Покаяние как путь обретения внутреннего царства

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Что такое покаяние? «Покаяние есть дверь милости, отверстая усиленно ищущим его; сею дверию входим в Божию милость; помимо этого входа, не обретем милости… Покаяние есть вторая благодать и рождается в сердце от веры и страха. Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань. Поэтому страх вводит нас на корабль покаяния, переправляет по смрадному морю жизни и путеводствует к Божественной пристани, которая есть любовь. К сей пристани приходят все труждающиеся и обремененные покаянием. И когда достигнем любви, тогда достигли мы Бога, и путь наш свершен, и пришли мы к острову тамошнего мира, где Отец, Сын и Дух Святой» [1].

Покаяние – это личностное взаимоотношение человека с Богом, настолько искреннее, что не остается сомнений ни у кого из двоих о наличии любви, прощения в их сердцах. Наши грехи, в которых мы сердечно раскаиваемся, Господь прощает и более не вспоминает.

Через покаяние человек приобретает потерянную свободу, потерянную первыми людьми в раю, потерянную не столько через грехопадение, а через самооправдание соделанного, переложения вины. Одно слово – «Прости!» – могло вернуть потерянный рай.

Грехи – они как тяжелый воз плетутся за нами, замедляя наш шаг, и отбирают будущее. Освободившись от груза накопленных грехов, мы приобретаем свободу, потому что где истина, там свобода. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Существует две вещи: грех и покаяние. Грех – это рана; покаяние – лекарство. В грехе – стыд, в грехе – позор; в покаянии – дерзновение, в покаянии – свобода, в покаянии – очищение от греха. Выслушайте со вниманием. За грехом следует стыд; спутником покаяния является свобода. Но сатана извратил порядок и соединил свободу с грехом, а стыд – с покаянием» [2].

Настоящее покаяние, как молния, рождается в обращении к Богу со словами: «Авва Отче, прости!»  Как  ребенок, который сделал что-то плохое, вольно или невольно, по эгоизму или просто из живости характер, понимая, что своим поступком разрушил что-то, огорчил его, плача из-за этого, подбегает к отцу, обнимает его и просит прощения, стараясь запомнить свой поступок, чтобы его больше не повторить, не боясь ни стыда, ни наказания,  так и человек, совершив грех, должен с простотой прибегать к Богу, прося его о прощении и помиловании, прибегая не только как к справедливому Судье, но и как к любящему и милующему Отцу. Вот он момент покаяния.

«Кающийся человек – это тот, кто признает и принимает чудо: Бог имеет власть прощать грехи» [3].

А далее испытание его искренности – в Таинстве Исповеди. Потому что если покаяние искреннее, то человеку не важно, что ему надо будет открыть грех перед духовником, его не беспокоит то, что он должен понести стыд, он готов перенести все, лишь бы восстановить ту порванную связь с Отцом. Он приходит к духовнику и открывает ему соделанное, принимая от того все как от руки Бога. И именно эта победа над собой, над своей гордостью приносит ему первичную духовную радость, радость мира и любви Отца и ребенка.

Таинство Исповеди – это прежде всего общение человека с Богом, через которое на него изливается благодатная сила Божественной Любви. Это встреча отца и блудного сына, перед которой были и боль от раскаяния, и слезы осознания, и искорка любви к отцу, и стыд, но главное – радость прощения и любящие объятия отца. И при таком отношении к исповеди как к завершающему акту покаяния у человека не возникает вопросов, в чем ему каяться и что и как говорить, потому что сердце человека говорит за него.

Человек виноват не в том, что он грешник, а в том, что не раскаивается в грехах, не возненавидит их так, чтобы не возвращаться к ним. Преподобный Иоанн Лествичник учит, что Ангелам свойственно не падать и даже, как некоторые говорят, совсем невозможно пасть; людям же свойственно падать и скоро восставать от падения, сколько бы раз это ни случилось; только бесам свойственно падши никогда не вставать [4]. И мы будем осуждены не за то, что мы пали, а за то, что падши не встали. И пример такого покаяния дан нам в Евангелии: вспомним распятие Иисуса Христа и преступника, который покаялся пред Господом. Иисус сказал ему: «Ныне будешь со мною в раю» (Лк. 23, 43).

Враг рода человеческого делает все, чтобы отбить человека от покаяния, увести от немедленного исповедания своих грехов и тем более от откровения помыслов своему духовному отцу. Нельзя откладывать покаяние, потому что завтра нам никто не обещал.

