Мироносицкий женский монастырь в с. Ежово Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Епархия:
Йошкар-Олинская
Адрес:
Россия, Республика Марий Эл, Медведевский район, село Ежово, Комсомольская улица, 2
Телефон:
+7 (8362) 57-85-10.
E-mail:
Дата основания:
1649
дата восстановления:
1994

История

Возникновение обители относится к середине XVII века и связано с явлением чудотворного образа Пресвятой Богородицы со святыми женами мироносицами. Майским днем 1647 года крестьянин селения Дальние Кузнецы, Андрей Иванович Жолнин, работая в поле на том месте где сейчас находится обитель, увидел резной на аспидном камне, обложенный тканым серебром, образ Богоматери со святыми женами мироносицами.

Когда крестьянин приблизился к иконе и хотел ее взять, образ сделался невидимым. Но вскоре появился вновь на стоящем рядом дереве. Он взял икону и благоговейно принес в свой дом. Вечером и ночью от иконы исходил солнечный свет. Андрей всю ночь молился перед образом, а когда заснул, то ему явился во сне украшенный сединой в святительском одеянии муж и повелел Андрею снова молиться. Тогда же на месте явления иконы был слышен колокольный звон, предвещавший чудеса и основание здесь обители.
На следующий день утром Андрей отнес икону своему отцу Ивану, рассказав ему о всем случившемся. Отец слушал сына с трепетом и радостью одновременно. Узнав о святыне, все жители деревни собрались в доме Жолниных, приведя с собой больных и увечных, которые тут же исцелялись. О явлении чудотворного образа стало известно в Царевококшайске священникам, мирянам и воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову.

В древних грамотах XVII века говорится только о явлении иконы жен мироносиц. Но в чудесах от явленной иконы упоминается, что некоторые люди видели Владимирскую икону Божией Матери. Поэтому оба образа считались явленными. В икону Божией Матери была вставлена малых размеров на аспидном камне явленная икона св. жен мироносиц .

Множество народа отправилось в день сретения 23 июня (6 июля по новому стилю) Владимирской иконы Божией Матери в дом Ивана Жолнина, а оттуда к месту обретения образа, случившегося 1 мая (14 мая по новому стилю). При этом происходили многие чудеса. Люди слышали невидимый голос на том месте, где провидением Божиим должна быть основана обитель для монахов.

Спустя некоторое время образ был перенесен в Царевококшайск в соборную церковь Воскресения. Весть о явлении чудотворного образа дошла до Москвы. Царь Алексей Михайлович повелел отправить икону в Москву. Воевода Спиридонов, сняв список с иконы, отправил подлинник в столицу. Там чудотворный образ был встречен с великим торжеством самим государем, митрополитами и народом, установлен в царских палатах, куда больные, приходя с верой и надеждой, получали исцеление. Два года икона находилась в Москве.

По распоряжению царя икона была облачена в драгоценный оклад, унизанный жемчугом. В 1649 году государь отправил икону в Царев город на Кокшаге, указав начать построение обители на месте явления образа. Эта дата считается годом основания Мироносицкой пустыни, хотя работы по увековечиванию обретения образа начались уже в 1647 году. Воевода Матвей Спиридонов распорядился построить главную часовню на месте явления. Царевококшайские служилые люди ходатайствовали о постройке церкви на этом месте. Повеление царя и просьбы царевококшайцев совпали. Ко времени возвращения иконы основание обители уже было положено. Шел сентябрь 1649 года.

Строительство монастыря велось быстро, уже в 1652 году обитель была готова. Стучали топоры, росли венцы бревен. Деревянная церковь во имя жен мироносиц, кельи, хозяйственные постройки выросли на месте обретения иконы. По некоторым сведениям деревянный храм просуществовал 67 лет, а потом на его месте началось строительство каменного. Строился храм в то время, когда игуменом пустыни был Иоасаф (1712-1723 гг.). Он был освящен около 1719 года, сохранился до нашего времени и венчает весь монастырский ансамбль.

Мироносицкий храм — яркий памятник русского зодчества, сооруженный в традициях XVII века. Он представляет собой двухэтажную постройку. В верхней части расположен холодный главный храм во имя св. жен мироносиц и придел во имя св. Иоанна Предтечи, а в нижней — теплый храм в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя и придел во имя архистратига Божиего Михаила. По фасаду первый и второй этажи разделяются каменным пояском в виде поребрика и гирек. К основному кубу храма с востока примыкают алтарные апсиды, украшенные белокаменным «узорочьем», а с запада и севера обширная паперть и крыльца. Декоративное убранство наружных стен церкви частично сохранилось. Особенно интересно решены оконные проемы северо-западного торца паперти первого этажа. Килевидное завершение трех оконных проемов возвышает храм, делает его легким и стройным. Необычайно красивый вид открывается с южной стороны. Легкость и воздушность храму придают три пары окон, обрамленных затейливыми наличниками, перспективный портал. Оригинально, в духе лучших традиций церковного зодчества XVII века, решено завершение храма. Четыре килевидные закомары венчают свод снаружи с четырех сторон, как бы отдавая дань традиционному на Руси закомарному покрытию храмов. Они несут четырехскатную кровлю с легким и стройным барабаном и главой. Внутреннее пространство главного храма перекрыто «коробовым», то есть сплошным сводом. Основную нагрузку свода несут стены без внутренних столпов. Такая конструкция делает интерьер церкви просторным и светлым. Величавость храму придают широкие лопатки по углам четверика. С юго-западной стороны к торцу трапезной примыкает пятиярусная шатровая колокольня, каждый ярус которой отмечен на фасаде кладкой поребрика (кирпич, поставленный на ребро). Восьмигранник колокольни четко выделен лопатками и производит величественный, фундаментальный вид. Пятый ярус прорезан большими арками, образующими ярус звона и завершается легким и изящным шатром с маленьким барабаном и главкой. Шатер разрезают три ряда «слухов» — небольших окон в килевидных нишах для распространения звона. Колокольня храма — типичный образец русских колоколен второй половины XVII — начала XVIII века — придает всему храмовому комплексу стройный вид и законченность архитектурного замысла. К сожалению, не сохранилось сведений о зодчих храма Мироносицкой пустыни. Но судя по архитектурным особенностям, его строителями вполне могла быть артель из владимирских зодчих.

В колокольне по данным описи имущества монастыря 1921 года имелось 8 колоколов. Первые три — большой, «Полиелейный» и «Вседневный» весом соответственно: 123, 41 и 15 пудов. Благовест и перезвон разливались над всей округой.

В начале XVIII века в монастыре имелась еще деревянная церковь, надвратная, во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Интерьеры главного храма и приделов периодически обновлялись. В них были установлены иконостасы. Мироносицкая пустынь была обнесена каменной оградой с трех сторон, а с четвертой — северной — деревянной. В плане она представляла собой вытянутый с севера на юг прямоугольник. Ее облик в XIX — начале XX вв. был запечатлен на литографиях и немногочисленных любительских фотографиях. К северу от храма в XVIII веке был построен братский корпус, каменный, двухэтажный. В конце XIX века у западной стены монастыря был сооружен новый деревянный двухэтажный братский корпус, не сохранившийся до нашего времени. В южной части монастыря располагался сад и огороды, а в северной — хозяйственные постройки.

