RSS

Исследования

Архиепископ Никон (Рождественский)

Было печальное для нашего монашества время в конце XVIII века: оно едва теплилось в наших обителях. Но Бог послал ему обновителя в лице великого старца Паисия Величковского и целого сонма его учеников; он засветил в своей душе благодатную лампаду на Святой Горе Афонской и принес ее в наши монастыри, и зажег от нее благодатный свет через своих учеников во многих обителях, и теплится этот огонек кое-где еще и до наших дней... 

Иеромонах Диодор (Соловьев)

Никогда в русской истории Православная Церковь не оказывала такого влияния на государственные дела, не обладала таким духовным авторитетом среди народа, как в годы патриаршества Никона (1652–1658), никогда в такой мере Русь не являла единство со своей Церковью и так отчетливо не осознавала себя подлинно Святой Русью, образом Горнего Иерусалима. 

17 июля 2014

Роль преподобного Сергия Радонежского в возрождении русского монашества в исследовании Владислава  Петрушко.

Архимандрит Платон (Игумнов)

Святой Сергий – духовный вождь Руси, примирявший русских князей и вдохновлявший их на собирание русских земель под политическим главенством Москвы. Знаменательно, что законное воссоединение Крыма с Россией совершилось в год 700-летнего юбилея преподобного Сергия. Обращаясь к религиозно-нравственному облику преподобного Сергия, мы видим его глубокое смирение, его преклонение пред Богом, его погружённость в молитву и созерцание, его евангельскую любовь к ближним и дальним, его заботу о благоденствии Русской земли. Следование идеалу предполагает отрешённость от вещей материальных и чувственных, отказ от своей автономии, верность принципу самоотречения.

Татьяна Петрова

Московский Свято-Данилов монастырь уже много лет ведет активную работу по изучению своей богатой истории, в том числе истории недавней – ХХ века, истории гонений Церкви, закрытия обители и мученической кончины даниловской братии. Важнейшей фигурой этого периода является последний перед закрытием настоятель монастыря архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский; + 1937) – один из самых ярких иерархов в истории Русской Церкви последнего времени. Скрупулезное изучение всех материалов его последнего следственного дела заставляет иначе оценить многие ключевые аспекты достоверности и подлинности «лично подписанных» протоколов обвиняемых того страшного времени. И, наконец, исправить страшную несправедливость 1937 года, когда человека не только уничтожили физически, но и оклеветали его имя.

Игумен Дионисий (Шлёнов)

Доклад доцента Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлёнова) на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 23 сентября 2013 года).

Священник Константин Польсков, ПСТГУ

Целью данного доклада является предварительная попытка рассмотреть вопрос о монашестве, вернее о монашеском постриге, с точки зрения того, является ли он таинством и если да, то какова его мистическая природа.

Иеромонах Павел (Дудоров), преподаватель Ставропольской Духовной семинарии
Исторический текст Саровского устава включает в себя дисциплинарный и богослужебный аспекты. Для более полного и наглядного отображения они могут быть показаны в отдельной теме, представляющей собой непосредственные живые рассказы-свидетельства очевидцев-паломников об уставном бытовании монастырской братии. Эти свидетельства датируются временным интервалом, начиная с первой половины XIX в. и оканчивая нач. XX в.
Игумения Домника (Коробейникова)

В последнее время в ходе обсуждения важного для Русской Православной Церкви документа — "Положения о монастырях и монашествующих" был поставлен вопрос, имеет ли рясофорный инок монашеское достоинство и каковы канонические последствия рясофорного пострига. Сам по себе вопрос о статусе рясофорных иноков имеет большое значение. Он вплотную касается их канонических прав и обязанностей, в частности права на оставление обители и последующее вступление в брак. Поэтому вопрос о том, принадлежит ли рясофорным инокам монашеское достоинство, поднимается снова и снова на протяжении нескольких последних столетий.

 
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы