Скорбященский женский монастырь г. Нижний Тагил Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
По тагильскому преданию, Скорбященский женский монастырь возник по откровению Божию. В 1855 г. в сосновый бор неподалеку от Невьянского тракта, т.е. на место будущей обители, прибыл из Отенского монастыря Новгородской земли настоятель отец Израиль, поставил крест и укрепил его камнями, привезенными из Иерусалима. В середине 1880-х годов вокруг Скорбященской кладбищенской церкви , построенной по завещанию тагильского купца Ивана Сергеева в середине 1860-х гг. и достроенной в начале 1880-х гг. по инициативе благочинного храмов 3 округа Верхотурского уезда Иоанна Флавианова, поселились 14 вдов и девиц.
Павел Павлович Демидов – князь Сан-Донато – выделил 2 десятины земли под женскую богадельню, которую благословил епископ Пермский Ефрем (Рязанов). Официально богадельня была преобразована в женскую общину Указом Священного Синода 4 апреля 1902 г., а 5 ноября 1904 г. община была признана монастырем.
Единственная настоятельница дореволюционного монастыря – игумения Мария (в миру Феозва Константиновна Крузе) – родилась в 1857 г. в г. Перми в семье бедного портного. После смерти матери с 6 до 12 лет воспитывалась в Пермском приюте, а после смерти отца – в семье старшей сестры Марии Константиновны Кожевниковой, переехавшей в Нижнетагильский завод. Поступила в Скорбященскую богадельню 16 сентября 1885 г. и скоро благодаря организаторским способностям встала в ее главе. В течение 17 лет являлась регентом. Официально назначена начальницей Скорбященской женской общины 4 июля 1902 г. В монашество пострижена 2 мая 1903 г. Преосвященным Михеем, епископом Екатеринбургским и Ирбитским. Назначена настоятельницей монастыря 22 сентября 1904 г. Указом Священного Синода за № 2280/5221 15 августа 1909 г. возведена в сан игумении. Награждена золотым наперсным крестом 1 апреля 1913 г. В 1919 г. была благословлена иконой Всемилостивого Спаса «во внимание к весьма полезному и ревностному исполнению обязанностей настоятельницы при трудности переживаемого времени». После закрытия монастыря жила в городе на частных квартирах. Лишена избирательных прав в 1930 г. Арестована 8 февраля 1932 г., обвинялась по статье 58-10, 11 УК РСФСР. 23 марта переведена из нижнетагильского в ирбитский домзак. 20 мая 1932 г. дело в ее отношении было прекращено «в силу болезненного состояния». Дальнейшая судьба неизвестна. Предположительно умерла в тюрьме во время следствия по массовому на Урале уголовному делу «Историческая гниль».
Расцвет монастыря приходится на 1910-е гг. 26 мая 1905 г. – в праздник Вознесения Господня – при стечении большого числа жителей Нижнетагильского завода архиепископ Владимир (Соколовский) освятил место и заложил первый камень второго трехпрестольного храма: центральный престол – Вознесенский, правый придел – в честь свт. Николая Чудотворца и св. прав. Симеона Верхотурского, левый – в честь св. прп. Серафима Саровского. Каменные работы были закончены к 1911 г., в последующие два года проводились кровельные работы на крышах и куполах и оштукатуривание . 6 августа 1913 г. – в праздник Преображения Господня – на храм были подняты 8 крестов . Кирпич для храма сестры делали сами на собственном кирпичном заводике, располагающемся на Корабельном мысе
В 1898 г. на средства тагильского купца Железкова А.А. было построено двухэтажное каменное здание, в котором располагалась церковно-приходская школа для девочек-сирот, воспитывающихся при монастыре, и квартира священника. В 1911 г. тагильский купец Семенов Я.Е. построил двухэтажное каменное здание для богадельни, странноприимного дома и больницы. Всего до революции монастырю принадлежали 11 зданий. Во время Первой мировой войны монастырь взял на воспитание не менее 36 девочек-сирот. Перед закрытием монастыря в 1920 г. в нем было 150 насельниц, из которых 6 монахинь и 38 рясофорных послушниц.
