Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри Русской Православной Церкви

Адрес:
143615, Россия, Московская область, Волоколамский р-н, с. Теряево
Телефон:
Канцелярия
+7 (499) 559-98-42

+7 (49636) 3-21-02
E-mail:
65289@mail.ru
Сайт:
Дата основания:
1479
дата восстановления:
1989

История

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь вблизи Волока Ламского (ныне – город Волоколамск Московской области) основан великим русским святым преподобным Иосифом Волоцким в 1479 г. Преподобный Иосиф (1439-1515), будучи человеком неравнодушным к проблемам и трудностям мира, был твёрдо убеждён, что монастыри должны быть центрами просвещения и благотворительности. Монастырь помогал окрестным жителям во время бедствий и неурожаев, содержал богадельню и приют для сирот.

При преподобном Иосифе монастырь стал крупнейшим центром культуры Древней Руси. Здесь собирались и переписывались книги, библиотека монастыря не знала себе равных.

Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в с.Язвище-Покровское недалеко от Волоколамска. В 20 лет принял монашеский постриг у преп. Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушел со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом.

Иосиф Волоцкий с успехом продолжил дело своего учителя в третьем поколении Сергия Радонежского – просвещение русского народа в духе чистоты веры и патриотизма. Не случайно его основной труд, и это первый на Руси систематический богословский труд, носит название «Просветитель». А появился он на свет как результат изменившего судьбу Церкви и государства подвига святого Иосифа, под флагом канонического Православия выступившего победоносным вождем в неравной борьбе с укоренившейся в начале 16 в. в самых верхах духовной и светской иерархии ереси «жидовствующих».

Не будет большим преувеличением сказать, что исповедническим трудом и разящим словом пламенных посланий преподобный Иосиф вместе со святителем Новгородским Геннадием (составителем первой Русской Библии) спасли Русь как православное государство. Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Сохранив для Московской Руси православную веру, не допустив расколов и разногласий, преподобный Иосиф содействовал укреплению, в том числе и территориальной целостности, нашей страны и географическому расширению России».

Нет на Руси второго такого монастыря, возрастившего за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны прославленные в лике святых Первосвятители Казанские Герман и Гурий.

В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Черный, Кассиан Босой, Фотий. Насельниками монастыря были архиепископы Казанские Гурий и Герман.

Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и др.

Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сложившийся в ХУ-ХУП веках, сохранивший свою цельность. Система из трех прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремленными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.

Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооруженная в 1504 году, в которой в 1-й половине ХVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем. Уникальная колокольня XV-XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей.

До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками, изящная Петропавловская церковь на богато декорированных Святых вратах, прекрасный, большого объема Успенский собор на высоком белокаменным подклете с изразцовым фризом «павлинье око» работы Степана Полубеса. В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружен великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1909 году палехскими мастерами. На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала ХХ века.

В 1572 году явила себя чудом попринесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта.     

Мощи преподобного Иосифа Волоцкого были обретены в месте его погребения под стеной Успенского собора в 2001 году — Божиим промыслом 31 октября, во время всенощного бдения под день его памяти.   

Иосифо-Волоцкий монастырь является ставропигиальным: его священноархимандрит – Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

В мае 1989 г. Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Стала возрождаться духовная жизнь. Возглавлял обитель до ноября 2003 г. митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (+ 4.11.2003 г.).

В 2004 году наместником монастыря назначен игумен Сергий (Воронков). В 2012 году Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам по восстановлению Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря игумен Сергий удостоен сана архимандрита.

