Свято-Тихоновский женский монастырь г. Торопец Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
В честь 140-летия со дня рождения и 80-летия блаженной кончины Патриарха Тихона на его родине - в городе Торопце, согласно ходатайства Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Священный Синод Русской Православной Церкви 6 октября 2005 года, журнал № 89 определил открыть монастырь для возрождения монашеской жизни с назначением настоятельницы монастыря монахини Иоанны (Калашниковой Маргариты Арнольдовны). Монастырь открыт на месте бывшего Николаевского особного монастыря города.
Мужской Николаевский особный монастырь, был построен на подступах к Торопцу для защиты его от врагов (поляков, литовцев).
В исследованных документах данные о времени создания и имени основателя Никольского монастыря города Торопца отсутствуют, но можно предположить, что монастырь возник вслед за основанием города – во второй половине XI века.
На основании сохранившихся материалов можно заключить, что Никольский монастырь, так называемый «Николаевский особный», был достаточно процветающим, имел земли, получал жертвы, как от местных жителей, так и от усердных богомольцев, а значит, и усердно молился о них. Он был расположен на берегу озера Заликовье, но после перенесения города на новое место в XVI веке, изменил своё местоположение и монастырь. К этому времени относится одно из первых письменных упоминаний о монастыре.
Будучи перенесенным, на новое место, монастырь сохранил своё основное предназначение – защитника города. Находился монастырь внутри стен, окружающих посад, около Московской башни, ворота которой по монастырю назывались Никольскими.
По данным Торопецкой Писцовой Книги, считающейся самой древней писцовой книгой дошедшей до нашего времени, если не считать хорошо известных новгородских писцовых книг конца XV - начала XVI вв., в 1540 г. в Николаевском монастыре была ружная деревянная церковь, во имя чудотворца Николая с приделом Покрова Пресвятой Богородицы. В нем тогда жили: игумен, поп, дьякон и 40 человек братии. Монастырь пользовался правом рыбной ловли в нескольких озерах; ему принадлежал Гольцев наволок, на котором он был в старину расположен, часть мельницы на реке Уклеинке, а также небольшой капитал в 26 рублей, который монахи отдавали в рост; от московского великого князя они получали руги ежегодно по 6670 четвертей ржи и по 60 четвертей овса.
Впоследствии церковь св. Николая имела свой приход, и, вследствие этого, монастырские доходы значительно увеличились.
В 1666 году в монастыре было начато строительство каменной Никольской церкви. 29 апреля 1697 года храм был освящён. В церкви было два престола: главный, холодный - во имя свт. Николая Чудотворца и теплый - во имя прп. Сергия Радонежского.По данным клировой ведомости за 1900 год, которая хранится Государственном архиве Псковской области, в Никольской Церкви находился древний чудотворный образ святителя Николая, привезенный из Греции. В начале XVII в. икона уже почиталась чудотворной.
В 1764 по указу Екатерины II монастырь упразднили. Никольская церковь становится приходской.
В 1766 году прихожанин Никольского храма - Яков Васильевич Туфанов начал строительство «при церкви Святого Николая отдельной церкви Покрова Пресвятой Богородицы», которая ознаменовала новый этап в развитии Торопецкого зодчества. Освящена Церковь 19 октября 1774 г.
По сведениям клировой ведомости за 1900 год, Церковь была богато украшена лепниною, отделкою и живописью, покрыта листовым железом, крест вызолочен двойником. С трех сторон имелись кирпичные крыльца, вымощенные плиткою из чугуна. Алтарь и приделы также были вымощены плиткой из чугуна. В алтаре два окна, а в приделах по одному, с деревянными рамами, решетками и железными затворами. В Церкви 18 окон, из них 8 - с железными решетками, 3 двери. Иконостас был резной, позолоченный червонным золотом. Царские врата - столярной работы с резьбою, вызолоченные по краям червонным и двойником золотом. На них - образ сошествия Святого духа на Апостолов, над ними – сияние, вызолоченное червонным золотом. По левую сторону – храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы, на нем два венца из позлащенного серебра.
Царские врата в придельных храмах апостола и евангелиста Иоанна Богослова и прп. Иакова исповедника, епископа Катанского (Сицилийского) были резные, вызолоченные червонным и двойником золотом. У южной стены церкви, посреди ее, находился образ Корсунской иконы Божией Матери в вызолоченном резном киоте, на нем два серебряных венцы чеканной работы и жемчужный обрус.
В 1876 г. к этим церквям была присоединена Казанская церковь.
Храмовые праздники – в честь свт. Николая Чудотворца - 6.12 и 9.05, прп. Сергия Радонежского -25.10 и 5.07, Покрова Пресвятой Богородицы – 1.10, апостола и евангелиста Иоанна Богослова - 8.09 и 26.09, прп. Иакова еп. Сицилийского - 24.03.
В Никольской Церкви совершались три крестных хода: 1) в Пасху после вечерни, 2) в день перенесения мощей свт. Николая - 9.05, для чего из Корсунского Богородичного собора приносилась Корсунская икона Божией Матери, 3) в первый воскресный день после Вознесения Господня, в память об избавлении г. Торопца от пожара (из Никольской Церкви к Церкви Рождества Пресвятой Богородицы).
В Покровской Церкви совершались два крестных хода: 1) общий для всех церквей г. Торопца с их храмовыми иконами – Покрова Пресвятой Богородицы и Свт. Николая в Корсунский Богоявленский Собор, а из Собора вокруг всего города. Установлен по случаю избавления города от холеры в 1831, 1848, 1852 гг. и совершается в 1-й воскресный день после 8.07. 2) 1 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы из собора с Корсунской иконой Богородицы и обратно.
Со Святым крестом причт посещал прихожан во все храмовые праздники, а также в Рождество Христово, Крещение Господне, Святую Пасху и 1 августа.
По воспоминаниям современников, церкви были закрыты в 30-е годы XX века, в это же время была взорвана и колокольня. Несмотря на всё, что пришлось пережить Никольской и Покровской церквям после 1917 года, они до сих пор впечатляют красотой форм и бывшим великолепием.
В настоящее время территория монастыря включает в себя – два храма, три дома и надворные постройки.
В исследованных документах данные о времени создания и имени основателя Никольского монастыря города Торопца отсутствуют, но можно предположить, что монастырь возник вслед за основанием города – во второй половине XI века.
На основании сохранившихся материалов можно заключить, что Никольский монастырь, так называемый «Николаевский особный», был достаточно процветающим, имел земли, получал жертвы, как от местных жителей, так и от усердных богомольцев, а значит, и усердно молился о них. Он был расположен на берегу озера Заликовье, но после перенесения города на новое место в XVI веке, изменил своё местоположение и монастырь. К этому времени относится одно из первых письменных упоминаний о монастыре.
Будучи перенесенным, на новое место, монастырь сохранил своё основное предназначение – защитника города. Находился монастырь внутри стен, окружающих посад, около Московской башни, ворота которой по монастырю назывались Никольскими.
По данным Торопецкой Писцовой Книги, считающейся самой древней писцовой книгой дошедшей до нашего времени, если не считать хорошо известных новгородских писцовых книг конца XV - начала XVI вв., в 1540 г. в Николаевском монастыре была ружная деревянная церковь, во имя чудотворца Николая с приделом Покрова Пресвятой Богородицы. В нем тогда жили: игумен, поп, дьякон и 40 человек братии. Монастырь пользовался правом рыбной ловли в нескольких озерах; ему принадлежал Гольцев наволок, на котором он был в старину расположен, часть мельницы на реке Уклеинке, а также небольшой капитал в 26 рублей, который монахи отдавали в рост; от московского великого князя они получали руги ежегодно по 6670 четвертей ржи и по 60 четвертей овса.
Впоследствии церковь св. Николая имела свой приход, и, вследствие этого, монастырские доходы значительно увеличились.
В 1666 году в монастыре было начато строительство каменной Никольской церкви. 29 апреля 1697 года храм был освящён. В церкви было два престола: главный, холодный - во имя свт. Николая Чудотворца и теплый - во имя прп. Сергия Радонежского.По данным клировой ведомости за 1900 год, которая хранится Государственном архиве Псковской области, в Никольской Церкви находился древний чудотворный образ святителя Николая, привезенный из Греции. В начале XVII в. икона уже почиталась чудотворной.
В 1764 по указу Екатерины II монастырь упразднили. Никольская церковь становится приходской.
В 1766 году прихожанин Никольского храма - Яков Васильевич Туфанов начал строительство «при церкви Святого Николая отдельной церкви Покрова Пресвятой Богородицы», которая ознаменовала новый этап в развитии Торопецкого зодчества. Освящена Церковь 19 октября 1774 г.
По сведениям клировой ведомости за 1900 год, Церковь была богато украшена лепниною, отделкою и живописью, покрыта листовым железом, крест вызолочен двойником. С трех сторон имелись кирпичные крыльца, вымощенные плиткою из чугуна. Алтарь и приделы также были вымощены плиткой из чугуна. В алтаре два окна, а в приделах по одному, с деревянными рамами, решетками и железными затворами. В Церкви 18 окон, из них 8 - с железными решетками, 3 двери. Иконостас был резной, позолоченный червонным золотом. Царские врата - столярной работы с резьбою, вызолоченные по краям червонным и двойником золотом. На них - образ сошествия Святого духа на Апостолов, над ними – сияние, вызолоченное червонным золотом. По левую сторону – храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы, на нем два венца из позлащенного серебра.
Царские врата в придельных храмах апостола и евангелиста Иоанна Богослова и прп. Иакова исповедника, епископа Катанского (Сицилийского) были резные, вызолоченные червонным и двойником золотом. У южной стены церкви, посреди ее, находился образ Корсунской иконы Божией Матери в вызолоченном резном киоте, на нем два серебряных венцы чеканной работы и жемчужный обрус.
В 1876 г. к этим церквям была присоединена Казанская церковь.
Храмовые праздники – в честь свт. Николая Чудотворца - 6.12 и 9.05, прп. Сергия Радонежского -25.10 и 5.07, Покрова Пресвятой Богородицы – 1.10, апостола и евангелиста Иоанна Богослова - 8.09 и 26.09, прп. Иакова еп. Сицилийского - 24.03.
В Никольской Церкви совершались три крестных хода: 1) в Пасху после вечерни, 2) в день перенесения мощей свт. Николая - 9.05, для чего из Корсунского Богородичного собора приносилась Корсунская икона Божией Матери, 3) в первый воскресный день после Вознесения Господня, в память об избавлении г. Торопца от пожара (из Никольской Церкви к Церкви Рождества Пресвятой Богородицы).
В Покровской Церкви совершались два крестных хода: 1) общий для всех церквей г. Торопца с их храмовыми иконами – Покрова Пресвятой Богородицы и Свт. Николая в Корсунский Богоявленский Собор, а из Собора вокруг всего города. Установлен по случаю избавления города от холеры в 1831, 1848, 1852 гг. и совершается в 1-й воскресный день после 8.07. 2) 1 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы из собора с Корсунской иконой Богородицы и обратно.
Со Святым крестом причт посещал прихожан во все храмовые праздники, а также в Рождество Христово, Крещение Господне, Святую Пасху и 1 августа.
По воспоминаниям современников, церкви были закрыты в 30-е годы XX века, в это же время была взорвана и колокольня. Несмотря на всё, что пришлось пережить Никольской и Покровской церквям после 1917 года, они до сих пор впечатляют красотой форм и бывшим великолепием.
В настоящее время территория монастыря включает в себя – два храма, три дома и надворные постройки.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Датой постройки Покровской церкви в архивных материалах указан 1779 год, в сохранившихся паспортах и актах значатся 1772 и 1776 года, в литературе, посвященной храму, он датируется 1777 годом. Известно, что Покровский храм был построен на средства торопецкого купца Якова Васильевича Туфанова. Церковь считалась самой большой и лучшей из всех приходских церквей. Аналогичная по расцветке Никольскому храму, Покровская церковь совершенно отлична от него как по плану, так и по архитектурному убранству. Сложенная из кирпича размером 27,5х13х7 см она имеет в плане форму скругленного квадрата. Куполовидная часть церкви по всем четырем сторонам снабжена чуть выступающими четырехпилястровыми портиками с фронтонами. Портики «четверика», плоские пилястры восьмигранного барабана и ребра по углам фонаря подчеркивают вертикальность постройки. Нижняя часть храма изобилует деталями, так же как световой барабан и фонарь купола. Последний совпадает с фонарем московской церкви Спаса Преображения на Спасской, постройки 1722 года. Если угловатые тройные полуколонки восьмерика стоящей рядом с Покровской Никольской церкви укрепляют конструкцию угла и поэтому вполне логичны и оправданы, то пилястры барабана Покровской церкви, с высокими базами и узкими, еле заметными капителями, чисто декоративны и выполняют функцию ограничения каждой отдельной плоскости, оставляя угол открытым. Скругленные углы нижней части Покровской церкви, снабженные окнами, скрывают конструктивное стыкование стен. К этому стремятся и горизонтальные ряды выступов кирпичной кладки, которые доходят лишь до фриза. Последний, в свою очередь, вместе с карнизом, обходя кругом всю постройку, неожиданно поднимается полукругом в центре фронтонов, освобождая место для круглых окон. Отличавшаяся от других торопецких храмов конфигурацией плана, центричностью вертикальной композиции, элементами ордерности и декоративной обработкой, Покровская церковь знаменует собой влияние петербургских форм.
Храм в честь святителя Николая Мирликийского
Никольская церковь явилась первой каменной постройкой монастыря и ознаменовала собой начало каменного строительства в г. Торопце. «Архитектурный облик Никольской церкви, сохранившийся до наших дней, является, вероятно, результатом обновления постройки после повреждения её пожаром 1742 года. Кроме того, церковь перестраивалась ещё и в 1697 году. Не исключена возможность, что в это же время произошло и расширение церкви, имеется указание, что в ноябре 1696 года был выдан «антиминс по освящению церкви в пределе чудотворца Сергия в городе Торопце в Николаевский особный монастырь». В отличие от более ранних городских памятников основной объем Никольского храма состоит из массивного четверика, несущего широкий световой восьмерик. Диаметр последнего соответствует размерам основного подкупольного пространства. Над железной кровлей восьмерика, имеющей волнистый фасонный профиль, возвышается луковичная главка с шейкой на декоративном граненом барабане. И восьмерик и четверик церкви сложены из крупного кирпича размером 80х15х8,5 см. К четверику, стоящему на бутовом фундаменте, с востока примыкает трехчастная апсида. С южной его стороны имеется сильно разрушенная в настоящее время сводчатая галерея с открытыми арочными проемами и остатками двух крылец, а с северной – квадратный в плане и несколько вытянутый вверх придел с собственным алтарем и небольшой глухой главкой, опирающейся на свод. Архитектурные детали галереи и массива церкви выложены из тесаного кирпича. Окрашенные в белый цвет они четко вырисовывались на темно-зеленом фоне оштукатуренных стен. Закрепив по углам широкими лопатками бесстолпный четверик основной части здания, увенчав его простым карнизом и фризом из ширинок, мастер все богатство архитектурного убранства сосредоточил на верхнем объеме. Широкий зубчатый карниз с поребриком кирпича и пояс из ширинок, опоясывающий семь граней восьмерика, завершают верхнюю часть церкви. Раскрепованные по углам карниз и пояс как бы опираются на тройные полуколонны, ограничивающие плоскости восьмерика. Выступающие полукруглые перехваты делят полуколонны на равные части. Обрамление верхних оконных