Статьи

Дарья Филатова
Монастырь Оптина пустынь занимает особое место в истории Русской Православной Церкви. В первую очередь благодаря уникальному явлению – духовной преемственности Оптинского старчества, длившейся на протяжении почти столетия. Однако, помимо неоценимого духовного вклада, нельзя не отметить и широчайшую просветительскую деятельность обители, которая развернулась при жизни старца Макария (Иванова). Оптинские старцы, вошедшие своим монашеским подвигом в чин преподобных отцов, при жизни до самозабвения служили людям. Сегодня традиции Оптиной пустыни в деле духовного окормления и просвещения народа светом Христовой веры не только не забыты, но всячески поддерживаются и развиваются. Осенью прошлого года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось награждение лауреатов конкурса «Просвещение через книгу». В номинации «Лучшая духовно-просветительская книга» первой премии было удостоено оптинское издание «Преподобный Исаак Сирин. Аскетические слова, изложенные в порядке возрастания добродетелей», вышедшее в марте 2024 года под редакцией иеромонаха Никона (Скарги). Третье место в этой же номинации получила книга «Исповедь и откровение помыслов в духовном наследии Оптинских старцев», автором-составителем которой является иеромонах Димитрий (Волков). За минувшие тридцать лет со времени возвращения обители Русской Православной Церкви путь оптинского книгоиздания был нелегким. О возрождении монастырского издательства мы и хотели рассказать нашим читателям.
Игумен Тихон (Борисов), скитоначальник Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни
На страницах журнала «Монастырский вестник» № 3[64], посвященного Оптиной пустыни, воспоминаниями о старце Илие с читателями поделились люди, много лет знавшие батюшку. Среди них – скитоначальник Иоанно-Предтеченского скита игумен Тихон (Борисов). Находясь рядом со старцем в разных жизненных обстоятельствах, они видели, как жил и молился, как принимал народ батюшка. В их рассказах – дух любви и кротости, который близкие старцу люди восприняли от отца Илия и к которому так хотелось бы приобщиться каждому христианину.
Протоиерей Владислав Цыпин
В 1980-е – 90-е гг. российское общество соблазнилось либеральными идеями, которые, ввиду его правовой неискушенности, выдавались и принимались за демократические ценности, при том, что эти идеи, ориентированные на защиту интересов меньшинств, в действительности прямо противоположны началам демократии – народоправства, правления большинства. В результате страна устремилась в бездну, но в последний момент, на рубеже тысячелетий, милостью Божией остановилась перед падением в нее, после чего начался долгий и трудный процесс отрезвления. Наше недавнее прошлое – урок, предостерегающий от национального самоотречения, побуждающий к опоре на традицию.
10.11.2025
Эти слова точно и емко характеризуют жизнь Топловского Свято-Троицкого Параскевиевского женского монастыря, находящегося в Крыму – в урочище Топлу, на одном из уступов горы Каратау, среди горного леса. В 2024 году здесь праздновалось 160-летие со дня его основания. А в нынешнем году сестры, прихожане, паломники торжественно отметили 15-летие со дня прославления в лике святых игумении Параскевы (Родимцевой), с именем которой связан наивысший расцвет обители. С деяний этой яркой, разносторонне одаренной личности мы начнем свой рассказ.
Оксана Головко
История иконописной мастерской при Казанском Богородицком монастыре восходит к 1867 году. Сначала здесь возник иконописный класс в открытой тогда по инициативе настоятельницы, игумении Каллисты, рукодельной школе. Позднее создание икон выделилось в отдельное значимое направление.
В.В. Каширина
Из Российской церковной истории известно, что многие монастыри восставали из забвения и возрождались не единожды. Московский Ивановский монастырь (ныне – Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь), который высится на Ивановской горке недалеко от Кремля, дважды был полностью разорен: после пожара Москвы при нашествии войск Наполеона и при упразднении его в 1918 году.
