Миссионерское служение – подвиг сегодняшнего монашества

История Николо-Сольбинского женского монастыря, стоящего в глухих переславльских лесах вдали от многолюдных путей и селений, насчитывает пять с половиной столетий, но заново она начала создаваться в 1999 году. Сейчас нет человека, который не сказал бы о чуде, об очевидном явлении здесь воли Божией, силы Господней и благодати. Потому что ничем иным не объяснить, как из не поддающейся описанию мерзости запустения за немногие прошедшие годы могла восстать цветущая обитель, согревающая любовью и участием не только обделенных родителями детей в ставшем уже известным сольбинском приюте для девочек, но и почти исчезающие в забвении окрестные деревни, и всякого человека, приходящего сюда в поисках духовного утешения. Труды и опыт настоятельницы монастыря игумении Еротииды (Гажу) заслуживают огромного уважения. Мы предлагаем познакомиться с мнением Матушки Еротииды о роли монастырей в сегодняшнем мире, о том, к чему призваны современные инокини, о путях возрождения монашеских традиций. В данной публикации использованы материалы интервью, данных настоятельницей в разные годы и помещенных на сайте Николо-Сольбинского монастыря http://solba.ru

Остров спасения и надежды

Я считаю, что как можно больше монастырей должно быть открыто для общения с людьми и миссионерского служения. Меня порадовало, что Святейший Патриарх Кирилл, возглавив Церковь, сразу же озвучил основные критерии работы Церкви в обществе: миссионерство, просвещение, социальное служение. Это вселяет уверенность в том, что мы находимся на правильном пути. Когда возрождение обители только начиналось, я посетила Святейшего Патриарха Алексия, и он мне сказал: «У вас такой большой монастырь и в таком отдаленном, глухом месте; где вы возьмете людей?» А я ему ответила: «Ваше Святейшество, у нас на первом месте не строительство, а духовное просвещение, воспитание детей. И если Господь дал нам восстановиться из небытия, то Господь и людей пошлет»... Мы с Патриархом тогда говорили о том, что минуло то тяжелое время, когда Церковь не имела голоса. Сейчас надо приложить все усилия, чтобы укреплять Церковь и веру в людях. Он благословил создание при нашем монастыре рукодельных мастерских для возрождения монашеских традиций... Мастерские и сегодня существуют. Я считаю, что рукоделие – это живая проповедь. Человек, с молитвой работающий в монастыре Богу на послушание, может многое.

...Мы думаем над тем, как организовать в монастыре свой приход, чтобы он был открыт для людей, располагал их души к молитве,Общий вид Николо-Сольбинского монастыря Таинствам церковным, общению с Богом. Монастырь – это остров спасения и надежды, поэтому мы ездим по деревням, собираем людей, привозим, кормим, одеваем, кому надо – покупаем лекарства. Все делаем в меру своих сил...

Люди, побыв некоторое время в монастыре, поупражнявшись в социальном служении, очень сильно меняются, они как бы излечиваются от эгоизма, которого много и в обществе, и в каждом человеке. Социальное служение связано с молитвой, с искренним жертвенным желанием служить ближнему. Некоторым это помогает перейти к монашеству.

***

Когда я после многолетней уединенной монашеской жизни в монастыре в качестве насельницы оказалась в этом месте, на Сольбе, то окунулась в полноту скорбей человеческих... С чего начать? Кругом беднота, всесторонняя нищета и горе. Люди безрадостные, пьянство, злоба, воровство и т. п. Я спросила Господа: «Что делать?» И пришел ответ от Бога в виде четкого понимания и уверенности: надо помогать людям...

Что за монастырь был в то время! Положение катастрофическое, люди брошены на произвол судьбы, никому не нужны, а они ведь тоже Божии, как и те, что в городах живут. А чуть позднее я поняла и городскую катастрофу, когда технический прогресс и дух времени гонит бедного человека, проглатывает драгоценное время, уносит все дальше и дальше от Церкви, от Бога. Люди томятся, голодают духовно... Вот поэтому у нас в монастыре так много делается для людей, чтобы они смогли душой отдохнуть, преобразиться и вернуться с новыми силами к своим послушаниям... Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Важным показателем состояния духовной жизни обители является отношение ее насельников к паломникам и богомольцам. В наших делах должна с особой отчетливостью и теплотой проявляться христианская любовь, изливающаяся на каждого человека, с которым мы вступаем в контакт».

Общая трапеза. Николо-Сольбинский монастырь...Светский человек, приходя в обитель, надеется прикоснуться к благодати, получить утешение, конечно, поделиться своими трудностями и решить свои проблемы, люди хотят побеседовать, почувствовать, что о них кто-то позаботится, услышит...

...Восемь раз в году, на большие праздники, у нас бывает очень много народу. И все, кто приходит на службу, остаются на трапезу – мы их приглашаем. Это примерно 400 – 500 человек. Бывают у нас концерты и выставки.

...Миссионерская направленность служения монастырей очень востребована. Я считаю, что в этом и заключается подвиг сегодняшнего монашества, потому что без болезнования души о ближних и Родине в людях духовных не может быть любви к ближнему и к Богу.

Воспитание – это благодать Божия

Детский приют, воспитание здоровых духовно, физически и нравственно патриотов страны – самое главное на сегодняшний день направление в жизни нашего монастыря... Вся наша жизнь в монастыре происходит на глазах у детей. Личный пример дает прекрасные результаты – у детей очень заметен духовно-нравственный подъем, они раскрываются как личности. Мы поняли, что воспитание – это благодать Божия. Но кроме духовно-нравственного воспитания необходимо образование...

...Я считаю, что у нас православная школа. Почему православная? Ведь в ней преподаются те же самые предметы по тем же самым образовательным стандартам, что и в других школах, ученики сдают экзамены. Все дело в преподавателях... Преподают в школе Послушание с детьмивысококвалифицированные педагоги, есть отличники народного просвещения. Среди преподавателей светские люди и сестры монастыря. Важная составляющая – это воспитание детей в духе православной веры и их любовь к сестрам воспитателям, которые несут это послушание жертвенно, по любви к Богу... Два часа в день они делают с детьми уроки и еще час – послушание, когда девочки имеют возможность индивидуально пообщаться с сестрами. Это необходимо каждому ребенку. Девочка приходит к сестре на кухню или в канцелярию и не просто общается, но и помогает. И главное здесь не эта помощь, не физическая, а именно педагогическая и психологическая работа с ребенком. Мы в это время бросаем все свои дела ради того, чтобы заниматься социализацией детей...

Послушания с детьми или по социальной работе помогают современным послушникам и иночествующим готовиться к настоящему монашеству. Современный человек, поступивший в монастырь, не готов к монашеской жизни, ему нужно созреть, нужна среда, нужна деятельность соответствующая, а здесь двойное благо: ближним помогать и себя от эгоизма и немощей освобождать.

Зачем терять профессию?

Современное монашество помимо молитвы должно заниматься просвещением – это мое убеждение и мнение Церкви, Святейшего Патриарха.

...Мы могли бы оказывать духовную поддержку колледжам, приглашать учащихся в монастырь. Когда молодые люди попадают к нам, у них происходят какие‑то изменения в душе, на них нисходит благодать Господня... Они углубляются в себя, начинают искать ответы на волнующие их вопросы.

Мы планируем организовать просветительский центр, где будет не только средняя школа, но и профессиональный колледж. Хотелось бы, чтобы и вуз был. Молодежь, что будет здесь воспитана и получит образование, очень нужна миру. Это то семя, которое, попав на благодатную почву, даст всходы.

...Научно-просветительский град «Сольба» – проект перспективного развития. Он подразумевает под собой нынешний уже действующий на базе монастыря проект, только в расширенном виде. Град «Сольба» будет располагаться на отдельной территории, прилегающей к монастырю. К тому времени монастырь на своей территории будет выполнять свои чисто монашеские функции, а социальная деятельность монастыря обретет свою территорию, если Господь даст.

... Я бы хотела, чтобы сестры монастыря состоялись и как миссионеры, и как преподаватели. Дело в том, что многие колеблются, не решаясь поступить в монастырь, поскольку боятся потерять профессию. А зачем ее терять? Монастырь дает возможность профессиональной реализации.

