Березвечский женский монастырь в честь Архистратига Божия Михаила в г. Глубокое Полоцкой епархии Монастыри Белорусской Православной Церкви
История
Когда-то Березвечье было самостоятельным населённым пунктом по соседству с местечком Глубокое в Дисненском уезде, входившим в состав Полоцкого княжества. Первое упоминание в исторических документах о Березвечье относится к XIV веку. Полоцкий князь Андрей Ольгердович дал грамоту знатному православному роду Корсаков на владение этими землями. В начале XVI века в Березвечье существовала православная Свято-Онуфриева пустынь, основанная неким Онуфрием, человеком святой жизни. Ему понравилось это тихое место, окружённое озёрами и вековыми берёзами, от которых оно и получило своё название «Березвеч». В документах XVI века упоминается также «церковь Святого Михаила» в Березвечье, в имении Димитрия Корсака. Известен Полоцкий православный архиепископ Герасим (в миру – боярин Глеб) Корсак, получивший кафедру от польского короля Сигизмунда II в 1558 году. В XVII веке благочестивый владелец Березвечья Лев Корсак являлся фундатором монастыря и, согласно древнему документу, был погребён в обители.
В середине XVII века сын упомянутого Льва Корсака Иосиф Львович, воевода Мстиславский и префект Дисненский, предаёт гонимую православную веру своих предков и, по политическим соображениям, переходит в унию, а затем в католичество. В 1634 году он подарил монахам-базилианам своё имение Березвечи, отменив завещание отца. В дарственной записи Иосиф Корсак выражает желание, чтобы монахи «обучали бы простой русский народ догмам христианской веры и молитвам, наставляли бы нравственности и чтобы духовные исполняли по русскому (униатскому) обряду». В Глубоком Иосиф Корсак учреждает мужской монастырь ордена Кармелитов босых, а также приходской Троицкий костёл. Униатский Базилианский мужской монастырь в Березвечье был основан после смерти Иосифа Корсака, в 1643 году. Православным монахам, которых католики называли «схизматиками», пришлось покинуть эти земли.
В 1756 – 1763 гг. вместо деревянных строений на территории монастыря возводятся каменный храм и прилегающий к нему двухэтажный корпус. Авторами проекта были, по мнению исследователей, известные архитекторы Ян Глаубиц и Ян Дедрейштен. Храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Построен он был в стиле виленского барокко и поражал современников своим великолепием. В 1776 году к левой стороне храма была пристроена часовня. При Базилианском монастыре действовало училище. В 1839 году на Полоцком Соборе произошло воссоединение униатов с Православной Церковью. Униатский архиепископ Иосиф (Семашко) сумел подготовить и осуществить возвращение 700 тысяч униатов к вере отеческой. В это время православным становится и Березвечский монастырь с наименованием Рождество-Богородицкий. В 1840 году его возглавил архимандрит Михаил (Шелепин), бывший ректор Полоцкой Духовной Семинарии, также перешедший из униатства в Православие и активно помогавший архиепископу Иосифу в деле воссоединения униатов. Братия жила за счёт своего небольшого хозяйства, а также на пожертвования верующих.
При монастыре несколько лет существовало Духовное училище, готовившее псаломщиков; богатая библиотека содержала книги на разных языках. Но храм и монастырские здания со временем обветшали и нуждались в ремонте, не стало возможности содержать училище. Священник Александр Вераксин в своём очерке о Березвечском монастыре (1910 г.) считает причиной упадка обители уменьшение материальных средств и земельных угодий. «Уменьшалось и число братии, – пишет о. Александр, – образованные монахи постепенно оставляли Березвечи, уходя в более видные монастыри». В 1874 году по «крайней скудости средств, по малому числу монашествующих» монастырь был упразднён, церковь приписана к соседнему Глубокскому приходу. Последний настоятель монастыря, архимандрит Лаврентий, был переведён в Пожайский монастырь. После упразднения обители богослужения в бывшем монастырском соборе совершались лишь раз в году, в день памяти святых апостолов Петра и Павла 29 июня / 12 июля. В этот день местные жители, по сложившемуся обычаю, приходили в Березвечский храм, чтобы помолиться перед чтимой иконой святого апостола Петра.
