Мы рассказываем о репрессированных священнослужителях Нижнетагильского церковного округа

Вера Чемезова

Многие наши монастыри проводят большую работу, связанную с их историей, и порою буквально по крупицам собирают факты, свидетельствующие о том или ином периоде жизни родной обители. Такой работой давно и серьезно занимается Скорбященский женский монастырь Нижнетагильской епархии Екатеринбургской митрополии, о чем на портале «Монастырский вестник» рассказала в интервью «От скорби к радости...» заведующая архивным отделом монастыря Вера Чемезова. В продолжение темы Вера Александровна подготовила статью, в которой основные акценты сделала на просветительской работе обители, создании музейной экспозиции и строительстве монастырем храма в честь новомучеников и исповедников Российских.

Духовно-просветительский проект с названием «Вглядываясь в историю» родился в нашем монастыре 7 ноября 2015 года, когда здесь состоялась первая музейная экскурсия для детей. Настоятельница обители игумения Мария (Сташевская) планирует разместить музей церковной истории в отреставрированном подклете Вознесенского собора, однако реализация этих планов в руках Божиих. Тогда же создание экспозиции в монастырской библиотеке было делом стихийным, но репортаж телекомпании «Телекон» (первая негосударственная телекомпания в Свердловской области) привел к тому, что нам стали активно жертвовать различные церковные предметы с историей и без: дореволюционные фотографии тагильских храмов, священнослужителей, семей тагильчан и жителей Верхотурского уезда, документы епархиального управления, иконы невьянского письма, кресты, меднолитые складни, газеты и богослужебные книги, в том числе с филигранной бумагой, относящиеся к XVIII веку. Позднее в монастырских стенах стали проводиться занятия для студентов и музейные уроки для учащихся начальных классов. Идея этих уроков предельно проста: через артефакт (книгу, открытку, портрет, фотографию, архивный документ, вышивку и т.д.) говорить с детьми о судьбе верующего человека и его нравственном выборе.

Антонина (Булавина) в иноческом постриге (до 1917 года)

А всё началось с фотографии 1907 года, на которой была изображена личная послушница настоятельницы игумении Марии (Крузе) 16-летняя Антонина Булавина. (Личная послушница – так она названа в послужных списках. Смысл, видимо, такой: девушка была келейницей матушки или выполняла ее поручения). Постепенно стали открываться подробности жизни лишенных избирательных прав и репрессированных сестер, покинувших стены Скорбященской обители в ноябре 1920 года, когда здесь появился концлагерь № 2. Кстати, благодаря сохранности архива удалось весьма подробно изучить его историю, а в августе 2021 года на сайте монастыря была опубликована «Книга памяти заключенных концлагеря», которую помогли подготовить наши волонтеры. В тот же день ее продублировали на сайте Государственного архива административных органов Свердловской области и на сайте «Бессмертный барак» – она стала достоянием широкой общественности. Одним из узников концлагеря на территории монастыря был будущий первый директор Нижнетагильского краеведческого музея А. Н. Словцов. Александр Николаевич являлся сыном священника, и ему мы обязаны спасением мощей святого праведного Симеона Верхотурского и церковных ценностей, которые сегодня экспонируются в музее-заповеднике «Горнозаводской Урал». На протяжении нескольких последних лет 30 октября, в день памяти жертв политических репрессий, на старом монастырском кладбище служатся панихиды, где читаются имена всех репрессированных тагильчан и погибших в концлагере на территории обители. Синодик, в котором 3817 имен, нам помогли составить неравнодушные к этой теме тагильчане.

Семинарист Леонид Черепанов, 1907 год

В монастырь также стали стекаться личные снимки сестер и священников начала ХХ века. Сейчас их уже около тридцати, и большая их часть атрибутирована (иными словами, нами была проведена исследовательская работа, позволяющая определить фотографа, место, год или даже точную дату фотосъемки и лиц, представленных на фотопортретах). Особое место в этой коллекции занимает фото будущего епископа Льва Нижнетагильского – в 1907 году еще семинариста Леонида Черепанова и с 1914 года – священника нашего монастыря. В феврале 1923 года отец Леонид был пострижен в монашество с наречением имени Лев и хиротонисан во епископа Нижнетагильского. На обороте фотографии есть надпись: «Жизнь отравлена тайной, что разгадать ее смысл было бы таким счастьем». Владыка трижды подвергался арестам, а 8 декабря 1937 года его расстреляли. Владыка Лев (Черепанов) похоронен близ Ленинграда в братской могиле с 508-ю соловецкими узниками, среди которых был «русский Леонардо да Винчи» – священник, богослов, религиозный философ, ученый и поэт Павел Флоренский.

В музее монастыря можно увидеть единственное из 35-и облачений, хранившихся в ризнице. Все остальные, 34 облачения, согласно архивным данным, были использованы для шитья костюмов в драмтеатре и драмкружке детского городка. А дошедшее до наших дней священническое облачение начала ХХ века, где на бордовом фоне вышиты гладью цветы уральской розы – шиповника, было спасено для музея как высокохудожественное. В нем (достоверно известно) служил батюшка Леонид Черепанов. Книга о репрессированных священниках и сестрах Скорбященского монастыря, вышедшая в 2016 году, так и называлась «Плоды шиповника». Мотивом для названия послужили слова, сказанные владыке Льву в день его епископской хиротонии совершавшими хиротонию архипастырями: «…ты идешь не розы снимать, а шиповник, и не страшись, хоть бы тебе пришлось пострадать – в том твой крест».

Ниточки – связи с прошлым – постоянно присутствуют в историческом поиске обители. Так 22 августа 2019 года матушка Мария познакомилась с правнучатым племянником игумении Марии (Крузе) В. А. Баландиным, научным сотрудником Пермского областного краеведческого музея, награжденного за свои 50-летние труды знаком «Заслуженный работник культуры РФ». Вадим Алексеевич предоставил музею несколько ранее неизвестных фотографий, открытки и записки с автографами первой настоятельницы и помог в составлении ее родословия... Вернулись в монастырь Библия, Псалтирь, второй том сочинений святителя Иоанна Златоуста, принадлежавшие рясофорной послушнице Феодоре Тимофеевне Декуновой. В начале 1960-х годов она дала их почитать врачу Демидовской больницы, ветерану Великой Отечественной войны Вере Дмитриевне Чекановой – будущей схимонахине Марии (в 2012 году похороненной на кладбище обители). А тагильчанка Л.А. Егорова подарила музею приданое своей мамы – три полотенца и подзор, выполненные монастырскими белошвейками, и рассказала, что ее бабушка заказала приданое для дочери, когда той было еще 6 лет. Одним из источников заработка сестер обители было изготовление приданого для невест – белошвейное и золотошвейное производство. На всех предметах сестры вышили инициалы этой девочки КА – Карманова Александра, кроме одного из полотенец, на котором Александра, будучи уже невестой, вышила инициалы своего будущего супруга. Выходит, этим предметам более 100 лет, и они имеют прекрасную сохранность! Известно, что несколько рукоделий наших сестер хранятся в нижнетагильском и пермском музеях. А 2 февраля 2017 года в монастыре произошло знаменательное событие: О. И. Гомонюк передала музею часть коллекции своего отца – тагильского краеведа И. Т. Коверды, состоящую из 56 предметов. Этот дар стал основой музейной коллекции монастыря.

Некоторые экспонаты имеют историческую ценность, например, «Месяцеслов» в кожаном переплете, принадлежавший уроженцу Полтавской губернии Никифору Гузику. На полях этой книги с 1930 по 1943 годы он вел записи личного характера, благодаря чему мы многое узнали о жизни спецпереселенцев, которых в начале 1930-х годов тысячами привозили на строительство Ново-Тагильского металлургического завода и Уралвагонстроя. Часть музейных предметов нам удалось обрести в результате работ по реставрации Вознесенского храма, зданий дореволюционного монастыря и во время благоустройства территории. В результате небольшого исследования мы выяснили, что напольная терракотовая плитка для строившегося в 1905–1913 годах Вознесенского собора была привезена из многострадального ныне города Славянска, недавно атакованного украинскими беспилотниками... От разоренного в начале советской эпохи монастырского кладбища сохранилось несколько надгробных камней с отбитыми крестами. На одном (десятилетиями он лежал под мусором в земле) была отмыта надпись: «Здесь покоится прах Марии Васильевны Надзоровой, сконч. 1 августа 1898 г., 72 л.». Этот камень оказался по сути архивным документом, так как сведений об основательнице Скорбященской богадельни, учрежденной в 1884 году, у нас не было.

Чем больше мы узнавали о церковной истории края, тем сильнее нам хотелось делиться всем этим с тагильчанами. В монастыре стали проводиться лекции и беседы, связанные с церковным краеведением: мы рассказывали о приходской жизни храмов Нижнетагильского завода, о жизни монастырей дореволюционной Екатеринбургской и Ирбитской епархии, об истории старообрядчества на Урале и др. Паломнические поездки, организованные монастырем для прихожан в село Сербишино, Верхнюю и Нижнюю Салду, Невьянск, Кировград, Верхний Тагил, Нижнюю Туру, мы назвали родственными, так как они были связаны и с историей обители, и со священномучениками Нижнетагильской епархии, и с духовным подвигом сродников священномученика Сергия Увицкого, последним местом служения которого был Нижний Тагил. Так, допустим, в Сербишино мы вспоминали, как по примеру игумении Марии (Крузе) и сестер Скорбященского монастыря здесь возникла женская община, в 1916 году преобразованная во Введенский монастырь. Ее начальницей стала Варвара Бородина (будущая монахиня Валерия), когда-то посетившая наш монастырь.

Оформление экспозиции, посвященной священномученику Сергию Нижнетагильскому, началось с безуспешных поисков могилок его супруги, матушки Павлы Ивановны Увицкой, и старшей дочери, Ольги Сергеевны Пономаревой. Мы знали, что они похоронены на кладбище «Висимское» на Голом Камне, но по какой-то причине в базе данных кладбища места их захоронения не значились. В 2017 году мы обнаружили в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» за 1911-й, 1913-й и 1916-й годы двенадцать проповедей и речей отца Сергия. Они относились к Екатеринбургскому и Камышловскому периодам его служения. Владыка Нижнетагильский и Серовский Иннокентий (ныне – епископ Александровский и Юрьев-Польский) благословил нам готовить книгу, в которую также было включено заявление от 23 апреля 1930 года из уголовного дела, где батюшка отвечал по всем пунктам обвинения. В день памяти священномученика 12 марта 2018 года после богослужения в монастыре состоялась презентация этой книги – «Возлюбленным детям: лекции, проповеди, речи», и на следующий день после репортажа телекомпании «Телекон», посвященного этому событию, к нам пришла родственница отца Сергия Валентина Петровна Смирнова, которая показала нам, где похоронены матушка Павла и Ольга Сергеевна.

Это известие нашло живой отклик в сердцах многих тагильчан, и особенно наших прихожан, собравших средства на установление новых лиственничных крестов. Сначала были приведены в порядок могилки, затем 18 июля 2019 года состоялась первая народная панихида. Духовную помощь и поддержку от священномученика Сергия сестры и прихожане постоянно чувствуют. Известны случаи, когда священники и семьи с детьми приезжают к матушке Павле, служат панихиду или литию и уезжают с ее могилки утешенными. Постепенно в обитель стали стекаться артефакты, связанные с жизнью отца Сергия: красная концертная папка с надписью: «Скрипка. Трио. С.А.У.» и с его факсимильной печатью, швейная машинка и ранее неизвестная семейная фотография Увицких, ноты с автографами отца Сергия и матушки Павлы, ноты собственных сочинений их младшего сына Николая Увицкого на стихи русских поэтов (Он был инженером-конструктором на «Уралвагонзаводе», и его музыкальное дарование практически никому не известно). Одним из раритетов стал дар иерея Николая Аникина, настоятеля храма во имя святителя Николая Чудотворца в поселке Мариец республики Марий Эл – Псалтирь с дарственной надписью матери священномученика Ольги Ивановны Увицкой, сделанной ею 1 апреля 1902 года. (Сам же отец Николай Аникин служит в храме, в котором прошли детские годы священномученика Сергия, где тот учился алтарничать под руководством своего батюшки – Александра Увицкого).

В монастыре есть копии стихов дочери Небесного заступника нашей земли Ольги Сергеевны, есть копии воспоминаний и всего музыкального наследия его сына, Николая Сергеевича. Как впоследствии оказалось, это промыслительно, что у нас есть эти копии, так как 7 мая 2023 года в поселке Смолино г. Кургана, где живут внучки священномученика Екатерина Николаевна Увицкая и Лидия Николаевна Шумакова, случился пожар и весь архив семьи Увицких сгорел. К счастью, во время пожара были спасены святыни: требное Евангелие отца Сергия с памятной надписью и крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня, полученный им от умирающего в Вишерском лагере священника Николая и переданный на волю через матушку Павлу. Последнее музейное приобретение – это икона Казанской Божией Матери, которой матушка Павла благословила своих внучек Таню Увицкую и Лелю Пономареву, поступивших в Свердловское музыкальное училище. Для матушки этот образ был особым, ведь после ареста супруга она несла послушание регента в Выйской Казанской церкви. В мае этого года святыню нам передали старшие внуки священномученика – Николай Михайлович Увицкий и Татьяна Михайловна Незвицкая, живущие в Петрозаводске.

В 2016 году Преосвященный Иннокентий, епископ Нижнетагильский и Серовский, дал монастырю послушание: строить храм во имя новомучеников и исповедников Российских в поселке Кирпичный. Недалеко от места будущего храма сто лет назад находилась Пантелеимоновская часовня, освященная летом 1912 года. В обители с волнением узнали, что среди участников последнего разрешенного властями крестного хода к часовне, состоявшегося 10 августа 1928 года, были отцы Сергий Увицкий, Всеволод Черепанов, Михаил Оранский и Валентин Паникаровский, игумения Мария (Крузе) и сестры Скорбященского монастыря, не предполагавшие, что вскоре им предстоят испытания, а многим – исповедание веры и мученическая кончина. Во время Великой Отечественной войны здесь находились бараки для немцев-трудармейцев отряда № 18-74, среди которых были знаменитые физик Б. В. Раушенбах, археолог О. Н. Бадер, минералог П. Э. Рикерт, внесшие огромный вклад в развитие Нижнего Тагила. В часовне располагался карцер...

Еще в 1990-е годы у директора кирпичного завода Бориса Павловича Караваева родилась мысль об открытии в здании клуба храма. Его идею благословил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (ныне – митрополит Ташкентский и Узбекистанский), приезжавший сюда и молившийся об открытии церкви. Однако в те годы дело не сдвинулось с мертвой точки. Но Бог хранил здание клуба и от рейдерского захвата, и от пожара в соседнем здании. 7 февраля 2016 года, в день памяти новомучеников и исповедников Российских, здесь состоялся первый молебен, участниками которого стали клирик обители иерей Алексий Исмагилов, игумения Мария (Сташевская) с сестрами и неравнодушные тагильчане (всего 28 человек). Каждое второе воскресенье месяца здесь стали проходить молебны с пением акафиста новомученикам и исповедникам Российским. Также служилась лития о невинно убиенных в годы гонений. К сожалению, сейчас на молебны приезжает меньше людей....

В 2017–2018 годах в здании будущего храма силами сестер и их добровольных помощников велись работы по очистке стен от старой штукатурки и строительного мусора. Все трудились с большим воодушевлением и надеждой на скорое начало строительства. 23 июня 2019 года состоялся молебен перед началом строительных работ, который возглавил Преосвященный Евгений, епископ Нижнетагильский и Невьянский (ныне – митрополит Екатеринбургский и Верхотурский). Удивительно, но до этого события прошло 40 молебнов. По сути получился протяженный по времени сорокоуст. То есть Господь ждал от нас усердной молитвы и усилий, ведь поселок Кирпичный отдален от многих районов города и приезжать в будущий храм после воскресного богослужения – немалый труд. Строительство храма движется не так быстро, как хотелось бы, но Богу всё возможно, в чем мы убедились после чудесного строительства монастырской звонницы в память о воинах, погибших в СВО.

Вершиной почитания новомучеников тагильских станет первая Божественная литургия в этом храме. Когда наступит этот день, зависит от всех православных тагильчан, среди которых немало потомков репрессированных, спецпереселенцев, раскулаченных и пострадавших за веру в ХХ веке. В память о страдальцах строится храм в поселке Кирпичный! 18 декабря 2019 года в социальной сети «ВКонтакте» появилась группа «Храм-памятник жертвам Тагиллага», в которой, кроме летописи строительства храма, реализуются проекты «Тагиллаг и тагиллаговцы», «Спецпереселенцы», «100 лет – концлагерю № 2». Здесь же мы рассказываем о репрессированных священнослужителях Нижнетагильского церковного округа, и эта работа обязательно будет продолжена. Если мы будем вглядываться в историю с вниманием и благодарностью, то Господь поможет устроить наше настоящее.

Снимки предоставлены автором статьи Верой Чемезовой