Условия для жизни в монастырях – не роскошь, а необходимость

Компьютерный класс. Николо-Сольбинский монастырьБез цивилизации ничего не сделаешь. Нищета влияет на нравственность, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). Современный человек не может жить без удобств самых элементарных. Даже монах, подвижник. Что, ему не нужны тепло, свет, витамины? Сейчас народ слабый, больной. Условия для жизни должны быть в монастырях. Это не роскошь, а необходимость. Теперь без интернета – никуда. Разве плохо использовать современные технологии в целях просвещения и оказания помощи монастырям, Церкви, ближним?

Относительно расположения нашего монастыря, скажу, что в настоящее время найти такое место, в глуши – это большая редкость, это достопримечательность Церкви. Раньше ведь все монастыри основывались в глухих и отдаленных местах, подвижники уходили в пустыни, леса, подальше от соблазнов мира, отвергались своей воли и разума. Сейчас вокруг святых мест стоят города и селения. Для проведения монашеской жизни наш монастырь – очень удобное место. Сложно экономически содержать, строить, так как на доставку материалов, людей и специалистов требуются большие средства. Также очень дорого и крайне сложно проводить коммуникации... Все эти работы, к сожалению, отнимают очень много здоровья, сил и времени, а без решения этих задач – никуда.

Социальное служение – путь к монашескому подвигу

В наше время, такое равнодушное, люди разделяются внутри себя. Семья делится, общество делится на группы, государство дробится на партии, потому что живет не по любви, а в самости и гордости, потому что нет сочувствия, нет любви к ближнему, а любовь к ближнему – это умение жертвовать собой ради его блага... Я считаю – это как бы переход к более углубленному монашеству. Сегодняшнее монашество состоит из тех людей, которых дает мир, и они не такие крепкие, как раньше... Нам самим, чтобы как-то окрепнуть и вернуться в самую глубину осознания монашеского подвига и целостно молиться, нужен тоже какой-то переход, а этим переходом и должно быть социальное служение и неравнодушие к ближнему. Нельзя закрываться в стенах монастыря, когда знаешь, что в деревне горе. Мне кажется, то, что сейчас происходит, – это своевременный отклик монастырей на горе народа.

...Нашим монастырям сейчас достаточно у себя на территории монастыря проявить любовь, когда народ появляется в храме Божием...Социальное служение. Николо-Сольбинский монастырь Когда люди приходят в храм и видят пример жертвенного служения Богу, то они загораются светом веры и приходят к Нему. Необязательно бросать монастырь и бегать проповедовать по рынкам. Работы очень много на месте, и достаточно жертвенного служения здесь, чтобы оправдать свое монашеское звание.

...Слова преподобного Серафима Саровского: «Спасайтесь сами и вокруг вас спасутся тысячи». Таким образом, если монастырь будет выполнять свое предназначение, то будет и польза миру. Хочешь не хочешь, всегда будут приходить люди и общаться, и в любом случае они унесут с собой частицу благодати. Насколько монастырь будет способен стяжать эту благодать, настолько он потом сможет ее отдавать миру.

***

С благоговением и страхом осознаю, что являюсь орудием Промысла Божия во всем, что происходит в нашем монастыре. Я всего лишь выполняю Богом данное послушание. И если Господь возлагает на меня это послушание и мне приходится решать задачи, в земной жизни неразрешимые, то решение приходит от Того, Кто мне это послушание дал.

Краткая справка

Игумения Еротиида (Гажу) родилась в Кишиневе. В 1988 году стала послушницей только открывшегося – первого, после гонений – Толгского монастыря. Пострижена в иночество в 1989 году, в монашество – в 1994 г. В 1999 г. назначена настоятельницей Николо-Сольбинского женского монастыря. Матушка Еротиида происходит из удивительной семьи, где монашеский постриг приняли и отец (на склоне лет успевший послужить Господу в священном сане), и мать, и четыре ее сестры с братом. Награждена орденом святой равноапостольной княгини Ольги III степени, грамотой Губернатора Ярославской области за укрепление духовных традиций и нравственных основ и большую просветительскую деятельность, благодарственным письмом от Департамента образования Ярославской области.