Свято-Михайло-Афонская Закубанская общежительная Пустынь - мужской монастырь по.Победа Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
После окончания затяжной Кавказской войны и переселения казаков на новые территории начала налаживаться мирная жизнь. И хотя в некоторых станицах строились маленькие храмы, у казаков появлялась потребность к паломничеству в монастыри. Но удовлетворить ее они не имели возможности. Поэтому с каждым годом у казаков росло желание иметь свою обитель в горах.<br>
<br>
Первые попытки к учреждению монастыря в этом удаленном уголке Закубанья относятся к 1874 г. С таким почином выступили казаки местных станиц, готовые выделить под устройство монастыря 270 десятин общественной земли. Было определено и место под монастырь - на горном плато у горы Физиабго. Однако их ходатайство перед власть имущими успеха не имело.
<br>
Первые попытки к учреждению монастыря в этом удаленном уголке Закубанья относятся к 1874 г. С таким почином выступили казаки местных станиц, готовые выделить под устройство монастыря 270 десятин общественной земли. Было определено и место под монастырь - на горном плато у горы Физиабго. Однако их ходатайство перед власть имущими успеха не имело.
Спустя 2 года схимонах Виталий отправился в паломничество на святую гору Афон. Там он встретился с иеромонахом Мартирием (Островых), выходцем из России. В долгой беседе о странствиях по Северному Кавказу старец упомянул и о попытке создания монастыря. Этот рассказ воспламенил о. Мартирия и он возжелал все свои силы и материальные средства направить на основание горной обители.<br>
<br>
Весной 1877 г. отец Мартирий со спутником направились на Кавказ. После долгого путешествия они достигли мест, указанных старцем, и были поражены их великолепием. Заручившись поддержкой казаков из окрестных станиц, и имея на руках бумагу о добровольном даровании 430 десятин на построение святой обители, о. Мартирий едет в Ставрополь к Преосвященному Герману. Получив его благословение, о. Мартирий в сопровождении делегации от казачества отправляется в г. Тифлис к Его Высочеству Великому Князю Михаилу Николаевичу, наместнику Кавказскому с просьбой передать в собственность православному монастырю казачьей земли. Разрешение было получено и тогда епископ Герман вновь возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом о разрешении устроения обители и о назначении иеромонаха Мартирия ее строителем. 28 августа 1878 г. Святейшим Синодом было передано благословение.<br>
<br>
Вскоре для возведения монастыря со Святой горы Афон переселились иноки Успенской кельи. Братия стала получать добровольные пожертвования и дары. О. Мартирий пожертвовал на строительство монастыря и свои средства - 55 тыс. руб. В короткие сроки были сооружены: храм, странноприимный дом, корпус для братии, хозяйственные постройки. С открытием богослужения начался приток богомольцев.<br>
<br>
В 1883 г. Святейший Синод преподал благословение на самостоятельное существование обители. Строитель ее о. Мартирий был возведен в сан архимандрита. По желанию братии было утверждено ее название: Свято - Михайло Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. Михайловской она была названа в честь Архистратига Михаила, вождя небесных сил, имя которого носил Великий Князь Михаил Николаевич. Афонской она называлась потому, что первые строители обители прибыли с горы Афон, откуда принесли частицы святых мощей в благословение строящегося монастыря и ввели там Афонский устав. Закубанской обитель называлась по месторасположению - за р. Кубанью.<br>
<br>
