Карачевский Николо-Одрин женский монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Она явилась на сосне в лесу, расположенном между рекой Почаевкой и Песочней близ села Одрина трем братьям, имевшим в тех местах пчелиные ухожья. Святую икону они принесли в г. Брянск.
Появление ее в городе ознаменовалось чудом. Свирепствовавшая в то время моровая язва, через три дня прекратилась. Храм, в который поместили чудотворную икону, спустя некоторое время, сгорела от удара молнии. Образ сей был повторно найден на той же сосне, теми же братьями. Узрев в этом особое знамение Божие, на месте обретения чудотворного образа, построен деревянный храм во имя святителя Николая, в который и поместили чудотворную икону.
В этом храме собирались для совместной молитвы несколько монахов-отшельников, чьи одиночные кельи были находились среди глухого леса.
Впервые в документах Николо-Одрин монастырь упоминается в государственной грамоте, составленной дочерью литовского князя Ольгерда инокиней Евпраксией, которая была настоятельницей женского монастыря, расположенного недалеко от Одрина. По этой грамоте, часть своих земель она отписала во владение Одриной пустыни.
Официально Николо-Одрин монастырь утвержден в 1697 году, по благословению Святейшего Патриарха Адриана.
Расцвет обители приходится на время управления ею настоятелем - игуменом Варнавой (1705-1720). За период его недолгого настоятельства в монастыре было произведено множество построек: каменный храм в честь иконы Божией Матери Знамение со звонницей; Николаевский соборный храм (вместо бывшего деревянного); начато строительство каменной ограды; построены новые келльи для братии; в г.Карачеве начато строительство Иверской часовни. Одрина пустынь ранее малоизвестная, стала центром усердного паломничества. Доблестный подвиг игумена Варнавы увенчан мученической кончиной. 24 сентября 1720 года на монастырь напали разбойники, разграбили его, подожгли здания, а самого настоятеля предали огненной пытке.
Одринскому монастырю угрожала опасность быть упраздненным. Но по премудрому смотрению Святителя Николая орудием на защиту его обители был избран игумен Иувеналий, ставший настоятелем в 1763 г. Происходивший из древней славянской фамилии Воейковых, образованный и известный своими трудами в духовной литературе, Иувеналий, пользуясь личным доверием и благословением Московского Митрополита Тимофея, явился перед ним в 1764 г. ходатаем за вверенную его управлению обитель. В своем обращении игумен Иувеналий излагал просьбу оставить Одрин монастырь на своем содержании. И благодаря лишь этому ходатайству Одрин не разделил участи тридцати других монастырей Севской Епархии, упраздненных при введении новых штатов.
Кроме этой главнейшей заслуги, игумен Иувеналий в короткий срок своего управления Николо-Одриным монастырем с (1763-1767) сделал немало для его внешнего благоустройства. Состояние общего разрушения монастыря требовало от настоятеля усиленной деятельности и особых способностей. Игумен Иувеналий многое перестроил и привел в цветущее состояние. В 1767 году он был переведен в Новосильский Духов монастырь, но обитель не была оставлена милостию Божией.
В 1780 году граф Николай Самойлов пожертвовал обители образ Матери Божией Утоли моя печали и крупную сумму денег на строительство придела в честь этого образа.
Одрин монастырь достиг своего величия и благолепия при игумене Серапионе (1834-1856) До своего настоятельства, старец Серапион подвизался в Бело-Бережской пустыни под руководством известных учеников старца Паисия Величковского, таких как старцы Клеопа, Феодор и Преподобный Лев Оптинский. Игумен Серапион возвел духовное устроение монастыря на должный уровень. Был введен Богослужебный Устав Святой Горы Афон. Он был истинным подвижником своего времени: носил вериги и грубую власяницу под одеждой, почти никогда не спал, имел суровое воздержание во всем, но при этом был милостив и снисходителен к ближним. Много сил было положено им на благоустройство монастыря. Время настоятельства отца Серапиона ознаменовалось особо значимым событием для обители. В 1843 году в Одринском монастыре была прославлена чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных».
Одним из последних настоятелей монастыря был архимандрит Феодосий, который провел обширную хозяйственную деятельность. При нем был выстроен кирпичный завод из собственного кирпича, возведена ограда длиной I7 км, построена двухэтажная гостиница, разбиты пруды. В селе Одрино построена Воскресная школа.
Всего, ко времени закрытия монастыря насчитывалось более семидесяти кирпичных строений.
В 1922 г. на территории монастыря была размещена детская колония, чуть позже - военный полигон Западного фронта. В 1924 г. монастырь был официально закрыт. Многие монахи нашли себе пристанище при храмах г.Карачева. В 1930 году шесть братий нашего монастыря вместе с последним настоятелем Николо-Одриной обители епископом Агапитом, были осуждены и приговорены к разным срокам заключения в ИТЛ.
Опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться. По постановлению органов советской власти были разобраны колокольня (1928) и пятипрестольный соборный храм (1930). До наших дней сохранилось лишь два строения середины XIX века - Игуменский дом и Братский корпус.
Во время Отечественной войны в этих зданиях размещался немецкий военный штаб, после войны - детский дом и средняя школа - восьмилетка. В 1970г. детский дом закрыли. В этих зданиях была устроена база отдыха от швейной фабрики. Затем в течение 10-12 лет здания пустовали и были на грани разрушения.
22 мая 1995 года на месте разрушенной обители был открыт Николо-Одрин женский монастырь. Настоятельницей монастыря была назначена игумения Мариам (Шагарова).
В настоящее время в Николо-Одрине монастыре находится чтимый список иконы Божией Матери Споручница грешных. В 2002 году состоялась закладка нового храма в честь этого святого образа. В 2004 году храм был освящен Епископом Брянским и Севским Феофилактом.