Иеродиакон Афанасий (Супрун)
Святитель Афанасий, епископ Ковровский (в миру Сергей Григорьевич Сахаров), родился 2 июля (даты до 14 января 1918 г. указаны по старому стилю) 1887 года в селе Паревка Кирсановского уезда (ныне Инжавинский район) Тамбовской губернии, в семье надворного советника, делопроизводителя московской гимназии Григория Петровича Сахарова. Отец его поздно женился, и после его выхода на пенсию семья поселилась в г. Владимире, где и прошло детство будущего святителя.
В.В. Каширина
Сейчас многие говорят о том, что нет духовных наставников и что сложно найти духоносного старца. Этот вопрос задавали и архимандриту Леониду (Кавелину), который, отвечая вопрошающим, приводил слова святых отцов: «Святитель Василий Великий говорит, что, если кто усердно поищет доброго учителя, то и непременно найдет. И св. Симеон Новый Богослов учит: “молитвами и слезами умоли Бога показать тебе человека, который бы мог хорошо упасти тебя”. И далее говорит: “лучше называться учеником ученика, а не жить самочинно и обирать бесполезные плоды своей воли”». В акафисте преподобные оптинские старцы прославляются как «богозарное благодати сияние, древо старчества многоплодное, созвездие тверди Небесной, Оптины пустыни славо и похвало». Представив небольшие эпизоды из жизнеописаний, воспоминаний учеников и писем самих старцев, постараемся нарисовать духовный образ многоплодного и благодатного оптинского старчества… Подзаголовками для разделов стали слова из Акафиста преподобным оптинским старцам.

Варвара Каширина
Старец Амвросий, которого, без преувеличения, знала вся Россия, впитавший традиции старчества от преподобных Льва и Макария, писал: «Ты выражаешь свое удивление, какая великая сила сокрыта в исповедании борющих помыслов. Не удивляйся этому. И самое монашество есть тайна, а откровение помыслов духовным отцам, как монашествующих, так и других лиц, составляет существенную часть Таинства покаяния».
Игумения Викторина (Перминова)
19 октября мы молитвенно поминаем нижегородского старца игумена Исайю (Будюкина). В 2025 году исполнилось 140 лет со дня его рождения. Также мы поминаем игумена Исайю 22 октября — в день его тезоименитства от Святого Крещения; 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — день кончины; 22 мая — память пророка Исайи. Хотелось бы поделиться воспоминаниями о дорогом батюшке.
Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь
Крымской Лаврой, а также Крымским Афоном называют Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь. На сегодняшний день это один из крупнейших монастырей полуострова, известный и посещаемый. В его многовековой истории было столько разных событий, дающих богатую пищу для размышлений! А самое главное – их осмысление помогает укрепиться в вере, увидеть присутствие Божие в жизни предков и почувствовать его в своей жизни.
диакон Александр Черепенин
В духовной грамоте 1425 года нижегородская удельная княгиня Мария передает некоторые свои владения Спасо-Евфимиеву монастырю города Суздаля и Николо-Шартомскому монастырю. От Шартомской обители грамоту подписал настоятель архимандрит Конон. Сан архимандрита указывает на то, что монастырь в то время уже был крупным и имел привилегии. Однако только в 1425 году мы находим первое письменное упоминание о нем.
Свято-Успенский скит Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря
Это место с давних времен ласково называли «Успенка». Именование родное, русское, напоминает о близком и далеком одновременно. Успенка хранит преданья старины о мужестве, стойкости, верности на легендарной земле Куликова поля. О битве, куда, по словам историка, пришли разрозненные полки, а ушел единый народ. В маленьком уютном городе Епифани, который всегда был как бы воротами Куликова поля, на холме стоит белоснежный Успенский храм. В годы безбожия этот прекрасный архитектурный памятник превратили в руины. Но и тогда к Успенке приходил народ, чтобы украдкой помолиться и набрать водички из целебного источника. В самом начале XXI века храм восстановили во всей красе. Под свое крыло Успенку взяла Троице-Сергиева лавра: рядом, на Красном холме Куликова поля находится лаврское подворье – храм преподобного Сергия Радонежского. Свято-Успенский женский скит вначале тоже стал подворьем лавры – тем самым сюда вернулась монашеская жизнь, шедшая в Епифанской обители на протяжении нескольких веков и упраздненная реформой Екатерины II. В 2020 году скит передали Борисоглебскому Аносину ставропигиальному женскому монастырю.
Братия Данилова монастыря
Мы попросили некоторых насельников из числа старшей братии Даниловой обители, которые на протяжении многих лет вносят свою лепту в непрекращающийся созидательный процесс монастырской жизни, рассказать о своих послушаниях.
Мария Тоболова
Преподобная Елена Московская (в миру Елена (Агриппина) Семёновна Девочкина) – схимонахиня, первая игуменья Московского Новодевичьего монастыря. Она происходила из рода Девочкиных, служивых землевладельцев, помещиков Галичского, Нижегородского и Суздальского уездов. О святой Елене сохранилось мало сведений.
Спасо-Елеазаровский женский монастырь
Пятнадцать лет назад, в праздник Преображения Господня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал во временное хранение Спасо-Елеазаровскому женскому монастырю Псковской епархии чудотворную икону «Спас Вседержитель» («Елеазаровский»). Относящийся к XIV веку, этот образ долгие годы хранился в собрании Псковского музея-заповедника и наконец-то вернулся туда, где ему поклонялись богомольцы со всей России. О возвращении древней монастырской святыни мечтала – горячо молилась об этом – возродительница порушенной обители игумения Елисавета (Беляева), но до торжественного события она не дожила двух с небольшим месяцев. Прибыв в монастырь, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил на могиле матушки-настоятельницы литию. А сегодня над ее могилой стоит каменная часовня.
5 лет со дня преставления архимандрита Серафима (Лаврика)
1 августа 2025 года, в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского, будет отмечаться 5-летие со дня преставления духовника Святогорской Успенской лавры архимандрита Серафима (Лаврика).
30.07.2025
В июле 2025 года в Казанском женском монастыре Белёвской епархии (Тульская митрополия), что находится в селе Колюпаново близ города Алексина, отметили две памятные даты: 170 лет со дня праведной кончины блаженной Евфросинии Колюпановской и 30-летие образования обители.
Нина Ставицкая
Прошедшая в конце прошлого месяца научно-практическая конференция «Соловки в ХХ веке» стала продолжением и развитием форума «История страны в судьбах узников соловецких лагерей», который с 2015 года ежегодно проводится Соловецким музеем-заповедником, Спасо-Преображенским ставропигиальным мужским монастырем и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ). Огромный массив архивных документов был изучен за это время, что, как и в прежние годы, нашло отражение в десятках интересных содержательных докладов, раскрывающих многие грани жизни как насельников обители, так и большого числа страдальцев, попадавших сюда не по своей воле. Традиционно среди докладчиков были представители разных научных, образовательных, культурных, исследовательских центров – люди, пропустившие историю Соловков через свое сердце.
Варвара Каширина
29 июня Русская Православная Церковь празднует день перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского, из села Эммануиловки в Успенский Вышенский монастырь. В памяти многих паломников сохранились торжественные события 2002 года, когда святые мощи святителя Феофана торжественным крестным ходом были перенесены из храма в честь преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловке в возрождающийся Успенский Вышенский монастырь. Крестный ход встретил в монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который отслужил молебен перед святыней и в своем слове, обращенном к многочисленным паломникам, выразил надежду на скорейшее возрождение монастыря как духовно-просветительского центра митрополии. В честь этого события в церковном календаре появился новый праздник, который отмечает вся Православная Церковь, – день перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского.