Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь Ставропигиальные монастыри Русской Православной Церкви

Адрес:
249700, Россия, Калужская область, Козельский р-н, пос. Шамордино, п/о Каменка
Телефон:
канцелярия
+7 (48442) 4 37 52

факс
+7 (48442) 2-16-49

справочная
+7 (915) 894-16-80
E-mail:
shamordino-m@yandex.ru
Сайт:
Дата основания:
1884
дата восстановления:
1990

История

Казанская Амвросиевская пустынь расположена рядом с деревней Шамордино Калужской области, в двенадцати километрах от прославленной Оптиной пустыни. Обитель была основана преподобным Амвросием Оптинским в 1884 году. 

Когда-то на этом месте на высоком берегу реки Серены находилась усадьба помещика В.П. Калыгина, который продал свое имение с условием, что ему будет дано место в монастырской гостинице в Оптиной Пустыни, чтобы он смог там дожить свои последние дни вместе с женой. В 1875 году преподобный Амвросий благословил своей духовной дочери монахине Амвросии (в миру Александре Николаевне Ключаревой) приобрести это имение. Она купила его для своих малолетних внучек-близнецов Веры и Любы, которых взяла на воспитание после смерти их матери всего трех недель от роду. При ее заботливом воспитании девочки росли необыкновенными детьми: кроткими, набожными, любящими друг друга и очень привязанными к преподобному Амвросию, своему крестному отцу. Матушка Амвросия часто забирала внучек в Оптину или сама надолго приезжала в Шамордино.

Отец Амвросий благословил построить в имении большой новый дом – одноэтажный деревянный, на высоком каменном фундаменте, вместо старого полуразвалившегося. Жизнь в имении была близка к монашеской. Вместе с девочками здесь поселились вдовы и девицы-сироты из бывших крепостных, преданных матери Амвросии. Постепенно к ним стали присоединяться их родственницы, искавшие уединения и молитвы. Старец Амвросий часто навещал усадьбу и не раз говорил, что на этом месте вскоре будет монастырь. По его благословению матушка Амвросия ходатайствовала перед священноначалием о разрешении устроить в имении женскую общину с богадельней и церковью. 

В 1881 году мать Амвросия скончалась, а через два года скончались и ее внучки. По духовному завещанию монахини Амвросии, в случае смерти ее наследниц, в Шамордине должна быть устроена женская община. Помощницей старцу Амвросию в устроении новой обители стала его духовная дочь София Михайловна Болотова, происходившая из древнего благочестивого дворянского рода. Открытие общины, освящение в ней домовой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и одновременно назначение матушки Софии (Болотовой) настоятельницей состоялось 1/14 октября 1884 года на праздник Покрова Божией Матери. 

Все порядки в обители были установлены преподобным Амвросием: поступить в нее можно было только по благословению самого старца, ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. С особой любовью он принимал несчастных: бедных вдов, сирот, убогих, калек, брошенных детей, обездоленных женщин, не имевших средств поступить ни в какую другую обитель. Многих сестер он собственноручно постриг в монашество. Одними из самых светлых моментов в жизни сестер были приезды батюшки в Шамордино: он непременно заходил в келью к каждой сестре, беседуя, наставляя и утешая ее. Из-за своей болезни батюшка не мог оставаться духовником все растущего числа сестер обители и передал часть из них под духовное руководство преподобного Анатолия (Зерцалова). 

С благословения старца в обители были устроены скиты, две деревянные часовни, многие хозяйственные здания, водокачки, сестринские кельи, золотошвейная мастерская, положено начало иконописной мастерской. Матушка София была настоятельницей всего около трех лет: тяжелые труды и строгая подвижническая жизнь подорвали ее здоровье – в 1888 году в возрасте сорока двух лет она скончалась. 

Новой настоятельницей обители стала другая духовная дочь старца Амвросия – монахиня Евфросиния (Розова). В 1890–1902 годах был выстроен новый каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Проект разработал архитектор С.В. Шервуд, а деньги на возведение пожертвовал богатый московский чаеторговец С.В. Перлов. Величественный пятнадцатиглавый собор, вмещавший до пяти тысяч человек, поражал своими размерами и в то же время изяществом. 

8/21 июля 1901 года, на праздник Казанской иконы Божией Матери, Шамординская община получила статус общежительного монастыря и стала называться Казанской Амвросиевской женской пустынью. Преподобный не дожил до этого события – он скончался 10 октября 1891 года, проведя последний год в Шамордине. Предчувствуя скорую кончину, батюшка много времени уделял благоустройству обители, он спешил закончить все незавершенные дела и дать необходимые указания настоятельнице. 

Шамординская обитель во все времена находилась под духовным окормлением Оптинских старцев. При открытии общины ее благочинным был назначен преподобный Исаакий (Антимонов). Впоследствии духовниками обители были Оптинские старцы – преподобные Иосиф (Литовкин), Варсонофий (Плиханков) и Анатолий (Потапов), которые так же, как преподобный Амвросий, относились к сестрам с отеческой любовью. К 1917 году в обители подвизались до восьмисот сестер, все они ревностно выполняли заветы старца Амвросия, монастырь стал одним из самых известных духовных и культурных центров Российской империи, оставаясь им вплоть до своего закрытия. 

Революционное лихолетье не пощадило Шамординскую обитель. Ее постигла общая участь всех русских монастырей. В апреле 1918 года в обитель прибыла оценочная комиссия для передачи монастыря в распоряжение совета большевиков. В марте 1923 года обитель окончательно ликвидировали «как рассадник контрреволюции». В 1929 году значительная часть сестер была отправлена в ссылку и места заключения. Некогда величественный архитектурный ансамбль за десятилетия правления безбожной власти превратился в развалины.

В марте 1990 года в обители была возобновлена монашеская жизнь. 3 мая 1990 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен подписал указ о возобновлении монастыря в Шамордине. За двадцать дней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был подготовлен к освящению, которое было совершено 27 мая 1990 года. В этот же день возвели в сан игумении первую настоятельницу обители монахиню Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Никону (Перетягину). При ее деятельном участии монастырь восстал из руин. Она посвятила всю себя без остатка монастырю и сестрам и отошла ко Господу на другой день после празднования 22-летия возрождения Шамордина. Следующей настоятельницей обители стала ее духовная дочь монахиня Сергия (Щербакова), почти с самого начала устроения обители усердная помощница во всех монастырских делах игумении Никоны.

24 октября 2015 года, в день празднования Собора Оптинских старцев, обитель молитвенно отметила 25-летие возрождения монашеской жизни. Празднование возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершив в Казанском соборе торжественное богослужение, ставшее для сестер и гостей обители незабываемым праздником.

 Созданная трудами и молитвами преподобного старца Амвросия его любимое детище Шамординская обитель продолжает жить, чтобы светить миру истинно евангельским светом, являя собой образ Царства Божия на земле.




Проезд:

На автомобиле: Козельск расположен в 280 км к югу от Москвы. Выезжаете на Киевское шоссе в сторону Калуги. Проезжаете поворот на Калугу. По указателям таких поворота два, первый (направо) ведет на мост, а второй (налево) и есть основной. Проехав поворот на Калугу, следите за автомобильными мостами, которые проходят над дорогой, вам нужен второй по счету, он находится на 186-ом километре шоссе. Нужно проехать этот мост, после него сразу будет указатель на Оптину. В конце моста будет висеть указатель - Козельск. Далее все время прямо и прямо, до монумента г.Перемышль, там по указателю, направо. Дорога от трассы до Козельска большей частью неплохая, однако можно проехать и через Калугу, особенно на обратном пути, указатели на Москву как раз ведут через Калугу.

Можно выехать как по Киевскому, так и по Калужскому шоссе. Они пересекаются в районе Обнинска около 100 км, далее еще 140 км по Киевскому шоссе


Своим ходом: от метро "Теплый стан" рейсовым автобусом на г.Козельск., г.Сосенский или г.Хвастовичи

Автостанция ст.м. Теплый Стан: 427-9077 (справки), 101-3536 (справки, заказ мест)

Как добраться: выход из первого вагона при движении из Центра, в подземном переходе направо до конца, затем налево и 200 м по Новоясеневскому проспекту.


С расписанием движения автобусов от Москвы вы можете ознакомиться на сайте автостанции м.Теплый Стан

С расписанием движения автобусов на Москву вы можете ознакомиться  на сайте г. Козельска

Перед поездкой рекомендуем позвонить на автостанцию для уточнения расписания движения автобусов, так как возможны сезонные изменения расписания, а так же перенос и отмена рейсов по техническим причинам.

Автостанция Козельск: +7 (48442)22502

Козельское АТП: +7 (48442)22240

Также можно доехать электричкой с Киевского вокзала до Калуги, далее рейсовым автобусом на г. Козельск., г. Сосенский, г. Ульяново или г. Хвастовичи.

Не доезжая до Козельска, остановиться в пос. Каменка возле указателя на Шамордино и далее 1 км направо до монастыря.


Игумения

Игумения Сергия (Щербакова)

Святые и подвижники благочестия

9 / 22 Мая, 29 Июля / 11 Августа, 6 / 19 Декабря

Храмы и Богослужения

Казанский собор

Главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преп. старца Амвросия. Проект храма изготовлен в мастерской архитектора С. В. Шервуда.

Величественный, 15-главый собор выполнен в «русском стиле» - с декоративными кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. На северном и южном фасаде – стилизованные крыльца с шатровыми завершениями с крестами. В 1902 году 11 / 24 октября Калужский Преосвященный Вениамин совершил его освящение. В годы лихолетья храм, как и весь монастырь, сильно пострадал: был осквернен и обезглавлен. С возрождением обители началось его восстановление. 


В 2005 году 31 июля / 13 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери и два придела: правый – в честь свят. Николая Мирликийского и свят. Амвросия Медиоланского, левый – в честь свщмуч. Игнатия Богоносца и свщмуч. Поликарпа Смирнского. В 2014 года, 9 - 10 августа, преосвященным архиепископом Феогностом освящены были и верхние приделы: правый - в память святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, а так же преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских и всея России чудотворцев, левый - в честь святой праведной Елисаветы, матери Иоанна Предтечи, а также святых  преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары.


Большая часть внутреннего убранства в настоящее время, как и прежде, выполнена в мастерских обители. Для благолепного украшения Божия храма сестры пишут иконы для иконостаса и в киоты, вышивают бисером оклады, изготавливают витражи, в чеканной мастерской делают басменные киоты, в золотошвейной - вышивают плащаницы и хоругви.

Храм в честь преподобного Амвросия Оптинского
15 г.
В прошлом веке на этом месте располагался дом-келья, в котором, приезжая в обитель, жил Старец.
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
3 : 00
Воскресная полунощница, 3-й и 6-й час, Божественная Литургия
По: вск.
время
богослужение
примечание
18 : 00
9-й час, вечерня, повечерие

Сюда приходил старый и малый, богатый и убогий. «Батюшка старец о. Амвросий был действительно олицетворением здесь, на земле, самоотверженной христианской любви и всю свою жизнь до последнего вздоха отдал ближним, спасая их из пропасти неверия, уныния и отчаяния». Учил предаваться во всем воле и промыслу Божию и не роптать. 


«...В жизни человеческой все идет вперемежку, как пряжа, - идет ровная нить, а потом вдруг тонкая нить». «Бог любит только смиренных, и, как только смирится человек, так сейчас Господь поставляет его в предверие Царства Небесного, но когда человек не хочет добровольно смиряться, то Господь скорбями и болезнями смиряет его».


В этом доме батюшка Амвросий отошел ко Господу 10/23 октября 1891 года. После его смерти стараниями духовного чада С. В. Перлова над этим домом был построен кирпичный футляр. После закрытия монастыря дом-келья был вывезен в деревню Шамордино, а в каменном футляре находился гараж. 


С возобновлением монашеской жизни здесь был устроен храм, и освящен 15/28 июля 1996 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в честь преподобного Амвросия Оптинского. В этом храме ежедневно совершаются богослужения.


Храм в честь Пресвятой Троицы
Церковь во имя Пресвятой Троицы с пределом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Это первый храм обители, первоначально освященный в день ее открытия, 1/14 октября 1884 года, в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь перед Ее чудотворным образом возносил свои молитвы смиренный старец Амвросий. 

До 1889 года находился на месте ныне существующего Казанского собора. Во время закладки фундамента этого собора, по благословению преподобного Амвросия, старый храм перенесли на монастырское кладбище, и 5 июля 1890 года освятили во имя Пресвятой Троицы. В нем был одноярусный деревянный иконостас, отделанный белым с позолотой. 


15/28 октября 1891 года здесь отпевали в Бозе почившего старца Амвросия. В правой части храма, по прошению настоятельницы монахини Евфросинии, 24 января 1892 года был освящен придел «в честь Божией Матери Живоноснаго Ея Источника» с деревянным резным двухъярусным иконостасом. В течение восемнадцати лет этот храм оставался единственным в обители.

После закрытия монастыря храм был разрушен. Уповая на помощь Божию, этот исторически значимый для обители храм всегда надеялись воссоздать. 28 июля 2006 года отслужили молебен и приступили к его восстановлению. К осени 2008 года он был возведен под купол, и 17 октября установили на него кресты. Но еще предстоит много отделочных работ. Внутреннее убранство этой церкви, как и других монастырских храмов, предполагается создавать в своих мастерских.

За храмом расположено старое монастырское кладбище, на котором нашли место своего упокоения несколько поколений шамординских сестер.


Храм в честь иконы Божия Матери «Утоли моя печали»
В северной части обители стараниями и на средства Анны Яковлевны Перловой в конце XIX века выстроено двухэтажное кирпичное здание богадельни. При ней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», освящение которого было совершено 25 октября/7 ноября 1902 года Калужским архиепископом Вениамином. В богадельне призревалось до шестидесяти неизлечимо больных женщин-калек. После закрытия обители в 1923 году, была упразднена и монастырская богадельня. Храм был осквернен и частично разрушен, в нем и в богадельне располагались различные мирские учреждения.
С возобновлением монашеской жизни в обители, храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» первым был восстановлен и освящен 27 мая 1990 года. 


Богослужение в монастыре


По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.
время
богослужение
примечание
17 : 00
9-й час. Вечерня Утреня, 1-й час.
По будням
время
богослужение
примечание
6 : 00
Утренние молитвы. Полунощница. Акафист, 3-й и 6-й час, Божественная литургия
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 00
Всенощное бдение
По: суб.
время
богослужение
примечание
6 : 00
Утренние молитвы. Полунощница. Акафист, 3-й и 6-й час, Божественная литургия. Панихида
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
6 : 00
Утренние молитвы. Полунощница. 3-й и 6-й час. Ранняя Божественная литургия
8 : 00
3-й и 6-й час. Поздняя Божественная литургия
По: вск.
время
богослужение
примечание
18 : 00
Параклисис с чтением акафиста перед чудотворным Казанским образом Божией Матери.
в храме прп. Амвросия

Служение

Богадельня
В настоящее время в ней проживают около 30 престарелых монахинь. Многим из них выпало пережить тяжелые военные годы, времена гонений за веру. Эти пожилые насельницы в течение нескольких лет трудились в монастыре, теперь, когда они стали немощными, за ними с любовью ухаживают другие сестры, стараясь скрасить последние годы и упокоить их старость.

В кельях живут по одному, либо по два человека. Специально устроена палата для лежачих больных, где хожалки несут круглосуточные дежурства, обеспечивая полный уход за ними. В храме при богадельне еженедельно совершаются богослужения, и священнослужители причащают Святых Христовых Таин прямо в кельях лежачих сестер. Здание богадельни большое и светлое, с высокими потолками, в нем по-домашнему уютно, везде много живых цветов, перед входом разбит палисадник со скамейками для отдыха. В богадельне есть своя небольшая трапезная, прачечная и кастелянная.

Призреваемые имеют возможность ежедневно посещать богослужения, так как их отвозят в храм на инвалидных колясках. Для тех, кто по состоянию здоровья, не может бывать в храме, келейно вычитывают монашеское правило. Находящихся при кончине соборуют и часто приобщают Святых Христовых Таин. Уже многие сестры закончили свой земной путь удостоившись мирной христианской кончины в обители. О почивших возносится соборная молитва.

Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих.

В старшей группе   учится около 40 человек, в младшей – порядка 30. Занятия проводятся также и в богадельне, пожилые монахини охотно их посещают. Меня это радует, поскольку учеба углубляет их знания и способствует молитве.

В катехизаторской школе на данный момент преподаются четыре предмета: Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, православное вероучение, общая церковная история. В новом учебном году мы планируем ввести еще два: история Русской Православной Церкви и основы богослужебного устава. Но по условиям аккредитации должно быть восемь предметов, так что на очереди остаются церковнославянский язык и история православного монашества.

В течение учебного года сестры обязательно пишут по изучаемому предмету четыре контрольные работы, за которые выставляются оценки по пятибалльной системе. Что касается итогового зачета, то сестра отвечает по билету и получает «зачет» или «не зачет». Есть сестры, которым в связи с их послушаниями тяжело осваивать сразу несколько дисциплин. Поэтому возможен вариант, когда сестре будет разрешено изучать в течение учебного года только один предмет. Куда нам спешить? Мы год поучимся и два, и три, и шесть… В этом деле главное усвоить материал, а не поставить галочку. Сестры должны пользоваться своими знаниями, иметь церковный взгляд и твердо стоять в истине. Ни для кого не секрет, что немало ересей и расколов зародилось именно в монастырской среде из-за недостатка книжного образования, да и общего развития. Это наша давняя и общая беда, с которой сейчас ведется борьба. Дело трудное, но необходимое.

Игумения Сергия (Щербакова)



Новости

Все новости

Публикации

Все публикации

Контактная информация

Возврат к списку