Число монахов в мужской обители в разные годы колебалось от 3 до 26 человек. Во главе братии стоял игумен. Расцвет хозяйственной деятельности монастыря относится к двум периодам — первой четверти XVIII века и концу XIX - началу XX века. Уже во второй половине XVII века Мироносицкая пустынь получила в свое распоряжение свыше 110 десятин земли, имела мельницы, лес. Сначала местное марийское языческое население настороженно и даже враждебно встретило строительство обители, ибо ему пришлось уступить некоторые земли монастырю. Но постепенно отношение изменилось. Оттаяли души язычников. Они не только смирились с обителью, но даже стали жертвовать свои земли в ее пользу. В 1764 году в результате изъятия государством церковно-монастырской собственности, утверждения твердых штатов в монастырях Мироносицкая пустынь в числе других семи мужских монастырей Казанской епархии была определена как заштатная, общежительная. По данным на 1904 год монастырь имел 147 десятин земли в двух верстах от монастыря (100 десятин пахотная, остальная — луга, лес); мукомольную мельницу в 9 верстах от обители около деревни Якимово; рыбные ловли в Козьмодемьянском уезде, пожалованные императором Павлом I; лесной участок в 102 десятины в 12 верстах от монастыря. В начале XX века при игуменстве Серафима в пустыни было 9 монахов и 29 послушников.

На протяжении столетий Мироносицкая пустынь распространяла свет духовного просвещения на территории Марийского края. Миссионерская деятельность монастыря оказала огромное духовное и нравственное влияние на местное население. Чудотворная икона озаряла своим светом каждого приложившегося к ней. Монастырское богослужение, совершавшееся строго по уставу, весь уклад обители производили неизгладимое впечатление.
Главной святыней обители оставалась Мироносицкая (Царевококшайская) икона Божией Матери. Чудотворный образ находился в соборной церкви монастыря в киоте главного иконостаса, в роскошной позолоченной ризе, унизанной жемчугом и каменьями. Тысячи паломников устремлялись в обитель и получали здесь духовное успокоение, благословение, приют и трапезу. Чудеса, исходящие от иконы, стали широко известны, и она, называющаяся Мироносицкой или Царевококшайской, стала не только местночтимой, но и получила всероссийскую известность. От чудотворного образа получали исцеление. Воевода Матвей Спиридонов и его младший сын Алексей, одержимые болезнью и потеряв всякую надежду на излечение, просили принести образ св. жен мироносиц в Царевококшайск. В соборе был отслужен перед ним молебен с водоосвящением, и младенец, испив святой воды, тотчас же получил исцеление от болезни. С этого времени появился обычай носить чудотворный образ из Мироносицкой пустыни крестным ходом.
Стечение народа в монастыре происходило на главные престольные праздники обители — день Сретения Владимирской иконы Божией Матери и день обретения чудотворного образа . В день Владимирской иконы в монастырь приходило из Царевококшайска, окрестных деревень около трех тысяч богомольцев. Приходили пешком и приезжали из Яранского и Уржумского уездов Вятской губернии. В этот день с раннего утра и до вечера в храме и на святом ключе недалеко от обители священники едва успевали служить молебны. Из храма совершался крестный ход на ключ. Паломники окроплялись cвятой водой.

В 1667 году казанский митрополит Иоасаф по желанию населения городов Царевококшайска, Козьмодемьянска, Чебоксар, Цивильска установил крестные ходы с иконой в эти города. Эти ходы стали ежегодными. Во время крестных ходов жители сел и деревень непременно принимали икону в своих домах, чтобы отслужить молебен с водоосвящением. Самым древним считался крестный ход в Царевококшайск. От всех городских церквей крестный ход совершался к реке Кокшаге для водоосвящения и вокруг города. По особому расписанию чудотворный образ обносили по всем церквам города, горожане принимали его в свои дома, служились молебны. В 1844 году игумен Мироносицкой пустыни Гедеон составил расписание переноса иконы из одной городской церкви в другую. 31 июля монахи приносили икону в город и ставили ее в Воскресенском соборе к всенощному бдению; 1-2 августа она оставалась в соборе; 2 августа икону переносили к всенощному бдению в Вознесенскую церковь, в которой она находилась 6,7 и 8 августа; 8 августа образ переносился во Входоиерусалимскую церковь, где находился 9,10, и 11 августа; 12 августа икону приносили в собор к Божественной литургии или к вечерне. Там она находилась 13, 14, 15 августа. 16 августа икону торжественно провожали крестным ходом обратно в монастырь.

Революция буря 1917-1918 годов разрушила прежний уклад жизни. Мироносицкая пустынь разделила судьбу многих монастырей России.Обитель была лишена источников существования — земель. Затем специальным решением советских властей монастырь закрыли. Замолкли колокола на долгие десятилетия, они были сняты с колокольни. Бесследно исчезла чудотворная икона. Не исключено, что в 1922 году, она оказалась среди церковных ценностей, изъятых новой властью из монастыря. В тот год снимали и увозили серебряные ризы с икон, кресты, потиры, кадила, украшения с Евангелий. Всего было изъято золота и серебра на 4 фунта 36 золотников (почти 2 кг). Последними иноками пустыни были 12 монахов во главе с настоятелем игуменом Сергием и казначеем иеромонахом Варсонофием (Исаакий, Симон, Алипий, Филарет, Антоний, Рафаил, Маврикий, Никонор, Зосима, Иоасаф, Кирилл, Алексий) и 7 послушников (Карп, Николай, Андрей, Трифон, Александр, Иван, Василий).

С 1921 по 1924 гг. на территории монастыря располагалась трудовая артель по пошиву одежды, состоявшая из монахов. В 1924 г. монахи были изгнаны из обители, и в ее стенах находился Ежовский детский дом. В дальнейшем здания монастыря переходили из рук в руки. Святое место оказалось брошенным, разграбленным и разрушенным. Советские власти лишь констатировали наличие в селе Ежово памятника архитектуры XVII века, но ничего реального для его спасения предпринято не было.

В конце XX века началось возрождение Мироносицкой пустыни как женской обители. 1993 год явился особенно знаменательным. Была образована Марийская епархия, которой была передана Мироносицкая пустынь. Здесь тогда мало что напоминало о былом монастыре. Только стены храма и колокольни давали некоторое представление о былом величии, красоте и славе. По благословению епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна начались восстановительные работы под руководством иерея Сергия Кожевникова. 4 декабря 1993 года епископ Иоанн освятил престол домашней церкви в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, совершил Божественную литургию и молебен. Весть о возрождении пустыни облетела многие города и веси. Сюда потянулись люди, внося посильный вклад в возрождение обители.

Знаменательное событие произошло 1 ноября 1994 года, когда в монастырь по указу Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II для возрождения обители прибыли две монахини: Варнава и Ардалиона из Толгского монастыря под Ярославлем.

Сейчас в обители живут 9 насельниц во главе с игуменией Варнавой. Монастырь возрождается в своем былом великолепии. Все делается руками сестер. Трудом и молитвами за людей и Отечество наше заполнена каждая их минута. Подворье монастыря радует глаз чудесными цветниками. Монахини и послушницы несут послушание в монастырском хозяйстве, занимаются рукоделием.При монастыре действует гостиница.

Возрождаются крестные ходы с чудотворной иконой. В престольные праздники — на Мироносицкий источник, а в 1999 году, в 350-ю годовщину пустыни, крестный ход совершился из обители в Йошкар-Олу.

Настоятельница

Игумения Варнава (Колчина)

Праздники и чтимые даты

Неделя 3 - я по Пасхе.

Святыни и святые источники


Храмы и Богослужения

Домовый храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы
1993 г.
Храм в честь праведных жен - мироносиц
1719 г.
восстановлен в 1994 г.
Часовня в честь новомучеников Марийских
2002 г.
Часовня в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
2007 г.

Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
17 : 00
Вечернее богослужение
Каждый день (кроме праздников)
время
богослужение
примечание
5 : 30
Утреннее богослужение
По выходным и праздникам
время
богослужение
примечание
7 : 00
Божественная литургия


Контактная информация

Возврат к списку