
Исследования
Было печальное для нашего монашества время в конце XVIII века: оно едва теплилось в наших обителях. Но Бог послал ему обновителя в лице великого старца Паисия Величковского и целого сонма его учеников; он засветил в своей душе благодатную лампаду на Святой Горе Афонской и принес ее в наши монастыри, и зажег от нее благодатный свет через своих учеников во многих обителях, и теплится этот огонек кое-где еще и до наших дней...
Никогда в русской истории Православная Церковь не оказывала такого влияния на государственные дела, не обладала таким духовным авторитетом среди народа, как в годы патриаршества Никона (1652–1658), никогда в такой мере Русь не являла единство со своей Церковью и так отчетливо не осознавала себя подлинно Святой Русью, образом Горнего Иерусалима.
Роль преподобного Сергия Радонежского в возрождении русского монашества в исследовании Владислава Петрушко.
Святой Сергий – духовный вождь Руси, примирявший русских князей и вдохновлявший их на собирание русских земель под политическим главенством Москвы. Знаменательно, что законное воссоединение Крыма с Россией совершилось в год 700-летнего юбилея преподобного Сергия. Обращаясь к религиозно-нравственному облику преподобного Сергия, мы видим его глубокое смирение, его преклонение пред Богом, его погружённость в молитву и созерцание, его евангельскую любовь к ближним и дальним, его заботу о благоденствии Русской земли. Следование идеалу предполагает отрешённость от вещей материальных и чувственных, отказ от своей автономии, верность принципу самоотречения.
Московский Свято-Данилов монастырь уже много лет ведет активную работу по изучению своей богатой истории, в том числе истории недавней – ХХ века, истории гонений Церкви, закрытия обители и мученической кончины даниловской братии. Важнейшей фигурой этого периода является последний перед закрытием настоятель монастыря архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский; + 1937) – один из самых ярких иерархов в истории Русской Церкви последнего времени. Скрупулезное изучение всех материалов его последнего следственного дела заставляет иначе оценить многие ключевые аспекты достоверности и подлинности «лично подписанных» протоколов обвиняемых того страшного времени. И, наконец, исправить страшную несправедливость 1937 года, когда человека не только уничтожили физически, но и оклеветали его имя.
Доклад доцента Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлёнова) на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 23 сентября 2013 года).
Целью данного доклада является предварительная попытка рассмотреть вопрос о монашестве, вернее о монашеском постриге, с точки зрения того, является ли он таинством и если да, то какова его мистическая природа.
В последнее время в ходе обсуждения важного для Русской Православной Церкви документа — "Положения о монастырях и монашествующих" был поставлен вопрос, имеет ли рясофорный инок монашеское достоинство и каковы канонические последствия рясофорного пострига. Сам по себе вопрос о статусе рясофорных иноков имеет большое значение. Он вплотную касается их канонических прав и обязанностей, в частности права на оставление обители и последующее вступление в брак. Поэтому вопрос о том, принадлежит ли рясофорным инокам монашеское достоинство, поднимается снова и снова на протяжении нескольких последних столетий.