Пример Новомучеников свидетельствует о подлиности христианства

Монахиня Иустина (Трофимова)

Настоятельница Курского Свято-Троицкого женского монастыря игумения Сусанна (Барыкина) и насельница обители монахиня Иустина (Трофимова) входят в состав Историко-архивной комиссии по изучению материалов о репрессированных священно-(церковно-)служителях Курской епархии, созданной по благословению митрополита Курского и Рыльского Германа в 2008 году. Одна из задач Комиссии, а также одна из миссий монастыря – распространение почитания Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Благодаря усердной работе в этом направлении священников, монашествующих и мирян многие куряне смогли принять и осмыслить величие подвига новых святых, в числе которых были пострадавшие за Христа курские архипастыри – священномученики Дамиан (Воскресенский), Онуфрий (Гагалюк), Иоасаф (Жевахов).Об этом мы говорили с архивариусом Свято-Троицкого монастыря, секретарем Историко-архивной комиссии Курской епархии монахиней Иустиной (Трофимовой).

– Мать Иустина, нам рассказывали, что в Курске есть «второе Бутово» – расстрельный полигон, где в 1937–1938 годах было уничтожено около двух тысяч людей, ставших невинными жертвами политических репрессий. Были ли среди них священнослужители?

– Были среди убиенных и священнослужители, а также мы предполагаем, что в лесном урочище Солянка покоятся мощи священномученика Иоасафа (Жевахова), канонизированного Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2002 году. 5 декабря 2014 года, в день памяти нового святого, там, на месте массового расстрела, впервые соборно был совершен молебен священномученику Иоасафу и лития по убиенным в годы репрессий. Поскольку добираться туда своим ходом непросто, наш монастырь, находящийся в самом центре города, организовал выезд для всех желающих принять участие в соборной молитве. Как и 8 февраля нынешнего года, в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, когда на мемориальном полигоне были совершены панихида по убиенным и молебен священномученику Иоасафу и всем Новомученикам и исповедникам Церкви Русской.

mv-02Священномученик Иоасаф (Жевахов) – личность яркая, мужественная, уникальная, и мы с благоговением и интересом занимались сбором материалов для составления более полного его жизнеописания, изучая архивные документы следственного дела. Владимир (мирское имя священномученика) происходил из древнего грузинского княжеского рода. Его брат-близнец Николай, заместитель обер-прокурора Святейшего Синода, собрал и опубликовал многотомные публикации по биографии святителя Иоасафа Белгородского, с которым предки князей Жеваховых находились в родстве. Эти материалы и стали прологом к канонизации святителя... Сам Владимир Давидович Жевахов был пострижен в монашество с именем Иоасаф. До этого он служил мировым судьей, позже – старшим советником Киевского губернского правления. Он много сил и времени уделял организации раскопок древних монашеских пещер в предместье Киева Зверинец, где впоследствии был основан Зверинецкий скит, а над новооткрытыми пещерами возвысилась церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и в ней был освящен придел во имя Святителя Иоасафа Белгородского. Владимир Жевахов стал старостой храма и попечителем скита.

Арестовали его «за княжеское происхождение» в 1924 году. После освобождения князь Жевахов обратился к Святейшему Патриарху Тихону с просьбой благословить его на принятие монашества, написав Первосвятителю: «После пережитой в текущем году…Голгофы, выразившейся в полугодовалом тюремном заключении, я почувствовал всю необходимость Воскресения к новой жизни и бесповоротно решил, совершенно уйдя из мира, остаток дней своих посвятить Богу». Он был пострижен в монашество, приняв имя глубоко чтимого им святителя Иоасафа, и рукоположен во иеромонаха в Зверинецком скиту. А хиротонисал его в 1926 году во епископа Дмитриевского, викария Курской епархии, митрополит Сергий (Старгородский). Из одиннадцати лет епископства священномученик Иоасаф (Жевахов) пробыл на свободе всего лишь около двух лет и ни разу за это время ни на шаг не уклонился в возникавшие тогда расколы. До последнего мгновения своей земной жизни он оставался преданным Православной Матери-Церкви. Его расстреляли на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 1937 года, вменив в вину архипастырю и еще двум другим епископам, что они возглавляли контрреволюционные организации, которые подготавливали крушение правительственных поездов, шедших через Курскую и Орловскую область на юг. Якобы в алтаре они устраивали политические заговоры. Сейчас читаешь материалы того уголовного дела и думаешь: какой абсурд! Но сколько абсурдных обвинений оборвало жизнь миллионов людей в те кровавые годы!

mv-11В книге журналиста Александра Ошерова «Над пропастью во лжи. Из досье курской "Лубянки" (Курск. 1998)» есть страшные картины той общенациональной трагедии, разворачивавшейся и на Курской земле. Обреченных ночью везли в лес в битком набитой грузовой машине, потом их выталкивали и со связанными руками подводили к краю огромной ямы и расстреливали. Беспомощные жертвы, жизнь которых через миг уже оборвалась, и те, в ком она еще еле-еле теплилась, падали друг на друга в «бездну». Оттуда слышались стоны умирающих. А в это время расстрельная команда уже гнала к краю братской могилы других. Есть в этой книге ключевые слова, побуждающие к действию: «Горькая память. Но беспамятство горше».

– Чтобы не быть Иванами, родства не помнящими, чтобы вера в нашем народе, прошедшем через горнило страданий, крепла, наверное, надо говорить правду о той эпохе, ее безвинных жертвах, о подвиге Новомучеников и с детьми, чьи души особенно восприимчивы к познанию нашей истории – как ее славных, так и трагических страниц...

– Мы и говорим. Например, совместно с преподавателем истории средней общеобразовательной школы № 46 города Курска Татьяной Георгиевной Быковой мы разработали слайд-урок, посвященный священномученику Онуфрию (Гагалюку), архиепископу Курскому. Презентация урока вначале прошла в 6-м классе, затем – у старшеклассников. После мы поинтересовались у шестиклашек: «Вам такой урок нужен?» – «Нужен!» – сказали те. «Для чего?» – продолжили мы расспрос. И услышали в ответ совершенно искренне: «Для внутреннего стержня!»

– А старшеклассники? Им этот урок был интересен?

mv-03– Представьте себе, что старшеклассники потом нас целый час не отпускали, все расспрашивали о жизни владыки Онуфрия, о монашестве, о молитве, о Причастии. Сильное впечатление на ребят-подростков произвела прозорливость архипастыря, проявившаяся еще в раннем детстве. Браконьеры ранили лесника, отца будущего святого, затем подожгли и его дом. Дом сгорел полностью. И пятилетний мальчик, стараясь утешить плачущую маму, вдруг произнес: «Мама! Ты не плачь: когда я буду епископом, то возьму тебя к себе!» Она испугалась, переспросила: «Что ты сказал? Кто такой епископ? Где ты слышал такое слово?» (Мальчик жил в лесу и общался только со своими братьями и сестрами). Но слова оказались пророческими: спустя годы, он стал архиереем, а его мама, происходившая из бедной семьи поляков-католиков, приняла Православие, затем – монашество. Теперь каждый год в день памяти священномученика Онуфрия митрополит Курский и Рыльский Герман совершает панихиду на месте упокоения матери святого – монахини Наталии (Гагалюк), похороненной на Никитском кладбище города Курска. После панихиды владыка Герман говорит проповедь.

mv-07Насколько важно для всех нас глубокое соприкосновение с подвигом Новомучеников, с живым опытом Церкви, я поняла и во время работы над документальным фильмом «Соловецкая Голгофа», съемки которого по благословению митрополита Германа были осуществлены летом 2014 года. Местное телевидение предоставило журналиста, автора сценария картины, Екатерину Худякову и телеоператора Геннадия Воробьева, в съемках также принял участие оператор Андрей Вармунд. Свято-Троицкий монастырь помог осуществить эту большую экспедицию в Карелию и Архангельскую область. Поездка состояла из двух этапов: Сандармох – Соловки и Сандармох – Валаам. Сотрудники Историко-архивной комиссии и съемочная группа Курской телерадиокомпании «Сейм» прошли по крестному пути священномучеников Дамиана (Воскресенского) и Иоасафа (Жевахова). Телеоператоры не были людьми церковными, но, пройдя путь мучений святых архипастырей, преобразились, произошло очищение душ.

– Я слышала, что делегация Курской епархии, участвуя в недавних Международных Рождественских образовательных чтениях, демонстрировала этот документальный фильм на заседании секции «Осмысление подвига Новомучеников и исповедников Церкви Русской», и было много положительных отзывов. Люди предлагали, чтобы такие фильмы получили распространение.

– В Курске этот фильм, а также документальную киноленту «Памяти священномученика Онуфрия посвящается», снятую также совместно с ТРК «Сейм» в 2013 году в Харькове и посвященную Харьковскому периоду служения архиепископа Онуфрия (Гагалюка), мы представляли для просмотра и обсуждения в общеобразовательных школах, среднетехнических и высших учебных заведениях, в библиотеках и в Православной Духовной семинарии. Беседы со школьниками, семинаристами, со студенческой молодежью и демонстрация картины в классе, аудитории, конференц-зале – это одно из направлений работы Историко-архивной комиссии, равно как и постоянная работа в архивах, формирование единой базы данных о репрессированных священно-(церковно-) служителях и мирянах Курской епархии, составление Синодика и многое другое. Названные фильмы размещены на официальном сайте Курской епархии. Их могут посмотреть все, кому важен, понятен и дорог опыт наших родных Новомучеников и исповедников Церкви Русской, ибо они, как сказал игумен Дамаскин (Орловский), спасали и спасают наш народ от духовной гибели.

