Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Точная дата основания Свято – Никольского Черноостровского монастыря не известна, но предание гласит, что в ХIV в. удельные князья Оболенские построили в Малоярославце церковь во имя Святителя Николая.
По мнению архимандрита Леонида Кавелина, первого историка малоярославецкого монастыря, обитель была основана позже – в начале ХVI столетия, уже по присоединении города к Великому княжеству Московскому.
В ХVII – ХVIII вв. монастырь был мало кому известен, в нем подвизалось всего несколько человек братии, которые имели пропитание лишь от монастырской земли. Монастырь переводился в положение заштатного, то есть исключительно на самообеспечение, и даже упразднялся из-за неимения средств к существованию.
Возрождение обители тесно связано с именем купца Терентия Елизаровича Целибеева – именно он посвятил свою жизнь и все свои денежные средства на восстановление монастыря. В 1791 г. он и его племянница Наталья Веневцова обратились в Священный Синод с просьбой возобновить упраздненный монастырь.
Под стенами монастыря 12 октября 1812 г. произошло сражение с войсками Наполеона, которое решило судьбу не только России, но и Европы. Битва была очень жестокой: длилась 18 часов подряд, горящий Малоярославец восемь раз переходил из рук в руки, уцелело только 20 домов. После Малоярославецкой битвы Наполеон принял решение об отступлении назад по Гжатской дороге.
Внутреннее устройство монастыря по правилам опытных подвижников, по образцу лучших обителей русских выпало на долю преп. старца Оптинского Антония (Путилова), который был переведен в монастырь в 1840 г. из скитоначальников Оптиной пустыни. Отец Антоний завел в монастыре такие же порядки, что и в Оптинском скиту, установил ежедневное совершение двух Божественных литургий – ранней и поздней, с особой точностью совершал поминовение благотворителей обители. При нем было завершено возведение Никольского собора, который был освящен 26 августа 1843 г. преосвященным Николаем, епископом Калужским и Боровским. Придел во имя Преображения Господня освящен 3 июля 1849 г.
Тринадцать лет нес тяжкий крест игуменства утружденный годами и болезнями Старец и своими трудами и молитвами обустроил внутренний порядок обители. 9 февраля 1853 г. преп. игумен Антоний – по своим многократным прошениям к калужским архиереям – сдал настоятельское начальство свое в Малоярославецком монастыре игумену Никодиму.
В октябре 1862 г. архимандрит Никодим по своему прошению был уволен на покой в тот же монастырь; на его место настоятелем обители назначен иеромонах Пафнутий, бывший духовник Оптиной пустыни и начальник Предтеченского скита, который управлял монастырем до 1891 г.
Но процветал Никольский монастырь недолго – до октябрьского переворота 1917 г. 16 сентября 1918 г. на заседании Уездного Исполнительного комитета был принят проект национализации Никольского монастыря, предусматривающий экспроприацию всего имущества. Последний настоятель обители архимандрит Илия по приказанию властей сделал опись монастырского имущества. В середине 20-х годов обитель покинули последние монахи, а архимандрит Илия в 1948 г. недалеко от монастыря – в ограде Покровской церкви в деревне Карижа – нашел место своего последнего упокоения.
В 1925 г., дабы стереть монастырь с лица земли, Укомхоз принял решение разобрать все монастырские строения на кирпич.
От полного разрушения обитель была спасена благодаря усилиям Н. П. Ильина, члена Калужского общества истории и древностей, заключенного за это впоследствии на некоторое время в тюрьму.
В июне 1930 г. на заседании ВКП(б) было принято решение разместить в монастыре педагогический техникум. Мало того, в апреле 1932 г. молодежь г. Малоярославца провела у монастырских стен антипасхальный карнавал.
В октябре 1939 г. в здании Никольского собора открылась экспозиция музея 1812 г., после Великой Отечественной войны музей разместили в здании бывшей часовни, а монастырь заселили жильцами. Позже на его территории размещались педагогический и библиотечный техникумы, шахматный клуб, художественная школа, строительные организации.
После долгих лет разрухи, в 1991 г. монастырь был передан Калужской епархии. В сентябре того же года преосвященный Климент, архиепископ Калужский и Боровский совершил освящение престола в церкви Корсунской иконы Божией Матери. В третий раз началось возрождение из руин Никольской обители.
В 1993 г. монастырь был переведен в статус женского. Настоятельницей назначена игумения Николая (Ильина), прибывшая в монастырь вместе с одной лишь послушницей в октябре 1992 г. Все здания монастыря (за исключением небольшого корпуса и приспособленной для богослужения Корсунской церкви, требовавшей ремонта) представляли собой руины и свалку. Средств на восстановление не было никаких – в монастырской лавке было всего 92 рубля…
Почти с первых дней в обитель люди стали приводить брошенных детей. И уже в 1994 г. в полуразрушенном еще монастыре по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был открыт приют для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, названный «Отрада» в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».
В 1995 г. отремонтирован корпус архиерейской гостиницы. В августе этого же года, на праздник Преображения Господня, прошла первая служба в возобновленном храме Всех Святых. В 1996 г. отстроена просфорня; тем же летом построена и освящена деревянная купальня над источником Святителя Николая. В октябре 1996 г. сестры заселились в отремонтированный корпус, названный игуменским потому, что именно здесь находились игуменские покои преп. Антония Оптинского.
К Пасхе 1997 г. величественное здание Никольского собора – после долгих лет разорения – приобрело снаружи тот же вид, что и в годы славы монастыря.
К 2000 г. полностью были закончены восстановительные работы в бывшем братском корпусе, названном Троицким. Осенью 2003 г. воспитанницы детского приюта «Отрада» переехали жить в новый двухэтажный просторный корпус, а к Рождеству 2005 г. была построена новая трапезная для детей, в которой после воскресных и праздничных богослужений собираются все сестры, девочки приюта, гости и прихожане.
Игумения
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
15 : 00 |
Вечерня. Повечерие
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Краткий молебен свт Николаю
|
|
6 : 15 |
Утреня. Литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
9 : 00 |
Часы. Литургия. Панихида
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
9 : 00 |
Божественная литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
15 : 00 |
Вечерня. Повечерие. Акафист свт Николаю
|
|
Высота храма – 47 метров. Архитектор собора точно не установлен. Но существует предположение об авторстве А. Л. Витберга, по проекту которого был построен знаменитый памятник победы над Наполеоном – Храм Христа Спасителя в Москве. Никольский собор имеет 3 престола, расположенные один над другим: на первом этаже – Всех Святых (освящен в 1876 г.), на втором – св. Николая и на хорах – придел в честь Преображения Господня (освящен в 1849 г.). К собору примыкает паперть в виде галереи, в которой устроена лестница к нижней площадке монастыря, где находится вход в церковь Всех Святых. Купол опирается на четыре колонны с капителями коринфского ордера, середина храма образует обширную ротонду.
Двухэтажная каменная церковь в честь Корсунской иконы Божией Матери находится на средней площадке монастыря.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 30 |
Молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Всецарица»
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Полунощница
|
|
8 : 30 |
Заказной водосвятный молебен
|
|
Одна ее сторона обращена внутрь монастыря, другая смотрит в овраг. Обе стороны украшены выступами с фронтонами. В прошлом церковь имела на хорах придел в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, освященный в 1819 г. Главный придел был освящен в 1814 г. В настоящее время церковь полностью отреставрирована, над ней возведен купол и ей предан прежний облик. Это большой светлый храм в форме базилики, иконостас его украшен чудесной деревянной резьбой.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Литургия
|
3-й и 6-й Часы
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Ранняя Божественная литургия
|
|
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Литургия
|
3-й и 6-й Часы
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
15 : 00 |
Вечерня. Повечерие
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Краткий молебен свт Николаю
|
|
6 : 15 |
Утреня. Литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 30 |
Молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Всецарица»
|
|
9 : 00 |
Часы. Литургия. Панихида
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
9 : 00 |
Божественная литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Ранняя Божественная литургия
|
|
8 : 00 |
Полунощница
|
|
8 : 30 |
Заказной водосвятный молебен
|
|
15 : 00 |
Вечерня. Повечерие. Акафист свт Николаю
|
|
Служение
Рождение приюта было вызвано не чем иным, как желанием сестер поделиться тем изобилием любви и щедрот, что изливал на обитель
Господь, с несчастными, заброшенными сиротами. А таких детей – беспризорных или сирот при живых родителях – сегодня в России, к сожалению, больше, чем даже в послевоенные годы. Их судьбы во многом похожи друг на друга – грязь, голод, болезни, страх, побои…
Многих таких детей монахини приняли в свою семью, заботятся о них, воспитывают. Вместе в храме славословят Бога, вместе устраивают праздники, вместе работают на послушаниях, вместе делят все радости и скорби. Сестры постарались сделать все, чтобы дети не чувствовали себя обездоленными и несчастными, стараясь помочь им вырасти настоящими христианками, поскольку считают, что не им, а детям принадлежит будущее православной Руси.
Дети из монастырского приюта «Отрада» – вроде бы все разные, но уже есть в них что-то общее, от единой семьи. Даже слово «приют» само собой выветривается из этого, сказать прямо, родительского дома.
Открылся он при монастыре в 1995 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. За эти годы в приют поступали дети с разными диагнозами: олигофрения, эпилепсия, ЗПР и психотравмы. И в приюте они получали не только образование, воспитание, но также и лечение. Старшая сестра в приюте – монахиня с большим духовным опытом, воспитатели – в основном кандидаты, имеющие желание остаться в монастыре и принять монашеский постриг.
30 августа 2003 г. архиепископ Калужский и Боровский Климент освятил новый корпус приюта, строительство которого – при финансовой и организационной поддержке некоммерческого Фонда «Связь поколений» – продолжалось три года. В здании, помимо спален, – 11 классных комнат, часовня, библиотека, компьютерный класс, комната отдыха, спортивный и концертный залы.
В «Отраде» воспитывается 50 девочек в возрасте от двух до семнадцати лет, собранных с разных концов России. Они живут на территории монастыря, но в отдельном корпусе, с сестрами-воспитателями. Учатся в открытой при монастыре гимназии, по окончании которой сдают экзамены и получают аттестат государственного образца. При гимназии действует театральная студия. В монастыре для студентов-выпускниц приюта функционирует Лаборатория удаленного доступа Российского Государственного Социального Университета, где они получают полное высшее образование по специальности «православный журналист».
В гимназии, помимо общеобразовательной программы, дети вовлечены в целую палитру занятий: хореография, живопись, лепка, рукоделие, вокал, сольфеджио, дирижирование.
То есть занимаются всем тем, на что в обычной семье не всегда найдется время и возможности. А ведь еще изучаются греческий и церковно-славянский языки, основы византийской музыки. К прекрасному дети расположены с самых малых лет. Они уже активно «пробуют перо» в искусстве стихосложения, их успехи можно оценить по дебютному сборнику «Крупицы Божьего дара».
Все девочки очень любят петь, в приюте сложился прекрасный детский хор, который в 2002 году был удостоен премии Фонда «Русское исполнительское искусство», а в 2006-м занял первое место на 18-м Международном фестивале православной музыки. Коллектив принимал участие и в зарубежных фестивалях и концертах – в Тель-Авиве, Горненском монастыре Израиля, монастыре Ормилия в Греции, неоднократно в Ларнаке и Лимассоле на Кипре, в итальянских городах Бари, Лорето и Террачина, в испанском городе Сеговия, в Вене, Зальцбурге, Бон-не, Дюссельдорфе, в Берлине, в Каннах, в городах республики Беларусь, в Сербии, Абхазии, Армении, Словакии, Словении, Македонии, Узбекистане.
Традиционными стали фестивали-концерты «Свет во Вселенной», проводимые при участии афонского монастыря Ватопед. Это ежегодные передвижные конференции-концерты в разных городах Греции с участием детского хора «Отрада».
К праздникам Рождества и Пасхи воспитанницы ставят музыкальные спектакли на сценарии, написанные сестрами монастыря и самими детьми. Самими детьми! Интереснейшее и полезнейшее занятие. Причем они еще помогают сестрам шить костюмы и изготавливать декорации. Участие в таком спектакле – большая радость для всех, а самое главное, что дети в игровой, ненавязчивой форме постигают христианские истины и учат зрителей добру, милосердию, покаянию. Подобные – легкие для восприятия, запоминания – представления воспитанницы устраивают не только для сестер, но и для гостей обители из воскресных школ, гимназий, интернатов. А в дома престарелых, к больным детям «Отрада» едет сама – утешить, поделиться радостью и даже подарить подарки.
