«Начнем во смирении с терпения скорбей…»

Преподобноисповедник Агапит (Таубе)

18 июля Русская Православная Церковь празднует память преподобноисповедника Агапита (Таубе)

В одной из своих бесед преподобный Варсонофий Оптинский сказал: «Наша святая обитель привлекает к себе многих богомольцев, и часто слышится такое мнение, что, побывав раз в Оптиной, стремятся туда всей душой… Вся земля здесь как бы полита кровью и пóтом святых старцев и молитвами их низводит благодать на души верующих. Нигде в другом месте этого нет».

Найдется ли среди посетивших хоть раз Оптину пустынь душа человеческая, которой не коснулась бы искорка этого благодатного огня и не согрела ее, не затеплила в ней любовь и веру? Только сам человек может погасить эту искру, но стремящаяся к Богу душа не погаснет и будет передавать тепло от человека к человеку, из поколения в поколение.

18 июля 1936 года скончался один из оптинских исповедников веры, прославленный в сонме мучеников и исповедников Церкви Русской монах Агапит (Таубе), которого неисповедимыми путями Господь привел в Оптину пустынь в годы, когда уже наступали жестокие гонения.

Михаил Таубе, будущий преподобноисповедник Агапит, родился 4 ноября 1894 года в Гатчине.

Немало способствовала становлению личности Михаила семья и особенно его отец Михаил Фердинандович, барон фон Таубе, происходивший из обрусевшей ветви старинного шведско-немецкого рода, – человек разносторонних дарований: профессор математики, философ, публицист и поэт. Он был женат на дочери генерала от артиллерии Анне Александровне Барановой, в браке родились пятеро детей – старшие братья Михаила Александр и Иван, его брат-близнец Сергей и сестра Мария. Михаил Фердинандович был человеком глубоко религиозным, по политическим убеждениям – монархистом, членом Главного совета Союза русского народа и Совета Русского собрания; по религиозно-общественным взглядам – славянофилом, написавшим на эту тему целый ряд работ: «Основные положения славянофильства как научно-философского богословского учения», «Ложь Запада и творчество Востока по славянофильскому учению» «Познаниеведение соборного восточного просвещения по любомудрию славянофильства» и др. В его доме регулярно проходили заседания монархического религиозно-философского кружка, который со временем стали посещать и его дети. Он деятельно участвовал в церковной жизни, в 1918 году был избран в члены Петроградского епархиального миссионерского совета. Был известен также как один из создателей Ломоносовского общества русского языка и председатель Санкт-Петербургского общества трезвости. Скончался в Петербурге в 1924 году.

В 1912 году Михаил Таубе-младший окончил с золотой медалью столичную гимназию Карла Мая и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где много лет преподавал двоюродный брат Михаила Фердинандовича, видный юрист, дипломат и государственный деятель Михаил Александрович Таубе. Через три года, из-за начавшейся войны, университет пришлось покинуть. Весной 1915 года Михаил поступил на ускоренные артиллерийские курсы, по окончании которых в феврале 1916 года был произведен в офицеры и отправлен на фронт. Летом 1917-го он был тяжело ранен и лечился в госпитале в Петрограде, после чего ненадолго смог продолжить учебу в университете.

14 февраля 1919 года Михаила призвали в Красную армию, где он служил в Комиссариате снабжения и распределения Союза коммун Северной области, а затем адъютантом при штабе армии и делопроизводителем.

15 сентября 1921 года он подал прошение о приеме вольнослушателем в Петроградский Богословский институт и проучился там до закрытия этого учебного заведения в мае 1923 года.

15 августа 1922 года Михаил был демобилизован и по приглашению Лидии Васильевны Защук, бывшей в то время заведующей музеем «Оптина Пустынь», расположившимся в закрытой уже на то время Козельской Введенской Оптиной пустыни, начал работать сотрудником музея – хранителем монастырской библиотеки.

Тогда же он стал духовным сыном старца Нектария Оптинского. А затем – чадом и постриженником старца Никона (Беляева). В мантию был пострижен с именем Агапит.

Следуя своим внутренним устремлениям, монах Агапит знакомился со святоотеческой литературой и богатейшими по своему духовному содержанию рукописями, собранными в монастырской библиотеке. В его служебные обязанности входило составление каталога оптинского книжного собрания, а также проведение экскурсий для посетителей музея. Экскурсии он вел с таким вдохновением, что задевал сердца даже отрицающих Бога людей.

«Я пробыл с ним 2 часа <…>, – писал посетивший музей Оптиной пустыни секретарь Наркомпроса Ушаков, – и его рассказы о значении той или иной древней книги или картины, или вещи таковы, что при выходе из музея поневоле приходится сказать: “Как много религия сделала для культуры и как жаль, что она теперь находится в загоне”». Из этой «поневоле» пришедшей мысли большевистский чиновник мог вывести только следующее заключение: «Человек, находящийся в настоящее время в близкой дружбе с монахами и не пропускающий ни одной церковной службы, может ли являться ученым сотрудником музея? <…> Мне кажется выгоднее и полезнее иметь сотрудником неученого спеца, чем такого “слишком ученого”».

В музее отец Агапит прослужил до февраля 1925 года. После увольнения он жил то в Петрограде, то возле Оптиной, зарабатывая на жизнь преподаванием иностранных языков.

Он не скрывал своей веры и, проходя мимо храма или часовни, благоговейно крестился. В обращении с людьми всегда был ровен и вежлив, никогда не раздражался и ни на что не жаловался, избегая говорить о себе. Характерно, что если до своего ареста монах Агапит одевался как мирянин, то в заключение он пошел в монашеских одеждах.

Пока была такая возможность, отец Агапит находился со старцем Никоном в духовном общении и переписке. Так, в последнем перед своим арестом письме от 14 июля 1927 года, которое так и не было получено, иеромонах Никон написал:

«Честнейший о Господе отец Агапит! Божие благословение да пребывает над Вами во веки.

Сердечно сочувствую Вам в скорбях Ваших и молюсь о Вас, как о сыне моем духовном. Меня спрашивал отец Лаврентий, и я ему, помнится, ответил, что советую Вам приезжать к нам… О рукоположении должен сообщить следующее: архиепископ Феофан (Туляков) вообще большой буквалист и стоит на букве закона, и едва ли будет посвящать клирика не из его епархии. Неизвестно нам и то, что имеет ли он вообще возможность рукополагать… На всякий случай хорошо бы послать письмо вашему Е.И. с просьбой дать свое согласие на посвящение у кого-либо из православных архиереев. Если это будет даже простое письмо, мне думается, оно будет иметь силу…

Да сотворит с нами Господь по воле Своей святой и да управит жизнь нашу во спасение.

Прошу святых молитв и желаю Вам мира и радования о Господе и всякого благополучия…»

16 июня 1927 года был арестован монах Агапит, а 11 июля старец Никон.

1 июля отцу Агапиту было предъявлено обвинение в том, что он «имеет обширные связи с центральными городами Союза ССР и, являясь сотрудником Оптинского музея, <...> связывается с контрреволюционной группировкой означенного музея <...> и совместно ведет контрреволюционную агитацию и религиозную пропаганду среди широких слоев крестьянского населения <...>. Имея тесную связь с Никоном Беляевым, Таубе как лицо, связанное со всем научным миром, в целях <...> контрреволюционной деятельности предоставляет и использует все <...> возможности...»

19 декабря 1927 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило монаха Агапита к трем годам заключения на Соловецких островах, и он был отправлен в пересыльный лагерь, располагавшийся в городе Кеми, где встретился с преподобным Никоном. Первое время они жили вместе, но затем монах Агапит попал на одну из лагерных командировок на побережье Белого моря.

По окончании срока заключения монах Агапит был приговорен к трем годам ссылки и отправлен в Архангельск. Во время этапирования он снова смог встретиться со старцем Никоном. Однако вскоре после прибытия в Архангельск старца Никона перевели в Пинегу, а отца Агапита – в село Заостровье рядом с Архангельском.

Многое о жизни отца Агапита в ссылке, о его встречах с преподобным Никоном стало известно благодаря воспоминаниям духовной дочери преподобного старца монахини Амвросии (Оберучевой), которая посетила ссыльного монаха в Заостровье, привезла ему посылку с продуктами и сапоги, необходимые для работ в лесу.

В архангельской ссылке отец Агапит познакомился с архиепископом Архангельским Антонием (Быстровым) и другими ссыльными епископами и священниками, в частности, проживавшим по соседству епископом Гомельским Тихоном (Шараповым; впоследствии – архиепископ Алма-Атинский, расстрелян 10 ноября 1937 года). 23 января 1931 года архиепископ Антоний был арестован, и вместе с ним двадцать один человек, среди которых оказался и монах Агапит. Впоследствии отцу Агапиту было предъявлено обвинение в том, что он «являлся ближайшим сторонником епископа Тихона, участвовал в помощи ссыльному духовенству, которую организовал архиепископ Антоний, и выдавал себя среди крестьян за мученика и невинного страдальца за веру Христову».

2 декабря 1931 года монах Агапит был приговорен к очередным трем годам заключения в концлагерь и отправлен в Мариинские лагеря в Кемеровской области. Вернувшись из заключения, он поселился в Орле, где в то время жили многие ссыльные и отбывшие заключение в лагерях. Иногда он приезжал в Москву, где встречался с прежними знакомыми по Оптиной.

В начале 1936 года отец Агапит тяжело заболел, у него образовалась опухоль на языке, которая и после сделанной операции продолжала прогрессировать. Боли были очень сильные, но он ни на минуту не терял ни духовной бодрости, ни благостного расположения, и из последних сил посещал храм. Изначально ища в вере не утешения, а духовного подвига, безропотно, с внутренней радостью принимая скорби и страдания, он ради Христа прошел свой земной путь. Оставшись в конце жизни один, ни на минуту не оставлял своей поддержкой каждого человека, встречающегося на жизненном пути, делясь с ними огоньком веры, который зажегся и все более и более разгорался в его душе, согревая теплотой любви страждущие души.

Своей жизнью преподобноисповедник Агапит (Таубе) исполнил слова преподобного Никона Оптинского: «Оставив несбыточные мечты о непосильных подвигах и возвышенных образах жития, начнем во смирении с терпения скорбей. Когда уготовятся души наши, аще будет воля Божия на то, дано будет нам и высшее».

Монах Агапит скончался 18 июля 1936 года и был похоронен на одном из городских кладбищ Орла. Могила его была впоследствии утеряна, но память о нем хранится в сердцах верующих. Имя Агапита Оптинского включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2007 года.

Подготовила Анна Фейгина

Материалы по теме

Публикации

Протоиерей Михаил Дудко
К 90-летию со дня кончины преподобноисповедника Никона Оптинского
К дню памяти митрополита Киевского и Галицкого Филарета
Протоиерей Михаил Дудко
К 90-летию со дня кончины преподобноисповедника Никона Оптинского
К дню памяти митрополита Киевского и Галицкого Филарета
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь