Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни скит ставропигиального мужского монастыря

Адрес:
Калужская область, Козельск
Телефон:
E-mail:
info@optina.ru
Дата основания:
1821
дата восстановления:
1990

История

Трепет объемлет, когда подумаешь, сколь священна эта земля, — этот малый участок русских пространств, на котором расположен Иоанно-Предтеченский скит Свято-Введенской Оптиной пустыни! Не оградой из камня или дерева он обнесен, сохраняя в себе, несмотря на все катастрофические повороты истории благодатный мир Христов, а живой, неумолкающей молитвой, достигающей небес: молитвами великих преподобных старцев Оптинских, многих поколений живших здесь иноков, богомольцев, собиравшихся сюда со всей Святой Руси. Скит был сердцем Оптиной пустыни — местом, где бился пульс ее жизни, откуда исходила та благодатная сила, которая освящала жизнь насельников монастыря.

Начало пустынножительству здесь положил схимонах Иоанникий, живший в начале XIX в. в глубине монастырского леса на малой пасеке. Спустя шесть лет после его кончины сюда переселились отшельники Рославльских лесов, среди которых были старцы Моисей и Антоний, которым и было поручено устройство скита.

Отцу Моисею с братией предстоял огромный труд: надо было расчистить от вековых сосен огромную площадь для постройки скита. Оба брата — о. Моисей и о. Антоний, вместе с наемными рабочими валили сосны и корчевали пни. Постепенно возникали по сторонам храма отдельные домики братских келлий. Были посажены плодовые деревья, кедровые орехи, которые превратились в стройные деревья и дали плоды через 25 лет.

Именно в скиту зародилось старческое руководство, но преп. Моисей был перегружен сложными настоятельскими обязанностями, а Антоний был слаб здоровьем, чтобы взять на себя ведение старчества. Для этого требовался человек, опытный в духовно-аскетической жизни, обладающий даром рассуждения, твёрдый и смелый, который мог бы преодолеть все препятствия на пути к его утверждению. Именно таким и оказался старец Лев.

Временем полного утверждения старчества можно считать начало 1840-х гг. Старчество укрепилось благодаря деятельности преп. Макария, и достигло своего расцвета при преп. Амвросии. Именно благодатное старческое окормление привлекало сюда множество людей разных сословий и классов. Сколько здесь было пролито слез, сколько прозвучало чистосердечных исповедных признаний, сколько разорвано было бесовских пут, сколько надежд возродилось! Любовь к старцам в народе была огромная. Простые люди относились к ним с полным доверием, обращались со всеми своими духовными и хозяйственными нуждами. Именно поэтому не иссякал поток людей, стремящихся получить совет и утешение от благодатных оптинских старцев, и именно поэтому Оптина Пустынь приобрела свою известность по всей Святой Руси.

Внешний вид скита довольно точно изображен Достоевским в «Братьях Карамазовых». Небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» — род приемных, куда выходили старцы для беседы с женщинами: вход в скит был им запрещен. В нем царило безмолвие. Это был прекрасный сад, полный многокрасочных цветов, растущих вокруг церкви и келий. В такой обстановке русское старчество взращивало свои лучшие духовные плоды в течение почти целого столетия. И сегодня не перестает привлекать скит своей благодатной, молитвенной тишиной множество паломников, как и сотни лет назад ищущих духовного окормления и мудрого совета.


Историческое описание Скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящагося при Козельской Введенской Оптиной пустыни

Архимандрит Леонид (Кавелин). 1862 год.


Современная жизнь скита

Богослужебный круг

Круг богослужений в скиту начинается с Полунощницы, которая совершается в два часа ночи, затем – утреня и первый час, продолжительность этой службы около трех часов. Старец Варсонофий придавал особое значение ночной молитве. Преподобному Никону он говорил, что «у нас на утрене держится вся скитская жизнь».

