День памяти преподобномученика Иоасафа Снетогорского

4 / 17 Марта
Преподобномученик Иоасаф Снетогорский упоминается в Псковских летописях в связи с нападением на Псков ливонских рыцарей 4 марта 1299 года. “…Сильное было нападение лифляндских рыцарей на Псков и опустошение окрестностей и знаменитая над ними победа Довмантова на берегу реки Псковы близ Петропавловской церкви. В сие время весь Снетогорский монастырь разорен и сожжен, а игумен онаго Иоасаф и Спасо-Мирожский Василий и множество и других окрестных монастырей, монахов и монахинь, жен и детей побито. […] Но после сей победы лифляндский магистр с рыцарями на сейме в Дерпте положили не начинать уже войны ни с новгородцами, ни со псковичами, а кто начнет, за того не вступаться.” Летописи также упоминают, что вместе с преподобным игуменом Иоасафом пострадали 17 иноков, имена которых, к сожалению, нам неизвестны.

В Псковских синодиках преподобный Иоасаф значится первым игуменом Снетогорского монастыря. Возможно, что он был и его основателем. Это время относится ко княжению благоверного князя псковского Довмонта-Тимофея. Будучи по рождению литовцем, он принял святую веру, и псковитяне сделали его своим князем. Своей приверженностью к Православию и высоким благочестием он столько угодил Богу, что причтен впоследствии Церковью к лику святых. Не вызывает сомнения, что благоверный Довмонт способствовал насаждению монашества в Псковской земле. Существует также предположение, что он лично просил преподобного Иоасафа основать святую обитель вблизи города на Снятной горе, чтобы иметь и молитвенную помощь иноков, и монастырь-крепость на подступе к Пскову.

В XIII - м веке Псков постоянно находился под угрозой нападения ливонских рыцарей, и нужно было иметь немалое мужество и твердое упование на Бога, чтобы поселиться на столь опасном месте.

Но святой отец наш Иоасаф явил нам и то и другое, ни мало не убоявшись ни трудностей, связанных с постройкой обители, ни нападений литовцев, помня слова Евангельские: “Не убойтесь от убивающих тело, и потом не могущих лишше что сотворити,(…) убойтесь имущаго власть по убиении воврещи в дебрь огненную”( Лк. 12,5). Ревностно стал он подвизаться на указанном ему месте, воистину, “слез своих течении возделывая пустыню”, и скоро добрым примером своим привлек множество учеников. Так основал преподобный обитель Снетогорскую, во славу Пресвятой Богородицы и во спасение многим душам христианским. И доныне стоит она, красуясь белокаменными храмами, в излучии реки Великой. За семь веков существования своего из стен ее вышли, как отрасли доброплодной лозы, преподобные Евфросин и Никандр, основатели пустынножительства Псковского, и многие другие, неведомые нам, но лишь Всеведущему Богу известные подвижники.

При устроении монашеского жития преподобный игумен Иоасаф положил в Снетогорской обители общежительный устав, мудро оградив свое словесное стадо от пороков любостяжания, вражды и зависти. В 1382 году епископ Суздальский Дионисий на основании традиций, заложенных преподобным Иоасафом, написал для Снетогорского монастыря подробный устав. Впоследствии он лег в основу устава обители преподобного Евфросина Псковоезерского. Таким образом, преподобный Иоасаф Снетогорский является отцом и наставником всего псковского монашества, и, несомненно, присным молитвенником о всех, подвизающихся на Псковской земле.

Преподобномученик Иоасаф вместе с учениками, приняв мучение от ливонцев, еще более прославил Бога и утвердил веру Православную в Псковской земле, являя собой образец стояния в Православной вере даже до крови.