Женская Мамонтова пустынь во имя святителя Николая Чудотворца Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Епархия:
Мичуринская
Адрес:
Тамбовская область, Сосновский район, село Мамонтово
Телефон:
E-mail:
Дата основания:
1629
дата восстановления:
2003

История

История Свято - Никольской Мамонтовой пустыни восходит к XVI веку, когда «братия Николо – Радовицкого монастыря Рязанской губернии обживала село Мамонтовская и возводила в нем в 1582 году первую деревянную крепость». По упразднению в 1604 году, пустынь была открыта в 1629 году во имя Николая Чудотворца, по указу великой инокини Марфы (Ксения Иоанновна Романова, 1558-1631). Свое название пустынь получила по имени старца Мамонта – основателя и строителя монастырской обители, который, по сохранившемуся преданию, обрел икону с изображением Святителя Николая Можайского, чудесным образом явившуюся на старой липе недалеко от озера.

В документах Шацкого архива указывалось, что старцу Маманту было дозволено на землях принадлежавших великой инокине Марфы, открыть пустынь во имя Святителя Николая на Никольской поляне. « В первые десятилетия своего существования монастырь был беден и убог». Грамотой 1634 года он был освобожден от налога с 30 четвертей принадлежавшей обители земли, потому как « старец в той пустыне живет только сам друг со старцем и питается Христовым именем, а служебников и работников и крестьян нет никого, и с тое земли ему, старцу Маманту, за даточные люди дати нечего».

 Постепенно местность и прилегающие к монастырю территории стали заселяться вольными людьми, бобылями и кабальными крестьянами из соседних с Тамбовской, Рязанской, Звенигородской земель и Наровчата.

В 1652 году монастырь был приписан к Звенигородскому Савва – Сторожевскому монастырю. В писцовых книгах за 1677 год упоминается о Мамонтовской пустыни у Глубокого озера, где была двупрестольная церковь с колокольней, иконами и утварью. Главный престол – во имя Николая Чудотворца и придельный, освященный во имя Алексия, Божиего человека.  

В период царствования Алексея Михайловича, - внука великой инокини Марфы, - монастырю поступают щедрые пожертвования и вклады «для ради покоя и вечных благ будущего века». Этот период для обители становится временем наибольшего расцвета. Монастырские владения быстро разрастаются, и к концу XVII веку обитель владеет уже многочисленными земельными угодьями и дворами (В 1674г. монастырю принадлежали две слободы и две деревни - 173 двора, 702 душ муж.п., более 1500 пахотной земли).

В период реформ, проводимых императрицей Екатериной II, в 1764 году Мамонтовский монастырь, как и многие другие, был упразднен. Однако, сохранившиеся многочисленные устные предания о чудесных явлениях, исцелениях перед чудотворными образами в храмах обители, передавались из поколения в поколение и привлекали большое количество православных паломников.

По храмозданной грамоте епископа Феодосия (Голосницкого 1723-1786), выданной местному священнику Андрею Васильеву, с 1768 по 1775 год возводится новый однопрестольный Николаевский храм (восьмерик на четверике, с шатровым перекрытием). Это была прочная и красивая постройка, просуществовавшая до первой четверти XX века. Она располагалась в пяти саженях от обветшавшего храма на небольшом взгорье у озера Глубокое. Стены были срублены из соснового леса «в лапу» и возводились на деревянной клети, установленной на кирпичном фундаменте. К храму примыкали рубленый шестиугольный алтарь и трапезная. Восьмигранный шатер и скаты крыш были покрыты в «чешую», глухой фонарь над куполом завершался луковичной главкой. Висячие арки над крыльцом обрамляли северный и южный входы, четырехъярусная колокольня завершалась длинным шпилем с шестиугольным крестом. Над церковью был установлен четырехконечный крест из тонких железных полос, вершина его была увенчана короной с крестом, в основании располагалось полулуние, по сторонам – небольшого размера кресты. В 1865 году были освящены новый придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы и ризница.

Резной иконостас был декорирован витыми колонками, изображениями херувимов, покрытых листовым золотом. Царские врата с искусным переплетением растительного орнамента были дополнены выразительными фигурами четырех евангелистов.

 Деревянная скульптура, созданная безвестными моршанскими мастерами, традиционно на протяжении столетий украшала церкви этого уезда и близлежащих волостей, дополняя торжественность и уникальную неповторимость интерьеров.

В этом храме находилась чудотворная икона святителя Николая от которой, по преданию, исходили исцеления от тяжких болезней всех, с верою притекающих к ней. Древняя икона святителя Николая, по преданию обретенная старцем Мамантом и сберегаемая ещё в начале XX века, была исполнена на липовой доске высотой в два аршина. Святитель Николай был изображен во весь рост в архиерейском облачении, украшенном золотыми крестами. Главу его украшали венцы, подобные лубочным, в правой руке — стальной меч, в левой – дарохранительница. На обратной стороне иконы, облаченной в серебряный оклад, была четкая надпись «Никола Можайский».

Из многочисленных случаев небесного ходатайства Николы Угодника предание донесло до нас чудесное избавление от падежа скота и болезней людей осенью 1857года. Святитель Николай «в золотом одеянии» три раза являлся караульному церкви Илье Михайловичу Шивалину, известному добротой, искренностью и простосердием, чтобы предупредить о грядущих бедствиях и призвать жителей села Мамонтово к молитве. После того, как караульный рассказал о своих видениях священнику, был совершен трехдневный молебен перед иконой Святителя Николая. Падеж скота прекратился, больные выздоравливали без медицинской помощи.

В Мамонтовской Никольской церкви сохранялась деревянная церковная утварь по преданию сделанная из тех лип, у которых была обретена икона святителя.

С 1904 года крестьянки села Мамонтова ходатайствуют об открытии женской общины, и в 1908 году, не будучи юридически оформленной, Мамонтовская женская община уже начала свое существование. К этому времени на средства «крестьянской девицы села Мамонтова» Агриппины Парамоновой был построен двухэтажный келейный корпус, крестьянками Анной Романовой и Евдокией Заболотниковой пожертвовано 37 десятин пахотной удобной земли.

В 1910 году началось строительство новой каменной Никольской церкви. Значительные денежные средства были пожертвованы протоиереем Алексеем Ивановичем Криновым.

31 мая 1912 года Указом Святейшего Синода   на землях, принадлежавших Никольской церкви села Мамонтово была учреждена Мамонтовская женская община с 25 насельницами во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. Начальницей общины стала Агриппина Парамонова, в монашестве Агния. В 1915 году состоялось освящение нового Никольского храма, в котором хранилась древняя реликвия – чудотворная икона Святителя Николая. Согласно преданию, во время освящения церкви подошел старец перекрестился и сказал: «Долго строился храм, но мало служить будут. Все здесь уничтожат - и храм, и монастырь. Будут уничтожать и Святое озеро, но не уничтожат. Исцелялись люди в этом озере, и будут исцеляться». Икона глубоко почиталась окрестными жителями, многочисленное стечение богомольцев в Мамонтове было на престольный праздник 9 мая (по ст. стилю). В этот день совершался крестный ход вокруг церкви, молебен и панихида по старцу Мамонту, основателю пустыни, которому была явлена чудотворная икона.

Безвестные моршанские мастера создавали уникальные произведения, украшавшие столетиями церкви этого уезда Тамбовской губернии. Истоки мастерства резчиков по дереву уходили в далекое прошлое. Скульптуры эти, разнообразные по композиции, расписанные красками, как иконы, привлекали исследователей, увидевших в них образцы барокко в деревянной пластике. В 1924 году резные деревянные статуи из северных уездов Тамбовской губернии перекочевали в Моршанский Историко-археологический музей. Среди них было более десяти статуй Христа в терновом венце, некоторые из них — с цепями на руках и ногах; фигуры святых и ангелов; статуи Богоматери и Иоанна-воина; голова Иоанна Крестителя на блюде. Они поступали из Тараксинской, Земетчинской, Пичаевской волостей и из пригородной Федоровской церкви. Но многолетнее отторжение православной культуры привело практически к полной утрате этих великолепных произведений народного творчества для потомков.

 До 1927 года Алексеевская женская община продолжала свое существование вопреки действиям новой власти, старавшейся закрыть обитель и конфисковать здание келейного корпуса под культурно-просветительные цели. Сестры общины неоднократно обращались в различные высокие инстанции с целью сохранения за ними права владения жилого корпуса и скромного церковного имущества. Однако в 1928 году Алексеевская община была закрыта. Большинство монахинь в поисках временного пристанища расселились в окрестных селах Отъяссы, Русское, Святое и др. Лишь немногие остались в Мамонтово: настоятельница общины игуменья Агния, монахини Ксения, Анна, Евдокия, Ольга, Пелагея. В Никольском храме продолжали богослужения протоиерей Петр Ястребцев, иеромонах Пантелеймон (Дерябин), псаломщик Никандр Щербаков, которые в числе шестидесяти восьми «служителей культа» в 1933 году были арестованы. Репрессиям были подвергнуты и сыновья протоиерея Алексея Кринова, уроженцы Мамонтова, священники Леонид, Николай, Василий, Иоанн, которые служили в храмах окрестных сел. Им предъявлялось обвинение в создании контрреволюционной монархической организации. По решению Тройки ПП ОГПУ по ЦЧО они были осуждены по статьям УК 58-10, 58-11 и приговорены к различным срокам заключения в концлагерях.

В 1930 году монастырь был разрушен.Сохранились только фрагменты келейного корпуса и цокольная часть Никольского храма.

Последний процесс над монахинями Мамонтовской общины состоялся в 1940 году. Монахини Ксения (Копылова) и Анна (Виденина) были приговорены к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с поражением в правах сроком на пять лет. В 1955 году Никольский храм был разрушен и осквернен.

В конце 1950-х годов в стены поруганной обители вернулись монахини Ксения и Анна. Поселились в маленьком рубленом домике-келье, который на долгие годы стал для верующих местом молитв перед спасенными из храма образами святых. Жители уважали инокинь за стойкость веры, доброту и благочестие. По-прежнему, к водам Святого озера продолжалось паломничество, особенно в дни Николы вешнего (22 мая), когда количество верующих достигало 10 тысяч человек. Вот как описывает уполномоченный по делам Русской Православной Церкви и культов по Тамбовской области А.И.Заворыкин праздник Николы Вешнего 22 мая 1958 года в с.Мамонтово: «Собрались 1000-1200 человек, в основном женщины, мужчин 150 человек. Если учитывать гуляющих, всего было более 3000 человек. Проводилась продажа свечей, крестиков, открыток с изображением святых. Люди группами молились, брали воду, пили, обливались, купались. Моление продолжалось с 6 утра до 24 часов».

В 1959-1961-х годах запретительными мерами тамбовским властям удалось приостановить массовое паломничество в Мамонтово, но это обстоятельство не могло воспрепятствовать посещению православными святых мест.

Ксения, последняя монахиня Алексеевской женской общины, имела удивительный дар вразумительной и утешительной беседы. Она закончила свой земной путь на 102 году жизни (20 марта 2002) и была погребена по монашескому чину на Мамонтовском кладбище.                             

В наши дни Мамонтова пустынь, древнейшая обитель Тамбовщины, переживает второе рождение. Паломничество к Святому озеру продолжается.

На престольный праздник 22 мая в Мамонтово приезжает большое количество паломников не только из Тамбовской, но и из соседних областей.

С 2003 года началось возрождение Мамонтовой пустыни как женской обители по благословению епископа (ныне митрополита) Тамбовского Феодосия. Монастырь был вновь освящен 22 мая 2005 года.

В 2009 году было завершено строительство сестринского корпуса. В 2012 году монастырь был практически восстановлен. Воздвигнуты соборный храм в честь святителя Николая Чудотворца, храм в честь преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского, двухэтажный келейный корпус с домовым храмом в честь преподобной Марфы Тамбовской, часовня-купальня на Святом озере, хозяйственные строения, очищены от ила монастырские озера, установлен памятник святителю Николаю, созданный заслуженным художником России Сергеем Исаковым. Отлитый в бронзе Николай Угодник держит в руках меч и здание храма. Первыми насельницами Мамонтовского монастыря стали сестры Вознесенской женской обители города Тамбова. В 2012 году Никольский монастырь вошел в состав Мичуринской епархии.

Отреставрирован рубленый деревянный домик, в котором жила монахиня Ксения, сохранены предметы быта и интерьер.

Ежегодно 22 мая на территории обители под открытым небом проводятся торжественные богослужения архиерейским чином при стечении нескольких тысяч паломников. Тем самым была возрождена традиция, когда на праздник святителя Николая в Мамонтову пустынь прибывало множество богомольцев.

В соответствии с решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2016 года (журнал № 132) епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген в Рождественский сочельник 6 января 2017 года  возвел монахиню Феоктисту (Дудко) в сан игумении, с назначением ее на должность настоятельницы Никольского женского монастыря села Мамонтово Сосновского района Тамбовской области.


Настоятельница

Игумения Феоктиста (Дудко)

Святые и подвижники благочестия

9 / 22 Мая, 29 Июля / 11 Августа, 6 / 19 Декабря

Храмы и Богослужения

Домовый храм в честь преподобной Марфы Тамбовской.
2009 г.
Храм в честь преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского
2005 г.
Храм в честь святителя Николая Мир Ликийских чудотворца
2013 г.


Контактная информация

Как добраться?

Из г. Тамбова можно добраться со Старого автовокзала на рейсовом автобусе «Тамбов-Моршанск» до остановки «Отъясы».

Возврат к списку