Автор проекта Скорбященского кладбищенского храма неизвестен. Храм однопрестольный, имеет в плане правильный восьмигранник с двойным светом, перекрытый коробовым сводом с рядом киелевидных закомар, увенчан двумя главками: одна над центральным сводом, другая венчает алтарь. Над заподным притвором храма возвышалась звонница, которая была разрушена в советское время, до сих пор не восстановлена. Вознесенский собор был создан по проекту главного губернского архитектора Артемова Е.А. в неорусском стиле. Собор трехпрестольный, система его сводов крестово-купольная; имеет 8 куполов, декоративное убранство его фасада выполнено из тесаного кирпича, использованы мотивы средневековой русской архитектуры: закомары, кокошники, пилястры, византийский ордер, кресты в кладке, сухарики, декоративное оформление окон и др. Западный притвор обрамлен двумя башенками, стоящими по диагонали, увенчанными куполами на декоративных барабанах. Вместимость храма 1500 человек.
В 1914 г. вторым священником обители стал Леонид ( в монашестве Лев) Черепанов, 19 декабря 1922 г. на собрании представителей приходских советов храмов города он был избран епископом Нижнетагильским. Хиротония состоялась 8 февраля 1923 г. в г. Уфе. Владыка Лев объединил староцерковнические приходы Екатеринбургской епархии и др. территорий, которые остались без архипастырского руководства. Трижды подвергался арестам: в 1923, 1929 (на Алма-Атинской кафедре) и 1934 (на Ставропольской кафедре) гг. Последнее место заточения – Соловки. В составе 509 человек из второго соловецкого этапа приговорен к расстрелу 8 декабря 1937 г. Похоронен в братской могиле в Левашовской пустоши под Ленинградом вместе с о. Павлом Флоренским.
Скорбященский и Вознесенский храмы переданы Русской Православной Церкви в 1993 г. и восстанавливались как приходские. Официально Скорбященский монастырь восстановлен 9 июня 1998 г. При первой настоятельнице новейшего периода – игумении Кирилле (Суворовой) – были воссозданы разрушенные в советское время западный придел, барабан большого купола и сам купол Вознесенского храма. В 2000-е гг. в обители подвизались 7 монахинь. В течение 22 лет работала воскресная школа для детей детского дома.
С декабря 2011 г. при настоятельстве игумении Марии (Сташевской) монастырю передано здание школы детского дома, где сегодня размещается сестринский корпус, возвращены 2 здания, в которых до революции размещались церковно-приходская школа, квартира священника, богадельня, странноприимный дом и больница. Продолжаются реставрационно-строительные работы в Вознесенском храме – была перекрыта кровля, установлено 6 куполов, храм внутри частично оштукатурен, устроена галерея с западной стороны, произведена полная реставрация фасадов храма. В монастыре подвизаются 8 сестер.
В настоящее время в монастыре формируется православная библиотека (около 6,5 тысяч экземпляров книг, журналов и газет), создается музей церковной истории г. Нижнего Тагила, ведется изучение истории монастыря и экскурсионная работа. Были изданы 2 книги, посвященные истории монастыря и храмов Нижнего Тагила послереволюционного времени.
Традиционным становится празднование дня памяти св. блгвв. кнн. Петра и кн. Февронии Муромских чудотворцев 8 июля. В монастыре проводится епархиальный праздник с архиерейским богослужением. В этот день проходят ярмарка, концерт, народные гуляния, игры для детей. Каждое воскресение в обители служатся попеременно молебны перед чтимыми иконами Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость (Нижнетагильская)», мощами и иконой свв. блгвв. кнн. Петра и кн. Февронии Муромских (Нижнетагильской).
О правилах монастыря .
Меру молитвенного подвига и вообще порядок духовной жизни для каждой насельницы индивидуально определяет игумения монастыря. В монастыре есть духовник, но духовной жизнью сестер руководит игумения. В монастыре практикуется откровение помыслов. Приходя в монастырь, сестры по мере духовного возраста, сокращают свое общение с миром. В монастыре не благословляется пользоваться мобильными телефонами. Общение с родными благословляется не чаще 1 раза в месяц.
Утренний подъем для каждой сестры индивидуальный. В 5.15 звон в колокольчик для общего подъёма и чтения Иисусовой молитвы (сотницы) келейно. К 6.00 все сестры собираются в храм на полунощницу. В те дни, когда совершается богослужение со священником, все сестры остаются на службе. (Такое богослужение совершается 3-5 раз в неделю.) В те дни, когда богослужение совершается без священника – остаются инокини и монахини, послушницы уходят на послушания. Богослужение в такие дни включает в себя утреню, часы, изобразительные с чтением рядовых Апостола и Евангелия.
Послушание в монастыре разнообразны: чтение Псалтири, уход за храмом, иконописная мастерская, швейная, золотошвейная, кухня и трапезная, цветоводство.
1-я трапеза бывает в обители сразу после богослужения. С 13.30 до 15.30 благословляется келейное время. В 17.30 - 2-я трапеза.
В 18.00 9-й час. Вечерня(совершается всегда сестрами). Повечерие. Чин прощения. Крестный ход вокруг обители. С 19.45 келейное время.
В обители пока нет гостиницы для паломников, но обитель принимает для проживания тех девушек и женщин, которые определились с жизненным выбором и находятся в поиске монастыря, в котором бы могли подвизаться. Такие паломницы живут рядом с сестрами – молятся, несут послушания.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Новый храм Нижнетагильского Скорбященского монастыря проектировался трехпрестольным: главный престол – во имя Вознесения Господня, правый придельный алтарь – во имя святителя Николая Чудотворца и праведного Симеона Верхотурского, левый придельный алтарь – во имя преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
26 мая 1905 года состоялась закладка храма в присутствии Преосвященного Владимира, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского. Окончательно строительство было завершено в 1913 году. По преданию, храм частично возведен из кирпича, который обжигали сами монахини на небольшом заводике в районе Корабельного мыса. Основной строительный материал был предоставлен Горным управлением.
Собор является примером позднего псевдорусского стиля с богатым кирпичным «узорочьем» в традиции храмов XVII столетия. Он представляет собой кирпичное здание на подклете. Основной, центрического типа объем обладает сложной алтарной частью из трех апсид. С запада выдвинут притвор, над которым, возможно, по проекту предполагалась колокольня, но не была возведена. Увенчание собора – пять луковичных глав на круглых барабанах.
В период существования на территории монастыря концентрационного лагеря (1920-1922 гг.) в Вознесенском соборе располагались казармы. После передачи здания собора в 1930-х годах детскому дому подклет собора использовался в качестве бани. В период с 1920 по 1980 годы собор утратил исторический портал, большой и малые купола и малые угловые барабаны.
В начале 1990-х годов Вознесенский собор был возвращен верующим, тогда же был вновь освящен алтарь, начаты строительно-реставрационные работы, которые продолжаются до настоящего времени. На сегодняшний день первоначальный облик собора практически полностью восстановлен.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Полунощница. Утреня. Часы. Божественная Литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
18 : 00 |
9 час. Вечерня. Повечерие
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
16 : 00 |
9 час. Всенощное бдение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Божественная литургия
|
|
Храм во имя Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», который все привыкли называть Скорбященским, был заложен в 1864 году при кладбище на Малой Кушве на деньги купца Ивана Ивановича Сергеева как исполнение завещания его отца Ивана Сергеева, умершего в начале 1860-х годов. Освящение храма состоялось не сразу, а только в 1883 году.
Храм принадлежит к позднему псевдорусскому стилю с использованием характерных традиционных элементов XVII столетия, построен из кирпича с прямоугольным алтарем, крытым на два ската. В основе строения — венчаемый куполом объем. Притвор храма уступчатый по высоте, на фасадах выделены группы из трех окон с килевидным обрамлением, в основании купола – крупные кокошники. Стены храма не расписывались, таковыми они остались и по сей день.
В 1920-1922 годах храм использовался как место проживания заключенных. В 1922 году вся территория монастыря была передана Детскому дому № 1. В 1930-х годах храм особо пострадал: была разрушена колокольня до уровня первого яруса, снесен исторический купол, утрачена маковка под крестом на барабане, изменен вид притвора. До 1980-х годов в храме размещались библиотека и комнаты для кружков.
В 1950-х – 1960-х годах на южной стороне апсиды был прорублен дверной проем, сооружены межэтажное перекрытие и антресоли на втором этаже, что привело к окончательной утрате исторического интерьера и архитектурного стиля. В это же время на восточном фасаде храма были заложены кирпичом оконный проем первого этажа, боковые оконные проемы апсиды второго этажа. На южном и северном фасадах заложены парные арочные оконные проемы притвора.
Службы в храме возобновились в 1993 году. Ремонтно-реставрационные работы велись в основном в 1990-е годы. Позднее они были приостановлены после восстановления основных конструктивных элементов храма. В последние два года храм преобразился после ремонта и покраски.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
14 : 00 |
Молебен с акафистом, Лития
|
Каждое второе воскресенье месяца
|
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Полунощница. Утреня. Часы. Божественная Литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
18 : 00 |
9 час. Вечерня. Повечерие
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
16 : 00 |
9 час. Всенощное бдение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Божественная литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
14 : 00 |
Молебен с акафистом, Лития
|
Каждое второе воскресенье месяца
|
Служение
Большое внимание уделяется подготовке к Таинству Крещения. С желающими креститься, с родителями и восприемниками проводят 5 огласительных бесед, которые заканчиваются чаепитием.
В действующем храме организовано приходское консультирование.Консультантов из числа прихожан монастыря и других храмов города, желающих помогать обители, встречают людей невоцерковленных, знакомят с храмом, с деятельностью монастыря, отвечают на вопросы, помогают ориентироваться в храме.
В монастырской библиотеке проходят беседы со священниками на волнующие прихожан темы, о церковной истории, беседы о русской литературе. При монастыре образована детская церковно-приходская школа, которая объединила детей и родителей. С 2014 года проводятся экскурсии по монастырю для всех желающих: прихожан, учащихся воскресных школ епархии, учебных заведений города.
С 2016 года осуществляется проект для студентов – молодежный дискуссионный клуб «Черное и белое», где выносятся на обсуждение с церковными людьми вопросы, волнующие современную молодежь.
С 2014 года работает официальный сайт монастыря, на котором отражаются все события и жизнь монастыря.
В монастыре ведется научно-исследовательская деятельность по изучению истории монастыря и истории церквей Нижнего Тагила в период после революции 1917 г.
Монастырь духовно окормляет детский дом, расположенный рядом. С воспитанниками проводятся духовно-нравственные беседы, тематические уроки, поздравления с главными христианскими праздниками, конкурсы. Был проведен конкурс добрых дел «Твоя высота», продолжавшийся целый год.
С 2011 года осуществляется окормление женской исправительной колонии №6. В 2014 году образована двухгодичная воскресная школа для осужденных.
При Скорбященском женском монастыре по благословлению Преосвященного епископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия создан Центр защиты материнства и детства «Дар жизни».
Миссия — сохранение жизней нерожденных детей, всесторонняя поддержка мам в трудной жизненной ситуации и помощь воспитанникам детских домов.
Задача — оказать реальную помощь в любой ситуации, какой бы сложной она ни представлялась на первый взгляд.
Основные направления деятельности:
- Консультирование беременных женщин, их родственников и знакомых по вопросам незапланированной беременности.
- Психологическая, социальная, духовная помощь женщинам, решившим сохранить жизнь своему ребенку.
- Предоставление объективной информации о последствиях прерывания беременности для физического и психического здоровья женщины.
- Помощь воспитанникам детских домов и содействие устройству детей-сирот в семьи.
- Информационно-просветительская работа, направленная на возрождение семьи,основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях.
Благодаря работе ЦЗМиД «Дар жизни» на 1 мая 2017 года 187 малышей уже родились у мам, которые отказались делать аборт. Им оказывается гуманитарная помощь. Подопечными Центра защиты материнства и детства являются женщины на этапе беременности, решившие сделать аборт, отказавшиеся от аборта и мамы с детьми, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Городские власти, зная о деятельности Центра и о результатах его работы, выделили помещение для организации приюта временного содержания для женщин с детьми. Будущий приют требует ремонта, на который в данное время собираются пожертвования.