– Мать Иустина, судя по всему, поездки в Карелию и Архангельскую область были чрезвычайно напряженными. Необходимость в дороге решать множество организационных вопросов, постоянный сбор материала для жизнеописания современных подвижников, прошедших через все ужасы Соловецкой тюрьмы, и, вероятно, сильная физическая усталость у всей съемочной группы от постоянных переездов – не помешало ли это почувствовать, осознать святость того страшного места, которое обильно полито кровью людей, живших, как велела им христианская совесть, и умерших за это?

– Ничто не могло помешать сердцу и душе откликнуться на увиденное и услышанное Мы становились соучастниками живой воплощенной истории того страшного времени, мы сопереживали Новомученикам, которые прошли через все ужасы Соловецкой тюрьмы, но сохранили человеческое достоинство, веру и верность Богу. И, конечно, нам примером были люди, с кем приходилось встречаться во время съемок. Это удивительно цельные, крепкие духом, жертвенные и скромные, я бы сказала «настоящие». Хотелось бы назвать настоятеля Медвежьегорского храма во имя Илии Пророка протоиерея Георгия Соболева и директора Медвежьегорского городского музея Сергея Ивановича Колтырина.

mv-7Особое волнение вызвало у нас то место, где могут покоиться мощи священномученика Дамиана (Воскресенского). 9 октября 1937 года архиепископ Дамиан был приговорен особой тройкой при УНКВД СССР по Ленинградской области к высшей мере наказания – расстрелу. Архипастыря доставили из СТОНа в поселок Медвежья Гора в составе большой группы заключенных так называемого I-го Соловецкого этапа, состоящего из 1111 человек, и расстреляли в лесном урочище Сандармох (ныне Медвежьегорского района Республики Карелия). В фильме «Соловецкая Голгофа» можно увидеть расстрельный список 1937 года, в котором числится и архиепископ Курский и Обоянский Дамиан. На пожелтевшем от времени документе – запекшаяся капля крови. Предположительно, этот кровавый след невольно оставил кто-то из палачей. Сандармох – это 10 га глухого карельского леса. Именно здесь в 1937 и 1938 годах с особой жестокостью расправлялись с людьми, попавшими в адскую машину уничтожения. В Сандармох было расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей и 11 религиозных конфессий. Это спецпереселенцы и заключенные, которые строили Беломорско-Балтийский канал, а также узники Соловецких лагерей. Всего на этой территории было обнаружено 236 расстрельных ям. В 1997 году благодаря поисковым экспедициям удалось установить одно из самых больших на Северо-Западе России мест захоронения жертв массового расстрела. С тех пор каждый год 5 августа здесь проходят траурный митинг, крестный ход и панихида по погибшим. В карельском лесу вместе с Владыкой расстреляли еще 2 епископов, 5 священников, 13 мирян из священнических семей. В 2014 году накануне памятных мероприятий мы установили здесь памятный крест и табличку с надписью: «Здесь, в урочище Сандармох, 3.11.1937 г. был расстрелян узник Соловецкой тюрьмы священномученик Дамиан (Воскресенский, г.р. 1873), архиепископ Курский. В 2000 г. канонизирован Русской Православной Церковью». Теперь на расстрельном полигоне совершаются не только заупокойные богослужения, но и молебны священномученику Дамиану и всем Новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Историко-архивная комиссия передала Медвежьегорскому храму во имя Святого Илии Пророка икону священномученика Дамиана. С 2014 года день 3 ноября – память священномученика – торжественно отмечается православными г. Медвежьегорска. Таким образом, экспедиции Курской епархиальной комиссии способствовали восстановлению памяти и почитания священномученика Дамиана на месте его трагической кончины.

А в Курске с 1998 года традиционно проходят церковно-исторические Дамиановские чтения, посвященные памяти священномученика Дамиана. Основная их направленность – духовно-нравственное образование молодого поколения. Чтения приобрели статус всероссийской научно-практической конференции, и для участия в них приезжают историки, философы, филологи, юристы, журналисты, педагоги из Москвы, Волгограда, Воронежа, Николаева, Харькова и других городов. Свято-Троицкий женский монастырь также является постоянным участником этого форума.

mv-09– Высокий уровень Дамиановских чтений отмечал секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский). Как и работу самой Историко-архивной комиссии Курской епархии, назвав ее очень созидательной. Главная заслуга Комиссии, по словам отца Дамаскина, в том, что при своих небольших силах, но в тесном сотрудничестве с архивными организациями, благочиниями, Синодальной комиссией по канонизации святых она сумела широко развернуть просветительскую работу в этом направлении, подойдя к изучению найденных материалов научно. В процессе работы над документальной картиной съемочная группа встретилась и с иуменом Дамаскиным, и с Председателем Синодальной комиссии по канонизации святых епископом Троицким Панкратием, игуменом Валаамского монастыря, тоже высказавшим свою точку зрения.

– Для нас эти встречи были значимы, они определили направление нашей дальнейшей деятельности. Мы давно сотрудничаем с игуменом Дамаскиным (Орловским) по вопросам сохранения памяти и почитания Новомучеников. Мы знаем, что эта тема для Церкви сегодня очень важна. Сколько новых святых было прославлено в нынешнем веке, а знаем ли мы о них, обращаемся ли к ним молитвенно? Этот вопрос поднимался на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в феврале 2015 года. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем докладе отметил, что, к сожалению, подвиг Новомучеников «пока еще недостаточно известен большинству наших соотечественников» и указал на необходимость предпринимать усилия «для увековечения в людских умах и сердцах памяти об их жертве, которая воспламеняла бы в наших современниках любовь ко Христу». Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий в нашем фильме «Соловецкая Голгофа» говорит, что пример Новомучеников свидетельствует о подлинности христианства. Что самое главное – верность, самопожертвование, готовность идти на Голгофу. «Новомученики и исповедники Церкви Русской исполнили слово Христа: "Оставь все и иди за Мной". И нам нужно учиться такому последованию Христу», – заключает владыка Панкратий.

В Курске благодаря архивным документам нами был обнаружен старинный дом на улице Челюскинцев, д.10, в котором жили сначала владыка Дамиан (Воскресенский), а затем владыка Онуфрий (Гагалюк). Архиереи-мученики ежедневно принимали у себя священнослужителей и прихожан сохранившихся храмов, оказывали материальную помощь ссыльному духовенству. Они несли свой архипастырский подвиг под жесточайшим давлением со стороны сотрудников НКВД. 16 февраля 2014 года состоялось торжественное открытие и освящение памятной доски на этом доме. Возглавил торжество митрополит Курский и Рыльский Герман. В своем слове архипастырь отметил, что этот дом стал последним пристанищем для священномучеников Дамиана и Онуфрия, откуда они отправились на Голгофу и приняли мученическую смерть.

mv-10В 2014 году 18 сентября по благословению митрополита Германа в Курске состоялось еще одно торжественное открытие памятной доски на доме № 31 по улице Золотой. Там жил священномученик Иоасаф (Жевахов). Чудом уцелело здание, предназначенное на снос еще десять лет назад, видимо, для того, чтобы в наше время мы могли сохранить здесь «Дом священномученика Иоасафа (Жевахова)», в котором бы разместились экспонаты, посвященные периоду богоборчества на Курской земле. Во время интервью для документального фильма «Соловецкая Голгофа» епископ Панкратий поддержал просветительскую деятельность историко-архивной комиссии Курской епархии и дал положительную оценку по сохранению в г. Курске «Дома священномученика Иоасафа (Жевахова).

***

Еще один кадр из документального фильма «Соловецкая Голгофа»: когда члены курской экспедиции вместе с верующими Медвежьегорского района идут крестным ходом к мемориальному кладбищу «Сандармох», по пути им встречается большой гранитный камень с надписью наших дней: «Люди, не убивайте друг друга». Придя на место, монахиня Иустина обращается к участникам крестного хода, среди которых есть и дети, с простыми словами: «Если мы будем любить Господа беззаветно, преданно, жертвенно, мы не будем злыми и не будем убийцами».

«Святые примеры всегда зовут к подражанию», – писал одному из своих друзей священномученик Онуфрий Курский, расстрелянный летом 1938 года в Благовещенске...

mv-00

***

В заключение отметим, что работа по сохранению памяти о Новомучениках, их жизненном подвиге – это не только исследование, изучение, выявление новых фактов, распространение знаний о священномучениках, это еще, и может быть, самое главное, опытное общение со святыми нашего времени, преображающее души людей. Приведенные примеры – это и есть наши усилия в деле раскрытия духовного наследия и опыта земной жизни Новомучеников и исповедников Церкви Русской как образца, как примера для самовоспитания на основе высших духовно-нравственных ценностей.

Беседовала Нина СТАВИЦКАЯ
(Снимки представлены Историко-архивной комиссией Курской епархии)

 

 

 

 

 

Материалы по теме

Публикации:

Блаженнейший Митрополит Онуфрий
Блаженнейший Митрополит Онуфрий

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Макарьева пустынь
Константино-Еленинский женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь