Рождества Богородицы женский монастырь города Ростова Великого Епархиальный женский монастырь

Адрес:
152151, Ярославская область, г. Ростов, ул.Советская площадь, д. 14.
Телефон:
7 (48536) 6-35-83
E-mail:
silk.rostov@mail.ru
Сайт:

История

Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы был основана святителем Феодором, племянником прп.Сергия Радонежского, в 1390 г. в самом центре Ростова Великого в 200 метрах от Архиерейского дома (Кремля).

Имена игумений Ростовского Рождества Богородицы женского монастыря первых двух с половиной веков сегодня неизвестны. Первой упоминается под 1632 г. игумения Мария.

Основание

Святитель Феодор, в миру Иоанн, происходил из рода ростовских бояр, про­славленного целым созвездием русских святых: преподобные Кирилл и Мария (память 28 сентября/11 октября и 18/31 января) — дедушка и бабушка святителя, преподобный Сергий (память 5/18 июля, 25 сентября/8 октября) — его родной дядя, преподобный Стефан Радонежский.

Отрок Иоанн, которому было уже двенадцать лет, ис­пытывал такое благоговение к своему дяде, о котором к тому времени говорили уже повсюду, что отец однажды привел его в Троицкий монастырь. Преподобный Сергий постриг своего племянника в день памяти преподобного Феодора Трихины, 20 апреля. По обычаю того времени ему было дано имя святого того дня, в который совершался постриг, — Феодор.

Пребывая в послушании у своего духовного отца и дяди в течение многих лет, Федор стал совершенным иноком, многих более зрелых возрастом монахов превзойдя в монашеском подвижничестве.

Преподобный Сергий видел в своем любимом ученике преемника на игуменстве в Троицкой обители, но, узнав о желании Феодора основать свой монастырь, Преподобный уразумел в этом волю Божию и благословил племянника. Святитель Феодор был искусным иконописцем (первая икона Преподобного Сергия была написана им), церковным писателем и переводчиком (он перевел с греческого языка молитвы Патриарха Филофея Коккина и некоторые литургические произведения). Неоднократно по церковным делам он был посылаем великим князем Димитрием Донским в Константинопольский патриархат. Преставился Святитель Феодор в 1394 году.

Сын ростовского князя Александра Константиновича Иоанн заболел глазами и ослеп. Князь Александр просил у Святителя Феодора молитв. Тот, в свою очередь, собрав весь клир, молился у гроба Святителя Леонтия Ростовского – больной отрок прозрел и стал здоров.

В День памяти Святителя Феодора 11 декабря в обители совершается Божественная Литургия.

Архитектура.

До XVII века все строения монастыря были деревянными. Основу формирования каменного ансамбля монастыря было положено постройкой в конце XVII века по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича соборной церкви во имя Рождества Богородицы с трапезной и колокольней. Рождественский собор — один из наиболее стройных и живописных храмов Ростова. Основное здание в плане представляет собой четверик, увенчанный главой луковичной формы. Особую пространственную пластичность всему комплексу придают разные уровни крыш самого храма, придела, апсид и трапезной. Стены основного здания храма завершаются декоративной аркатурой с килевидными закомарами. Ряд килевидных кокошников украшают барабаны глав четверика и придела.

Формирование каменного монастырского ансамбля продолжалось с 1780 – х гг. до начала XX века, когда были возведены другие важные постройки: настоятельские покои, кельи, ограда с башнями, церковь Тихвинской иконы Божией Матери, монастырская гостиница, хозяйственные постройки. В конце XVIII века, в рамках застройки Ростова по первому регулярному плану архитектором И.Ф. Метлиным был построен западный келейный корпус и ограда монастыря с башнями.

Рождества Богородицы женский монастырь является важной составной частью исторической застройки Ростова и уникальным памятником конца XVII – начала XX вв. В нем сохранились постройки разных эпох: древнерусской архитектуры, классицизма, эклектики. 

Главной святыней Рождественской оби­тели была Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Первый исследователь истории Рождественского монастыря, протоиерей Аристарх Израилев, в се­редине XIX века высказал предположение о том, что икона могла быть благослове­нием основателя обители святителя Феодора и написана им с чудотворного Тих­винского образа, который только что, в 1383 году, явился на реке Тихвинке. В XIX веке икона находи­лась в иконостасе Рождественского собо­ра, по левую сторону Царских врат. В 1899 году была устроена на чудотворный образ Тихвинской Божией Матери риза, вся усыпанная жемчугом и драгоценными камнями. Именно с Тихвинским чудотворным образом настоятельницы обители встречали архиереев и других именитых гостей, посещавших обитель.

В XVIII-начале XX века в Ярославской и Ростовской епархии Тихвинская икона из Рождественского монастыря весьма почита­лась.

Крестные ходы с Тихвинской иконой в Ярославль были очень многолюдны. Ког­да начались эти народные шествия со свя­тыней Рождественской обители — неизве­стно.

Крестный ход с чудотворной Тихвин­ской иконой Божией Матери отправлялся 1 августа и возвращался в Ростов 8 сентября, к престольному празднику Богородице-Рождественской обители. После Божественной литургии и молебна у Тихвинского образа крестный ход шел в Успенский собор, где совершался молебен. Затем крестный ход шел на озеро Неро для водоосвящения, совершаемого в этот день. После этого икону провожали в село Никола-Перевоз. В последующие дни крестный ход по пути в Ярославль останавливался в селах Макарово и Шопша.

В Ярославле после Божественной литур­гии в Никольском храме икону общего­родским крестным ходом переносили в ярославский кафедральный Успенский со­бор, где она находилась до 26 августа. В эти же дни ее носили по домам жителей Ярославля. С 26 по 30 августа чудотворная ростовская святыня пребывала в ярослав­ской Предтеченской церкви, а затем крест­ный ход шел с иконой обратно в Ростов, но не по большой дороге, а по проселочным, с заходом в села Лучинское, Высокое, Бурмасово, Еремейцево, Заячий холм, Унимерь, Старокобыльское, Великое село. 7 сентября крестный ход с Тихвинской иконой встречали в Ростовском Белогостицком монастыре. Возвращалась святыня в свою обитель к престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы — после ранней Литургии в Белогостицком монастыре крестный ход с иконой шел в Рождественскую обитель к поздней Литургии.

Во время большого крестного хода со святыней Богородице-Рождественской обители во всех селах священнослужители и жители встречали икону крестными ходами; в домах многих жителей совершали молебны перед чудотворным образом.

В шествии с ростовской Тихвинской иконой была одна особенность: в начале крестного хода, после службы в Успенском соборе, икону несли на озеро Неро (в летописях его называют Ростовским озером) для водоосвящения. В этом отражается историческая связь с чудотворной иконой, которая явилась на водах реки Тихвинки. Лиддская икона, с которой отождествлялась чудотворная Тихвинская, по воде совершала свои «хождения» из Византии в Рим и обратно. Сохранилась фотография водоосвящения на озере Неро во время крестного хода с Тихвинской иконой Божией Матери.

В Ростовском музее хранится жемчужная риза с чудотворной иконы. Судьба Тихвинской иконы, почитавшейся в Рождества Богородицы женской обители, на сегодняшний день не известна.

Возрождение монастыря

Началось возрождение Рождественского монастыря 17 февраля 1997 года, когда в стены обители вошли пять насельниц из Толгского монастыря. Перед их глазами предстала страшная картина полного запустения и разрухи.

Ничего не было у первых насельниц: ни дров, ни продовольствия, ни благодетелей — одна лишь вера в помощь Матери Божией и Ростовских святых. Во всех храмах и монастырях, возвращенных Русской Православной Церкви, восстановление начиналось с очистки территории и зданий и вывоза грязи и мусора. Так было и здесь.

Поселились в одной неотапливаемой келлии. Божия Матерь послала сестрам первых помощников: увидев их усердные труды, местные жители потянулись к обители со своими дарами: кто нес картошку, кто хлеб, а кто и свою теплую одежду.

Одновременно подготовили Троицкий придел к богослужению: восстановили иконостас и заполнили его пока еще бумажными иконами, поставили песочные подсвечники, устроили аналой, приобрели богослужебные книги. В Вербное воскресенье в монастыре была совершена первая Божественная литургия.

2011 год открыл следующий этап в восстановлении монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Он положил начало устройству жизненно важных коммуникаций. Один Господь ведает, как в течение последних трех лет при крайней скудости средств и сил были выполнены работы по устройству наружных систем водопровода и канализации, подведен подземный газопровод к монастырю и оборудовано внутреннее газоснабжение 2-х корпусов.

28 октября 2014 года, в день празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» и памяти свт. Афанасия исп., епископа Ковровского, произошло историческое событие. Был осуществлен пуск газа на объекты монастыря, которые более 600 лет отапливались только дровами и углем.

Все это время не прекращается благоустройство территории обители: расчистка от мусорных завалов, металлолома и облагораживание ее цветочными посадками. Заложен небольшой монастырский сад из плодовых деревьев и ягодных кустарников, организован нехитрый монастырский огород, который уже дал первые урожаи овощей для трапезы. Одновременно с этим матушке игумении Афанасии потребовались напряженные усилия, чтобы «собрать монастырские камни и землю». За этот период были проведены все необходимые процедуры по передаче бывших келейных построек и храма в честь иконы Божией Матери Тихвинской снова в лоно обители. К настоящему времени земельный участок, на котором располагается ансамбль монастыря, юридически оформлен и передан монастырю для содержания его объектов.

На средства, выделенные правительством Ярославской области, было произведено инженерное исследование сестринского корпуса, ремонтно-реставрационные и противоаварийные работы по крыше и усилению фундамента.

Господь не оставляет Своею милостию святую обитель и посылает ей добросердечных людей. Они оказываются в ней в тот час, когда здесь трудно. В каждом уголке обители, в том, что уже сейчас здесь удалось устроить, оградить, очистить, построить, облагородить, отремонтировать, насадить, остается частичка их сердца. Сестры молятся, чтобы Господь послал им спасение, здравие и устроение их дел. Молитвы эти не остаются тщетными, ибо, по слову Спасителя: «Блаженны милостивые, яко те помилованы будут»!

Еще многое предстоит сделать, а пока очень больно видеть святыню в поругании: храмы обезглавлены и осквернены, с разрушающимися парапетами, обрушившиеся крыши. Как же хочется видеть обитель возрожденной, ожившей и обновленной! Но для того, чтобы келейные корпуса снова могли принять будущих сестер и паломников, а в древних храмах возобновились службы, требуются значительные средства на выполнение проектных и ремонтно-реставрационных работ.

Однако матушка игумения Афанасия и сестры не унывают. Не может быть, чтобы Господь забыл своих убогих, «вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их». (Лк. 18, 7) А почему медлит? Не ждет ли Он, чья душа откликнется на это святое дело и окажется благодатным орудием в Его руках в деле восстановления Дома Его и Пречистой Его Матери?!

Из опыта жизни известно, что чем почетнее и важнее строящийся объект, тем большей чести удостаивается тот, кто участвует в такой стройке. Какова же радость тому, кто строит Дом Матери Божией!

Всех, кому дороги Дом Пресвятой Богородицы и имя преподобного Сергия Радонежского, кто радеет о русской истории и православной духовности, просим откликнуться и оказать посильную помощь. Господь же сторицею вознаградит вас за участие в возрождении святой обители!

Действующая настоятельница

В настоящее время управление монастырем осуществляет игуменья Афанасия (Силкина), назначенная настоятельницей 30 мая 2011 г.

Игумения Афанасия (в миру Силкина Анастасия Викторовна) родилась в 1974 году. Окончила Московский педагогический университет. В 2003 году по благословению духовного отца архимандрита Кирилла (Павлова) поступила в Свято-Введенский Толгский женский монастырь; в том же году была пострижена в рясофор. В 2009 году была пострижена в мантию с наречением имени Афанасия, в честь святого преподобного Афанасия Афонского (память 5/18 июля). 30 мая 2011 года была назначена настоятельницей Рождества Богородицы женского монастыря г. Ростова Великого и возведена в сан игумении.


Игумения Афанасия (Силкина)

Святые и подвижники благочестия

21 Сентября / 4 Октября, 28 Октября / 10 Ноября
9 / 22 Мая, 29 Июля / 11 Августа, 6 / 19 Декабря
5 / 18 Июля, 25 Сентября / 8 Октября
25 Мая / 7 Июня, 24 Июня / 7 Июля, 29 Августа / 11 Сентября, 23 Сентября / 6 Октября, 12 / 25 Октября

Храмы и Богослужения

Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Богослужения проводить невозможно из-за аварийного состояния храма. Храм нуждается в комплексных ремонтно-реставрационных работах.
Храм Святителя Николая Чудотворца
Каждый день
время
богослужение
примечание
17 : 00
Вечернее Богослужение
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
7 : 30
Литургия
8 : 30
Литургия
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 00
Всенощное Бдение
Храм Тихвинской иконы Божией Матери
Богослужения проводить невозможно из-за аварийного состояния храма. Храм нуждается в комплексных ремонтно-реставрационных работах.

Богослужение в монастыре


Каждый день (кроме праздников)
время
богослужение
примечание
17 : 00
Вечернее Богослужение
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
7 : 30
Литургия
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 00
Всенощное Бдение
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
8 : 00
Литургия

Служение

Социальная деятельность

Возрождение обители происходит в трудных условиях малочисленности насельниц и скудности средств, которых так  не  хватает  для решения  подчас самых насущных проблем обители. В этих условиях пока трудно говорить о возможности полноценного развития конкретных направлений социального служения. Но, несмотря на это, нам удается иногда поддержать наших бедных горожан из социального центра "Радуга" и Общества слепых г. Ростова Великого.



Контактная информация

Возврат к списку