Постепенно трудами братии были возведены 5 храмов: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий. Самым величественным был Успенский храм. Его размеры составляли 57 х 15,6 м. К храму примыкали обширные крытые галереи. Храм вмещал более 1000 молящихся. Преображенский храм на г. Физиабго вмещал до 600 человек и был виден за десятки верст.<br>
<br>
В обители были построены: странноприимный дом, больница, более 20 корпусов с кельями. При монастыре находились мастерские: иконописная, токарная, слесарная, кузнечная, малярная, кровельная, портняжная и сапожная. К концу XlX века были построены кирпичный и сыроваренный цеха, открыта церковно - приходская школа. Братия имела огромное подсобное хозяйство, где разводили скот, вырыли и запустили в пруды рыбу, занимались пчеловодством.<br>
<br>
К концу 1880 годов обитель становится мощным паломническим центром на Северном Кавказе. Ежегодно ее посещало более 100 тысяч паломников. Иногда в трапезной монастыря в обед употребляли до 300 ведер щей и 1600 кг хлеба. Прихожане называли обитель «Казачьей Лаврой» и очень гордились близостью к ней. Такого благополучия обитель достигла трудами братии и под руководством архимандрита Мартирия.<br>
<br>
После гибели настоятеля трагическая судьба постигла и сам монастырь. В 1920 г. У него конфисковали землю, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование. В 1926 г. на территории монастыря был открыт Дом отдыха ГПУ, а в 1927 г. в стенах монастыря разместилась коммуна «Владилен». Несмотря на революционные потрясения, иноческая жизнь в монастыре продолжалась, и лишь в 1928 г. монастырь был закрыт, а монахи распущены.<br>
<br>
С началом Второй Мировой войны Дом отдыха был закрыт, а на его базе организован Дом инвалидов войны, 77 обитателей которого фашисты расстреляли в период оккупации Кавказа.<br>
<br>
После освобождения Адыгеи на территории монастыря в 1944 г. была организована Детская трудовая колония. В скором времени, в 1946 г. величавые стены обители содрогнулись от взрывов - был взорван центральный Успенский собор. Из его камня колонисты построили новую школу. Затем были разобраны другие здания монастыря для строительства общежитий колонии. В 1952 г. на г. Физиабго был взорван храм Преображения. После расформирования Детской колонии монастырские строения перешли в ведение Каменномостского плодосовхоза. В 1972 г. остатки зданий и территория были переданы в Краснодарский краевой Комитет по туризму, и на месте обители открыли конную турбазу «Романтика».<br>
<br>
В 2001 г. часть монастыря была возвращена церкви. С этого момента можно говорить о возрождении иноческой жизни в обители. Однако большую часть монастыря по-прежнему занимала турбаза с баром, дискотеками и отдыхающими. К огромной радости всех православных окончательная передача обители Православной церкви состоялась по указу Президента Республики Адыгея Х.М. Совмена в марте 2003 г <br>
<br>
Первым настоятелем монастыря стал иеромонах Мартирий (Пянтин), который занимал этот пост до июля 2004 г. Его трудами и заботами обитель начала подниматься из забвения, налаживалось богослужение, были отремонтированы Троицкий храм и келейный корпус, появились своя техника и пасека. Следующим настоятелем стал иеромонах Пимен (Фицнер). Количество братии увеличилось до 20 человек, продолжилось дальнейшее развитие и обустройство монастыря.<br>
<br>
В настоящее время монастырем руководит иеромонах Герасим (Буняев) назначен 10 октября 2006 г. За этот период был возведен на месте старого фундамента храм во имя Архистратига Михаила. Его освящение состоялось при огромном стечении верующих 9 августа 2008 года. Следом начато строительство храма преподобного Александра. Принимает страждущих новая купель на святом источнике великомученика Пантелеимона. В мастерских монастыря проходят послушание иноки и послушники.
<br>
Весной 1877 г. отец Мартирий со спутником направились на Кавказ. После долгого путешествия они достигли мест, указанных старцем, и были поражены их великолепием. Заручившись поддержкой казаков из окрестных станиц, и имея на руках бумагу о добровольном даровании 430 десятин на построение святой обители, о. Мартирий едет в Ставрополь к Преосвященному Герману. Получив его благословение, о. Мартирий в сопровождении делегации от казачества отправляется в г. Тифлис к Его Высочеству Великому Князю Михаилу Николаевичу, наместнику Кавказскому с просьбой передать в собственность православному монастырю казачьей земли. Разрешение было получено и тогда епископ Герман вновь возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом о разрешении устроения обители и о назначении иеромонаха Мартирия ее строителем. 28 августа 1878 г. Святейшим Синодом было передано благословение.<br>
<br>
Вскоре для возведения монастыря со Святой горы Афон переселились иноки Успенской кельи. Братия стала получать добровольные пожертвования и дары. О. Мартирий пожертвовал на строительство монастыря и свои средства - 55 тыс. руб. В короткие сроки были сооружены: храм, странноприимный дом, корпус для братии, хозяйственные постройки. С открытием богослужения начался приток богомольцев.<br>
<br>
В 1883 г. Святейший Синод преподал благословение на самостоятельное существование обители. Строитель ее о. Мартирий был возведен в сан архимандрита. По желанию братии было утверждено ее название: Свято - Михайло Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. Михайловской она была названа в честь Архистратига Михаила, вождя небесных сил, имя которого носил Великий Князь Михаил Николаевич. Афонской она называлась потому, что первые строители обители прибыли с горы Афон, откуда принесли частицы святых мощей в благословение строящегося монастыря и ввели там Афонский устав. Закубанской обитель называлась по месторасположению - за р. Кубанью.<br>
<br>
Постепенно трудами братии были возведены 5 храмов: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий. Самым величественным был Успенский храм. Его размеры составляли 57 х 15,6 м. К храму примыкали обширные крытые галереи. Храм вмещал более 1000 молящихся. Преображенский храм на г. Физиабго вмещал до 600 человек и был виден за десятки верст.<br>
<br>
В обители были построены: странноприимный дом, больница, более 20 корпусов с кельями. При монастыре находились мастерские: иконописная, токарная, слесарная, кузнечная, малярная, кровельная, портняжная и сапожная. К концу XlX века были построены кирпичный и сыроваренный цеха, открыта церковно - приходская школа. Братия имела огромное подсобное хозяйство, где разводили скот, вырыли и запустили в пруды рыбу, занимались пчеловодством.<br>
<br>
К концу 1880 годов обитель становится мощным паломническим центром на Северном Кавказе. Ежегодно ее посещало более 100 тысяч паломников. Иногда в трапезной монастыря в обед употребляли до 300 ведер щей и 1600 кг хлеба. Прихожане называли обитель «Казачьей Лаврой» и очень гордились близостью к ней. Такого благополучия обитель достигла трудами братии и под руководством архимандрита Мартирия.<br>
<br>
После гибели настоятеля трагическая судьба постигла и сам монастырь. В 1920 г. У него конфисковали землю, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование. В 1926 г. на территории монастыря был открыт Дом отдыха ГПУ, а в 1927 г. в стенах монастыря разместилась коммуна «Владилен». Несмотря на революционные потрясения, иноческая жизнь в монастыре продолжалась, и лишь в 1928 г. монастырь был закрыт, а монахи распущены.<br>
<br>
С началом Второй Мировой войны Дом отдыха был закрыт, а на его базе организован Дом инвалидов войны, 77 обитателей которого фашисты расстреляли в период оккупации Кавказа.<br>
<br>
После освобождения Адыгеи на территории монастыря в 1944 г. была организована Детская трудовая колония. В скором времени, в 1946 г. величавые стены обители содрогнулись от взрывов - был взорван центральный Успенский собор. Из его камня колонисты построили новую школу. Затем были разобраны другие здания монастыря для строительства общежитий колонии. В 1952 г. на г. Физиабго был взорван храм Преображения. После расформирования Детской колонии монастырские строения перешли в ведение Каменномостского плодосовхоза. В 1972 г. остатки зданий и территория были переданы в Краснодарский краевой Комитет по туризму, и на месте обители открыли конную турбазу «Романтика».<br>
<br>
В 2001 г. часть монастыря была возвращена церкви. С этого момента можно говорить о возрождении иноческой жизни в обители. Однако большую часть монастыря по-прежнему занимала турбаза с баром, дискотеками и отдыхающими. К огромной радости всех православных окончательная передача обители Православной церкви состоялась по указу Президента Республики Адыгея Х.М. Совмена в марте 2003 г <br>
<br>
Первым настоятелем монастыря стал иеромонах Мартирий (Пянтин), который занимал этот пост до июля 2004 г. Его трудами и заботами обитель начала подниматься из забвения, налаживалось богослужение, были отремонтированы Троицкий храм и келейный корпус, появились своя техника и пасека. Следующим настоятелем стал иеромонах Пимен (Фицнер). Количество братии увеличилось до 20 человек, продолжилось дальнейшее развитие и обустройство монастыря.<br>
<br>
В настоящее время монастырем руководит иеромонах Герасим (Буняев) назначен 10 октября 2006 г. За этот период был возведен на месте старого фундамента храм во имя Архистратига Михаила. Его освящение состоялось при огромном стечении верующих 9 августа 2008 года. Следом начато строительство храма преподобного Александра. Принимает страждущих новая купель на святом источнике великомученика Пантелеимона. В мастерских монастыря проходят послушание иноки и послушники.
Наместник
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Постройка храма велась с 1884 по 1902 год. Храм стоит на откосе и со стороны обители имеет 1,5 этажа с одной стороны, а с другой – полных 2. Стены храма выложены из местного камня, ранее были оштукатурены и побелены. Он отчетливо виден за 2 км ещё при подъезде к обители. Верхний этаж раньше был разделен перегородками на трапезную и вместительную церковь на 1200 молящихся.
На нижнем этаже располагались келии для братии, подвалы для продуктов, печь для отопления здания, хлебопекарня. Храм находился на своеобразном калориферном отоплении: воздуховоды проходили в стенах и полах здания, и в зимнее время в храме было достаточно тепло и уютно.
Троицкий храм является самым большим храмом обители. В основном в нем совершаются все архиерейские, воскресные, праздничные службы, а также службы в период присутствия большого количества паломников. Большей частью в храме находятся иконы византийского стиля писания в больших резных киотах. Особой гордостью Троицкого храма является красивейшая роспись алтарной части храма. В данный момент ведётся внутренняя роспись и всего храма. Так же в Троицком храме находятся главные святыни монастыря - частичка Честного и Животворящего Креста Господня, частички мощей различных святых и мощи основателя и устроителя обители архимандрита Мартирия.
На нижнем этаже располагались келии для братии, подвалы для продуктов, печь для отопления здания, хлебопекарня. Храм находился на своеобразном калориферном отоплении: воздуховоды проходили в стенах и полах здания, и в зимнее время в храме было достаточно тепло и уютно.
Троицкий храм является самым большим храмом обители. В основном в нем совершаются все архиерейские, воскресные, праздничные службы, а также службы в период присутствия большого количества паломников. Большей частью в храме находятся иконы византийского стиля писания в больших резных киотах. Особой гордостью Троицкого храма является красивейшая роспись алтарной части храма. В данный момент ведётся внутренняя роспись и всего храма. Так же в Троицком храме находятся главные святыни монастыря - частичка Честного и Животворящего Креста Господня, частички мощей различных святых и мощи основателя и устроителя обители архимандрита Мартирия.
Храм в честь Архистратига Божия Михаила был пожертвован жителями станицы Сахрайской и перевезен в обитель в 1877 году. На сохранившемся в архиве плане храма видно что, при постановке в монастыре к храму была сделана пристройка из келий настоятеля, трапезной, кухни и просфорни. Вся жизнь на первых порах теплилась возле этого храма, и лишь к концу 1877 года был построен начерно первый келейный корпус на 16 человек.
Внешне этот храм был очень привлекателен: крыша его была покрыта дранью, над алтарной частью возвышалась маковка с крестом, а стены были оштукатурены и просто сияли белизной. Внутреннее убранство храма было подчеркнуто скромным.
В 1923 году храм полностью сгорел.
Михайловский храм исторически являлся первым храмом обители, и так сложилось, что нынешний престольный храм Архангела Михаила, является первым храмом из вновь построенных храмов на территории возрождаемого монастыря. Храм был построен в 2008 году на месте сгоревшего Михайловского и имеет примерно такой же внешний вид.
В храме Архангела Михаила выполнена внутренняя роспись, как алтарной части, так и всего храма в целом.
Михайловский храм – «зимний храм» обители. В нем устроены тёплые полы, поэтому в холодное время года богослужение совершается в основном в этом храме.
Внешне этот храм был очень привлекателен: крыша его была покрыта дранью, над алтарной частью возвышалась маковка с крестом, а стены были оштукатурены и просто сияли белизной. Внутреннее убранство храма было подчеркнуто скромным.
В 1923 году храм полностью сгорел.
Михайловский храм исторически являлся первым храмом обители, и так сложилось, что нынешний престольный храм Архангела Михаила, является первым храмом из вновь построенных храмов на территории возрождаемого монастыря. Храм был построен в 2008 году на месте сгоревшего Михайловского и имеет примерно такой же внешний вид.
В храме Архангела Михаила выполнена внутренняя роспись, как алтарной части, так и всего храма в целом.
Михайловский храм – «зимний храм» обители. В нем устроены тёплые полы, поэтому в холодное время года богослужение совершается в основном в этом храме.
Храм в честь Преображения Господня
Готовится к восстановлению храм «Преображения Господня» на вершине горы «Фавор» взорванный и полностью разрушенный в 1946 году.
Храм в честь преподобного Александра — игумена обители Неусыпающих
Александровский храм находился на 2-ом этаже игуменского корпуса, построенного в 1880 году. Освящен храм был 25 мая 1881 года.
Храм в память преподобного Александра имел форму четырехугольника: в длину 12,8 м и в ширину 5,7 м. Он был расписан насельниками обители, они же сработали иконостас.
Службы в этом храме совершались только для братии обители.
Игуменский корпус, в котором был храм преподобного Александра, представлял собой многопрофильное здание: настоятельские комнаты с прихожей, сенями, коридорами, галереей, кладовой; несколько келий для братии, так же тут были устроены дровник и свечной завод.
В период существования спецшколы до 1947 года в бывшем игуменском корпусе, где ранее находился домовой храм в честь преподобного Александра, были устроены классы для обучения детей. В последующем и этого здания не стало.
В настоящее время игуменский корпус с Александровским храмом вновь построен на месте своего исторического расположения и имеет схожий внешний вид. Но есть и различия – теперь домовая церковь в честь преподобного и игуменские покои располагаются на первом этаже здания, а на втором этаже оборудован конференц-зал и устроен небольшой музей.
Как и раньше богослужения совершаются только для братии монастыря. В храме находятся иконы, которые были написаны специально для нашей обители греческими монахами на скиту, принадлежащего монастырю Святого Павла (икона Божьей матери "Благословение" или «Мировлитиса» (Мироточивая) и икона Собора Архангелов). Эти иконы являются благословением Святой Горы Афон.
Храм в память преподобного Александра имел форму четырехугольника: в длину 12,8 м и в ширину 5,7 м. Он был расписан насельниками обители, они же сработали иконостас.
Службы в этом храме совершались только для братии обители.
Игуменский корпус, в котором был храм преподобного Александра, представлял собой многопрофильное здание: настоятельские комнаты с прихожей, сенями, коридорами, галереей, кладовой; несколько келий для братии, так же тут были устроены дровник и свечной завод.
В период существования спецшколы до 1947 года в бывшем игуменском корпусе, где ранее находился домовой храм в честь преподобного Александра, были устроены классы для обучения детей. В последующем и этого здания не стало.
В настоящее время игуменский корпус с Александровским храмом вновь построен на месте своего исторического расположения и имеет схожий внешний вид. Но есть и различия – теперь домовая церковь в честь преподобного и игуменские покои располагаются на первом этаже здания, а на втором этаже оборудован конференц-зал и устроен небольшой музей.
Как и раньше богослужения совершаются только для братии монастыря. В храме находятся иконы, которые были написаны специально для нашей обители греческими монахами на скиту, принадлежащего монастырю Святого Павла (икона Божьей матери "Благословение" или «Мировлитиса» (Мироточивая) и икона Собора Архангелов). Эти иконы являются благословением Святой Горы Афон.
Храм построен в 2011 году на месте взорванного в 1946 году соборного храма Успения Божией Матери, главного храма монастыря. Проект Успенского собора был подготовлен в феврале 1880 года. Главный храм монастыря строился 5-ть лет из камня, добывавшегося в окрестностях обители. Он поражал величественностью и красотой русско-византийского стиля, в котором был исполнен. Двухъярусная колокольня доминировала над горным плато и позволяла любоваться окрестностями монастыря.
Размеры собора были внушительными: в длину 57 метров, в ширину – 15,6 м; длина галерей 59,7 м, ширина – 4,3 м.
Освящение храма было произведено 20 октября 1885 года. Постройка этого грандиозного собора вместимостью до 3-х тысяч человек явилась отправным моментом начала массового многотысячного паломничества в святую обитель. В соборе находились иконы, присланные в дар и благословения со Святой Горы Афон. Расписан храм был преимущественно братией обители. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря отец Макарий на благословение Михайловой пустыни пожертвовал для обители 8 евангелий, несколько крестов, сосудов и других вещей, необходимых для богослужения, а также часть Животворящего древа Креста Господня и 36 частиц святых мощей угодников Божьих, хранившихся в 3-х искусно изготовленных сребропозлощенных ковчегах.
К сожалению, на сегодняшний день обитель не имеет возможности построить собор в тех же масштабах что и ранее. Поэтому на его месте и находиться недавно построенный небольшой храм Успения Божией Матери. Особенностью этого храма является то, что он полностью возведен из дерева, и в любой момент его можно разобрать и поставить на новом месте (мы надеемся, что с Божией помощью у нас всё же появиться возможность возвести на этом месте собор в прежнем его величии).
Во вновь построенном Успенском храме собраны старые иконы прошлых столетий, которые жертвовали обители в течение 10-ти лет. Также в храме находится список иконы Почаевской Божией Матери. Электричество в храм специально не провели, все службы проходят только при свечах.
Успенский храм – «летний» храм нашей обители. Ввиду отсутствия отопления храма, службы в нем совершаются только в теплые дни года.
Размеры собора были внушительными: в длину 57 метров, в ширину – 15,6 м; длина галерей 59,7 м, ширина – 4,3 м.
Освящение храма было произведено 20 октября 1885 года. Постройка этого грандиозного собора вместимостью до 3-х тысяч человек явилась отправным моментом начала массового многотысячного паломничества в святую обитель. В соборе находились иконы, присланные в дар и благословения со Святой Горы Афон. Расписан храм был преимущественно братией обители. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря отец Макарий на благословение Михайловой пустыни пожертвовал для обители 8 евангелий, несколько крестов, сосудов и других вещей, необходимых для богослужения, а также часть Животворящего древа Креста Господня и 36 частиц святых мощей угодников Божьих, хранившихся в 3-х искусно изготовленных сребропозлощенных ковчегах.
К сожалению, на сегодняшний день обитель не имеет возможности построить собор в тех же масштабах что и ранее. Поэтому на его месте и находиться недавно построенный небольшой храм Успения Божией Матери. Особенностью этого храма является то, что он полностью возведен из дерева, и в любой момент его можно разобрать и поставить на новом месте (мы надеемся, что с Божией помощью у нас всё же появиться возможность возвести на этом месте собор в прежнем его величии).
Во вновь построенном Успенском храме собраны старые иконы прошлых столетий, которые жертвовали обители в течение 10-ти лет. Также в храме находится список иконы Почаевской Божией Матери. Электричество в храм специально не провели, все службы проходят только при свечах.
Успенский храм – «летний» храм нашей обители. Ввиду отсутствия отопления храма, службы в нем совершаются только в теплые дни года.
Данная часовня построена в 2011 году к десятилетию возрождения монастыря.
Часовня во имя благоверного князя Александра Невского
Часовня имеет свою купель, в которой совершается крещение в теплое время года.
Подворья
Богослужение в монастыре
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
5 : 00 |
Утреня. Часы. Божественная литургия.
|
|
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
По: суб., праздники
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
По: вск., праздники
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Утреннее богослужение
|
|
Служение
Миссионерско-паломнический центр Свято-Михайловского монастыря