В 1900 году Архиепископ Литовский и Виленский Ювеналий (Половцев) посетил Березвечье. Его сопровождали князь Владимир Друцкий-Любецкой и священник Глубокской церкви Владимир Концевич. Осмотрев полуразрушенный храм и монастырские постройки, Владыка Ювеналий решил возродить Березвечскую обитель. Он ходатайствует перед Святейшим Синодом об учреждении женского общежительного монастыря в Березвечье. При монастыре предполагалось сразу же открыть учительскую школу для девушек. 31 января 1901 года последовал указ Св. Синода о восстановлении Березвечского Рождество-Богородицкого монастыря. Не просто было найти настоятельницу для возрождающейся обители. Четыре месяца трудилась в Березвечье игумения Алексия из Антолептского монастыря Ковенской губернии, которая затем вернулась в свою обитель. После этого Владыка Ювеналий вызвал из Елецкого Знаменского монастыря Орловской губернии казначею монахиню Сергию.
Монахиня Сергия (в миру София Космина) много лет прожила в Ельце и несла разные монастырские послушания. В 1900 году она была назначена казначеей и исполняющей должность настоятельницы Елецкого монастыря. Литовский Архиепископ предложил ей возглавить новую обитель. После паломничества в Киево-Печерскую Лавру матушка Сергия согласилась нести труды по восстановлению Березвечского монастыря. В июле 1901 года вместе с монахиней Сергией в Березвечье приехали 9 сестёр, на плечи которых легли первые тяготы по возрождению обители. Некоторые не выдержали неустроенности жизни, тяжких трудов и, как пишет о. Александр Вераксин, «скоро “обратились вспять” и поехали обратно. Остались лишь более твёрдые духом». В 1902 году монахиня Сергия была возведена в сан игумении.
Целый год в монастыре не было постоянного священника, затем прибыл отец Марк Ячиновский. Через три года его сменил священник Александр Вераксин, который стал деятельным помощником игумении Сергии. Число сестёр постепенно увеличивалось, и к 1910 году их было уже 60. Некогда прекрасный Березвечский собор находился в плачевном состоянии, в него опасно было входить, т.к. свод мог обрушиться. Сёстры поначалу молились в небольшой тёплой церкви, оборудованной в часовне и освящённой в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Чтобы собрать средства на ремонт главного храма и монастырских зданий, в 1902 году было решено провести Всероссийский сбор. Несмотря на все трудности, собор был отремонтирован и в 1910 году освящён в честь святых Апостолов Петра и Павла.
В обители действовала иконописная мастерская. Сёстры сами расписали иконостас главного храма, а для Глубокского собора Рождества Богородицы монахинями были написаны 9 больших икон. В 1911 г. сёстры участвовали во встрече Афонской иконы Божией Матери «Достойно есть», которая была торжественно перенесена в Глубокский собор. При монастыре действовала учительская школа для девочек. Должность старшей учительницы исполняла родная племянница Игумении Сергии рясофорная послушница Раиса (Калинникова), в монашестве Рипсимия, а заведовал школой монастырский священник. Обучались в школе в основном дочери местных крестьян. Во время Первой мировой войны, в 1914 году, Березвечский монастырь эвакуировался в г. Елец Орловской губернии, но когда обстановка на фронте стабилизировалась, сёстры с игуменией Сергией вернулись в родную обитель. В 1916 году матушка Сергия скончалась.
После октябрьского переворота 1917 года начались гонения на церковь, разразилась гражданская война. В 1921 году, по Рижскому мирному договору между Советской Россией и Польшей, Глубокое вошло в состав Польской Республики. И снова начались гонения на Православие. Как сообщали Литовские Епархиальные Ведомости в октябре 1921 года: «Новогрудским воеводой предложено сёстрам Березвечского, Глубокского благочиния, монастыря освободить в кратчайший срок занимаемые монастырём здания и выехать в Вильну». Березвечский собор был переосвящён в католический костёл с сохранением прежнего наименования Петро-Павловский. Власти разместили на территории обители военную часть. Изгнанные монахини переехали в Вильно и закончили свои дни в Мариинском женском монастыре. С 1939 по 1941гг., после воссоединения Западной Белоруссии с БССР, на территории монастыря находилась тюрьма, а в годы немецкой оккупации (1941-1944) – концлагерь для советских военнопленных. После войны в стенах Березвечского монастыря вновь разместилась тюрьма строгого режима, которая находится здесь и по сей день. В 50-е годы ХХ столетия прекрасный Петро-Павловский собор был разрушен.
