Ольгинский женский монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
На истоке великой русской реки Волги в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича открыли мужскую Спасо-Преображенскую пустынь, приписанную к Нило-Столобенскому монастырю. Условия для существования монастыря были невыгодными из-за труднодоступной местности.
В нем была одна деревянная церковь во имя Преображения Господня с приделом во имя св. Иоанна Предтечи, келии и ограда были деревянными. Этот монастырь просуществовал до конца XVII в.
В 1697г. на него обратил внимание Петр I и монастырь возродился.
В нем была одна деревянная церковь во имя Преображения Господня с приделом во имя св. Иоанна Предтечи, келии и ограда были деревянными. Этот монастырь просуществовал до конца XVII в.
В 1697г. на него обратил внимание Петр I и монастырь возродился.
Однако в 1724 году монастырь постигло несчастье - все постройки сгорели и, несмотря на особый указ Верховного Тайного Совета, он не был восстановлен. В 1740 г. монастырская земля под названием Преображенской перешла к Селижарову монастырю, который поселил на ней приписных в его вотчину церковников. Из этого поселка и образовалась деревня Волгино Верховье. Жители деревни по исконному русскому обычаю установили на ключе, из которого берет свое начало Волга, святыню - Часовню, что-то вроде Иордани.
В начале XX столетия у истока Волги снова появилась православная святыня - Ольгинский женский монастырь. Для обозначения духовной значимости начала великой русской реки начали строить каменный храм, повторявший формы московского собора Василия Блаженного. При храме собралась женская иноческая обитель-община. В 1909г. из общины создали общежительный женский монастырь.
Ольгин женский монастырь был закрыт в 1918 году, но монахини продолжали жить в обители, где сначала была создана монастырская трудовая коммуна, а в 1924 г. - сельскохозяйственная артель; только лишь к концу 1924 община монахинь Верхне-Волжского Ольгинского монастыря прекратила свое существование.
Власть изъяла у монастыря буквально все - земли, здания. Прошло время, закрыли храмы, сбили кресты, в запустение пришла часовня над истоком Волги. Во время войны немцы взяли село, но не разрушили монастырских храмов. Безбожное время превратило в пустыню не только обитель Ольги – великой княгини, первой русской прославленной святой, но и все село и округу.
В конце 1970-х гг. в Волговерховье пришли реставраторы, начали приводить в порядок монастырские храмы.
28 декабря 1999 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Священный Синод, по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, определил открыть на истоке реки Волги женский монастырь для возрождения в нем монашенкой жизни, с назначением настоятельницы обители монахини Анастасии (Зиберт Татьяны Георгиевны). Но тогда иноческая община не сложилась.
Монашеская жизнь на истоке Волги начала наполняться духовной силой, насельницами и постоянным молитвенным трудом с появлением в 2007 году настоятельницы монастыря монахини Софии (в миру Прощаева Светлана Александровна). Начали совершаться постоянные богослужения в церквях монастыря, проводиться требы, крещения. В монастырь потянулись православные паломники, появились добровольные помощники и прихожане.
В начале XX столетия у истока Волги снова появилась православная святыня - Ольгинский женский монастырь. Для обозначения духовной значимости начала великой русской реки начали строить каменный храм, повторявший формы московского собора Василия Блаженного. При храме собралась женская иноческая обитель-община. В 1909г. из общины создали общежительный женский монастырь.
Ольгин женский монастырь был закрыт в 1918 году, но монахини продолжали жить в обители, где сначала была создана монастырская трудовая коммуна, а в 1924 г. - сельскохозяйственная артель; только лишь к концу 1924 община монахинь Верхне-Волжского Ольгинского монастыря прекратила свое существование.
Власть изъяла у монастыря буквально все - земли, здания. Прошло время, закрыли храмы, сбили кресты, в запустение пришла часовня над истоком Волги. Во время войны немцы взяли село, но не разрушили монастырских храмов. Безбожное время превратило в пустыню не только обитель Ольги – великой княгини, первой русской прославленной святой, но и все село и округу.
В конце 1970-х гг. в Волговерховье пришли реставраторы, начали приводить в порядок монастырские храмы.
28 декабря 1999 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Священный Синод, по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, определил открыть на истоке реки Волги женский монастырь для возрождения в нем монашенкой жизни, с назначением настоятельницы обители монахини Анастасии (Зиберт Татьяны Георгиевны). Но тогда иноческая община не сложилась.
Монашеская жизнь на истоке Волги начала наполняться духовной силой, насельницами и постоянным молитвенным трудом с появлением в 2007 году настоятельницы монастыря монахини Софии (в миру Прощаева Светлана Александровна). Начали совершаться постоянные богослужения в церквях монастыря, проводиться требы, крещения. В монастырь потянулись православные паломники, появились добровольные помощники и прихожане.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Домовый храм в честь иконы Божией Матери «Иверская».
Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери является
домовой. Сюда был перенесен иконостас Никольского храма во время его
реставрации, здесь сестры молились и совершали богослужения, пока
Никольский храм воссоздавался. Сейчас в этом небольшом уютном храме
находится почитаемая в Ольгинской обители икона великомученицы Екатерины
– единственная сохранившаяся икона старого убранства
Свято-Преображенского собора.
Главный храм обители располагается в центре монастыря, является самым большим и значительным сооружением.
Закладка каменного храма во имя Преображения Господня состоялась 29 мая 1902 года, «... постановка цоколя каменнотёсами была окончена 22 июня 1902 года...»
Проект здания выполнил в 1904 году тверской архитектор Виктор Назарин. Сохранившаяся гравюра проектного чертежа собора явно свидетельствует, что каменный храм истока Волги повторяет формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного (1555–1560). Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного с Красной площади Москвы возникло не случайно: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки.
Но при реализации проекта допустили некоторые изменения, а точнее - упрощения: главы храма гладкие, а не витые; не было изысканного и обильного "дивного узоречья" из камня, поливных изразцов, как у прославленной московской святыни. Подобные отступления можно объяснить отсутствием необходимых средств, о чем свидетельствуют архивные материалы.
Возвели Спасо-Преображенский собор местные мастера-крестьяне: каменщики Димитрий Кузьмич Соколов и Василий Богданов- каменщики; производили кирпич купец Алексей Семенов из села Волго-Верховье, Алексей Фёдоров Северов и другие; « обжигали кирпич по местномуспособу в напольных печах». По поручению уездного строительного комитета по возведению каменного храма Волго-Верховье, наблюдали за качеством и производством кирпича священник погоста Стерж Иван Голиков и помещик из имения Ивановское дворянин Алексей Иванович Вараксин.
Строился храм долго. Главный престол освятили только 23 апреля 1920 года.
К сожалению, из-за событий 1917 года внутренняя отделка собора не была завершена. Сохранился лишь проект оформления его интерьера. В иконостасе «предполагалось поместить все лики Святых Угодников, происходящих от потомства первой Святой Русской Православной Церкви. Соблюсти полную историческую точность в изображении и порядке Богоугодных отпрысков святой равноапостольной великой княгини Русской". Можно сказать, что Спасо-Преображенский собор на истоке Волги должен был стать священным местом памяти о тех людях, от которых " есть пошла Земля Русская». Народное сознание связывало исток Волги и начало новой христианской истории Отечества.
Спасо-Преображенский собор строился на добровольные пожертвования людей 18-ти приволжских губерний, большой вклад в строительства внёс государь Николай II и Всероссийское общество Святой равноапостольной княгини Ольги.
Сейчас собор требует срочной точечной реставрации и восстановления.
Закладка каменного храма во имя Преображения Господня состоялась 29 мая 1902 года, «... постановка цоколя каменнотёсами была окончена 22 июня 1902 года...»
Проект здания выполнил в 1904 году тверской архитектор Виктор Назарин. Сохранившаяся гравюра проектного чертежа собора явно свидетельствует, что каменный храм истока Волги повторяет формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного (1555–1560). Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного с Красной площади Москвы возникло не случайно: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки.
Но при реализации проекта допустили некоторые изменения, а точнее - упрощения: главы храма гладкие, а не витые; не было изысканного и обильного "дивного узоречья" из камня, поливных изразцов, как у прославленной московской святыни. Подобные отступления можно объяснить отсутствием необходимых средств, о чем свидетельствуют архивные материалы.
Возвели Спасо-Преображенский собор местные мастера-крестьяне: каменщики Димитрий Кузьмич Соколов и Василий Богданов- каменщики; производили кирпич купец Алексей Семенов из села Волго-Верховье, Алексей Фёдоров Северов и другие; « обжигали кирпич по местномуспособу в напольных печах». По поручению уездного строительного комитета по возведению каменного храма Волго-Верховье, наблюдали за качеством и производством кирпича священник погоста Стерж Иван Голиков и помещик из имения Ивановское дворянин Алексей Иванович Вараксин.
Строился храм долго. Главный престол освятили только 23 апреля 1920 года.
К сожалению, из-за событий 1917 года внутренняя отделка собора не была завершена. Сохранился лишь проект оформления его интерьера. В иконостасе «предполагалось поместить все лики Святых Угодников, происходящих от потомства первой Святой Русской Православной Церкви. Соблюсти полную историческую точность в изображении и порядке Богоугодных отпрысков святой равноапостольной великой княгини Русской". Можно сказать, что Спасо-Преображенский собор на истоке Волги должен был стать священным местом памяти о тех людях, от которых " есть пошла Земля Русская». Народное сознание связывало исток Волги и начало новой христианской истории Отечества.
Спасо-Преображенский собор строился на добровольные пожертвования людей 18-ти приволжских губерний, большой вклад в строительства внёс государь Николай II и Всероссийское общество Святой равноапостольной княгини Ольги.
Сейчас собор требует срочной точечной реставрации и восстановления.
В 1907 году по инициативе общины начали строить новый деревянный храм во имя святителя и чудотворца Николая, проект выполнил тверской архитектор Виктор Назарин. Построил Никольскую церковь местный крестьянин Василий Забелкин из деревни Зенцово Хотошинской волости, причем построил быстро. Она была освящена 27 июля 1908 года. Это одноглавый высокий деревянный храм клетского типа сохранился до наших дней. Сейчас храм отреставрирован.
Часовня в честь Воздвижения Креста Господня
Крестопоклонная часовня расположена на возвышенности к северо-востоку от Спасо-Преображенского собора. Маленькая часовня из бревен, срубленная «в обло», с тесовым четырехгранным шатром. Внутри часовни находится крест и стилизованное изображение, символизирующее водораздел четырех рек: Волги, Днепра, Западной Двины и Ловати.
О деревянной часовне над истоком Волги известно с середины XVII столетия, со времени основания Волговерховского мужского монастыря Преображения Господня. Когда часовня сгнивала, монахи монастыря рубили новую.
Почти 100 лет среди лесов и болот простоял монастырь, но в 1727 г. обитель сгорела и не возобновлялась здесь до конца XIX века. Лишь маленькая деревянная часовня оставалась стоять над истоком Волги, а паломники продолжали приходить к этим местам. С 1740 г. об истоке Волги и о часовне заботились жители деревни Волгино Верховье.
В 1814 г. верховье Волги посетил академик Николай Яковлевич Озерецковский, который позднее писал, что близ истока Волги, называемого местными жителями Иорданью, монастырские постройки не сохранились. В июле 1889 г. в деревне Волгино Верховье побывал писатель Владимир Иванович Колосов, который писал, что над истоком Волги стоит небольшая деревянная часовня, завершенная деревянным восьмиконечным крестом, внутри часовни находится «кладезь» (колодец, источник) очень незначительной глубины, всего аршина полтора, с водой темно-желтого цвета, горьковатой на вкус. По утверждению крестьян, последняя часовня была построена здесь лет десять назад, а вообще на этом месте часовня существует «спокон веку».
Во времена существования Волговерховского женского монастыря Святой Равноопостольной княгини Ольги (1907-1924 гг.) в деревянной часовне у истока Волги почиталась хранившаяся здесь икона «Нерукотворный образ Спасителя», в часовне также находился деревянный скульптурный образ преподобного Нила Столобенского, считавшегося небесным покровителем Верхневолжья. На праздник Богоявления священнослужители монастыря освящали исток Волги.
С октября 1941 по 12 января 1942 года село Волговерховье было занято немцами. При отступлении фашисты засыпали колодец над истоком и сожгли часовню. После освобождени села, бойцы-железнодорожники, прокладывавшие вблизи истока узкоколейку, расчистили колодец над истоком и установили на месте сожженной часовни павильон. В короткий срок плотниками был восстановлен сруб, протянут помост с перилами и резными столбами. Над входом на него установили высокую деревянную арку, а наверху сделали надпись: «Исток реки Волги». Простоял павильон 15 лет. В 1957 году над истоком был поставлен небольшой деревянный домик.
В день памяти Кирилла и Мефодия 24 мая 1993 г. в Волговерховье в присутствии собравшихся здесь ученых и общественных деятелей архиепископом Тверским и Кашинским Виктором (Олейником) было совершено водоосвящение. В июле 1995 г. на истоке Волги совершил молебен и водоосвящение Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. В 1998 г. здесь была сооружена новая деревянная часовня, от которой 20 июня 1999 г. начался крестный ход вдоль рек Волга, Днепр и Западная Двина, берущих начало на Валдайской возвышенности. В 2000 г. дореволюционную традицию освящения истока Волги объединили с началом Волжского крестного хода в один праздник. С этих пор Волжский крестный ход принято начинать освящением волжских вод в деревне Волговерховье.
Почти 100 лет среди лесов и болот простоял монастырь, но в 1727 г. обитель сгорела и не возобновлялась здесь до конца XIX века. Лишь маленькая деревянная часовня оставалась стоять над истоком Волги, а паломники продолжали приходить к этим местам. С 1740 г. об истоке Волги и о часовне заботились жители деревни Волгино Верховье.
В 1814 г. верховье Волги посетил академик Николай Яковлевич Озерецковский, который позднее писал, что близ истока Волги, называемого местными жителями Иорданью, монастырские постройки не сохранились. В июле 1889 г. в деревне Волгино Верховье побывал писатель Владимир Иванович Колосов, который писал, что над истоком Волги стоит небольшая деревянная часовня, завершенная деревянным восьмиконечным крестом, внутри часовни находится «кладезь» (колодец, источник) очень незначительной глубины, всего аршина полтора, с водой темно-желтого цвета, горьковатой на вкус. По утверждению крестьян, последняя часовня была построена здесь лет десять назад, а вообще на этом месте часовня существует «спокон веку».
Во времена существования Волговерховского женского монастыря Святой Равноопостольной княгини Ольги (1907-1924 гг.) в деревянной часовне у истока Волги почиталась хранившаяся здесь икона «Нерукотворный образ Спасителя», в часовне также находился деревянный скульптурный образ преподобного Нила Столобенского, считавшегося небесным покровителем Верхневолжья. На праздник Богоявления священнослужители монастыря освящали исток Волги.
С октября 1941 по 12 января 1942 года село Волговерховье было занято немцами. При отступлении фашисты засыпали колодец над истоком и сожгли часовню. После освобождени села, бойцы-железнодорожники, прокладывавшие вблизи истока узкоколейку, расчистили колодец над истоком и установили на месте сожженной часовни павильон. В короткий срок плотниками был восстановлен сруб, протянут помост с перилами и резными столбами. Над входом на него установили высокую деревянную арку, а наверху сделали надпись: «Исток реки Волги». Простоял павильон 15 лет. В 1957 году над истоком был поставлен небольшой деревянный домик.
В день памяти Кирилла и Мефодия 24 мая 1993 г. в Волговерховье в присутствии собравшихся здесь ученых и общественных деятелей архиепископом Тверским и Кашинским Виктором (Олейником) было совершено водоосвящение. В июле 1995 г. на истоке Волги совершил молебен и водоосвящение Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. В 1998 г. здесь была сооружена новая деревянная часовня, от которой 20 июня 1999 г. начался крестный ход вдоль рек Волга, Днепр и Западная Двина, берущих начало на Валдайской возвышенности. В 2000 г. дореволюционную традицию освящения истока Волги объединили с началом Волжского крестного хода в один праздник. С этих пор Волжский крестный ход принято начинать освящением волжских вод в деревне Волговерховье.
Богослужение в монастыре
Каждый день
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
9 : 00 |
Часы
|
|
9 : 20 |
Божественная литургия
|
|
18 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
Контактная информация
Как добраться?
На личном автотранспорте:Из Москвы до города Осташков. Выезд из Осташкова по направлению на город Пено, далее прямо (минуя поворот на Пено) до деревни Свапуще, в начале деревни поворот налево к деревне Волговерховье, в которой и расположен Ольгинский женский монастырь.
Из Санкт-Петербурга через г. Демянск, до деревни Свапуще, в конце деревни поворот направо к деревне Волговерховье.
От д. Свапуще до д. Волговерховье ведет грунтовая дорога (20 км). Между Демянском и Свапуще также есть участок грунтовой дороги.
На автобусе:
Автобус Тверь-Осташков
Автобус отправляется с Тверского автовокзала ежедневно
Автобус Москва – Осташков.
Отправление с автовокзала Тушино ежедневно
Автобус Санкт-Петербург-Андреаполь через город Осташков Тверской области.
Отправление из Санкт-Петербурга: еженедельно пятница и понедельник от Московского вокзала (метро «Обводной канал», набережная Обводного канала, д. 36, автовокзал №2).
До самого Ольгинского женского монастыря нет рейсового автобуса из г. Осташков.
По нечетным числам рейсовым автобусом можно доехать до д. Мосеевцы, далее пройти пешком 8 км грунтовой дороги до д. Волговерховье или поймать попутную машину.
По четным числам рейсовый автобус из Осташкова следует до д. Сосницы (это конечная остановка). Не доезжая конечной, необходимо выйти на остановке "Свапуще", далее преодолеть пешком или на попутной машине 20 км грунтовой дороги до д. Волговерховье.
Также из г. Осташкова можно заказать такси.