Богородице-Алексиевский мужской монастырь г. Томска Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Так начиналась непростая многовековая история томского мужского Богородице-Алексиевского монастыря, одного из старейших в Сибири.
В первый же год обитель настигло испытание – только что отстроенные монастырские строения и церковь были разрушены льдами во время весеннего ледохода, после чего монастырь был перенесен на версту вверх по Большой Киргизке на возвышенное и защищенное от наводнений место. Однако это не спасло его от другой напасти. В те времена Сибирь представляла собой край дикий и пустынный, заселенный непокорными туземцами, как называли раньше коренных обитателей завоеванных земель. Но особенно страшны для русских служилых людей и монахов были набеги кочевых киргизов и татар. На удалении от Томской крепости положение монастыря было еще более опасным, несмотря на то, что он был хорошо укреплен и окружен оборонительными рвами и насыпью.
Пространные списки убитых защитников, а иногда и женщин, и детей заполняли монастырскую хронику:
«В 7122 (1614) году июля в 14 день побили под Томском служилых людей киргизские люди и тем побитым имена. Помяни Господи раб своих (40 мужских имен)…
Усугубил положение обители и пожар 1656 года, уничтоживший новоустроенный храм. Очередное строительство остановилось из-за отсутствия средств. Наконец, монастырь решено было перевести в Томск. К сожалению, имен основателей Усть-Киргизского монастыря не сохранилось. Известно лишь, что в 1648 году насельниками монастыря были «черноризец Варлаам с братией», да то, что в 1653 году монастырем управлял игумен Ефрем (Березовский). Именно он и задумал перевести монастырь в Томский острог.
В 1663 году освящена церковь во имя преподобного. Алексея, человека Божия, монастырь стал называться Богородице-Алексеевским.Из Богородице-Алексеевского монастыря осуществлялось руководство прочими восемью сибирскими монастырями, входившими в Томский разряд. Монастырь до 1764 года был единственным в Томской губернии владельцем 400 крепостных крестьян, а также обладал земельными угодьями на реках Томи и Оби. В XVII веке при монастыре была открыта больница, а в 1746 году первая томская школа — Томское русское духовное училище (в 1762 году преобразовано в русско-латинское). Также при монастыре с 1858 года действовала духовная семинария с обширной библиотекой.
Главным монастырским храмом является Казанская церковь, имеющая также приделы в честь Алексия, человека Божьего и святых Флора и Лавра. Изначально постройка была деревянная, неоднократно сгорала. В 1789 году было построено современное каменное церковное здание в стиле сибирского барокко. В церкви находился особо почитаемый образ Божией матери «Неопалимая купина».
В 1830-е годы монастырь окружили каменными стенами и башнями-часовнями, построенными по проекту томского архитектора К. Г. Турского. На территории находились сад, озеро, летние кельи и кладбище, а к югу от монастыря — монастырская роща, сохранявшаяся до начала XX века.
В 1922 году сам монастырь был закрыт, но община верующих при Казанском храме существовала до 1929 года. Монахи в этот период проживали под арестом в братском корпусе, а после закрытия храма вместе с архимандритом были казнены на горе Каштак.
В 1930 году в помещениях монастыря расположился Индустриально-педагогический институт.
Решение Томского облисполкома от 17 февраля 1978 года комплекс монастырских зданий был взят под государственную охрану.
В 1992 году Казанская церковь и келейный корпус монастыря были возвращены верующим. Началось регулярное богослужение. 5 июля 1995 года в выгребной яме на месте разрушенной часовни Федора Кузьмича были обретены его мощи, ставшие главной монастырской реликвией. В 1997 году была восстановлена часовня святого.
В 2010 году в келейном корпусе монастыря была освящена домовая церковь Трёх святителей. В ней размещён мраморный иконостас, сам декор церкви выполнен в византийском стиле.