительные и сюрреалистические картины в стиле известного антиклерикального романа Дидро теперь звучат из уст пастырей еще и в интернет-пространстве. Игумении называются собственницами сестер, которые находятся в положении крепостных. Благословенные труды согласно девизу преподобного Венедикта «ora et labora» («молись и трудись) рисуются как изнурительные рабские труды.

Высокоумие и надмение, кичение мнимой образованностью или элитарной духовностью, обратной стороной которых являются гордыня, нежелание смиряться перед другими, требуют и своих, так сказать, «организационно-правовых форм». Что же практически такие пастыри предлагают сим девам, которых вряд ли можно назвать благоразумными? Рецепты сколь не оригинальны, столь и губительны: 1) жизнь при мужском монастыре в неясном статусе; 2) принятие монашества в миру; 3) и как апофеоз – создание неких исихастириев без какого-либо канонического и легального статуса. Далее под это подводится нехитрая база из известных цитат (например, святителя Игнатия о том, что нынче можно под фраком встретить настоящего монаха, или протоиерея Валентина Свенцицкого, что вот уже встречаем «философов от православия в осьмнадцать лет»). Камнем преткновения становится для таковых людей самые элементарные, так сказать, базовые требования Положения о монастырях и монашестве. Поразительно, что на обителях, стремящихся следовать многовековому опыту монашества и соборному разуму Церкви, вполне исполняются апостольские слова: «Слово крестное для погибающих есть юродство, а для нас, спасаемых, – Божия сила и Божия премудрость» (Ср.: 1 Кор. 1:18). Вспоминаю характерный случай: приезжает из многочисленного монастыря монахиня и тут же заявляет нашим сестрам: «Ваша игумения призывает сдавать пенсии – так у вас никогда не будет много сестер». На это наши сестры ответили: нам не нужно много живущих, нам нужны спасающиеся.

Однако мне как члену коллегии Синодального отдела и секретарю профильной комиссии Межсоборного присутствия хотелось бы выразить пожелание, чтобы требования Положения о монастырях и монашестве применялись единообразно, что исключило бы возможность спекуляции на данных темах.

Позволю себе обратить внимание высокого собрания, что в настоящее время приходы должны подавать в Епархиальное управление сведения о направленных в семинарии студентах для обучения. Не следует ли предложить подавать аналогично и сведения о лицах, которые направлены в монастыри, хотя бы как трудники, кандидаты для прохождения послушнического искуса? Это хотя бы напомнит приходам, что в Церкви жив аскетический идеал, а монашество – это не маргинальное сообщество, а живой нерв церковной жизни, который не может быть заменен никаким самым возвышенным служением в миру.

Хотелось бы обратить внимание на то, что даже в нашей епархии, где в СПбДА на регентском и иконописном отделении обучается множество девушек, за 27 лет существования обители, к сожалению, никто не предложил им встретиться с игуменией, хотя бы немного на каникулах потрудничать в обители, пообщаться с сестрами, вкусить благодатной монастырской атмосферы.

Во время принесения в нашу обитель святынь со Святой Горы Афон довелось общаться с братией монастыря Симонопетра. К 1980-м годам монастырь являлся идиоритмическим, несколько проживавших там монахов состарились и по здоровью не могли уже поддерживать жизнь обители. Тогда они стали усердно молиться основателю и небесному покровителю монастыря преподобному Симону о низпослании новых монахов. Их молитва была услышана – с материковой Греции пришел архимандрит Эмилиан со ста братьями. Тогда один старенький монах воскликнул: «Преподобный Симеон, я просил у тебя новых монахов, но зачем же так много?!» Полагаю, что это и нам назидание о молитве основателям и небесным покровителям наших обителей.

В современном мире, где люди испытывают не только глад по Богу, но и глад по общению с другими людьми, необходимо задуматься о возможных и уместных формах общения с молодежью. Разобщенность в семьях, отсутствие доверительных отношений с родителями, к сожалению, оборачивается поисками общности авторитетов не на Божиих путях. Поэтому игумениям и сестрам, которым будет благословлено, следует уделять особое внимание молодым паломникам, живому и душеполезному общению с ними. Будем надеяться, что зерно, упавшее в сердце в юности, дает плод во благовремении.

Вспоминается, как при разборе бумаг, оставшихся после нашего духовника архимандрита Кирилла (Начиса), попалось письмо одной монахини из прибалтийского монастыря. Она писала, что страдает от одиночества и отсутствия какого-либо внимания. В ее жизни внешние условия были хорошими – келья, обеспеченная трапеза, богослужения… Однако никто не интересовался, как она живет и спасается.

Полагаю, что не только высокие богодухновенные назидания игумении, но и простая забота в житейских вопросах, взаимная забота сестер – это то, в чем нуждается современность.

Подводя итоги сказанному, в утешение нашим немногочисленным братствам позволю напомнить евангельские слова Спасителя: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12:32) Если мы своей жизнью будем исполнять повеленное Господом о продаже имения, милостыне вещественной, паче же невещественной, о приобретении сокровищ на Небесах, о препоясании чресл, о горящих светильниках, о бодрствовании в ожидании Господина – Сына Человеческого (см. Лк. 12:33–43), то, несомненно, на наших обителях исполнится обетование Господа: Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его (Лк.12:43–44).

Фото: Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви

Материалы по теме

Публикации

Участники XXXI Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXI Международных Рождественских образовательных чтений

Доклады