Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Основание монастыря относится к XIV веку, но точная дата неизвестна. Согласно сообщению Софийской второй летописи, монастырь был основан в 1374 году. Эта дата встречается и в трудах некоторых современных исследователей. Однако большинство авторов отдают предпочтение другой дате, которую принимают за дату основания монастыря — 1385 год. Сложилась целая литературная традиция, восходящая к знаменитому житию прп. Сергия Радонежского, написанному Епифанием Премудрым, указывающая, что монастырь был основан по велению св. благоверного князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником преподобным Григорием. Большинство же исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 г. — наиболее вероятная дата его основания. В рукописи
Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма — Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения — фундамент и цокольная часть — сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке, и носят в народе название: «камушки Преподобного».
Шли годы, созидалась обитель, умножались ее насельники. Подвижническая жизнь братии, духовный авторитет монастыря и слава его основателей привлекали множество благотворителей, среди которых были и великие князья, и церковные иерархи, боярство и купечество, посадские и простой люд. Примерно во второй четверти XV столетия была построена каменная теплая на высоком подклете церковь во имя святого основателя монастыря — преподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивалось большими земельными владениями. В середине XVI в. Голутвину принадлежало 49 сел, деревень и иных селений. Причем, владения его распространялись не только в Коломенском уезде. Он имел каменные подворья как в Коломне, так и в Москве, где на рубеже
Особое сокровище составляла библиотека Голутвина монастыря — в ней насчитывалось 123 книги; это огромное число, учитывая, что все они были рукописными и многие на драгоценном пергаменте.
В XVII столетие Голутвин монастырь вступил самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи. Не случайно на земском соборе 1613 г. избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова, горожан Коломны представлял именно настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий.
В 1654 году монастырь посетило посольство Антиохийского Патриарха Макария. Об этом посещении кратко упомянул в своих дневниках секретарь посольства архидиакон Павел Алеппский.
XVIII век стал временем крутого поворота в судьбе древней Обители. С 1707 г. в монастыре учреждена архимандрия,
В 1799 г. по церковной жизни Коломны был нанесен жесточайший удар: была упразднена Коломенская епархия, а архиерей был переведен в Тулу на вдовствующую кафедру. Вслед за ним выехали Семинария и Консистория, и в опустевший комплекс архиерейского дома, расположенного на соборной площади Коломенского кремля, дабы избежать его разрушения или превращения в казармы, была переведена братия Голутвина монастыря, принесшая с собой свое название, и монастырь по главному храму стал называться
В связи с этим митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) принимает решение о возрождении обители, для чего объединяет его с
За периодами возрождения и расцвета шли полосы упадка. Последний всплеск духовного возрождения монастырь пережил в 1912–13 гг., когда его настоятелем был назначен Оптинский старец схиархимандрит Варсонофий (Плеханков), который, проведя в этой должности всего лишь один год, сумел не только исправить нестроения в духовной жизни обители, утвердить ее братию на пути ко спасению, но и за счет пожертвований благотворителей и духовных чад привести в порядок монастырские постройки, кельи и гостиницу. В апреле 1913 г. он умер, но даже за столь короткое время его успели так полюбить, что на проводы (старца погребли в Оптиной) пришла почти вся Коломна.
Когда в 1929 г. Голутвинских монахов гнали на озерскую железнодорожную ветку, чтобы там посадить в вагоны и отправить в ссылку, на муки и смерть, вместе с ними изгонялась и жизнь из древних стен. После закрытия в монастырских помещениях находились артиллерийские склады, а в 1933 году обитель была переоборудована под общежития рабочих Коломзавода, вербованных в Татарии.
В 1947 г. было разрушено гульбище Богоявленского собора, пострадала монастырская ограда.
В 1986 г. комплекс зданий монастыря был передан Центру Социальных Инициатив «Отечество», занимавшемся подростковой работой, который пытался приспособить их для своих нужд. В зданиях конюшенного двора разместился столярный цех, каретного сарая — кузница, в соборе — склад, в Сергиевской церкви — спортзал.
В 1993 г. Коломну посетил Святейший Патриарх, который побывал и в
18 декабря 1994 года состоялось официальное его открытие. Божественную литургию совершил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
С 1995 г. в монастыре разместилось Московское епархиальное духовное училище, в 1996 г. преобразованное в Коломенскую духовную семинарию.
Возрождение обители продолжается. В настоящее время полностью отреставрирован храм преподобного Сергия с примыкающим настоятельским корпусом, восстановлена колокольня с надвратной Введенской церковью, западный и восточный братские корпуса, которые используются для нужд расположенной в стенах обители Коломенской Духовной семинарии (эти здания в 2010 году переданы монастырем по договору в безвозмездное пользование семинарии).
16 мая 2006 года были обретены и перенесены в обитель святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского (+3 мая 1937).
В 2007 году чаянием Губернатора Московской области
В настоящее время на территории бывшего монастырского сада ведется широкомасштабное строительство нового комплекса Коломенской Духовной семинарии с домовым храмом в честь трех святителей (срок окончания строительства — 2012 год).
В настоящее время архитектурный ансамбль монастыря включает в себя:
1. Богоявленский собор первой половины XVIII века. В подклете собора доныне сохранилось основание первого храма и ступени, по которым ступал преподобный Сергий Радонежский, названные в народе «камушками Преподобного».
2. Храм прп. Сергия Радонежского с приделами свт. Николая Чудотворца и прп. Григория Голутвинского, с примыкающим к нему настоятельским корпусом постройки
3. Введенский надвратный храм с колокольней и примыкающим к нему восточным корпусом (бывшим братским) — постройки XIX века.
4. Западный корпус (бывшая гостиница) постройки XIX века.
5. Уникальную ограду с готическими башнями архитектора
6. Хозяйственные постройки (бывшие: квасоварня, солодовенный омшенник, каретный сарай, конный двор, овин).
Настоятель
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
В 2007 году чаянием Губернатора Московской области Б.В. Громова Богоявленский собор полностью восстановлен и 15 мая освящен чином великого освящения правящим архиереем Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.
Храм прп. Сергия Радонежского с двумя приделами свт. Николая Чудотворца и прп. Григория Голутвинского.
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 30 |
Утренние молитвы
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 15 |
Братский молебен
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 40 |
Часы. Божественная литургия. Панихида
|
|
16 : 50 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 40 |
Часы. Божественная литургия. Водосвятный молебен
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Водосвятный молебен с акафистом Божией Матери «Всецарица».
|
|
Служение
Ежегодно школой проводятся дополнительные мероприятия: сценические постановки к праздникам, проведение выставок рисунков и поделок воспитанников Воскресной школы.Доброй традицией воскресной школы стало посещение детского дома для детей-инвалидов в Сандырях.
фотогалерея
Контактная информация
Как добраться?
Проезд от Москвы:
на электропоезде: с Казанского вокзала до станции «Голутвин», далее автобусом или маршрутным такси №№ 3, 5, 6, 11 или трамваем;на автобусе: от станции метро Выхино до ж/д вокзала г. Коломны (станция Голутвин), далее маршрутным такси или трамваем;
на автомобиле: После въезда (со стороны Москвы) в город необходимо двигаться всегда прямо по длинной центральной улице Октябрьской революции. Затем после ж/д переезда со шлагбаумом через 500 м на светофоре повернуть налево (есть указатель "Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и Коломенская духовная семинария"). Затем через 100 м переезжаем ж/д переезд без шлагбаума и еще через 100 м конечная остановка.