Псковский Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
За свою более чем 700-летнюю историю обитель пережила не одно вражеское нашествие и разорение. Так, в 1581 и 1612 годах она была разорена польскими войсками, в 1615 — шведской армией короля Густава Адольфа. Несколько раз постигали ее крупные пожары. Но молитвами Пресвятой Богородицы и снетогорских преподобномучеников она возрождалась. Из стен ее вышли основатели псковского пустынножительного монашества: преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, а также один из русских Патриархов – Иоасаф. Псковские князья и знать принимали здесь постриг.
В 1805 году монастырь был обращен в загородный Архиерейский дом и стал местом деятельности известного церковного деятеля, историка и писателя Евгения Болховитинова, тогда архиепископа Псковского, а затем митрополита Киевского, автора «Истории княжества Псковского» и других книг. В 1825 году монастырь посещал А.С. Пушкин. В 1920-х гг. экономом здесь был псково-печерский старец прп. Симеон Желнин. С приходом советской власти монастырь был разорен и превращен в дом отдыха. Тогда же был разрушен и Снетогорский столп — церковь Вознесения. Сейчас от нее осталось лишь основание.
В время Великой Отечественной войны здесь расположился штаб группы армий «Север». Территория и здания монастыря были благоустроены для проживание немецких офицеров. При этом в Никольской церкви был устроен зал собраний, в соборе винный склад и тир, в руинах Вознесенской церкви гараж. При отступлении немецкие войска вывели из строя артезианскую скважину и водонапорный бак, стоявший над церковью Вознесения.
В послевоенный период продолжил свое существование дом отдыха и детский санаторий. Однако, Рождественский собор был отдан в ведение органов государственной охраны памятников истории и культуры. Уже в конце 1940-х — начале 50-х гг. была проведена его частичная реставрация, продолженная в 1985 г.
В 1993 году в монастыре была возрождена монашеская жизнь.По благословению правящего архиерея архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия монастырь стал женским, и его первой настоятельницей была назначена Игумения Людмила (Ванина) (1938 – 2015 гг.).
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Архитектура собора
Храм повторяет основные черты архитектуры построенного на полтора века раньше собора Мирожского монастыря, но имеет некоторые существенные отличия от последнего. Внутреннее пространство храма решено в форме равноконечного креста с примыкающими к нему по углам меньшими по высоте объемами. В отличие от собора Мирожского монастыря, в интерьере которого есть иерархическое соподчинение центрального и боковых объемов, здесь центральное пространство креста и его ветви сделаны одинакового размера. Восточная ветвь креста образована центральной апсидой алтаря, боковые апсиды по сравнению с ней значительно понижены. Западные углы храма разделены на два этажа. В нижнем северном компартименте первоначально располагался придел или уединенная монашеская молельня, в южном - лестница на второй этаж. Верхнее северное помещение так же служило приделом, здесь сохранились следы малого иконостаса. Верхнее южное помещение было ризницей или хранилищем документов. Помещения-палатки верхнего яруса соединялись узким деревянным настилом, замененным в XVI веке каменным балконом.
В соответствии с внутренним устройством интерьера боковые фасады храма асимметричны. Их восточные прясла оформлены высокими арками, соответствующими высоте ветвей креста. Здесь расположены боковые порталы храма, над ними помещены предназначенные для росписи ниши-киоты и окна. Западные прясла снизу оформлены невысокими арками-нишами, соответствующими нижнему ярусу западных угловых помещений. Восточный фасад с тремя апсидами в основном сохранил свои первоначальные формы. Западный фасад, первоначально завершавшийся тремя закомарами, в настоящее время закрыт возникшими в последующие столетия пристройками к храму. Собор завершен поставленным по центру внутреннего креста куполом, барабан которого снаружи оформлен необычным поясом из стрельчатых арочек, восстановленным при реставрации. В XV веке барабан купола был повышен, а арочный пояс заменен лентами бегунца и поребрика. Форма кровли неоднократно менялась в ходе истории собора. Первоначально храм был покрыт тесом по форме закомар, а глава купола деревянным лемехом-чешуей. В XVI столетии поверх полукруглых закомар были надложены треугольные щипцы, глава купола сделана луковичной. В настоящее время кровля собора имеет позднюю четырехскатную форму с плоским завершением фасадов.
С течением времени собор расширялся. В начале XV века к его западному фасаду уже примыкал притвор. В XVI веке западный фасад притвора и портал имели наружные фресковые росписи. Особенно сильные изменения были привнесены в архитектуру собора в XVII столетии. Первоначальный притвор был перестроен и соединен с основным пространством храма. Западный вход в храм оформлен крыльцом, украшенным зелеными изразцами. Окна притвора были оформлены наличниками с кирпичным беленым узором и так же изразцами. В стенах разделявших внутренние пространства здания прорезаны широкие арки. Интерьер стал более просторным и зрительно цельным. Были значительно расширены окна. В XVIII столетии к собору были пристроены боковые приделы в честь св. Николая Чудотворца и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Боковые части притвора оказались расширены и обхватили с двух сторон крыльцо XVII века. Оформление приделов и перестроенного притвора соответствовало архитектуре эпохи барокко. Тогда же к южной апсиде храма была пристроена большая ризница (не сохранилась), а древний одноглавый объем украшен по углам четырьмя малыми декоративными главами. Уже в XIX веке декоративные главы оказались убраны (в том числе и главы двух приделов), восстановлена южная апсида. Луковичная глава собора получила железное покрытие. Фасады храма, покрашенные в XVIII веке в яркий терракотовый цвет, вновь были побелены.
Первоначально иконостас храма был невысоким и занимал лишь проем центральной алтарной апсиды. Со временем он был заменен более высоким и широким многоярусным. Иконостас возобновлялся в 1855 году. При этом, в северной палате притвора была устроена ризница, где в частности хранились иконы из старого иконостаса. В XX веке убранство собора было утрачено.
Реставрационные работы конца 40-х - начала 50-х гг. XX века и в особенности комплексная реставрация, начатая в 1985 году, позволили воссоздать архитектурную историю древнего псковского храма.
Сейчас от древнего храма Вознесения, знаменитой в свое время Псковской свечи, остались лишь руины. Напоминая всем нам о скорбном и позорном периоде времени богоотступничества. У насельниц монастыря остается надежда, что когда-нибудь возродится Псковская свеча и зазвонят колокола, призывающие людей к покаянию и прославлению Бога.
иконы праздничного ряда. Установлены новые подсвечники, резной аналой. Повесили большое паникадило (хорос) в греческом стиле, привезенное из Греции. 17 марта 2015 года в день празднования памяти прпмч. Иоасафа Снетогорского, Митрополит Евсевий, в знак благословения на совершение служенияв новом храме, подписал Антиминс
для нового Дома Божия. Храм действующий. Богослужения совершаются по благословению монастырского начальства.
дверной проем и три широких окна. В интерьере перекрыта зонтичным сводом с распалубками. Поставлена на месте более ранней часовни. В 1913 году отсюда вывезена икона «Избранные Святые» псковского письма XV века (Параскева Пятница,Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий), ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. В течение веков часовня несколько раз реставрировалась. Последняя реставрация прошла в 2002 году по проекту архитектора В.Е. Никитина . Рядом с часовней находится захоронение всех останков, найденных за эти годы на
территории монастыря при археологических раскопках. День празднования 5/18 октября на Собор Святителей Московских. В этот день после Литургии совершается торжественный крестный ход к часовне, где служится праздничный молебен и краткая лития о упокоении усопших.
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Утренние молитвы.Полунощница. Акафист. 3-й, 6-й часы. Божественная литургия.
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Утренние молитвы.Полунощница. Акафист. 3-й, 6-й часы. Божественная литургия.
|
|