3 февраля – дети украшают приют и большую трапезную, составIMG_7872ляют меню и, получив благословение Матушки Игумении, готовят и накрывают праздничную трапезу. В этот особый день на кухне, в храме и на других послушаниях дети справляются сами: готовят службу, поют на два клироса, читают Апостол, звонят, несут икону, свечи и фонарь на Панагии. За игуменский стол настоятельница монастыря приглашает особо потрудившихся или отличившихся в послушании и смирении детей – от старших до совсем еще маленьких. Так дети учатся служить Богу и ближним, делясь всем, что имеют, с другими.
С самого младшего возраста девочек приучают к труду, позволяя им помогать на кухне, в огороде, убирать храм. Лишение послушания иногда является самым большим наказанием. Каждая воспитанница «Отрады» имеет свое послушание. По очереди дети ухаживают за растениями и цветами, за домашними животными, кто-то отвечает за чистоту в классах и кельях, за порядок в библиотеке, а кто-то помогает на кухне… И самое главное – воспитанницам прививаются христианские добродетели, такие, как смирение, терпение, послушание. Ведь очень важно научить ребенка правильному отношению к себе и другим людям. По выходным и праздничным дням дети участвуют в богослужениях, поют на клиросе, поочередно регентуют, готовят службу, отвечая за устав. Причащаясь постоянно Святых Христовых Таин, дети с помощью Божией меняются и преображаются.
Весной 2011 года при Свято – Никольском Черноостровском женском монастыре была создана учебно-научная лаборатория удаленного доступа кафедры журналистики факультета коммуникативного менеджмента Российского государственного социального университета. На базе лаборатории готовят профессиональных журналистов для православных и православно-ориентированных СМИ.
Бакалаврская программа «Православная журналистика» ориентирована, в первую очередь, на специальную категорию абитуриентов. Это выпускники православных гимназий, приютов и воскресных школ, стремящиеся получить востребованную профессию и широкое гуманитарное образование. Но набор на обучение открытый – поступить может любой интересующийся этим направлением журналистики.
Идея обучения по такой программе возникла в связи с востребованностью квалифицированных кадров для православных СМИ, тем более, что сейчас такого рода СМИ набирают силу. Выпускники смогут работать не только в православных, но и в светских СМИ, специализируясь на религиозно-культурной тематике.
Классическая программа обучения по журналистике дополнена рядом специализированных богословских предметов, позволяющих студентам получить дополнительную компетенцию в этой сфере. Богословие, литургика, Ветхий и Новый Завет, религиозная философия – эти дисциплины позволят будущему журналисту не делать ошибок, мешающих правильному пониманию социальной жизни общества; ошибок, которые могут отвернуть человека не только от материала, но и от православия вообще.
К преподаванию, к чтению лекций и проведению мастер-классов привлекаются несколько категорий лекторов. Это и преподаватели различных светских и религиозных высших учебных заведений, читающие дисциплины по журналистике, литературе, стилистике, политологии, культурологи и т.п.; и журналисты православных и православно-ориентированных средств массовой информации, пишущие на религиозные, общекультурные темы; и церковные деятели, ведущие богословские дисциплины. Тем самым обеспечивается требуемый комплексный подход к образованию.
С 2013 года при лаборатории работает профессиональная аудиостудия. Студенты под руководством опытных преподавателей, сотрудников радиостанций осваивают работу со звукозаписывающей техникой, обучаются технике речи, составлению сценариев, записывают интервью и собственные аудиопрограммы.
Сегодня перспективными для лаборатории удаленного доступа являются следующие направления:
-
Создание федерального центра подготовки православно-ориентированных журналистов (от образовательной программы СПО и бакалавриата до программ магистратуры);
-
Создание интегрального учебно-методического комплекса профессиональной подготовки православно-ориентированных журналистов;
-
Создание образовательной епархиальной партнерской сети по профессиональной подготовке православно-ориентированных журналистов.