Сегодня с нас большой спрос

XXVII Международные Рождественские образовательные чтения

С нас – это с мирян, священнослужителей и монашествующих. Сложность задач, стоящих нынче перед Церковью, нарастает. Именно потому, что мы стали намного сильнее и нас стало намного больше, чем было, допустим, 10 лет назад. И Церковь не может игнорировать проблему социального расслоения в российском обществе, что создает в нем повышенную напряженность. Не может Церковь не замечать подростковую жестокость и многие проблемы молодежи, которая даже в рамках одного поколения очень разная. Как растущей армии верующих людей реагировать на вызовы современности? Об этом шел разговор на встрече председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды с руководителями епархиальных отделов по взаимодействию Церкви и общества, информационных подразделений и пресс-секретарями епархий.

Встреча проходила в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Взяв микрофон в руки, Владимир Легойда сразу же призвал ее участников к общению в максимально деловом рабочем формате – то есть доверительно обменяться тем, что волнует собравшихся и успеть это сделать в отведенные для мероприятия полтора часа. А затем, заметил он, большинство, вероятно, захочет продолжить личностное общение в галерее. Так и получилось, что сделало мероприятие особенно плодотворным. Обозначив проблемы, уже приведшие к серьезному ослаблению нашей страны, председатель Синодального отдела высказал твердую позицию по первой из них: поменять жизнь нашего общества к лучшему и как-то поправить напряженную ситуацию могут дела милосердия. «И вообще, и в этой конкретной ситуации дела милосердия становятся важнейшими для нас, – продолжил выступающий. – Дела милосердия как служение Церкви и дела милосердия как большая и важная часть общественной и информационной работы. Потому что это как раз то, что естественно для Церкви. Это именно то, чего от Церкви ждут». Что касается молодежи, то, по наблюдениям выступающего, по-прежнему на разных уровнях произносится много общих, округлых (а потому и бессмысленных) фраз, озвучивается великое множество идей, не имеющих никакого отношения к реальности. «А у нас реальность такова, что девочки бьют девочек, а мальчики снимают это на камеру и выкладывают в Интернет, – жестко сказал Легойда. – Вот с этим мы должны работать!»


Говоря о роли Церкви в современном информационном пространстве, он заострил внимание на вопросе: что мешает церковным людям противостоять распространению той информации, с которой они мировоззренчески не согласны, нравственно не согласны? Ответ очевиден: спячка, инертность. Слишком слабая поддержка друг друга. Было приведено несколько наглядных примеров, вот один из них: есть живой очень качественный Телеграм-канал «Приходы». У него 837 подписчиков. А должны быть тысячи… Председатель Синодального отдела подчеркнул мысль, высказанную им накануне нынешних Рождественских чтений в интервью корреспонденту ТАСС: мессенджеры набирают обороты. Многие люди, в первую очередь молодые, вообще переходят на данный способ получения информации. «Значит, это то поле, в котором мы должны быть», – заключил он. Кстати, и в интервью ведущему государственному информационному агентству России, и на этой встрече в Храме Христа Спасителя Владимир Легойда обратил внимание на замечательный Телеграм-канал, который ведет ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий. Подписчиков у него 2,5 тысячи, хотя в академии и семинарии обучается около 800 человек. Но ректора читают не только семинаристы и студенты. В числе подписчиков и те люди, которым интересно, как учащиеся Московских духовных школ живут. Их подкупает личностная интонация владыки. «Как только появился Телеграм-канал архиепископа Амвросия, я его опубликовал. Когда несколько дней назад открыл свой Телеграм-канал «Семинариум» ректор Курской духовной семинарии архимандрит Симеон (Томачинский), я тут же постарался его продвинуть. Иного отношения друг к другу быть не может», – подытожил Владимир Романович.


В «галерейных» разговорах, столь же оживленно проходивших после самого мероприятия, зазвучали имена и других архипастырей, чья активность в социальных сетях и мессенджерах помогает чувствовать дух Церкви, видеть те или иные факты, события в неискаженном свете. Так редактор сайта Ярославской митрополии, ответственный секретарь газеты «Ярославские епархиальные ведомости» член Союза журналистов России монахиня Екатерина (Парунян) поделилась своими впечатлениями от страницы в Фейсбук епископа Переславского Феоктиста, куда она с большим интересом заходит. По ее словам, ценно то, что владыка, активный пользователь, всегда отвечает своим подписчикам, часто давая серьезный глубокий комментарий. Что любопытно: с епископом Феоктистом мы беседовали на VIII Международном фестивале православных СМИ «Вера и слово», проходившем осенью минувшего года. Тогда он был викарием Волгоградской епархии и по благословению правящего архиерея курировал епархиальную прессу. А чуть больше месяца назад возглавил Переславскую епархию Ярославской митрополии. Мать Екатерина заметила, что через два года Россия будет праздновать юбилей Александра Невского, родившегося в Переславле-Залесском. Вероятно, о ходе подготовки юбилейных торжеств новый архиерей станет сообщать на своих страницах в социальных сетях, что, конечно, должно многих заинтересовать.

Во время обмена мнениями прозвучал и такой вопрос: «Если мы развиваем личностное направление, зачем тогда Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ проводятся конкурсы официальных сайтов епархий?» Его задала пресс-секретарь епархиального управления Якутской епархии инокиня Евгения (Сеньчукова). На что Владимир Романович ответил: официальные сайты епархий никогда не будут мега-популярными, но есть такое понятие как хроника и нельзя недооценивать важность официальной информации. К этому заявлению хочу добавить, что на некоторых епархиальных сайтах (и на монастырских – тоже) можно найти публикации, которые человек не просто по современной привычке пробегает глазами. Или читает по диагонали. У него возникает потребность прочитать все от первой строчки до последней. В качестве примера приведу интервью на сайте Переславской епархии «Епископ Переславский и Угличский Феоктист: К Богу я пришел через мировоззренческий кризис 90-х». Приехал новый архиерей – понятное дело, нужно дать официальную информацию (ее и дали), разместить его биографию (разместили). А можно еще оперативно подготовить содержательное и при этом, как говорят, читабельное интервью, что и сделала пресс-служба епархии. И если подобные материалы появляются на других епархиальных сайтах, старающихся успевать за значимыми событиями, освещать их, привлекать к ним внимание, используя весь свой творческий потенциал, то проведение такого конкурса – вовсе не формальность.


Недостатком этой встречи (по признанию многих ее участников, давшей им импульс для дальнейшей работы) можно назвать тот момент, что не все выступающие из зала четко произносили свою фамилию, называли свое послушание и епархию. Или вовсе их не называли. Поэтому не могу сказать, откуда была та девушка, заявившая, что она не первый раз приезжает на такого рода совещания, однако чувствует себя чужой на этом празднике информационной жизни. «Я боюсь, что в нашей епархии я одна знаю, что такое Телеграм-канал, – сказала она. – Это во-первых. Во-вторых, есть такая проблема, как отсутствие связи, Интернета во многих регионах нашего края. Технический прогресс до нас еще не докатился и дай Бог, чтобы вообще докатился. Так почему на собраниях в Москве мы не говорим об информационной работе в епархиях, как наша?» Ее слова вызвали неоднозначную реакцию, но часть зала громко поаплодировала выступавшей: судя по всему, была затронута проблема не одной епархии.

Председатель ОВЦОиСМИ Владимир Легойда живо откликнулся на «крик души» человека из глубинки, сообщив, что в Синодальном отделе об отсутствии современных средств коммуникации в данной конкретной епархии не знали, поскольку ни приезжающие оттуда люди, ни сам правящий архиерей подобный вопрос не озвучивали. «Так, может, поговорить с архиереем, предложить свою помощь в подключении Интернета?» – спросил Владимир Романович. Добавив вслед, что готов даже поднять тему на Высшем Церковном Совете, если разговор с архиереем не даст свои плоды. Но девушку, оказывается, больше интересовало другое: как в наше время осваивать церковное информационное поле без Интернета? Ответ Легойды: есть «бумажная пресса». Например, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Евгений Стрельчик постоянно, из года в год, призывает представителей епархиальных СМИ к тому, чтобы, объединив усилия и способности, всем вместе делать официальный печатный орган Русской Православной Церкви живым, интересным, насыщенным. И что же? На этой встрече Евгений Михайлович привел факты, которые, увы, тоже свидетельствуют о нашей «спячке», инертности. Две недели назад он разослал во все епархии письмо с просьбой прислать сообщения, какие значительные события в них будут отмечать в ближайшие год-два. Откликнулись семь епархий. А их в нашей Церкви – 304… Другой факт касался тезиса «поддержка друг друга». Стрельчик поведал: многим он рассылает анонсы журнала в надежде на то, что люди, позиционирующие себя как верующие, сделают репост у себя – или в группе в соцсетях, или на официальном сайте епархии. «В «Одноклассниках» меня из 20 групп исключили за отправку им анонса официального органа Московской Патриархии, – сообщил ответственный редактор «ЖМП». – В двух духовных семинариях забанили. Мол, разместим только за деньги!»


К счастью, эти болезни распространились не повсеместно. Секретарь Якутской епархии, иеромонах Никандр (Горбатюк) не понаслышке знающий, что такое российская глубинка на крайнем севере, сказал, что, возможно, не во всех регионах есть необходимые средства коммуникации, но он полностью солидарен с заявлением председателя Синодального отдела: пока куда-то не дошел Интернет, пока не так работает быстрая связь и, может быть, еще у многих нет планшетов, а только кнопочный телефон, ничего не мешает начать с печатной продукции. «Это же элементарно – распространять вкладку газеты "Фома" в местных изданиях, как было предложено на сегодняшней встрече. Чтобы держать руку на пульсе церковной жизни, много разных путей можно найти, нужно только захотеть», – заключил отец Никандр. Чувствовалось, что поднятая тема задела моего собеседника за живое, потому что с прежней эмоциональностью он продолжил: «У нас на крайнем севере во многие места не просто Интернет не дошел – там храмы стоят без священнослужителей! Однако же мы не опускаем руки. Не опускает руки и наш правящий архиерей архиепископ Якутский и Ленский Роман. Он не говорит: "Ах, сегодня кадровый голод в Якутии, и пусть те храмы, которые находятся за две с лишним тысячи километров от Якутска, просто стоят как напоминание, что когда-то здесь протекала православная жизнь". Нет! Мы находим денежные средства для того, чтоб хотя бы в одну сторону отправить священника. Пусть лишь несколько раз в год – Великим постом или на какие-то большие православные праздники. Но община, видя, что епархия идет навстречу, помогает им осуществить богослужебную жизнь, объединяется вокруг этого прихода и приезжающего священника. Люди собирают копеечку и покупают батюшке билет обратно. И тогда ты понимаешь: вот она, обратная связь! Так и со СМИ. Если постоянно говорить, что нам где-то чего-то не хватает, бездействие может затянуться на долгие-долгие годы. Но когда вам предлагается альтернативный вариант, то пожалуйста – начинайте с печатных изданий, идите на радио, на телевидение, говорите с молодежью! Не бездействуйте!»


Кстати, у далекой Якутской епархии, по словам ее секретаря, есть и Телеграм-канал, и страницы в Ютуб и Инстаграм. У архиепископа Романа в Инстаграме более 2,5 тысяч подписчиков. Кроме того, помимо официальной страницы епархии в Фейсбук, личной страницы владыки Романа в этой международной социальной сети и личной страницы в ней отца Никандра как секретаря епархиального управления, большинство священнослужителей в самом Якутске имеют современные мессенджеры, с помощью которых они стараются донести до ближайших и отдаленных приходов не только новостную жизнь, но и делятся какими-то радостями. «Я вам скажу, что по количеству пользователей мессенджера Ватсап Якутия занимает первое место, – улыбнулся иеромонах Никандр. – Для людей в дальних уголках это стало прекрасной возможностью узнавать, что происходит за тысячи километров от них. Им очень важно знать, как живет и чем дышит Православная Церковь в нашем северном регионе». Такой вот примечательный разговор состоялся с отцом Никандром об осуществлении высокой просветительской миссии Церкви во время столь поразительных новшеств научно-технического прогресса, которые полвека назад и представить себе было невозможно.


***

Возвращаясь к аспекту, обозначенному вначале (верующих в России стало намного больше, мы стали сильнее, спрос с нас куда больше), назову в этом ключе еще одно мероприятие нынешних Рождественских чтений – совещание ответственных за организацию книгораспространения в епархиях, руководителей издательских отделов епархий и руководителей православных издательств. Оно проходило в тот же день, в том же зале – Патриаршем, только несколькими часами раньше. И на нем речь шла именно об освоении Церковью информационного пространства. Дав высокую оценку религиозной литературе как духовно-просветительской, социально-значимой, доброй и светлой, сопредседатель совещания директор Российской книжной палаты Елена Борисовна Ногина в то же время отметила, что на настоящий момент такой литературы мало, а должно быть гораздо больше! Вот как это выглядит в цифрах: по статистике 2018 года в общеиздательский репертуар, по словам Ногиной, вошло более 116 тысяч наименований книг. Из них только 2200 наименований (те, что за год были зарегистрированы в Российской книжной палате) имеют непосредственное отношение к литературе религиозного содержания. В общей сложности это составляет чуть больше двух процентов. На периодику приходится три процента.

Два с небольшим процента в потоке современной российской литературы и три процента в периодике – действительно, пока немного. Но серьезные шаги Церковью в этом направлении сделаны – мы это видим. И радостно было услышать, как взрыхляют почву на благодатном поле издательской деятельности насельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, о чем рассказала монахиня Макария (Огудина). Радостно было оттого, что какая-то толика монастырских печатных трудов попадает в проценты, названные директором Российской книжной палаты. И в книгоиздательство сестры вносят свою лепту, и в периодику – выпускают уникальную литературу о Дивееве, о батюшке Серафиме (для взрослых и детей) и ежеквартальный монастырский журнал «Дивеевская обитель» на 160 страницах. Также вызвало интерес и другое сообщение монахини: по благословению священноначалия с весны прошлого года Дивеевский монастырь появился в соцсетях. Сестры обители с помощниками ведут группу в Инстаграме и ВКонтакте. «В Инстаграме у нас 75 тысяч участников, – сообщила мать Макария. – ВКонтакте – 24 тысячи».


Наверное, с глубоким осознанием того, что сегодня с нас большой спрос, а значит надо усерднее и ревностнее трудиться на ниве Христовой, учитывая реалии современности, разъехались по домам многие участники Рождественских чтений после их завершения.

Автор: Нина Ставицкая

Материалы по теме

Новости

Публикации

Монашество

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь