Казанский Богородицкий мужской монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери (8 (21) июля, в честь обретения иконы). В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с Казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божией Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе – 22 октября (4 ноября).
Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос.
Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудотворцев.
Царским указом в 1579 году на месте явления чудотворной иконы основан Богородицкий женский монастырь. Одной из первых насельниц монастыря, а по преданию, и первой настоятельницей, стала обретшая икону девочка Матрона (инокиня Марфа). Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. Все строения монастыря изначально были деревянными, но уже в 1594 году был возведен первый каменный храм во имя явления Казанской иконы Божией Матери.В 1796 году на месте обретения был заложен новый храм. Строительство велось по проекту известного зодчего Ивана Старова, которое было завершено в 1807 году. Монастырь представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы, а также утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров.
XIX век стал для монастыря благодатной эпохой торжества веры: на огромной территории под стенами Казанского Кремля раскинулся один из самых крупных монастырей России. В монастыре служило 600 сестер, работала больница, гостиница и сиротский приют. Одним из самых «молодых» строений монастыря (середина XIX века) считается Крестовоздвиженский корпус. В стенах его располагалась общая трапезная, школа живописи, ризница, швейные мастерские и хлебопекарня.
Удивителен факт, несмотря на близость к Кремлю, монастырь был жив молитвой и после революции. По переписи населения 1922 года здесь числилось две сотни послушниц. Лишь к 30-му году обитель покинули последние монахини. В советские годы на территории монастыря располагались: киностудия, склады и табачная фабрика.
На сегодняшний день из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. и Софийская надвратная церковь, которая с 1993 года передана Казанской епархии. В глубине квартала расположены двухэтажные Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона.В настоящее время полным ходом идут реставрационные работы. Идёт восстановление Казанского собора. 21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II где, в торжественной обстановке, Казанской епархии был передан чудотворный «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери (Акт о передаче чтимого списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы Казанской епархии Русской Православной Церкви), установленный в Крестовоздвиженской церкви. В храме ежедневно совершаются богослужения и все верующие имеют возможность поклониться Святыне.
21 июля 2016 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в ходе которого Его Святейшество совершил чин закладки собора на месте обретения Казанской иконы Божией Матери.
Наместник
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Исповедь. Часы. Божественная литургия. Молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Казанская»
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Исповедь. Часы. Божественная литургия. Молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Казанская». Панихида
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 45 |
Исповедь. Часы. Параклисис перед чудотворной иконой Божией Матери «Казанская». Божественная литургия. Водосвятный молебен
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечерня. Акафист перед чудотворной иконой Божией Матери «Казанская»
|
Во время Великого поста вместо акафиста Божией Матери - Пассия, а от Фоминой Недели до отдания Пасхи - акафист Воскресению Христову
|
Первое упоминание об использовании Крестовоздвиженского храма в гражданских целях появляется в январе 1929 года в ходатайстве общины Богородицкого монастыря о предстоящем закрытии главного летнего собора. Настоятель Богородичного храма священник Алексей Лебедев поспешил обратить внимание НКВД, что «…пустующий Крестовоздвиженский храм уже был передан «на нужды Государства». Документально этот факт нигде не был отмечен и пришлось власти срочно рассмотреть этот вопрос. Уже в 13 февраля 1929 года на заседании Президиума ЦИКа АТССР постановили в отношении этой церкви действие договора прекратить, церковь считать закрытой. Горсовету же предложили использовать помещение «для расширения школы №12, находящейся в одном помещении, а НКФу по согласованию с музейной комиссией НКПроса и НКВД ликвидировать имущество закрываемой церкви». Таким образом, к концу месяца официально закрыли домовой храм, который и без того давно не функционировал, поскольку много раньше в этот же корпус поместили школу первой ступени. 1 марта актом согласно описи имущество Крестовоздвиженской церкви бывшего Казанского монастыря передано в Госфонд, а само помещение принято на учет городского коммунального хозяйства.
До наших дней Крестовоздвиженский храм сохранился в несколько измененном виде. Долгое время здание использовалось пединститутом, а в 2004 году передано воссозданному Казанско-Богородицкому монастырю.
27 апреля 2013 года накануне Светлого Вторника митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий совершил освящение придельного храма Крестовоздвиженского собора обители в честь священномученика Ермогена, патриарха Всероссийского.
По монастырским документам она построена в 1807-1825 гг. (строительство прерывалось пожаром 1815 года) по проекту архитектора Я.М. Шелковникова на средства дворян Мусиных-Пушкиных.
Церковь планировалась как надвратная, но в 20-е годы ХIХвека была построена новая ограда и храм оказался в глубине монастыря. По мнению ученых Софийская церковь построена значительно раньше, чем датируется обычно. Вероятно, в конце XVII — начале XVIII вв. На это указывают ее архитектурные формы и декор, характерные для русского теремного стиля и барокко. В начале XIX века она, скорее всего, подвергалась лишь частичной реконструкции. Во имя мученицы Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови церковь была освящена, очевидно, в память о казанской игуменье Софии (в миру — княжна Любовь Борисовна Волховская), руководившей монастырем с 1795 года до своей смерти в 1807 году. При игуменье Софии в монастыре велись большие работы, были составлены планы, по которым монастырь отстраивался позднее. В 1798 году игуменья София принимала в качестве гостей императора Павла I и князя Александра Павловича (будущего императора Александра I), присутствовавших на закладке главного монастырского собора.
В советское время храм использовался как жилое помещение. В 1993 года был передан Казанской епархии и в настоящее время является действующим.
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Исповедь. Часы. Божественная литургия. Молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Казанская»
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Исповедь. Часы. Божественная литургия. Молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Казанская». Панихида
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Исповедь. Часы. Божественная литургия
|
|
7 : 45 |
Исповедь. Часы. Параклисис перед чудотворной иконой Божией Матери «Казанская». Божественная литургия. Водосвятный молебен
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечерня. Акафист перед чудотворной иконой Божией Матери «Казанская»
|
Во время Великого поста вместо акафиста Божией Матери - Пассия, а от Фоминой Недели до отдания Пасхи - акафист Воскресению Христову
|