проемов богаче, чем нижних. Наряду с совершенно одинаковыми по форме и профилю гребешковыми завершениями наличников, тонкие полуколонки по бокам проемов совершенно различны между собой. Богатство обработки восьмерика еще более усиливается введением вертикальных рядов ширинок, почти совсем закрывающих поверхности граней. Если плоскости нижней части церкви служат лишь фоном, то насыщенность и богатство архитектурных деталей верхних частей создает впечатление ажурности и легкости, исключая тем самым конструктивную сущность стены. Примыкавшая к церкви с запад пристройка, частично закрывавшая нижнюю часть храма, своим еще более скромным убранством подчеркивала богатство восьмерика. Горизонтальная плоскость её стены, прорезанная окнами с еще более простыми наличниками, нежели наличники четверика, была разделена лопатками и не противоречила вертикальной ярусной композиции Никольской церкви.» В период Великой Отечественной войны Никольская церковь сильно пострадала. Имеются свидетельства о прямом попадании бомбы в алтарную часть зимнего храма — придела Сергия Радонежского, в результате которого он был разрушен. В 1949 году Никольская церковь была передана в арендное пользование конторе «Главсахар» под склад. В процессе приспособления церкви под склад были разобраны окружавшие ее с юга и запада пристройки, а на их месте построены подсобные помещения из силикатного кирпича.
Служение
Миссионерско-просветительский центр (МПЦ) «Новомучеников и исповедников Российских»
При монастыре работает по благословению правящего Архиерея Его Высокопреосвященства Владыки Виктора, архиепископа Тверского и Кашинского миссионерско-просветительский центр Новомучеников и Исповедников Российских (МПЦ).<br>
<br>
Задачи центра определяются его названием: это миссионерская и просветительская деятельность среди прихожан, населения города Торопца, многочисленных паломников. Большое внимание уделяется социальному служению монастыря, работе с молодежью, с Советом Ветеранов города.<br>
<br>
Становятся доброй традицией праздничные музыкальные концерты в День города, на Рождество, которые являются своеобразным духовным подарком горожанам и гостям города от Свято-Тихоновского женского монастыря. Вход в зал свободный, а исполнители достаточно именитые, например, студенческий Университетский хор «Радонеж» (Ленинградская область), ансамбль «Коневец-квартет» (Санкт-Петербург) и иные музыкальные коллективы, известные композиторы и исполнители.
Другое направление деятельности центра — организация и проведение фотовыставок различной тематики, экспонирующихся как в монастыре, так и за его пределами. (действующая экспозиция в зале Никольского храма «Жены мироносицы и собор святых жен Руси в земле русской проссиявших»).
Просветительская работа, организация паломнических и душеполезных поездок, совместные молитвы, ночные службы, крестные ходы, духовные беседы с настоятельницей — все это привлекает и объединяет многих людей, которые после первого посещения монастыря стремятся сюда вновь и вновь.
<br>
Задачи центра определяются его названием: это миссионерская и просветительская деятельность среди прихожан, населения города Торопца, многочисленных паломников. Большое внимание уделяется социальному служению монастыря, работе с молодежью, с Советом Ветеранов города.<br>
<br>
Становятся доброй традицией праздничные музыкальные концерты в День города, на Рождество, которые являются своеобразным духовным подарком горожанам и гостям города от Свято-Тихоновского женского монастыря. Вход в зал свободный, а исполнители достаточно именитые, например, студенческий Университетский хор «Радонеж» (Ленинградская область), ансамбль «Коневец-квартет» (Санкт-Петербург) и иные музыкальные коллективы, известные композиторы и исполнители.
Другое направление деятельности центра — организация и проведение фотовыставок различной тематики, экспонирующихся как в монастыре, так и за его пределами. (действующая экспозиция в зале Никольского храма «Жены мироносицы и собор святых жен Руси в земле русской проссиявших»).
Просветительская работа, организация паломнических и душеполезных поездок, совместные молитвы, ночные службы, крестные ходы, духовные беседы с настоятельницей — все это привлекает и объединяет многих людей, которые после первого посещения монастыря стремятся сюда вновь и вновь.