В августе 2004 года по инициативе епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия, определением Синода Белорусской Православной Церкви, было решено возродить в г. Глубокое Березвечский женский монастырь в честь Архистратига Божия Михаила. В сентябре того же года из Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря в Березвечье приехало 7 сестёр во главе с Матушкой Анфисой (Шевердяевой), которая была назначена настоятельницей возрождающейся обители. Накануне нового назначения, в течение семи лет, Матушка руководила обширной деятельностью древнейшего в Беларуси Спасо-Евфросиниевского Полоцкого монастыря.
Новая обитель расположилась в 1 км от прежнего исторического места. Много трудов и скорбей пришлось понести насельницам. Начинать пришлось фактически с нуля – сёстры приехали на место, где стоял двухэтажный нежилой дом, в котором текла крыша и скапливалась вода в подвале, рядом располагался большой заросший пустырь. Не все выдержали тяготу новой жизни, некоторые «обратились вспять». Два с половиной года сёстры посещали богослужения в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Глубокого. Божьей помощью, трудами Матушки и сестёр, к концу 2006 года был возведён домовый храм в честь святителя Тихона Задонского. На Рождественский сочельник 2007 года была совершена первая Божественная Литургия в новой церкви.
В октябре того же года, по благословению правящего архиепископа Феодосия и настоятельницы монастыря игумении Анфисы началось строительство жилой пристройки к основному монастырскому корпусу, которое к 2009 году было закончено. Здесь, после молебна и освящения, разместили сестринские келии и помещения для различных служб.
В 2011 году в обитель вернулась чудотворная икона святого великомученика Пантелеимона, написанная в 1912 году на святой горе Афон для старой Березвечской обители. Постепенно наладилась богослужебная и трудовая жизнь монастыря. В домовой церкви святителя Тихона Задонского совершаются уставные монастырские службы, сёстры читают Псалтирь с поминовением всех жертвователей и благодетелей обители. Действует Воскресная школа, где преподаётся Закон Божий. Появилось небольшое подсобное хозяйство со своей пасекой, садом и огородом.
В течение многих лет правящий архиепископ Феодосий и настоятельница Березвечского монастыря игумения Анфиса ходатайствовали перед местными властями о том, чтобы под строительство главного монастырского храма во имя Архангела Михаила, чьим именем названа и обитель, был отдан пустующий рядом пустырь. Милостью Божией в 2013 году было получено долгожданное разрешение.
Игумения Анфиса отошла ко Господу 10 мая 2018 года. 9 мая 2019 года епископом Полоцким и Глубокским монахиня Михаила (Суровцева) в монастырском храме была возведена в сан игумении и назначена настоятельницей обители.
Источник: Монастырский хронограф
Настоятельница
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Домовый храм в честь святителя Тихона Задонского построен в течение 2005-2007 гг.
Автор проекта – витебский архитектор Юрий Георгиевич Соколовский. Первое богослужение состоялось в сочельник Рождества Христова 2007 года. Освящение престола совершено Архиепископом Полоцким и Глубокским Феодосием 23 декабря 2008 года.
Росписи иконостаса выполнены по эскизам московского иконописца Владимира Сидельникова.
В храме верующие могут поклониться иконам с частицами мощей святых: великомученицы Варвары, преподобной Евфросинии Полоцкой, блаженной Матроны Московской, святителя Тихона Задонского, преподобного Серафима Саровского, преподобных Петра и Февронии Муромских, великомученика Пантелеимона, священномученика Климента, папы Римского, преподобных Давида Серпуховского, Рафаила Оптинского, Герасима Болдинского, святого праведного Иоанна Кормянского.
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 30 |
Божественная литургия.
|
|