«Начнем во смирении с терпения скорбей…»

Преподобноисповедник Агапит (Таубе)

18 июля Русская Православная Церковь празднует память преподобноисповедника Агапита (Таубе)

В одной из своих бесед преподобный Варсонофий Оптинский сказал: «Наша святая обитель привлекает к себе многих богомольцев, и часто слышится такое мнение, что, побывав раз в Оптиной, стремятся туда всей душой… Вся земля здесь как бы полита кровью и пóтом святых старцев и молитвами их низводит благодать на души верующих. Нигде в другом месте этого нет».

Найдется ли среди посетивших хоть раз Оптину пустынь душа человеческая, которой не коснулась бы искорка этого благодатного огня и не согрела ее, не затеплила в ней любовь и веру? Только сам человек может погасить эту искру, но стремящаяся к Богу душа не погаснет и будет передавать тепло от человека к человеку, из поколения в поколение.

18 июля 1936 года скончался один из оптинских исповедников веры, прославленный в сонме мучеников и исповедников Церкви Русской монах Агапит (Таубе), которого неисповедимыми путями Господь привел в Оптину пустынь в годы, когда уже наступали жестокие гонения.

Михаил Таубе, будущий преподобноисповедник Агапит, родился 4 ноября 1894 года в Гатчине.

Немало способствовала становлению личности Михаила семья и особенно его отец Михаил Фердинандович, барон фон Таубе, происходивший из обрусевшей ветви старинного шведско-немецкого рода, – человек разносторонних дарований: профессор математики, философ, публицист и поэт. Он был женат на дочери генерала от артиллерии Анне Александровне Барановой, в браке родились пятеро детей – старшие братья Михаила Александр и Иван, его брат-близнец Сергей и сестра Мария. Михаил Фердинандович был человеком глубоко религиозным, по политическим убеждениям – монархистом, членом Главного совета Союза русского народа и Совета Русского собрания; по религиозно-общественным взглядам – славянофилом, написавшим на эту тему целый ряд работ: «Основные положения славянофильства как научно-философского богословского учения», «Ложь Запада и творчество Востока по славянофильскому учению» «Познаниеведение соборного восточного просвещения по любомудрию славянофильства» и др. В его доме регулярно проходили заседания монархического религиозно-философского кружка, который со временем стали посещать и его дети. Он деятельно участвовал в церковной жизни, в 1918 году был избран в члены Петроградского епархиального миссионерского совета. Был известен также как один из создателей Ломоносовского общества русского языка и председатель Санкт-Петербургского общества трезвости. Скончался в Петербурге в 1924 году.

В 1912 году Михаил Таубе-младший окончил с золотой медалью столичную гимназию Карла Мая и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где много лет преподавал двоюродный брат Михаила Фердинандовича, видный юрист, дипломат и государственный деятель Михаил Александрович Таубе. Через три года, из-за начавшейся войны, университет пришлось покинуть. Весной 1915 года Михаил поступил на ускоренные артиллерийские курсы, по окончании которых в феврале 1916 года был произведен в офицеры и отправлен на фронт. Летом 1917-го он был тяжело ранен и лечился в госпитале в Петрограде, после чего ненадолго смог продолжить учебу в университете.

14 февраля 1919 года Михаила призвали в Красную армию, где он служил в Комиссариате снабжения и распределения Союза коммун Северной области, а затем адъютантом при штабе армии и делопроизводителем.

15 сентября 1921 года он подал прошение о приеме вольнослушателем в Петроградский Богословский институт и проучился там до закрытия этого учебного заведения в мае 1923 года.

15 августа 1922 года Михаил был демобилизован и по приглашению Лидии Васильевны Защук, бывшей в то время заведующей музеем «Оптина Пустынь», расположившимся в закрытой уже на то время Козельской Введенской Оптиной пустыни, начал работать сотрудником музея – хранителем монастырской библиотеки.

Тогда же он стал духовным сыном старца Нектария Оптинского. А затем – чадом и постриженником старца Никона (Беляева). В мантию был пострижен с именем Агапит.

Следуя своим внутренним устремлениям, монах Агапит знакомился со святоотеческой литературой и богатейшими по своему духовному содержанию рукописями, собранными в монастырской библиотеке. В его служебные обязанности входило составление каталога оптинского книжного собрания, а также проведение экскурсий для посетителей музея. Экскурсии он вел с таким вдохновением, что задевал сердца даже отрицающих Бога людей.

«Я пробыл с ним 2 часа <…>, – писал посетивший музей Оптиной пустыни секретарь Наркомпроса Ушаков, – и его рассказы о значении той или иной древней книги или картины, или вещи таковы, что при выходе из музея поневоле приходится сказать: “Как много религия сделала для культуры и как жаль, что она теперь находится в загоне”». Из этой «поневоле» пришедшей мысли большевистский чиновник мог вывести только следующее заключение: «Человек, находящийся в настоящее время в близкой дружбе с монахами и не пропускающий ни одной церковной службы, может ли являться ученым сотрудником музея? <…> Мне кажется выгоднее и полезнее иметь сотрудником неученого спеца, чем такого “слишком ученого”».

В музее отец Агапит прослужил до февраля 1925 года. После увольнения он жил то в Петрограде, то возле Оптиной, зарабатывая на жизнь преподаванием иностранных языков.

Он не скрывал своей веры и, проходя мимо храма или часовни, благоговейно крестился. В обращении с людьми всегда был ровен и вежлив, никогда не раздражался и ни на что не жаловался, избегая говорить о себе. Характерно, что если до своего ареста монах Агапит одевался как мирянин, то в заключение он пошел в монашеских одеждах.