Путь человека в Царство Небесное – это не особые маршруты этого мира, это не какие-то далекие поездки, путешествия, это путь внутрь себя, в свое сердце, во внутреннее царство, потому что там начинается Царство Небесное. Оттуда от избытка сердца начинается славословие Богу, Отцу Небесному. «От избытка сердца глаголят уста человека» (ср. Лк. 6, 45). И по стяжании этого мира Любви Божией в своем сердце жизнь меняется. Этот мир человек дарит тем, кто рядом; искренне даря радость людям, он получает двойную радость.

Каждый человек подспудно стремится к счастью, а истинное христианское счастье неразрывно с чистой совестью, приобретаемой через покаяние и жительство по заповедям Божиим. Человек стремится испытывать радость все чаще и больше, он стремится к той самой вечной радости, обещанной ему Господом в Царстве Небесном, которое «внутрь вас есть».

Киприан Карфагенский говорит: «Первая степень счастья – не согрешать, вторая – сознавать согрешения. В первом есть невинность целая и неповрежденная, которая сохраняет, во втором является лекарство, которое исцеляет» [5].

Святитель Феофан Затворник продолжает эту мысль: «…Внутреннее блаженство неотъемлемо от чистой и богоугодной жизни, которая, при всех внешних лишениях и недостатках, всякому приносит мир и радость, истекающие из спокойной совести и непостыдного воззрения в лице Господу, наполняет душу крепкою надеждою и возгревает в ней чувства, какие свойственно иметь детям к отцу. Такой человек всегда упокоевается в лоне промыслительной и благопопечительной любви Божией» [6].

Но, конечно, чистые совесть и сердце не появляются сами собою, а есть результат Божественной благодати и собственных усилий христианина, который желает избавиться от страстей и пороков. Эта радость приходит после определенного пройденного пути духовной жизни, когда христианин очищается от страстей и в дальнейшем все более удаляется от греха даже мыслью и помышлением.

Преподобный Максим Исповедник говорит: «Для духовной радости душе недостаточно владычествовать над страстями, если она при этом не стяжает добродетели исполнением заповедей» [7].

Псалмопевец Давид глаголет: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). И святитель Иоанн Златоуст, завершая эту мысль, пишет: «…Если мы желаем наслаждаться радостью, то больше всего иного будем избегать порока и станем следовать добродетели, потому что иначе невозможно достигнуть радости, хотя бы мы взошли даже и на царский престол» [8].

Надо так расположить себя, чтобы иметь эту свежесть христианской жизни и стремиться к ней. И, как говорили древние Отцы, надо каждый день начинать все снова.  «Господь долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3, 9).

«Войди с радостью во внутреннюю свою клеть, и узришь клеть небесную... Лествица, ведущая в Царство, внутрь тебя, сокровенна в душе твоей. Беги от греха, погрузись в самого себя – и найдешь там ступени, возводящие к Небесам» – говорит нам Исаак Сирин [9]. Потому что в каждом из нас есть скрытая от глаз величайшая сокровищница, внутреннее Царство, где радость и слава, где покой и уединение, где нам открывается вечность, где мы встречаемся и беседуем с Богом; Внутреннее Царство, которое открывается здесь и сейчас и которое есть в то же время Царство будущего века.

Список литературы

  1. Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 83 «О покаянии». – М., «Правило веры», 2002. С. 611–614.
  2. Иоанн Златоуст, свт. Том 12. Кн. 2. Слово 35 «О покаянии». [Электронныйресурс] http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1576
  3. Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Внутреннее Царство. [Электронный ресурс]: http://predanie.ru/lib/book/71889/#toc16
  4. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 4. – М., Благовест, 2014. С. 80. 
  5. Киприан Карфагенский, свщмч. Таинство единства Церкви. Письма о духовной жизни. Письмо к Корнелию о Фортунате и Фелициссиме, или Против еретиков. – М., Сретенский монастырь, 2007. C. 216.
  6. Феофан Затворник, свт. Псалом 118-й. Толкование беседовательное. – М., «Правило веры», 2003. С. 16. 
  7. Максим Исповедник, прп. Главы о Богословии и о Домостроительстве воплощения Сына Божия. Сотница 1. Глава 77.[Электронныйресурс]:http://hesychasm.ru/library/max/maximus_teo.htm
  8. Сокровищница духовной жизни. Антология святоотеческой мысли в 12 т. Том 9. – М., Изд. Московской Духовной академии и Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2009. С. 21–24.
  9. Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 2 «О благодарности Богу». – М., «Правило веры», 2002. С. 16.


Материалы по теме

Публикации

XXVII Международные Рождественские образовательные чтения
XXVII Международные Рождественские образовательные чтения
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь