Николаевский Малицкий мужской монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Николаевский Малицкий монастырь был основан между 1584-1595 гг. в царствование царя Федора Ивановича на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы, огибавшей монастырь с севера и запада и впадавшей в реку Межурку – приток Волги. Название «Малицкий» должно было так же отличать этот монастырь от другого близлежащего Никольского монастыря, который находился до литовского разорения начала XVII в. на Мытицком ручье и называвшийся поэтому – «на Мытище». Сначала обитель была очень бедная. После Смутного времени молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться. Сюда потянулись люди, рядом возникла слобода. Безмятежная, хотя и убогая, жизнь монастыря продолжалась до 1675 г., когда от сильного пожара вся обитель сгорела. Но Господь, по молитвам преподобных отцов, не оставил иноков в такой скорби без утешения: среди пепла и песка была обнаружена икона святителя Николая Чудотворца, чудесным образом уцелевшая в столь сильном пожаре.
В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство. Начало этому положило так же чудо от образа Святителя.
В дни коронационных торжеств 1742 г. графиня Мавра Георгиевна Шувалова, состоявшая в свите императрицы Елизаветы Петровны, по дороге из Петербурга в Москву серьезно заболела и вынуждена была остановиться в подмонастырской Малицкой слободе. Графиня ждала ребенка, и доктора, не находя действенных средств лечения, опасались за жизнь обоих. Узнав о Чудотворном образе Святителя, графиня попросила принести его к своей постели и отслужить молебен, прося о помощи и обещая перестроить монастырь. Вскоре после молебна она выздоровела, доехала до Москвы и родила сына, который в честь Угодника Христова был назван Николаем. Во исполнение данного графиней Шуваловой обета с 1751 г. начались работы по каменной отстройке монастыря в стиле барокко. По плану реконструкции территория монастыря стала иметь вид четырехугольника длиной 138,5 м., шириной 85 м., обнесенного каменной стеной с четырьмя башнями по углам. В ее центре располагался перестроенный Спасский собор в виде усложненного греческого креста с приделом святителя Николая и ризницей. К востоку от соборного храма вырос братский корпус. В южной части монастыря находились настоятельские покои. Над Святыми вратами возвели двухъярусную колокольню, а по сторонам – церкви Покрова и Петра Афонского. В одной из них была мозаичная икона работы М.В. Ломоносова. К началу ХХ в. обитель имела статус заштатного не общежительного монастыря с числом братии 8-10 человек и располагала обширной хозяйственной инфраструктурой.
С 1862 г. в память избавления Твери от холерной эпидемии (1860/61 гг.) чудотворная икона святителя Николая ежегодно 9 мая по ст.ст. крестным ходом переносилась из монастыря сначала в Знаменскую церковь г. Твери (на месте областной библиотеки им. Горького), а с 1901 г. – в Никольскую церковь в Капустниках (на современной пл. Революции) и оставалась там до 1 июня, когда икону святого торжественной процессией с сотнями хоругвей доставляли обратно в монастырь.
Все это благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено. В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение. Активное участие в этом проявляли сами местные жители. Судьба большинства братии сегодня неизвестна. Но ясно, что обитель дала свой священный плод в сонм новомучеников и исповедников Российских. В деле Иосифа Ивановича Ярового-Яропольского, арестованного в Калинине 16 октября 1937 г., читаем: «Место рождения – село Славинка Харьковской области. Профессия – служитель культа. Место служения – Николо-Малицкий монастырь». 23 февраля 1938 г. отец Иосиф был приговорен к трем годам ссылки по статье 58-10 УК РСФСР и отправлен по этапу в Северный край, в возрасте 77 лет.
В дни коронационных торжеств 1742 г. графиня Мавра Георгиевна Шувалова, состоявшая в свите императрицы Елизаветы Петровны, по дороге из Петербурга в Москву серьезно заболела и вынуждена была остановиться в подмонастырской Малицкой слободе. Графиня ждала ребенка, и доктора, не находя действенных средств лечения, опасались за жизнь обоих. Узнав о Чудотворном образе Святителя, графиня попросила принести его к своей постели и отслужить молебен, прося о помощи и обещая перестроить монастырь. Вскоре после молебна она выздоровела, доехала до Москвы и родила сына, который в честь Угодника Христова был назван Николаем. Во исполнение данного графиней Шуваловой обета с 1751 г. начались работы по каменной отстройке монастыря в стиле барокко. По плану реконструкции территория монастыря стала иметь вид четырехугольника длиной 138,5 м., шириной 85 м., обнесенного каменной стеной с четырьмя башнями по углам. В ее центре располагался перестроенный Спасский собор в виде усложненного греческого креста с приделом святителя Николая и ризницей. К востоку от соборного храма вырос братский корпус. В южной части монастыря находились настоятельские покои. Над Святыми вратами возвели двухъярусную колокольню, а по сторонам – церкви Покрова и Петра Афонского. В одной из них была мозаичная икона работы М.В. Ломоносова. К началу ХХ в. обитель имела статус заштатного не общежительного монастыря с числом братии 8-10 человек и располагала обширной хозяйственной инфраструктурой.
С 1862 г. в память избавления Твери от холерной эпидемии (1860/61 гг.) чудотворная икона святителя Николая ежегодно 9 мая по ст.ст. крестным ходом переносилась из монастыря сначала в Знаменскую церковь г. Твери (на месте областной библиотеки им. Горького), а с 1901 г. – в Никольскую церковь в Капустниках (на современной пл. Революции) и оставалась там до 1 июня, когда икону святого торжественной процессией с сотнями хоругвей доставляли обратно в монастырь.
Все это благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено. В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение. Активное участие в этом проявляли сами местные жители. Судьба большинства братии сегодня неизвестна. Но ясно, что обитель дала свой священный плод в сонм новомучеников и исповедников Российских. В деле Иосифа Ивановича Ярового-Яропольского, арестованного в Калинине 16 октября 1937 г., читаем: «Место рождения – село Славинка Харьковской области. Профессия – служитель культа. Место служения – Николо-Малицкий монастырь». 23 февраля 1938 г. отец Иосиф был приговорен к трем годам ссылки по статье 58-10 УК РСФСР и отправлен по этапу в Северный край, в возрасте 77 лет.
В боях октября-декабря 1941 г. монастырь был почти полностью разрушен. После войны стала налаживаться мирная жизнь, вот только места для монашеской молитвы в ней уже не нашлось. Некоторые члены колхоза «Нива» заняли келии уцелевшего братского корпуса. В чудом сохранившихся соборных стенах хранили рожь. При начавшемся восстановлении жилья стали использовать кирпичи монастырских строений: так погиб монастырь. Стерты с лица земли и все монастырские захоронения. Только на старом кладбище можно еще найти могилу последнего иеромонаха обители отца Серафима.
В 2005 году по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора начались восстановительные работы.
Решением Священного Синода от 23 июня 2008 года монастырь в деревне. Николо-Малица Калининского района был воссоздан, наместником монастыря назначен иеромонах Борис (Тулупов).
К настоящему времени восстановлен братский корпус, домовый храм, благоустроена территория, построен Покровский храм, колокольня, подсобные помещения, трапезная и др. Регулярно совершаются богослужения по монастырскому чину.
Службы проводятся в Покровском храме. Монастырь живет по строгому афонскому уставу с единственным отступлением – сюда разрешено приходить женщинам. Наместник
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Домовый храм в честь святителя Николая Мир Ликийских чудотворца
Домовая церковь, первоначально устроенная как часовня в сохранившемся здании братского корпуса (1760-е гг.) после начала восстановительных работ в монастыре.
4 августа 2008 года в Николаевском Малицком монастыре был заложен храм в честь Покрова Божией Матери с приделом Михаила Архангела. Храм стоит на том же месте, что и дореволюционный храм. За архитектурный образец взят один из храмов Ватопедского монастыря на Афоне, построенный в византийском стиле. В нем афонская планировка снаружи и внутри.
В день Святой Троицы 3 июня 2012 года в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы Николаевского Малицкого мужского монастыря была совершена первая Божественная литургия.
В день Святой Троицы 3 июня 2012 года в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы Николаевского Малицкого мужского монастыря была совершена первая Божественная литургия.
Подворья
Богослужение в монастыре
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск., праздники
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
По будням
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Полунощница.Утреня.
|
|
8 : 00 |
Часы. Божественная литургия
|
|
По: четв., праздники
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
14 : 00 |
Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу
|
|
По: суб.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
16 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
По: вск.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
11 : 30 |
Акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
|
|
Служение
Воскресная школа
При Николаевском Малицком мужском монастыре с 20 сентября 2015 года работает Воскресная школа для детей.
Занятия проводятся по воскресным дням. Уроки начинаются после Литургии по окончании чина о панагии, общего благословения и детской трапезы, ориентировочно в 12 часов.
Дети занимаются в трех возрастных группах: дошкольной, младшей школьной и старшей школьной группах. Дети принимаются в течение учебного года.
Программы обучения составлены с учетом возраста детей, включают Закон Божий, Новый Завет, Церковное пение, Церковнославянский язык, творчество и рукоделие, подготовку к православным праздникам и выступление перед родственниками и гостями.
Занятия проводятся по воскресным дням. Уроки начинаются после Литургии по окончании чина о панагии, общего благословения и детской трапезы, ориентировочно в 12 часов.
Дети занимаются в трех возрастных группах: дошкольной, младшей школьной и старшей школьной группах. Дети принимаются в течение учебного года.
Программы обучения составлены с учетом возраста детей, включают Закон Божий, Новый Завет, Церковное пение, Церковнославянский язык, творчество и рукоделие, подготовку к православным праздникам и выступление перед родственниками и гостями.
фотогалерея
Издательская деятельность
В рамках послушаний Николаевский Малицкий монастырь подготавливает к изданию книги, желая помочь современному человеку лучше узнать свои традиции, историю Церкви и величие Православия. Издательская программа обители включает в себя духовные, исторические, научные и художественные издания.
фотогалерея
Иконописная мастерская
По благословению настоятеля обители игумена Бориса (Тулупова) организована иконописная мастерская. Сейчас на этом послушании трудятся монашествующие с художественным образованием, учившиеся в знаменитой иконописной школе при Троице-Сергиевой Лавре.
Основным направлением мастерской изначально является возрождение канонической иконописи.
В основном братья пишут иконы для монастырских храмов, но также создаются целые иконостасы для монастырских подворий. Помимо иконописи в мастерской выполняются различные художественные работы: проектируются иконостасы, мраморные престолы, предметы храмовой и монастырской утвари по византийским образцам, эскизы к вышивкам и т.д.
Основным направлением мастерской изначально является возрождение канонической иконописи.
В основном братья пишут иконы для монастырских храмов, но также создаются целые иконостасы для монастырских подворий. Помимо иконописи в мастерской выполняются различные художественные работы: проектируются иконостасы, мраморные престолы, предметы храмовой и монастырской утвари по византийским образцам, эскизы к вышивкам и т.д.
фотогалерея
Катехизические курсы
При Николаевском Малицком мужском монастыре с 20 октября 2015 года работают трехгодичные Катехизические (вероучительные) курсы для взрослых – воцерковленных и невоцерковленных, готовящихся принять Святое Крещение.
фотогалерея
Общественное движение «Трезвичи. Тверь – трезвый город».
В январе 2014 года было образовано общественное движение «Трезвичи. Тверь – трезвый город». Целью движения поначалу были противодействие «легальному»распространению синтетических наркотиков в городе Твери и Тверской области, регистрация волонтеров проекта, в частности, приглашение к сотрудничеству учителей школ города, совместная разработка программы мероприятий, направленных на борьбу с наркотиками.
«Трезвичи»осуществляли определенную деятельность, направленную на борьбу с распространением курительных смесей: уничтожение открытой рекламы спайсов на улицах городов (закрашивание надписей на стенах – номеров контактных телефонов и кодовых названий смесей), сбор и анализ информации по местам продажи наркотиков и передача ее в базу ФСКН и др.
У «Трезвичей» уже состоялось несколько встреч со специалистами наркодиспансера, где были проведены тренинги, семинары и лекции об особенностях алко-, наркозависимостей, о реабилитационной деятельности лечебных учреждений, о медицинской профилактике и психокоррекционных программах для людей, склонных к девиантным формам поведения.
Борьба с реализацией курительных средств, продажей спиртного несовершеннолетним – не единственное, чем планируется заниматься в рамках этой общественной кампании. Традицией стало еженедельное приглашение горожан на совместную молитву о страдающих наркоманией, алкоголизмом и другими пагубными зависимостями.
«Трезвичи»осуществляли определенную деятельность, направленную на борьбу с распространением курительных смесей: уничтожение открытой рекламы спайсов на улицах городов (закрашивание надписей на стенах – номеров контактных телефонов и кодовых названий смесей), сбор и анализ информации по местам продажи наркотиков и передача ее в базу ФСКН и др.
У «Трезвичей» уже состоялось несколько встреч со специалистами наркодиспансера, где были проведены тренинги, семинары и лекции об особенностях алко-, наркозависимостей, о реабилитационной деятельности лечебных учреждений, о медицинской профилактике и психокоррекционных программах для людей, склонных к девиантным формам поведения.
Борьба с реализацией курительных средств, продажей спиртного несовершеннолетним – не единственное, чем планируется заниматься в рамках этой общественной кампании. Традицией стало еженедельное приглашение горожан на совместную молитву о страдающих наркоманией, алкоголизмом и другими пагубными зависимостями.
фотогалерея
Социальное служение