В монастыре ведутся реставрационно-восстановительные работы. Подходят к завершению работы по реставрации древнейшего памятника – храма Богоявления с Трапезной палатой (нач. ХУ в.). Особое внимание уделяется реставрации Успенского собора, где 27 сентября 2015 г. праздничное богослужение в честь 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В первые же годы монастырь столкнулся с немалыми трудностями. Кризисная ситуация в стране, конечно, сказывалась на жизни и быте насельников монастыря. Помещений, пригодных для проживания и совершения богослужений практически не было. Значительные средства требовались на ремонт и реставрацию. Одновременно в монастырь потянулись и местные сельские жители, оказавшиеся без зарплат и пенсий. Им необходимо было помогать. Первый игумен монастыря митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим поставил задачу – постараться прокормить себя своими руками. Таким образом, уже в начале 90-х годов были заложены основы хозяйственной деятельности обители. Были устроены огороды с теплицами, ферма, курятник, посажены плодовые деревья и кустарники, заведена пасека. В одной из башен оборудовали свечное производство. Организовали швейную мастерскую, обеспечивающую внутренние потребности монастыря, столярную мастерскую. В настоящее время на монастырской ферме около 15 коров. Молоко перерабатывает молочный цех, где делают кефир, сметану, масло, творог, сыр, полностью обеспечивая потребности насельников монастыря. Пасека имеет около 30 ульев. Меда хватает и для нужд братии, и для продажи. На огородах выращивается картофель, морковь, лук, чеснок, свекла, капуста, кабачки, тыква, огурцы, помидоры, перец, зелень. Фруктовый сад ежегодно дает большой урожай яблок и груш, ягод. Грибами монастырь снабжают богатые окрестные леса. Не забывает монастырь и о паломниках. В трапезной для них готовят разнообразную выпечку, делают квас и сбитень. В монастырском скиту налажена выпечка хлеба.

Как это было и раньше, насельники монастыря сочетают молитву с трудами. Монастырское обширное хозяйство требует к себе много внимания, поэтому не все насельники имеют возможность для посещения богослужений. Хотелось бы, чтобы было более благоприятное, не в ущерб духовной жизни, сочетание трудовых обязанностей и молитвы. Всегда в монастыре желанны трудолюбивые люди, готовые к послушанию и любящие молитву.



Наместник

Архимандрит Сергий (Воронков)

Святые и подвижники благочестия

21 Января / 3 Февраля, 21 Июня / 4 Июля
5 / 18 Июля, 25 Сентября / 8 Октября
20 Июня / 3 Июля, 5 / 18 Декабря
9 / 22 Сентября, 18 / 31 Октября
В вос­кре­се­нье пе­ред 26 ав­гу­ста
23 Июня / 6 Июля, 25 Сентября / 8 Октября, 6 / 19 Ноября

Храмы и Богослужения

Надвратный храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла
В XVII веке ворота монастырской ограды приобретают небывалую ранее праздничную нарядность, так что их уже трудно назвать крепостными. Ворота имеют два проёма: широкий для проезда и узкий для входа в обитель. Асимметрия этой композиции умело скрадывается за счет того, что надвратная Петропавловская церковь поставлена по оси широкого проезда. Храм отличается тонкой соразмерностью пропорций. Через открытые галереи с южной и северной сторон архитектура церкви искусно связана с воротами, образующими под ней своего рода подклет. Строгая симметрия, ясность основных членений сочетается в этом храме с обилием и разнообразием декора. Изящные барабаны глав, украшенные аркадами с бусинами на колонках, возвышаются над рядами кокошников и поясом изразцов в нишах под ними. Углы основного объёма акцентированы парами колонок, а расположенное в центре окно обрамлено килевидным наличником. Горизонталь открытой галереи храма с двойными арочками, опирающимися на фигурные колонки, подчёркнута двойным рядом муравленых изразцов. Особенно эффектен декор южного фасада. Круглые столбы, расположенные по сторонам от главного въезда Святых ворот, украшены многоцветными рельефными изразцами (ценинными). Объёмными архитектурными майоликовыми деталями сложены перехваты на столбах. Красочные столбы Святых ворот – сооружение уникальное.

Оформление восточного фасада церкви Петра и Павла характерно для конца XVII в. Алтарная часть имеет две апсиды, поскольку примыкает к крепостной стене, но воспринимается как симметричная постройка: кажется, что ещё одна апсида с парным изразцовым столбом скрыта от глаз. В этом сказалось стремление к ясной симметрии с укрупнённым центральным звеном и органическое приспособление к общей нерегулярности постройки. В декоративном убранстве также сочетаются регулярные и нерегулярные черты, разнообразные архитектурные формы и виды декора: фигурные украшения из кирпича штучного набора чередуются с муравлеными и ценинными изразцами. Особенно выделяется в этой композиции круглый столб, разделяющий апсиды.

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.


Главный храм монастыря возводился трижды. Первая церковь Успения, деревянная одноглавая, была заложена преподобным Иосифом 6 июня 1479 года. В 1484 году уже возводится белокаменный собор. 18 декабря 1486 года храм был освящён. Росписи были выполнены “хитрыми живописци в русской земли: Дионисьем и его детми – Владимером и Феодосием, и Паисеею иноком, и два братаничя Иосифовы – инок Досифей да инок Васиян”. Храм был пятиглавый с деревянными крестами. Главы и кресты были обиты железом. Очень богат был интерьер соборной церкви: иконы работы Андрея Рублева и Дионисия, многие из которых имели драгоценные оклады, высокохудожественные шитые пелены, великолепные священнические одежды.

В 1688 году обветшавший собор был разобран, а на его месте возведён новый, гораздо более высокий и величественный, “коштом и усердием” московского дьяка Захария Богдана Силина “по своих родителях в вечное поминовение”. В 1692 году строительство было завершено, освящён собор после отделки в 1696 году. Новый храм отличался от прежнего грандиозными размерами и величественными формами. Он сооружался при участии московских мастеров под “смотрением” архитектора Приказа каменных дел Кондратия Мымрина. Храм четырёхстолпный пятиглавый, на высоком белокаменном подклете, возвышается цельным монолитом. С трёх сторон его окружает аркада на массивных столпах с папертью. Собор украшен карнизами, полуколоннами, изразцами, рельефно выделенными тимпанами. Все эти украшения свойственны русской архитектуре второй половины XVII века, но их сочетание делает неповторимым общий силуэт храма, который отличает изысканная простота и продуманность пропорций, строгая симметрия. Композиционно выделены вертикали, восьмигранные барабаны уподоблялись столпу звонницы, стоявшей рядом с собором. Общая вертикальная устремлённость отчётливо просматривается и снаружи, и внутри храма. В это время зодчие стремятся увеличить вместимость и освещённость храма. В связи с этим появляется обилие окон большого размера. Они обрамлены наличниками с “разорванными” фронтонами. Многоцветные изразцовые пояса помещены на стенах храма в соответствии с его основными пропорциональными членениями. Эти пояса подчёркивают горизонтальные тяги, делящие фасад на ярусы. Во фризе, завершающем стены собора, расположен пояс “павлинье око”, а из отдельных изразцов этого фриза сложены пояса, размещённые посредине фасада, на барабанах и на крыльце западного входа. Крупные яркие ленты с растительным орнаментом придают храму нарядную декоративность. Высокие двухярусные галереи собора так же украшены многоцветными клеймами, каждое из которых сложено из четырёх изразцов. Эти клейма разделены изразцовыми колонками с тонким изящным орнаментальным рисунком по белому, жёлтому, зелёному фону. Изразцы галерей объёмны и выглядят как небольшие рельефные вставки.

Иконостас собора изменялся до второй половины XVIII века. Резьба местного ряда, сохранившаяся до наших дней, выполнена Евсевием Леонтьевым, мастером из Новомещанской слободы Москвы, в 1690-х годах. Такие ордерные иконостасы появились на Руси во второй половине XVII в. В отличие от прежних тябловых они имели вертикальную ориентацию, их стройные колонки украшались сквозной резьбой. Сложная пластическая резьба первого яруса принадлежит к лучшим образцам иконостасной резьбы. Верхние ярусы были обновлены в середине XVIII века. Авторы икон – Григорий Антонов и братья Потаповы. Иконы нижнего яруса иконостаса находятся в музее имени Андрея Рублева.

Стены собора впервые были расписаны в конце XVII века, поновлялись в середине XVIII века, а в 1785–1787 годах стены расписаны в “италианской” манере.

В 1904 году в Успенском соборе были проведены большие работы. Интерьер был изменён по подобию Успенского собора в Московском Кремле. Храм был заново расписан в технике масляной живописи артелью живописцев под руководством Николая Михайловича Сафонова. Автор картонов для росписей – архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Темы росписей: южная стена – в основном двунадесятые праздники, северная стена – Акафист Богородице, западная стена – Страшный суд. В кругах на северной и южной стене – святые равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга, Кирилл и Мефодий, архиепископы Казанские Гурий и Герман. Обрамлением для циклов росписей стали растительные орнаменты очень крупного масштаба и геометрические фоны. Росписи маслом созданы в эстетике нововизантийского стиля, колорит держится на сочетании тёмно-синего и тёмно-красного цветов с активным использованием золотого фона. Живописцы придерживаются иконописных принципов, что делает более весомыми силуэты и узнаваемыми сюжеты. Таким образом, росписи не были рассчитаны на сложное богословское толкование, а были обращены к любому мирянину.

