Николаевский Клобуков женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Адрес:
Тверская область, Кашин, улица Смычка, 7Б
Телефон:
7(48234)2-35-00
E-mail:
nikolaklobuk@gmail.com

info@klobukov.ru
Сайт:
Дата основания:
1400
дата восстановления:
1994

История

Николаевский Клобуков мужской (а ныне женский) общежительный монастырь был основан в г. Кашине, на возвышенном берегу р. Кашинки, при впадении в нее р. Вонжи – на северо-восточной окраине города. Церковное предание относит время основания монастыря к первой половине XIV столетия.

В 1420 г. в монастыре принял постриг и более 10 лет подвизался преподобный  Макарий Калязинский.
«Николаевский Клобуков мужской, заштатный, общежительный монастырь находится в г.Кашине Тверской губернии, на возвышенном левом берегу реки Кашинки, при впадении в нее речки Вонжи, — на северо-восточной стороне города. Вид монастыря, привлекающего внимание зрителей своими красивыми каменными храмами, такими же оградою и кельями, получает еще более привлекательности от стоящего в близком соседстве с ним каменного двухэтажного Введенского приходского храма, с возвышающейся при нем прекрасною новейшей архитектуры колокольнею. Немало красоты придают монастырю стоящие близ него с незапамятных времен ивы и липы, перемешанные с орешником и разного рода кустарником. В этой рощице, с южной стороны, близ ворот монастыря находится довольно большой и глубокий пруд с рыбой и ключевой колодезь, обнесенный деревянным шатром. Колодезь этот вырыт, по преданию, преподобным Макарием».

Такими словами открывает изданное в 1899 году «Описание Кашинского Николаевского Клобукова монастыря» преподаватель Кашинского духовного училища священник Серафим Архангелов. Сейчас, когда история монастыря насчитывает почти семь столетий, когда позади двадцатый век, сначала уничтоживший обитель, а на своем излете чудесным образом вдохнувший в нее новую жизнь, это описание предстает картиной плодоносного расцвета древнего центра духовной жизни.

В монастыре подвизались преподобныеЕфрем Перекопский, Савва Вышерский, Паисий Углический. Здесь захоронены месточтимые святые – схимонах Сергий и схимонахиня Марфа (Анисимовы). В монастыре до конца своей жизни после убиения супруга благоверного князя Михаила Тверского проживала благоверная княгиня Анна Кашинская.

О происхождении же наименования Клобуков (или Клобуковский) нет единого мнения, хотя в Кашине и по сей день бытует благочестивое предание, сообщающее о том, что раньше построения монастыря на левом берегу Кашинки, близ старой угличской дороги, был найден монашеский клобук. Хранимая кашинцами легенда относит чудесное появление клобука к святителю Иоанну, архиепископу Новгородскому (XII век). По мнению исследователя Б. М.Кирикова, автора книги «Кашин», вышедшей в 1988 году в серии «Памятники городов России», определение «Клобуков» связано с наименованием местности или «каблуком», который образует русло Кашинки в этом месте. Сами кашинцы исстари и до сих пор охотнее называют монастырь «Каблуковым» или «Каблуковским» и даже замешкаются, отвечая на вопрос паломников о дороге к Клобукову монастырю. Эта замена объясняется и тем, что такое звучание привычнее и понятнее для мирского уха; к тому же, если присмотреться к течению реки, то в очертаниях берега, действительно, вполне угадывается каблучок.

О внешнем устройстве Клобукова монастыря в XV столетии сохранились лишь немногие свидетельства. Помимо небольшой деревянной церкви во имя свт. Николая, давшей название обители, предание указывает на существование в то время и церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в которой преподобный Макарий Калязинский принял монашеский постриг. Монастырю принадлежала береговая земля реки Кашинки, где этот святой построил мельницу.

Согласно екатерининскому манифесту о секуляризации церковных земель 1764 года, Николаевский Клобуков монастырь был причислен к заштатным и оставлен на своем содержании. Во владении обители сохранились лишь бесспорно принадлежавшие ей пустыни да Макарьевская мельница на реке Кашинке. Монастырские крестьяне с их усадебной и пахотной землей переходили в ведомство коллегии экономии — специального имперского учреждения, которое занималось управлением земельными владениями духовных лиц и учреждении и сбором с них доходов в государственную казну. Введенская церковь отторгалась от монастыря и становилась приходской церковью Кашина; жители подмонастырской слободы переводились в разряд горожан. Настоятели монастыря впредь именовались не игуменами, как раньше, а строителями. В 1798 году, при наделении обителей землей, Николаевский Клобуков монастырь обошли стороной как достаточно зажиточный. Впрочем, было решено ежегодно выделять монастырю по 300 рублей ассигнациями в качестве «милостынной дачи».

О жизни монастыря в конце XIX — начале XX веков известно немного. Это был один из трех монастырей Кашина. Братия его по-прежнему оставалось немногочисленной, служба отправлялась ежедневно, по праздничным дням служилось две Божественные литургии. Само богослужение совершалось строго по уставу, без сокращений и торопливости, во время братской трапезы читались жития святых по дням. Главным престольным праздником считался день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая Мирликийского 22 (9 по старому стилю) мая. В этот день в крестном ходе от кафедрального Воскресенского собора в Клобуков монастырь принимали участие все горожане и духовенство всех кашинских церквей.

В 1920-е годы монастырь был упразднен и постепенно начал заселяться светскими людьми. Комнаты городили повсюду — в игуменском корпусе, в кельях, в церквях. Даже из врат Покровской церкви сделали жилье. В 1929 году Алексеевская церковь лишилась колоколов и иконостаса; в 1931-м — разобрали колокольню. Тогда же в Алексеевском храме разместили колбасную артель «Инвалид» с бойней, а в частично разобранном Троицком храме — гончарную мастерскую.

В таком состоянии Клобуковская обитель простояла до конца 1970-х — начала 1980-х годов, когда усердием хранителей кашинской старины на монастырь обратили внимание как на древний памятник истории и архитектуры. 30 октября 1995 года комплекс Николаевского Клобукова монастыря официально передали Русской Православной Церкви.

19 июня 2001 года Николаевский Клобуков монастырь был преобразован из мужского в женский.

Настоятельница

Игумения Варвара (Иванова)


Храмы и Богослужения

Надвратный храм в честь Покрова Божией Матери
1680 г.
Меньше пострадала от безбожных властей Покровская надвратная церковь, расположенная к северу от Троицкого собора над северными святыми вратами. Так же, как и кельи братских корпусов, этот редкий памятник древнерусского зодчества в начале 1930-х годов отдали под жилье. К концу 1970-х годов жильцов выселили, и началось постепенное восстановление ценнейшего памятника древнерусской архитектуры.

В «Описании» отца Серафима Архангелова, изданном в годы расцвета Николаевской обители, о Покровской церкви читаем следующее: «Вторая церковь холодная, каменная, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, об одной главе, устроена, по преданию, в 1400 году, но чьим иждивением, неизвестно; стоит в монастыре в связи с оградою с северной стороны; при этом храме, с северо-западной стороны, пристроена колокольня круглая, в виде башни. Иконостас в сем храме столярный, с резьбою, выкрашенный под мрамор; резьба вызолочена; пол кирпичный. Церковь и колокольня покрыты простым листовым железом и окрашены медянкою; кресты железные, окрашены желтым кроном; вход устроен с южной стороны в стене».

Скорее всего, перестраивавшаяся несколько раз надвратная церковь, описанная отцом Серафимом и в наши дни восстановленная (за исключением внутреннего убранства), появилась на месте того храма Покрова Пресвятой Богородицы, где, по преданию, принял монашеский постриг преподобный Макарий Калязинский.

В оформлении Покровской церкви, возведенной до 1709 года (возможно, в самом конце XVII века), прослеживаются черты «нарышкинского» (или московского) барокко, расцвет которого приходится как раз на конец XVII столетия. Нижний ярус прорезан тремя арками, наверху расположен небольшой храм с прямоугольным алтарем и Г-образной аркадой-папертью, прилегающей с юга и запада. Северный фасад отмечен по краям парными полуколонками и восьмигранным окном по оси — характерные детали «нарышкинского» барокко. Барабан, несущий главу, декорирован аркатурно-колончатым поясом. Своеобразие и динамику придает зданию смелое сочетание прямоугольного и круглого углового (колокольня-башня) объемов. Этот прием использовался в надвратных сооружениях Ростова и Ярославля. Но есть и отличие: кашинские зодчие не только отказались от уравновешенной симметрии, но и превратили единственную башню в колокольню.
Троицкий собор
1664 г.
Когда в Кашине развернулось каменное строительство и деревянные храмы разбирались, благочестивые жители, стремясь уберечь старые престолы, переносили их в приделы новых каменных церквей. Таким образом, количество храмов уменьшалось, а престолы (их было около ста) сохранялись — благодаря тому, что в каждом новом храме было несколько приделов или появлялся второй этаж. Вековые традиции оставались нерушимыми, и кашинцы продолжали молиться святым, которым молились их отцы и деды.

То же произошло и с каменной Никольской церковью, сменившей старую деревянную. Каменный Никольский соборный храм, заложенный на месте деревянного в 1664 году старанием богатых помещиков-ктиторов Анисимовых, позднее превратился в Никольский придел Троицкого собора, выстроенного в 1671—1684 годах.

«Главный холодный храм во имя Святой Живоначальной Троицы, с одной главой, в связи с трапезою, колокольней и папертью, зданием весь каменный, длиною 15 сажен, шириною 6 сажен и вышиною в 11 сажен, устроен в 1664 году на доброхотные пожертвования; при этом храме, с северной стороны, находится придел во имя святителя и чудотворца Николая, освященный в 1832 году при Преосвященном Архиепископе Григории», — так описывает главный храм Клобукова монастыря о. Серафим Архангелов. Первоначальный вид Троицкого собора можно представить по планам Кашина конца XVII века. Фасады собора завершались полукруглыми кокошниками, над сводом поднималась единственная глава. Никольский придел также был одноглавым. С южной стороны стояла шатровая колокольня. В середине XVIII века, когда в монастыре велись строительные работы, собор реконструировали. Силуэт здания сделался более весомым, приметным издали. Троицкий собор стал первым в Кашине сооружением типа «восьмерик на четверике»: массивный кубический объем переходил в широкий тяжеловесный восьмигранник.

С северной стороны к нему примыкал миниатюрный Никольский придел с ризницей и библиотекой, а с западной — паперть, раскрытая арочными проемами и служившая основанием колокольни, которая варьировала в уменьшенном масштабе и более легких пропорциях схему «восьмерика на четверике». Главный вход в храм находился с западной стороны под колокольнею, имелось также входное крыльцо с южной стороны, каменное, с железной крышей на кронштейнах. В 1823 году арку, соединявшую центральное помещение с колокольней, расширили. О внутреннем убранстве Троицкого собора и его Никольского придела известно следующее: «В главном приделе иконостас резной, сплошь весь вызолочен на полимент. В придельном храме — иконостас простой работы, окрашенный масляною краскою, резьба вызолочена; стены во всем храме расписаны и украшены живописью. Полы, как в алтарях, так и в прочих местах храма деревянные, окрашены охрою... Крыша покрыта простым листовым железом и окрашена медянкою. Кресты на храме и колокольне железные, вызолоченные» (священник Серафим Архангелов).

Советская власть не пощадила величественный собор. Первой разрушили колокольню. В 1930-е годы в обезглавленном соборном храме устроили гончарную мастерскую. Утрачена арочная паперть, разобрана часть алтаря главного придела, уцелели лишь некоторые фрагменты росписи стен. Несмотря на сокрушительные действия «строителей нового мира», Троицкий собор, дошедший до наших дней в сильно искаженном виде, остается главной архитектурной доминантой Клобукова монастыря. Сейчас в храме ведутся восстановительные работы. В этом году на Троицу в соборе состоялось праздничное богослужение.

За Никольским приделом располагалось небольшое кладбище. В память об этом перед настоятельским корпусом и за алтарной частью Троицкого собора собраны надгробия с могил тех людей, которые всю жизнь, не жалея средств, жертвовали на строительство и содержание храмов и монастырей Кашина.
Храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского
1851 — 1854 гг.
В юго-восточной части монастырского комплекса расположена каменная трехпрестольная церковь с одной главою, возведенная в 1851—1854 годах «иждивением кашинских 1 гильдии купцов, братьев Алексея и Петра Ивановичей Ждановых». Главный придел церкви освящен во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, 23 сентября 1851 года при архиепископе Гаврииле. Есть два придела: правый — в честь Тихвинской иконы Божией Матери; левый — во имя святых апостолов Петра и Павла. Освятили их 24 января 1854 года. Теплые приделы отделяла от холодной Алексеевской церкви деревянная оштукатуренная стена. В главный придел можно было попасть через отдельный вход с северной стороны, в теплые приделы — с западной стороны. Крыши на всем храме были покрыты листовым железом, окрашенным медянкою, а купол с железным вызолоченным крестом — листовым белым железом. Внутреннее убранство церкви, безвозвратно уничтоженное в 1930-е годы, можно представить себе только по дореволюционному «Описанию Николаевского Клобукова монастыря»: «Иконостас в Алексеевской церкви покрыт кармином; резьба и колонны вызолочены на полимент; стены покрыты голубым колером; в куполе и на стенах в некоторых местах написаны священные изображения; 24 иконостасы в приделах простые, окрашены зеленою масляною краскою, резьба и колонны вызолочены; полы во всем храме и алтарях деревянные, окрашены охрою».

Была у Алексеевской церкви и своя колокольня: «На восточной стороне, в связи с оградой и рядом с Алексеевской церковью, устроена новая каменная колокольня о четырех ярусах, вышины, без шпиля и креста, 12 саж. (25,5 м — прим. ред.) -, крест железный, вызолоченный; шпиль покрыт белым листовым железом; крыша и карнизы покрыты простым листовым железом и окрашены медянкою. Под этой колокольней устроены входные святые врата в монастырь; во вратах устроена часовня: в ней находится прекрасное распятие с приличною лапмпадою.

В 1903 году к Алексеевской церкви с запада пристроили часовню во имя преподобного Макария Калязинского, служившую защитным футляром для древнейшей святыни монастыря — деревянной кельи прп. Макария. Внутри краснокирпичной Макарьевской часовни, покрытой четырехгранным шатром, всегда горели свечи. В декоре ее фасада угадываются черты, присущие узорочному» стилю XVII века.

Участь, постигшая Алексеевскую церковь с Макарьевской часовней в 1930—40-е годы, ужасна: в храме устроили колбасный цех, а на месте кельи преподобного проложили сливной желоб, по которому стекала кровь с подвешенных над ним туш.

Силами первой настоятельницы монастыря игуменьи Анны (в схиме Стефаниды) и при помощи меценатов Алексеевская церковь отреставрирована, здесь регулярно совершаются богослужения. В 2009 году в восстановленную Макарьевскую часовню вернулась воссозданная деревянная келья преподобного Макария.
Часовня в честь преподобного Макария Калязинского
1903 г.
С запада от церкви св. Алексея в 1903 г. была поставлена часовня, которую прежде покрывал четырехгранный шатер. Она служила футляром для деревянной кельи, в которой, по преданию, жил инок Макарий, принявший иночество около 1420 г.

Подворья

дата основания:
1621 год
Тверская область, Кашин, улица Красных Идей, 19

Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
17 : 00
Вечернее богослужение
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
8 : 00
Утреннее богослужение
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
8 : 40
Часы. Божественная литургия


Контактная информация

Как добраться?

Из Москвы: поездом «Москва — Рыбинск» с Белорусского вокзала до станции Кашин (время в пути 5,5 часов)

Автобусом от станции метро «Тушинская» до Кашина (время в пути 4,5 часа)

На автомобиле по Дмитровскому либо по Ярославскому шоссе до Кашина (время в пути около 4 часов)

Из Санкт-Петербурга: поездом до Твери, затем с автовокзала Твери до Кашина (время в пути около 10 часов)

На автомобиле по Московскому шоссе до Твери, затем, переехав на левый берег Волги, до Кашина (время в пути около 10 часов)

Из Твери: автобусом с автовокзала Твери до Кашина (время в пути около 3 часов)

Автомобилем до Кашина (время в пути около 3 часов)

Возврат к списку