«Многие монахи говорят, что эконому некогда молиться и что не может он сохранять душевный мир, потому что целый день приходится ему быть с народом. Но я скажу, что если он будет любить людей и помышлять о своих рабочих: «Любит Господь создание Свое», - то Господь даст ему непрестанную молитву, ибо Господу все возможно», - говорил архимандрит Софроний (Сахаров). Вдохновляющим примером может служить преподобный Силуан Афонский, который, будучи экономом Пантелеимонова монастыря, где в то время проживало несколько тысяч человек, все равно оставался глубоким молитвенником. Исполняя свое непростое послушание, старец Силуан находил возможность не только уделять время Богу, но и никогда от Него не отдаляться, несмотря на всю, казалось бы, внешнюю суету. А суеты в послушании эконома действительно много...
Только представьте: в зоне ответственности эконома Спасо-Преображенского Валаамского монастыря вся хозяйственная и строительная часть: храмы, часовни, братские корпуса и многочисленные подсобные помещения. Он также отвечает за бесперебойную работу столярных мастерских, гаражей, конюшни и т.д. При решении ряда деловых вопросов взаимодействует с теми или иными государственными ведомствами и службами. Словом, отец-эконом внимательно следит, чтобы все процессы в монастыре были отлажены. Разумеется, все свои рабочие планы он предварительно согласовывает с игуменом Валаамской обители, получая благословение.
Отметим, что помимо иноков, занимающихся монастырскими хозяйственными трудами, в распоряжении эконома также находятся мирские наемные работники, трудники и волонтеры, между которыми он распределяет задания. Заведующий мастерскими, шоферы, электрики, каменщики, маляры, столяры, а также все монахи, которые задействованы в сфере хозяйства, – все они также находятся в подчинении отца-эконома. И он обязан контролировать качество работы каждого (!) из них.
Что помогает эконому приносить максимальную пользу монастырю? Конечно, высшее техническое, строительное или инженерное образование, высокий уровень эрудиции (в частности, не лишними будут знания в сфере законодательства), хорошие коммуникативные и организаторские навыки. Терпение, трудолюбие и умение вникать в мириады рабочих вопросов также являются существенным подспорьем. Неизбежно сталкиваясь с нарушением дисциплины и небрежным отношением к работе, эконому нужно уметь корректировать и направлять рабочий процесс, а при необходимости поощрить или наказать провинившихся сотрудников. Кроме того, отец-эконом должен владеть особым искусством – разумно и экономично распределять хозяйственные материалы и уметь минимизировать расходы, оберегая монастырскую казну от ненужных затрат. Нынешний эконом переносит эту бережливость и на себя лично. Его нестяжательство и невнимание к себе давно стали притчей во языцех. Братия и сам игумен монастыря нередко дарят ему какие-то вещи, когда видят, что эконом носит уже совсем ветошь.