Мужской монастырь в честь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне Киевской епархии Монастыри УПЦ МП

Адрес:
Украина, Киевская область, Фастовский район, село Томашовка, 30-летия Победы, 1.
Телефон:
+38(04565)4-56-49

+38 (096) 2840909

+38 (095) 4601148
E-mail:
vassian@ukr.net
Дата основания:
2000

История

Монастырь в честь положения Ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне был учрежден по благословению Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины в 2000 году Наместником и братией Киевского Свято-Введенского мужского монастыря. Новый монастырь и киевская обитель духовно неразрывны, их связывает общность традиций почитания Божией Матери и христианских святых, строгая подвижническая жизнь и величайший подвиг духовного служения миру, непрестанная молитва о Церкви, Отечестве и людях.

Со времени учреждения Ризоположенческого монастыря на его территории были возведены постройки, которые вызывают удивление и восхищение, возводят ум и обращают сердце к духовной родине всех христиан.

Эти подлинные сокровища напоминают нам о событиях Евангельской истории, о памятных местах, связанных с именами Спасителя и Божией Матери, христианских святых, прославивших своими подвигами Святую Землю. Многочисленные храмы, часовни и памятники, возведенные в монастыре, воспроизводят с максимальной точностью наиболее известные и почитаемые христианские святыни разных стран мира и являются замечательными копиями выдающихся творений человеческого гения, прославляющих Спасителя, Богородицу и Святую Церковь.
По традиции, подобно Небесному Иерусалиму, монастырь окружают мощные крепостные стены из природного камня-валуна, которые гармонично сочетаются с окружающим ландшафтом, а крепостные башни, расположенные по углам ограды, ярко выделяются на фоне природы.

На столбах центральных ворот размещены мозаичные иконы прп. Димитры (Егоровой), основательницы Киевского Свято-Введенского монастыря и св. прпмц. вел кн. Елисаветы (Романовой), которые являются небесными покровительницами и заступницами родственных обителей. С внутренней стороны размещены иконы свящ. муч. Владимира, Митрополита Киевского и свт. Митрофана Воронежского.

От ворот начинается центральная аллея, которая разделяет западную часть ландшафтного парка на две части. Справа от аллеи, на некотором расстоянии друг от друга размещены часовни в честь св. Анастасии Узорешительницы и в честь св. Матроны Московской, мозаичное изображение которой внутри храма окружено образами святых цариц, княгинь и блаженных стариц.

На центральной аллее, на специальной площадке, установлен бюст Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана), Предстоятеля Украинской Православной Церкви, по благословению которого был открыт Ризоположенческий монастырь. Его Блаженство освящал престолы храмов, место под строительство собора, скульптурную композицию «Голгофа» и неоднократно служил Божественную литургию в дни храмовых праздников. Наместник монастыря с братией чтут память Блаженнейшого Митрополита Владимира, ныне покойного, и благодарны ему за отеческую любовь к сему месту.

С противоположной стороны аллеи возвышается колокольня, высотою 51 метр. В ее цокольном ярусе устроена часовня в честь святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.

Рядом с колокольней, на ровной площадке был установлен крест в честь освящения места под строительство собора во имя Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

Аллея приводит   к главному зданию, бывшему усадебному дому дворян Хоецких, памятнику архитектуры стиля модерн начала ХХ ст. В усадебном доме в советское время 66 лет находилась школа, а после ее отселения, дом долгое время стоял в запустении и постепенно разрушался. Монастырь заботливо восстановил памятник архитектуры, и в одном из залов первого этажа 18 ноября 2005 г. был освящен первый храм обители в честь прпмц. Великой княгини Елисаветы. Главными святынями домового храма являются иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (XIX в.) и «Богородица Грузинская».

На центральной аллее установлены бюсты святых жен – прп. Димитры, основательницы Киевского Свято-Введенского монастыря, прпмц. Великой княгини Елисаветы, прп. Олимпиады Киевской и Арзамасской, схим. Нектарии (Долгоруковой). В почитании святых жен братия монастыря видит залог благодатного покровительства святых Божиих и скорого слышания своих молитв, небесной помощи в многотрудном деле созидания обители. На аллее, как и на всей территории монастыря, разбиты цветники и летом они поражают обилием роз: белые розы высажены в память о Великой княгине Елисавете, а разноцветье в цветнике рядом с бюстом прп. Димитры как бы символизирует творческую, деятельную натуру матушки, любившей жизнь во всем ее многообразии и красоте.
Главным акцентом террасы восточной части является скульптурная композиция «Голгофа». Белокаменные изваяния святых, предстоящих распятому на кресте Иисусу Христу, выполнены в человеческий рост. Величественная завораживающая композиция напоминает нам о святом месте Распятия Спасителя в Иерусалиме.

В центре площади возвышается величественный храм, посвященный последним дням земной жизни Иисуса Христа, Спасительным Страстям Господним. Все события Страстной седмицы нашли отражение в убранстве храма, поражающем воображение своим великолепием и торжественностью. Резной мраморный иконостас с уникальными, редкими по содержанию иконами сияет ослепительной белизной на общем фоне разноцветных мозаик и приглушенных тонов монументальных живописных композиций. Зрительные образы событий, запечатленные в иконах и настенной живописи, дают нам возможность сопереживать и сострадать Спасителю, живее воспринять события последних дней и часов земной жизни Богочеловека.

Рядом расположен храм Успения Божией Матери, который построен по образу Гефсиманского Иерусалимского храма «Гроб Божией Матери», где по завещанию было погребено тело Пресвятой Богородицы.

Вход в храм Успения Богородицы находится под навесом, где устроен каскад лестниц, ведущих к дверям усыпальницы. Внутри храма по бокам лестничного пролета, в часовнях, установлены гробницы, которые в точности повторяют места захоронений святых родителей Девы Марии – прав. Иоакима и Анны и праведного Иосифа Обручника. Беломраморные саркофаги украшены цветной инкрустацией, а внутри гробниц находятся камни – реликвии, привезенные со многих святых мест мира.

Следующие две часовни, устроенные друг против друга, посвящены событиям земной жизни Пресвятой Девы, о чем повествуют сюжеты икон, размещенных по центру каждого придела.

Ежегодно 5 сентября у иконы «Встреча Марии и праведной Елисаветы», и 25 августа у иконы «Елеонское Моление» служится Божественная Литургия в память этих удивительных и значимых евангельских событий.

В соответствии с иерусалимским первообразом устроена и сама гробница Богородицы. Прямоугольной формы часовня возведена из белого природного камня, а в середине установлено беломраморное изваяние Божией Матери, лежащей на одре. Во время богослужения на ее гробнице, как на престоле, совершается Божественная литургия. На стенах часовни размещены иконы на сюжет «Успения» в иконографических вариантах разных эпох. За часовней установлен киот с образом Божией Матери «Иерусалимская», а стены этой части храма украшают многочисленные иконы Богородицы в бесконечном многообразии Ее образов.

Множество лампад, свисающих с потолка, повторяют украшения Гефсиманской усыпальницы, а своим мерцающим светом они создают атмосферу таинственности и благоговения.
Одна из достопримечательностей монастыря – это храм Гроба Господнего, повторяющего образ всемирно известной Иерусалимской святыни. Новый храм располагается в глубине холма и напоминает пещеру, где было погребено Пречистое Тело Сына Божия и откуда воссияло миру Христово Воскресение. Внутреннее пространство храма состоит из нескольких частей. В центре находится кувуклия, с приделом Ангела и приделом Гроба Господнего, где стоит погребальное ложе с беломраморным скульптурным изваянием Иисуса Христа, покрытым плащаницей. Покой Христа охраняют Архангелы, мозаичные изображения которых размещены на внешней стене кувуклии, а напротив образов небесных сил, по периметру Святого Гроба, в полукруглых нишах, устроены восемь часовен в честь разных событий и лиц евангельской истории, в подобие открытых приделов вокруг главной части Иерусалимского храма Воскресения.

Небольшой объем внутренних помещений, величественное и одновременно сдержанное убранство храма, мозаичные иконы Богородицы, апостола Иоанна и семи архангелов – все призвано воссоздать атмосферу святого места и вызвать благоговейный отклик в душе.

В ансамбле построек Ризоположенческой обители, посвященной Пресвятой Богородице, нашли отражение и памятные места на земле, которые находятся под особым покровительством Девы Марии. Вторым Уделом Божией Матери называют Афон, монашескую столицу на греческом полуострове.

Два храма, облицованные природным светлым камнем, являются собирательным образом двух славянских обителей – сербского монастыря Хиландар и болгарского Зограф. А третий Удел Божией Матери – Киево-Печерскую Лавру – олицетворяет храм-ротонда в честь «Всех преподобных отцев Печерских». Рядом с этим храмом находится монастырский некрополь, строгие надгробные памятники-кресты украшают могилы почивших братий, «…под сенью праведных могил их мирно церковь приютила».

В архитектурный ансамбль монастыря входят различные здания, сооружения ландшафтной архитектуры, которые хорошо сочетаются с объектами природы и придают ей высший Божественный смысл. Образ архитектурного ансамбля еще формируется, постепенно воплощаются в жизнь творческие замыслы, и создаются неповторимые сооружения, призванные являть миру горнюю, неотмирную красоту.

Наместник

Архиепископ Дамиан (Давыдов)


Храмы и Богослужения

Храм в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы
2005 г.

Первый храм монастыря в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы был устроен в главном здании бывшей усадьбы дворян Хоецких.

Как известно, в XVII веке Томашовка вместе с селами Дедовщина и Голяки принадлежала киевским униатским митрополитам, один год им владела Киево-Печерской лавра. В 1795 году Томашовка поступила в казну и была пожалована Екатериной ІІ князю Григорию Алексеевичу Долгорукому, капитану флота 1‑го ранга.

В 1810 г. Долгорукий продал имение польскому дворянину Яну Непомуку Хоецкому.

До наших дней сохранился дом, построенный по заказу владельца имения С. Э. Хоецкого в начале ХХ ст. в стиле модерн архитектором В. Куликовским.

В советское время в усадебном доме 66 лет находилась школа, а после ее отселения, здание долгое время стояло в запустении и постепенно разрушалось. Памятник архитектуры государственного значения был заботливо восстановлен братией монастыря, а в одном из залов первого этажа обновленного здания, 18 ноября 2005 г. был освящен храм в честь прпмц. Великой княгини Елисаветы.

Главными святынями домового храма являются иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (XIX в.) и «Богородица Грузинская». В храме находится большое количество икон с мощами святых угодников Божиих. Главный дом усадьбы стал отправной точкой в формировании монастырского ансамбля, а отдельные архитектурные элементы памятника повторяются в новых постройках обители, стилистически объединяя все сооружения в единое, гармоничное целое.

Храм в честь преподобных Киево-Печерских
Храм в честь Успения Божией Матери
Храм Гроба Господня
Храм Страстей Христовых
2012 г.

В центре монастыря возвышается величественный храм — Храм Страстей Христовых, посвященный последним дням земной жизни Иисуса Христа, Спасительным Его страданиям.
Освящение храма совершил 6 сентября 2012 года Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан, † 05.07.14 г.)

Храм с шатровым завершением, в плане имеет форму креста. Во время распятия и крестной смерти милосердия, сделалось древом жизни, и послужило омовению грехов человечества. Спасителя Святая кровь, стекая по кресту, оросила Голгофу и «процвел Крест». Орудие позора, по определению божественного

Все события Страстной седмицы нашли отражение в убранстве храма, отличающимся своим великолепием и торжественностью. Резной мраморный иконостас с уникальными, редкими по содержанию иконами сияет ослепительной белизной на общем фоне разноцветных мозаик и приглушенных тонов монументальных живописных композиций.

На иконостасе размещена Икона «Спаситель в терновом венце», на которой запечатлен лик Спасителя, претерпевающего муки в римской претории. Христос изображен в полный рост, Его голова склонена на бок, руки связаны. На плечи наброшена «багряница». Этот образ создан на основе текста Евангелия от Матфея: «Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк. И раздевши Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венок из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него, и, взявши трость, били Его по голове»(Мф., 27, 27–30).

Римские воины облачили Спасителя в багряницу, дали в руки трость, а на голову надели венец из тернового хвороста, которым местные жители отапливали свои жилища. Длинные шипы терна прокалывали кровеносные сосуды на голове, вызывая обильные кровотечения и невыносимое мучение. Пророчество Исаии говорит: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис. 50: 6)
Запечатленные на иконе физические истязания Спасителя призваны вызвать у человека глубокое личное сопереживание, которое должно привести к соединению с Богом в момент Его страданий. Несмотря на испытываемые мучения, в образе Христа ощущается величественная Божественная сила, соединённая с терпением и смирением.

Икона Богоматери Скорбящей помещена слева на иконостасе. Божья Матерь, стоящая у подножия Голгофского Креста, представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Рядом находится небольшая по размеру икона Богородицы, которая называется «Умягчение злых сердец» или «Симеоново про-речение». Как повествует святой евангелист Лука, Симеон Богоприимец благословляя святого Иосифа и Марию, принесших Младенца в храм, обратился к Пречистой Деве с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание мно-гих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:34–35). Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой Девы поразит некое «оружие» — печали и сердечной боли, когда увидит Она страдания Сына Своего. После же от-кроются скрытые помышления людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него.

Завершают иконный ряд иконостаса образы небесных сил, ангелов, держащих Орудия Страстей Христовых, которые свидетельствуют о пережитых мучениях Спасителя. Это копие римского воина, которым были прободены пречистые ребра Спасителя, лестница, молоток и четыре гвоздя — орудия пригвождения, терновый венец, трость, колонна, вервие, бичи и прутья, плеть и розги, губа наполненная уксусом — орудия поругания.
На южной стене храма расположена композиция «Снятие со креста», эпизод Страстей Христовых, следующий за распятием и предшествующий оплакиванию Иисуса. Упоминание о снятии тела Иисуса с креста имеется во всех четырех Евангелиях. Иосиф Аримафейский и Никодим снимают вместе с креста Тело и уносят в сад, близ Голгофы, где в скале высечен гроб. У иудеев был обычай зарывать тела казненных преступников в общей могиле. По всей вероятности этот последний позор предназначался и Иисусу. Но, по предвечному промыслу Божию, вновь исполняется то, что еще за шесть веков до этого было предсказано пророком Исаией: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» (Ис. 53:9).
Тело Христа помазывают алоем и смирной, обвивают плащаницей и голову покрывают убрусом. Иосиф и Никодим тихо поют погребальную песнь, а благочестивые жены орошают слезами место погребения. Композиция на этот сюжет помещена на северной стене. В этой же части храма находится копия знаменитой Туринской плащаницы, являющейся одним из удивительных свидетельств Воскресения Спасителя, сохранившимся до наших дней. Плащаница дополняет впечатление находящегося в храме человека о запечатленных ранах Христа, следах Святой крови Спасителя, которую Он пролил за наши грехи и во спасение наше.

Настоящим украшением храма являются мозаики, которые заполняют все свободные от живописных изображений плоскости стен, а также пол в алтаре и основной части храма. Богатая палитра мозаик, переливающихся всеми цветами радуги, служит ярким фоном, усиливающим эмоциональное восприятие живописных сюжетов. Цветная мозаика, так же как золотой фон икон, восходит к образу Небесного Иерусалима, который построен из драгоценных камней (Откр. 21.18–21).

Зрительные образы событий, запечатленные в иконах и настенной живописи, дают нам возможность сопереживать и сострадать Спасителю в самый драматический эпизод Его земной жизни, живее воспринять события последних дней и часов, когда Богочеловек пребывал еще среди людей.

В страстях Спасителя исполнилось Писание: нет в Нем ни вида, ни величия, Муж скорбей и изведавший болезни, и ранами Его мы исцелились (Ис. 52: 2, 3, 5).

По мнению В.Н. Лосского в этих образах Страданий Христовых важно «суметь распознать победу под видимостью поражения, силу Божию, в немощи совершающуюся».

Часовня в честь апостола Фомы
Часовня в честь блаженной Матроны Московской

Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
7 : 0
Утреннее богослужение
16 : 0
Вечернее богослужение


Контактная информация

Как добраться?

Из г. Киева от метро «Нивки»: авт. «Киев — Дидовщина (до с.Томашовка)» 

Адрес автовокзала: Киевская обл., г. Фастов, пл. Привокзальная, 4

Возврат к списку