Пока была такая возможность, отец Агапит находился со старцем Никоном в духовном общении и переписке. Так, в последнем перед своим арестом письме от 14 июля 1927 года, которое так и не было получено, иеромонах Никон написал:

«Честнейший о Господе отец Агапит! Божие благословение да пребывает над Вами во веки.

Сердечно сочувствую Вам в скорбях Ваших и молюсь о Вас, как о сыне моем духовном. Меня спрашивал отец Лаврентий, и я ему, помнится, ответил, что советую Вам приезжать к нам… О рукоположении должен сообщить следующее: архиепископ Феофан (Туляков) вообще большой буквалист и стоит на букве закона, и едва ли будет посвящать клирика не из его епархии. Неизвестно нам и то, что имеет ли он вообще возможность рукополагать… На всякий случай хорошо бы послать письмо вашему Е.И. с просьбой дать свое согласие на посвящение у кого-либо из православных архиереев. Если это будет даже простое письмо, мне думается, оно будет иметь силу…

Да сотворит с нами Господь по воле Своей святой и да управит жизнь нашу во спасение.

Прошу святых молитв и желаю Вам мира и радования о Господе и всякого благополучия…»

16 июня 1927 года был арестован монах Агапит, а 11 июля старец Никон.

1 июля отцу Агапиту было предъявлено обвинение в том, что он «имеет обширные связи с центральными городами Союза ССР и, являясь сотрудником Оптинского музея, <...> связывается с контрреволюционной группировкой означенного музея <...> и совместно ведет контрреволюционную агитацию и религиозную пропаганду среди широких слоев крестьянского населения <...>. Имея тесную связь с Никоном Беляевым, Таубе как лицо, связанное со всем научным миром, в целях <...> контрреволюционной деятельности предоставляет и использует все <...> возможности...»

19 декабря 1927 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило монаха Агапита к трем годам заключения на Соловецких островах, и он был отправлен в пересыльный лагерь, располагавшийся в городе Кеми, где встретился с преподобным Никоном. Первое время они жили вместе, но затем монах Агапит попал на одну из лагерных командировок на побережье Белого моря.

По окончании срока заключения монах Агапит был приговорен к трем годам ссылки и отправлен в Архангельск. Во время этапирования он снова смог встретиться со старцем Никоном. Однако вскоре после прибытия в Архангельск старца Никона перевели в Пинегу, а отца Агапита – в село Заостровье рядом с Архангельском.

Многое о жизни отца Агапита в ссылке, о его встречах с преподобным Никоном стало известно благодаря воспоминаниям духовной дочери преподобного старца монахини Амвросии (Оберучевой), которая посетила ссыльного монаха в Заостровье, привезла ему посылку с продуктами и сапоги, необходимые для работ в лесу.

В архангельской ссылке отец Агапит познакомился с архиепископом Архангельским Антонием (Быстровым) и другими ссыльными епископами и священниками, в частности, проживавшим по соседству епископом Гомельским Тихоном (Шараповым; впоследствии – архиепископ Алма-Атинский, расстрелян 10 ноября 1937 года). 23 января 1931 года архиепископ Антоний был арестован, и вместе с ним двадцать один человек, среди которых оказался и монах Агапит. Впоследствии отцу Агапиту было предъявлено обвинение в том, что он «являлся ближайшим сторонником епископа Тихона, участвовал в помощи ссыльному духовенству, которую организовал архиепископ Антоний, и выдавал себя среди крестьян за мученика и невинного страдальца за веру Христову».

2 декабря 1931 года монах Агапит был приговорен к очередным трем годам заключения в концлагерь и отправлен в Мариинские лагеря в Кемеровской области. Вернувшись из заключения, он поселился в Орле, где в то время жили многие ссыльные и отбывшие заключение в лагерях. Иногда он приезжал в Москву, где встречался с прежними знакомыми по Оптиной.

В начале 1936 года отец Агапит тяжело заболел, у него образовалась опухоль на языке, которая и после сделанной операции продолжала прогрессировать. Боли были очень сильные, но он ни на минуту не терял ни духовной бодрости, ни благостного расположения, и из последних сил посещал храм. Изначально ища в вере не утешения, а духовного подвига, безропотно, с внутренней радостью принимая скорби и страдания, он ради Христа прошел свой земной путь. Оставшись в конце жизни один, ни на минуту не оставлял своей поддержкой каждого человека, встречающегося на жизненном пути, делясь с ними огоньком веры, который зажегся и все более и более разгорался в его душе, согревая теплотой любви страждущие души.

Своей жизнью преподобноисповедник Агапит (Таубе) исполнил слова преподобного Никона Оптинского: «Оставив несбыточные мечты о непосильных подвигах и возвышенных образах жития, начнем во смирении с терпения скорбей. Когда уготовятся души наши, аще будет воля Божия на то, дано будет нам и высшее».

Монах Агапит скончался 18 июля 1936 года и был похоронен на одном из городских кладбищ Орла. Могила его была впоследствии утеряна, но память о нем хранится в сердцах верующих. Имя Агапита Оптинского включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2007 года.

Подготовила Анна Фейгина

Материалы по теме

Публикации

Протоиерей Михаил Дудко
К 90-летию со дня кончины преподобноисповедника Никона Оптинского
К дню памяти митрополита Киевского и Галицкого Филарета
Протоиерей Михаил Дудко
К 90-летию со дня кончины преподобноисповедника Никона Оптинского
К дню памяти митрополита Киевского и Галицкого Филарета
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь