Доклад игумена Агафангела (Белых), настоятеля Свято-Троицкого архиерейского подворья в селе Новотроевка Белгородской области на круглом столе «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига» с участием монашествующих Белгородской митрополии (8 декабря 2021 года)
«Если бы монашество было чем-то лишним и бесполезным, если бы оно было состоянием без сущности и смысла, оно не стало бы институтом в Церкви, им не занимались бы святые Вселенские и Поместные Соборы, о нем не писали бы великие и богоносные отцы», – писал еще сорок лет тому назад архимандрит Епифаний (Феодоропулос). – «Если бы монашество не было “делом Божиим”, если бы оно не было “плодом Святого Духа”, если бы оно не было “растением, которое насадил Отец” (ср. Мф. 15:13), оно было бы с самим своим появлением извержено из церковного организма как “чуждое тело”».
Преподобный Серафим Саровский говорит: «Радость моя! Стяжи дух мирен и рядом с тобой спасутся тысячи». Это и есть самое главное в миссионерстве. Миссия – это возвещение миру о Христе, это евангельская проповедь… Словами, богослужением, а, если говорить о монашествующих, то прежде всего своей жизнью, мы возвещаем человечеству Благую Весть.
Люди ищут в монастыре примеры иной жизни: по законам Евангелия, а не мира сего. Как и во все времена, человек и сегодня испытывает недостаток любви, понимания... В том, чтобы монастырь стал тем местом, где они смогут обрести душевный мир, отрешиться от своих проблем, переосмыслить жизнь через соборную молитву и труд, и состоит вклад обителей в служение миру.
Монашествующие, пребывая в удалении от мира, при этом не отрекаются от служения миру. Но их служение специфично: монах через внутренний подвиг обретает сердечное сострадание ко всем людям. Кроме того, монахи передают людям свою веру в вечную жизнь, вдохновляют их примером чистого и подвижнического жития. В этом и состоит особое служение монахов. Именно благодаря своей неотмирности православное монашество способно изменять мир.
Свидетельство о Христе, молитва за мир, жизнь по Евангелию, жизнь во Христе – вот самая главная миссия, которую могут явить монастыри миру.
Кажется, что есть некое противоречие между монашеским деланием и миссионерством. С одной стороны, монашество подразумевает уединение. С другой стороны, церковная история и жизненный опыт показывают, что миссионерство возможно совмещать с монашеством. Мы знаем из истории Церкви о монашеской колонизации Русского Севера в 14-18 веках, о святых преподобных Трифоне Печенгском, Феодорите Кольском, о миссии Валаамского монастыря на Аляске.
Главным видом миссионерской деятельности монастырей является молитва и богослужение. Совершение служб, таинств, треб и обрядов и есть служение Богу и свидетельство о Христе всем приходящим. Именно это больше всего затрагивает души людей.
В Евангелии Господь говорит: Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им (см. Мф. 19:14). В случае с одержимым юношей Господь также сказал: Приведите его ко Мне сюда (Мф. 17:17). Господь хочет, чтобы мы и взрослых, и детей приводили не к себе, а к Нему. Но именно – приводили, своим примером жизни и свидетельством о Христе. Благодать Божия касается человеческого сердца через святые таинства и богослужение, а мы, монахи, должны оставаться незаметными.
Также миссией являются проповедь, издательская и просветительская деятельность монастыря (воскресные школы, экскурсии, работа с паломниками). Даже совместный с братией труд, например, на подсобном хозяйстве, это тоже миссионерство. Любое общение такого рода – это миссия. Сегодня миссионерским служением можно назвать деятельность СМИ, которую Церковь благословляет и использует для прославления имени Божиего и распространения православной веры. Очень важно, чтобы такая деятельность не была формальной и напоказ, а велась от искреннего сердца и во славу Божию. Очень важны здесь чувство меры и рассудительность, чтобы, наставляя других, не повредить своей собственной душе.
Совершенно очевидно, что монахи из монастырей, относящихся к разным уставам, обязаны одинаково выполнять монашеские обеты, но будут иметь разную степень общения с миром. Разный взгляд на хозяйственную деятельность монастырей и вытекающую отсюда разную степень общения с миром мы встречаем в истории русского монашества на примере монастыря преподобного Иосифа Волоцкого и скита преподобного Нила Сорского.
Странно задавать вопрос: кто лучше выполнял монашеские обеты – преподобный Иосиф или преподобный Нил? Даже древние подвижники первых веков монашества были вынуждены ходить в города, чтобы продавать сплетенные ими корзины или циновки. Святых, которые почти не видели за время своего подвига людей, единицы. Монахи хоть и приняли на себя ангельский образ, но по плоти остались людьми, требующими пищи и тепла.
Перед современным поколением монашества стоит задача: восстановить и стены, и дух обителей, вести и хозяйственную деятельность, и в полной мере жить духовной жизнью. Ярким примером того, что это возможно совместить, является святой преподобный Силуан Афонский, который был экономом огромного монастыря, имел в подчинении двести работников, но при этом имел непрестанную молитву.
Как сказал игумен афонского монастыря Симонопетра архимандрит Елисей: «Уходя из мира, монах при этом удивительным образом становится апостолом для мира». По воспоминаниям архимандрита Елисея, духовного чада архимандрита Эмилиана (Вафидиса), старец Эмилиан говорил, что «у монаха должно быть апостольское сознание, то есть понимание того, что он посланник Божий, орудие Божией воли… “Мы, монахи, чужды этому миру. Когда все наши действия подчинены воле Божией, тогда в нас начинает действовать Бог и все наши дела обретают божественную глубину, высоту, жизненную силу и свободу” – вся наша жизнь тогда являет Бога».
Несмотря на уход из мира большинству монахов приходится сталкиваться с миром, мирскими людьми, мирской информацией и т. п. Даже если монах не покидает обитель, мир сам приходит к нему в виде трудников, сотрудников, потока паломников, через экран смартфона. Осознанное выполнение монашеских обетов является тем иммунитетом от пристрастия к мирскому, который способен защитить монахов.
Святитель Иннокентий, митрополит Московский, – мы отмечаем 225 лет со дня его рождения в следующем году, – писал в наставление монахам: «Потщися убо себе искусна поставити пред Богом делателя непостыдна, право правяща слово истины. Внимай себе и учению и пребывай в них, сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет со духом твоим»!
Итак, как Священное Писание, так и Священное Предание непреложно свидетельствуют о том, что свидетельство о Христе в нашем мире возможно лишь через духовный подвиг и отделение от мира, а не через соединение и слияние с ним, ибо Царство Христа не от мира сего.
Миссия монастырей состоит в свидетельстве миру о возможности деятельного спасения, исполнения заповедей Божиих, в следовании Божественному Откровению, будучи в мире и вне мира одновременно.