В нижнем этаже Успенского собора находилась усыпальница, где были погребены волоцкие князья, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий и многие подвижники Иосифовой обители. Здесь же под спудом находились мощи преподобного Иосифа. В 1775 году вместо усыпальницы устроен храм. Главный престол освящён в честь преподобного Иосифа Волоцкого, два придела – в честь Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы.


Храм в честь Богоявления Господня
1504 г.
В 1504 году преподобным Иосифом заложена двухэтажная каменная трапезная церковь Богоявления и при ней трапезная палата с кладовыми. Церковь

строилась на деньги князя Семёна Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа.Трапеза весьма обширна, её уникальность в том, что она была построена подобно Грановитой палате Московского кремля - свод её опирается на один срединный столп.

При церкви Богоявления был устроен придел во имя великомученицы Варвары (1780), а в 1806 году придел перенесён на другую сторону и переименован в честь преподобного Сергия Радонежского.

В 1682 году вместо одной главы возводится эффектное, богато декорированное пятиглавие с кокошниками по подобию только что отстроенной надвратной церкви.

В 1779 году в Трапезной были устроены братские келии, но в 1787 году разобраны. Трапезная палата была соединена каменным переходом на столбах с Успенским собором. В 1785 году переходы были разобраны. В 1789 году была сложена каменная лестница с запада.

Храм в честь преподобного Иосифа Волоцкого (нижний храм Собора Успения Пресвятой Богородицы)
Храм часовня в честь преподобного Максима Грека
Храм-часовня во имя преподобного Максима Грека размещается в Германовой башне монастырской ограды. По преданию, Германова башня была поставлена на месте бывшей деревянной башни, которая служила местом заточения преподобного Максима, обвиненного в ереси и отправленного  в Иосифо-Волоцкий монастырь «обращения ради и покаяния», здесь он находился  с 1525 по 1531 год.

Скиты

Волоколамский район, село Теряево, ул. Детгородковская, 37

Богослужение в монастыре


По будням
время
богослужение
примечание
6 : 30
Братский молебен у мощей прп. Иосифа Волоцкого. Утренние молитвы. Полунощница. Каноны. Часы. Литургия.
17 : 00
Вечерня. Утреня
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 00
Всенощное бдение
По: суб.
время
богослужение
примечание
7 : 30
Братский молебен у мощей прп. Иосифа Волоцкого. Утренние молитвы. Полунощница. Каноны. Часы. Литургия. Панихида.
По: вск.
время
богослужение
примечание
7 : 30
Утренние молитвы. Полунощница. Каноны. Молебен. Часы. Литургия.
В двунадесятые праздники начало богослужения в 8.00 - Утренние молитвы. Каноны. Молебен. Часы. Литургия.
17 : 00
Вечерня. Акафист прп. Иосифу Волоцкому

Служение

Книгоиздательская деятельность
Монастырем были изданы:  «Новый Завет», «Библия», «Молитвослов и Псалтирь», два издания «Просветителя» преподобного Иосифа Волоцкого, три издания Акафиста преподобному Иосифу Волоцкому, Житие преподобного Иосифа Волоцкого, три выпуска материалов научно-практической конференции «Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель», альбом «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь», «Синодик Иосифо-Волоколамского монастыря», «Древнерусские иноческие уставы», «Три описи Иосифо-Волоколамского монастыря ХУ1 века», «Жизнь и чудеса преподобного Иосифа Волоцкого», книжка-раскраска «Иосифо-Волоцкий монастырь», «Преподобный Иосиф Волоцкий и созданная им обитель», «Дневник очевидца. От обретения святых мощей преподобного Иосифа Волоцкого до открытия их для поклонения», «Жизнеописание царевича Феодора Долголядского», А. Алексеев «Иосиф Волоцкий», В.А.Бахревский «Преподобный Иосиф Волоцкий. Судьба и время», «Благословенный путь» о митрополите Волоколамском и Юрьевском Питириме.
Отряд Братства Православных Следопытов имени преподобного Иосифа Волоцкого

При монастыре организован отряд Братства Православных Следопытов имени преподобного Иосифа Волоцкого. Ответственный за отряд Братства Православных Следопытов – социальный педагог Васильев В.В.

Подробный отчет о работе отряда  на сайте монастыря   www.iosif–vm.ru.

Социальное служение

Социальная работа в монастыре проводится с детьми из неблагополучных, многодетных семей, с молодежью, ветеранами Великой Отечественной войны Теряевского поселения, с беженцами и людьми, находящимися в местах лишения свободы. Монастырь с помощью прихожан обеспечивает одеждой и обувью всех, обращающихся за помощью. Престарелые насельники монастыря обеспечиваются надлежащим уходом и медицинской помощью.

Монастырь окормляет социальные реабилитационные центры для несовершеннолетних, расположенные в Лотошинском районе (с. Ошейкино), Волоколамском районе (с. Ярополец) и в г. Москве, в районе Отрадное, через которые прошли уже сотни детей и подростков из неблагополучных семей.

Ежегодно, в летние месяцы, для студентов МИИТ (Московский Государственный Университет путей сообщения) при монастыре организуются трудовые лагеря.

Ответственный за социальное служение иеродиакон Моисей (Семянников С.Н.).



Новости

Все новости

Контактная информация

Как добраться?

Обитель расположена в селе Теряево Волоколамского муниципального района Московской области. Расстояние от МКАДа до монастыря по Ново-Рижскому шоссе через ст. Чисмена 110 км. Добраться до монастыря из Москвы можно:

На автомобиле: по Ново-Рижскому шоссе, на 98-м километре которого нужно свернуть направо в сторону станции Чисмена. Далее через железнодорожный переезд 22 км до перекрестка. На нем налево еще 2,3 км до перекрестка в Теряево. Здесь направо и еще около 1 км до монастыря, поворот на с. Спирово на парковку. Начиная от Ново-Рижского шоссе, на каждом перекрёстке стоят указатели на «Иосифо-Волоцкий монастырь».

На автомобиле из Клина: Направляйтесь на северо-запад по ул. Ленинградская в сторону ул. Литейная/А108 (58м.), на перекрестке 1 поверните налево на ул. Литейная/А108 (1,9 км.), поверните налево на ш. Волоколамское/А108 (120м.), поверните направо на ул. Лавровская дор./А108 (800м.), плавно поверните направо в сторону Р107 (80м.), поверните направо на Р107 (7,4 км.), продолжайте движение по ул. Советская (600 м.), поверните налево на ул. Курятникова (2,0 км.), плавный поворот налево на ул. Мира (850 м.), продолжайте движение по Р107 (33,2 км.). Поверните направо (1,0 км.) до монастыря, поворот на с. Спирово на парковку.

На автомобиле из Истры: Направляйтесь по ул. Ленина в сторону ул. Советская (600м.), направляйтесь на запад по ул. Маяковского в сторону ул. Щеголева (210м.), поверните налево на ул. Ленина, по ш. Волоколамское, М 9 и ул. Первомайская направляйтесь к месту назначения (72,1 км), поверните направо на ул. Советская (1,4 км.) продолжайте движение по ул. Панфилова (1,8 км.), ул. Панфилова плавно поворачивает налево и переходит в ш. Волоколамское (21,2 км.), поверните налево (1,5 км.), поверните направо (33м.), плавно поверните налево и выезжайте на М9 (18.4 км.), сверните на съезд в сторону ЧИСМЕНА/СЫЧЕВО (450м.), поверните налево (1,4км.), поверните налево на ш. Волоколамское (1,4км.), поверните направо (1,5 км.), продолжайте движение по ул. 1-я Железнодорожная (600м.), ул. 1-я Железнодорожная поворачивает направо и переходит в ул. Первомайская (19,3 км.), поверните налево на Р107 (3,1км.), поверните направо (1,0 км.) до монастыря, поворот на с. Спирово на парковку.

На автомобиле из Лотошино: Направляйтесь на юг по улица Калинина в сторону ул. Парковая (600м.), поверните налево на ул. Центральная (2,6 км.), поверните налево на ул. Центральная (36 км.) до монастыря, поворот на с. Спирово на парковку.

На автомобиле из Шаховская: Направляйтесь на северо-запад в сторону ул. Железнодорожная (43м.), поверните налево на ул. Железнодорожная (1,1 км.), поверните направо на ул. Партизанская/Р90 (1,0 км.), Продолжайте движение по ул. 1-я Советская (1,3 км.), поверните направо на ш. Новорижское/E22/М9 (2,0 км.), поверните налево (17,5 км.), поверните направо на Р107 (26,1 км.), до монастыря, поворот на с. Спирово на парковку.

Общественным транспортом: Москва - Рижская электричкой до ст. Чисмена и ст. Волоколамск. От станции метро Тушинская, автобусом до г. Волоколамска, далее автобусом до с. Теряево.

Возврат к списку