Богородице-Рождественский Ферапонтов Белоезерский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Адрес:
Россия, Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, Каргопольская улица, 8
Телефон:
+7(921)237-25-59
E-mail:
asaf2010@mail.ru
Сайт:

История

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь основан в 1398 г. преподобным Ферапонтом Белоезерским. В 1427-1435 гг. обитель возглавлял ученик преподобного. Кирилла Белозерского Мартиниан.

В 1490 г. с постройки ростовскими мастерами собора Рождества Пресвятой Богородицы началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв. В это время в обители работает известный иконописец Дионисий.

В XVI в. строятся монументальные теплая церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки. В середине XVII в. монастырь возводит церкви на святых вратах, храм в честь преподобного Мартиниана, колокольню.

В 1798 г. Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а храмы стали приходскими. Указом Святейшего Синода от 12 декабря 1903 года монастырь вновь был открыт как женский. В 1924 г. произошло закрытие монастыря. В январе 1928 г. все храмы, келейные корпуса, гостиница и хозяйственные постройки, а также земля размером в 4,2 гектара были переданы Главнауке.

С 1975 г. началось формирование музея, превратившегося в научно- исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы. В настоящее время на территории ансамбля Ферапонтова монастыря располагается Музей фресок Дионисия, который является филиалом ФБГУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей- заповедник».

В 1989 г. в Ферапонтове образовалась православная община и был зарегистрирован приход в честь Богоявления Господня, который с 1990 г. получил для богослужения надвратную церковь Богоявления. С 8 июля 2014 г. указом митр. Вологодского Игнатия образована Православная религиозная организация Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь» с. Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Настоятелем назначен иеромонах Иоасаф (Вишняков).

На данный момент здания ансамбля Ферапонтова монастыря не переданы Церкви и находятся в пользовании музея. По согласованию с музеем богослужения периодически совершаются лишь в двух храмах: в честь Богоявления Господня и преподобного Ферапонта над святыми вратами и в храме в честь преподобного Мартиниана. Остальные здания на исторической территории монастыря не доступны для использования братией. В связи с этим монахи живут на территории приходского храма в честь преподобного Нила Сорского в селе Ферапонтово.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 15 октября 2018 года в Минске. в связи с прошением митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, было принято решение об открытии Богородице-Рождественского Ферапонтова мужского монастыря села Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области и назначении на должность игумена этого монастыря иеромонаха Иоасафа (Вишнякова).

Наместник

Игумен Иоасаф (Вишняков)


Храмы и Богослужения

Надвратный храм в честь Богоявления Господня
1649 г.
Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
1531 г.
Церковь Благовещения с трапезной палатой была построена в 1530-1531 годах на царский вклад Василия I в связи с рождением долгожданного наследника престола Иоанна I через 40 лет после возведения соборного храма. Трехъярусная, столпообразная, с сомкнутым сводом безапсидная трапезная церковь строилась “под колоколы”. Первый ярус служил хлебней и каменными погребами, на втором - устроена церковь (с ХIХ века алтарь), третий ярус был звонницей. С постройкой колокольни колокола переместили на новое место.
Храм в честь преподобного Мартиниана Белоезерского
1641 г.
Строительный период в монастыре пришелся на середину ХVII века, когда были построены церковь-усыпальница преподобного Мартиниана (1640—1641 гг.) и Святые врата (1649 г.). Колокольня с галереей, которую позже сделали крытой, тоже относятся к ХVII веку.

Храмовая часть церкви Мартиниана - восьмерик на четверике - перекрыта большим шатром с восьмигранным световым барабаном, увенчанным главой луковичной формы. В ХIХ веке церковь была увеличена за счет пристройки трапезы вдоль ризницы собора. Снаружи шатер обшит осиновыми досками с зубчатыми краями, имитирующими чешую. Самой древней частью - 1483 год - в церкви является место погребения преподобного Мартиниана. От благолепного убранства уцелела только деревянная, резная с позолотой рака, установленная в 1646 году при царе Алексее Михайловиче, что следует из надписи на ней. В четырех кругах южной ее стороны, окруженных резным орнаментом, помещены выдержки из жития преподобного. В них кратко рассказывается о его погребении, обретении мощей и первых чудесах исцелений, происшедших у гроба.

Крышкой раки является икона преподобного, где он изображен в облике седовласого старца в монашеских одеждах с развернутым свитком, на котором написаны начальные слова его духовного завещания братии. Над погребением - плохо сохранившаяся фреска 1502 года. Перед алтарем с северной стороны - еще одно возвышение в форме гробницы. Это погребение архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), ученика преподобного Мартиниана, датируемое 1513 годом.

Церковь имеет позднюю, ХIХ века, роспись на тему житий преподобных Ферапонта и Мартиниана.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы
1490 г.
Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери, он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV—XVI веков.

Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Богослужение в монастыре


По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 00
Всенощное бдение
По: суб.
время
богослужение
примечание
10 : 00
Молебен. Панихида.
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
9 : 00
Божественная литургия


Контактная информация

Возврат к списку