После ночной молитвы братия расходится по кельям для непродолжительного отдыха. Подъем в 8 утра. В 8:30 братия собирается в храме для прочтения утренних молитв, 3-го, 6-го часов и изобразительных. После этого скитяне приступают к исполнению послушаний.

Вечернее богослужение начинается в 17:00. Служится вечерня и малое повечерие, на котором вычитывается монашеское правило: три канона и акафист. По определенным дням поочередно читаются акафисты Божией Матери, Иоанну Предтече и оптинским старцам.

На всенощные бдения братия скита ходит молиться в монастырь. Божественная литургия в скиту совершается два раза в неделю – по вторникам и субботам. Этот порядок был установлен еще оптинскими старцами и утвержден в уставе скита.

Послушания

Послушания в скиту связаны с хозяйственной деятельностью насельников – они заготавливают дрова (кельи отапливаются дровами, а храмы углем), обрабатывают небольшой огород – выращивают картошку, кабачки, помидоры, фасоль, лук, чеснок.  В скиту имеется одна теплица. Водопровод подведен только к трапезной. Также в скиту есть сад, занимающий почти всю территорию,  в нем посажены  в основном яблони, но произрастают и плодово-ягодные кустарники: смородина, малина, крыжовник и кизил. За садом ухаживают братия-садовники.

Каждый из насельников один раз в неделю несет послушание трапезника: готовит ужин, моет посуду (обедать братия ходит в монастырь в 12:30).

На территории скита есть гостиница для паломников-мужчин, поэтому двое из братии несут послушания гостиничных.

Распорядок дня

После обеда до вечернего богослужения братия по череде читает Псалтирь по благотворителям. После повечерия – ужин, затем свободное время, которое братия проводит в чтении духовных поучений и творений святых отцов. В 21:00 скитский колокол возвещает час безмолвия. В это время перед сном братия упражняется в делании Иисусовой молитвы. Отбой бывает в 22:00 – 22:30.

Таков размеренный, подчиненный ритму молитвы и богослужения, исполнению послушаний, распорядок жизни скита. Непреложным правилом для братии является повседневная исповедь духовнику – отцу скитоначальнику и молитвенное исполнение оптинской пятисотницы.

Правила посещения скита паломниками

Скит в настоящее время закрыт для посещения паломниками и женщинами. Исключение составляет келья старца Амвросия, которую паломники могут посещать в определенное время. Четыре раза в год в скиту совершаются литургии, на которых могут присутствовать паломники, как их принято называть – «открытые». Такие дни есть в течение каждого времени года, они приурочены к большим праздникам. Зимой это 20 января – престольный праздник Скита, весной – понедельник Светлой Седмицы, летом – 7 июля, праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; и, наконец, осенью – 11 сентября, день Усекновения главы Иоанна Предтечи. При старцах открытая литургия совершалась только один раз в год, в день памяти старца Макария Оптинского, 7 сентября (при старце Иосифе этот обычай был отменен).

Преподобный Никон Оптинский писал о жизни братии: «Здесь у нас в скиту – рай земной. У нас на вратах, на стороне, обращенной к скиту, к церкви, написано: "Коль возлюблена селения Твоя, Господи", – и воистину так».

Настоятель

Игумен Тихон (Борисов)

Святые и подвижники благочестия

27 Июня / 10 Июля, 10 / 23 Октября
7 / 20 Августа, 13 / 26 Декабря
16 / 29 Июня, 13 / 26 Декабря
18 Сентября / 1 Октября, 27 Июня / 10 Июля
25 Января / 7 Февраля, 27 Июня / 10 Июля
9 / 22 Мая, 3 / 16 Октября
30 Июля / 12 Августа, 27 Июня / 10 Июля
25 Мая / 7 Июня, 24 Июня / 7 Июля, 29 Августа / 11 Сентября, 23 Сентября / 6 Октября, 12 / 25 Октября
1 / 14 Апреля, 27 Июня / 10 Июля
29 Апреля / 12 Мая, 3 / 16 Июля

Храмы и Богослужения

Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского

В конце XIX века первоначально планировалось построить каменную пристройку к скитскому храму в честь Собора Иоанна Предтечи. Однако, этот проект не был утвержден Калужской духовной консисторией, «ввиду того, что подобные пристройки не разрешаются строительным уставом». Тогда было принято решение воздвигнуть новый каменный храм. Инициатива строительства принадлежала благотворителю скита екатеринбургскому купцу Михаилу Ивановичу Иванову, впоследствии облеченному в рясофор. Работами руководил другой рясофорный монах скита – Виктор Вейденгаммер. 

В скитской братии были разные мнения о необходимости строительства двухэтажного каменного храма, который плохо вписывался в архитектурный ансамбль скита. Чтобы разрешить недоумения, в феврале 1901 г. рясофорный монах Иоанн (келейник скитоначальника старца Иосифа) был отправлен в Кронштадт, для того чтобы спросить благословение на постройку нового храма у почитаемого всем православным народом о. Иоанна Кронштадтского. Св. прав. Иоанн Кронштадтский дал благословение и обещал посетить скит осенью того же года, впрочем этот приезд так и не состоялся. После этого было преподано благословение на строительство храма Преосвященного Макария, епископа Калужского и Боровского. В марте 1901 г. началось подготовительные работы, а в апреле иеромонах Нектарий (будущий старец) совершил чин освящения и закладки храма. Строительство шло быстро и уже через год основные работы были завершены.

Храм был построен двухэтажный. Верхний храм 26 октября 1902 г. освящен калужским епископом Вениамином в честь святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского. В нижнем полуподвальном помещении устроен храм в честь Собора архангела Михаила, и предполагалась братская усыпальница (по видимому по примеру афонских костниц, в итоге усыпальница не была устроена). Этот храм освящен 10 ноября 1902 г. настоятелем Оптиной Пустыни игуменом Ксенофонтом.

Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского. Оптина ПустыньВыбор святых, в честь которых освящен вновь построенный храм, не случаен. Святитель Лев Катанский – небесный покровитель первого Оптинского старца Льва, а преподобный Иоанн Рыльский – тезоименит св. прав. Иоанну Кронштадтскому, благословившему строительство храма. Нижний храм освящен в честь архангела Михаила, в память о храмоздателе – рясофорном послушнике Скита Михаиле (Иванове). В 1907 году нижний храм указом Калужской консистории был упразднен, иконостас разобран и перенесен в монастырь. Причина – невозможность совершать богослужения из-за большой сырости, появившейся в полуподвальном помещении храма. Позже были проведены работы по осушению помещения нижнего храма, устроена дренажная система, однако храм не был возобновлен. Верхний храм считался летним, и в нем богослужение совершалось в теплое время года.

После революции новый скитской храм был закрыт, «Летопись Скита» еще упоминает о богослужениях в этом храме в 1918 г. В течение нескольких десятилетий здание храма использовалось светскими учреждениями, в последние годы в нем располагались учебные помещения сельскохозяйственного училища.

После возобновления монастыря в 1988 г. скит и расположенный в нем храм свт. Льва Катанского и преп. Иоанна Рыльского были возвращены Церкви.Идут восстановительные работы, которые должны завершиться освящением храма.

Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
1825 г.

Находится на территории Иоанно-Предтеченского Скита. В этом храме совершаются богослужения по особому скитскому уставу.

Паломники не допускаются на эти богослужения.


Главный храм Иоанно-Предтеченского скита. Основание скита началось именно с этого храма по благословению святителя Филарета (Амфитеатрова), в бытность его Калужским архиереем в 1821 г. Сохранилось описание закладки храма: «16 числа августа 1821 г., после ранней обедни, игумен Даниил, пришедши на назначенное для закладки место, и положа со всеми три земных поклона на восток, произнес: «да будет на месте сем благословение святыя пустыни Иордановы и всех там безмолствующих». После сих приснопамятных слов, о. игумен взял в руки лопатку и первый начал рыть окоп для церковного фундамента. Того же месяца, 18-го числа, после обедни, был из обители в скит малый крестный ход без звона. По пропетии молебна с водоосвящением, заложена в скиту церковь во имя Собора великого и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна, первого новоблагодатного пустынножителя; в основании церкви положена под престолом часть мощей сего Святого и день оный проведен в духовной радости и веселии».

Храм деревянный, построенный из леса, срубленного на этом же месте, при расчистке территории будущего скита. Через шесть месяцев храм был полностью окончен и снабжен необходимой утварью. Освящение совершил настоятель монастыря игумен Даниил 5 февраля 1822 г., торжественно с крестным ходом из обители.

По благословению святителя Филарета храм был устроен как «домовая для архиерейских приездов церковь». В западной части храма была устроена келия, в которой святитель останавливался во время своих посещений скита.

В 1863 г. новый скитоначальник преподобный старец Илларион приступил к осуществлению давнего плана – поднять Предтеченский храм, и переменить в нем два нижних подгнивших венца. Когда начались работы, многие духовные чада почившего в 1860 г. преподобного старца Макария изъявили желание почтить память его устройством в храме предела в честь его Ангела – преподобного Макария Великого. Устроить предел в западной «домовой» части храма оказалось невозможным, так как она и в длину и в ширину была слишком тесна для этого. Для этих целей в 1864 г. произвели перестройку храма следующим образом. Западная часть храма была совсем разобрана и заменена новою, более просторную и в длину и в ширину пристройкою. Все здание поднято на 5 четвертей (0,9 м) выше прежнего. Под всем строением подведен из кирпича новый фундамент с подвалами. Потолок, бывший в прежней западной «домовой» части ниже потолка самого храма, был поднят до одного с ним уровня. Это пристройка стала несколько длиннее и на 4 аршина (2,8 м) шире прежней. Именно в этой новой, более просторной, чем ранее пристройке, был устроен предел в честь преподобного Макария Великого. Алтарь предела располагался в юго-восточной части пристройки. В центральном пределе был установлен новый престол и жертвенник. По окончании работ, освящение главного престола совершил 29 августа 1864 г. настоятель обители преп. Исаакий, в праздник усекновения главы Иоанна Предтечи. Макарьевский предел освятил преосвященный Григорий, епископ Калужский 7 сентября 1864 г. в день кончины старца Макария.

Революция нарушила молитвенную жизнь скита. Уже в феврале 1918 г. в скит явился отряд красноармейцев, с целью изъять предполагавшееся здесь золото и серебро. Ничего подобного обнаружено не было, однако при осмотре и переписи было допущено осквернение святых сосудов «скверными, отлученными от Святой Церкви руками» (19 января 1918 г. святитель Тихон издал послание, в котором предал анафеме богоборцев, поднявших руку на церковные святыни и на служителей алтаря Божия). На следующий день после этого происшествия был отслужен молебен и освящены святыни и храм. Вскоре монастырь был преобразован в сельхозартель, а в скиту основан музей. Храм Иоанна Предтечи на многие годы был закрыт.

В 1988 г. в Оптиной Пустыни возобновилась монашеская жизнь. 18 марта 1990 г., в Неделю Крестопоклонную, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (ныне Блаженнейший митрополит Киевский), освятил Иоанно-Предтеченский храм. В 2002 г. стены храма расписаны. В храме совершается богослужение по особому скитскому уставу, с ночными службами.

Храм во имя Михаила Архангела

Нижний храм в честь Собора архангела Михаила. Оптина Пустынь  Нижний храм в честь Собора архангела Михаила. Оптина Пустынь


Является скитом монастыря

Новости

Все новости

Контактная информация

Возврат к списку