Свято-Троицкий монастырь в г. Чебоксары Епархиальный мужской монастырь

Адрес:
Чувашская Республика, Чебоксары, улица Константина Иванова, 1
Телефон:
+7 (8352)58-01-67
E-mail:
stpmm@mail.ru
Сайт:
Дата основания:
1566
дата восстановления:
1993

История

С завоеванием Русью Казанского ханства встала задача христианизации народов этого края. В письме царя Ивана IV Грозного архиепископу Казанскому Гурию, направленном в апреле 1557 года, особо подчеркивались миссионерские обязанности монахов вновь учрежденной Казанской епархии: "поганые в веру обращати - то есть долг всех вас".

С этими миссионерскими целями в 1566 году по Указу царя Иоанна Васильевича Грозного был основан в Чебоксарах Троицкий мужской монастырь: «царь и великий князь Иван Васильевич, всеа Русии пожаловал, велел в Чебоксарех устроити манастырь Живоначальные Троицы». Тогда же новой обители были отведены 83,25 десятины пашни, сенокосы у Малого Кувшина, на Пушкарке за Волгой и на Казине острове на 400 копен (40 десятин), 24 квадратных версты «леса пашенного и непашенного» на Горной стороне. Здесь возникли первые монастырские деревни.
В 1582 году монастырю были отведены рыбные ловли по Волге от Маслова до Казина островов, а также в озерах на левом берегу Волги. В дальнейшем владения монастыря расширялись. В 1646 году ему принадлежали деревни Набережная, Якимово, Банная, Соляной овраг, Гремячевская, Кувшинская с мельницей. В Чебоксарском посаде располагались 14 дворов монастырских служителей, которые были ремесленниками. В 1678 году монастырь владел 113 крестьянскими дворами в указанных деревнях.

Известно, что настоятелем монастыря с 1582 года являлся архимандрит Иоанникий. Известны также имена настоятелей в 17 веке: игумен Иннокентий (1616), игумен Кирилл (1620-1625), игумен Филарет (1649-1652), архимандрит Иларион (1675-1703).

В «Смутное время» начала XVII века - в крае поднялась мощная волна повстанческого движения. Неурожаи, голод и иноземное нашествие до предела обострили социальные противоречия. С конца лета - осени 1609 года сюда стали прибывать отряды волжских казаков.

В 1609 году монастырь был сожжен и разорен. Настоятель игумен Геласий был убит повстанцами, сброшенный с монастырской колокольни. Вот как об этом пишется в челобитной келаря Чебоксарского Троицкого монастыря Исаии, написанной на имя царя в 1614/15 году: «…как де в смутные годы кузьмодемьянские стрельцы и с чювашею, и с черемисою город Чебоксары взяли, и игумена де их Галасья з башни убили до смерти.»

Первоначально храмы монастыря были деревянными, колокольня находилась со стороны Волги, с севера. В описи от 1763 года упоминается о четырех каменных храмах: Троицкий, Толгской Божией Матери, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого великомученика Феодора Стратилата. Позже Петропавловский храм за ветхостью был разобран.

В 1764 году был издан указ Екатерины II о секуляризации церковных земель и разделении всех Российских монастырей на три класса. В результете такой государственной политики, монастырь лишился всех своих владений и деревень и был причислен к 3-му низшему классу. По штату в монастыре положено было иметь 12 монахов.

Во время путешествия по Волге, направляясь в Казань в 1767 году, императрица Екатерина II остановилась в Чебоксарах. Она начала свое знакомство с городом с посещения Свято-Троицкого мужского монастыря. Здесь она участвовала в торжественном молебне отслуженном настоятелем обители архимандритом Хрисанфом. «...1767 год мая 25 дня приближались к городу Чебоксару к третьему часу полудни и стали на якорь; а Ея императорского величества в 9 часу изволила в шлюпке пойти к приготовленной преизрядной столярною работаю пристани, на которой Казанский губернатор, с воеводою того города и множеством окрест живущих дворян ожидал прибытия Ея в препровождении всех взошед Ея величество на гору принята духовным собором под предводительством архимандрита монастыря живоначальные Троицы Хрисанфом, за которым пришлось к животворящему кресту изволила пойти в Соборную монастырскую церковь».

В 1789 году к монастырю была приписана Владимирская пустынь (бывший Сретенский монстырь). В 1791 году, с назначением настоятеля игумена Антония, управлявшего обителью до 1821 года, началось постепенное возрождение монастыря. По Указу императора Павла I в конце 18 века монастырю были даны земли, около 30 десятин и озера для рыбной ловли.

В 1838 году к монастырю приписывается Геронтиева пустынь, располагавшаяся на правом берегу Волги.

Известны настоятели монастыря в 19 веке: архимандрит Самуил (1830-1853), архимандрит Варсонофий (1855-1874), архимандрит Александр (1879-1891), игумен Ермолай (1891-1899).

В конце 19 века при архимандрите Димитрие (1899-1902) обновляется и освящается, пришедший в ветхость Троицкий Собор. Особый след в истории города и монастыря оставил приезд Высокопреосвященнейшаго Арсения, архиепископа Казанскаго и Свияжского в июле 1900 года. Целью приезда владыки было освящение обновленного храма во имя Св. Троицы в мужском монастыре. К приезду уважаемого архипастыря храм был «возобновлен во внутренних своих частях: устроены везде новые полы, стены окрашены масляной краской и расписаны».

В 1902 году настоятелем монастыря назначается архимандрит Серафим (Павлиненко), который управлял обителью в 1902-1922 годах. Этот почитаемый в народе старец, подвизавшийся около 20 лет на Афоне, своим молитвенным подвигом и примером духовно поднял обитель. Во время его настоятельства в монастыре значительно увеличилось число братии. При монастыре действовала мужская церковно-приходская школа с 73 учащимися, располагавшаяся в отдельностоящем здании вблизи монастыря.

В январе 1918 года, согласно постановлению нового Советского правительства, по распоряжению Чебоксарского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Свято-Троицком монастыре была проведена перепись имущества и капитала с целью их последующей конфискации, что в дальнейшем и произошло.

В том же году, революционно настроенная часть братии, удалила от должности настоятеля отца Серафима. «Вместе с ним был удален и казначей монастыря иеромонах Варсонофий. Произведенное особой комиссией от Епархиального Совета следствие установило полную самочинность и беззаконность действий части братии, и за подобное насилие над настоятелем лишило виновных сана и монашества. Характерно, что уже тогда у власти именно эти сомнительной репутации люди находили полное понимание и постоянную готовность помочь». Архимандрит Серафим правил обителью до мая 1922 года.

Под предлогом помощи голодающим в 1922 году правительство изъяло у монастыря массу ценных богослужебных предметов и икон в драгоценных окладах. Часть из них была передана в новообразованный музей, благодаря чему сохранилась и частично была возвращена в 1990-е годы.

Игумен Вассиан (Шапошников), сменивший отца Серафима в 1922 году, пытается сохранить монастырь, но все же его закрывают в октябре 1924 года.

29 октября 1924 г. на заседании президиума Облисполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области был рассмотрен вопрос о закрытии Свято-Троицкого мужского монастыря в г. Чебоксары. Обвиняя религиозную общину монастыря о намеренном сокрытии богослужебных и не богослужебных предметов, а также мотивируя острым недостатком в городе помещений для культурно-просветительских и общественно-политических целей, отсутствием в городе нужды в храмах и прихода в монастыре, а также тем, что «монастырь не является предметом почитания широких и религиозных масс», президиум постановил: «...на основании постановления ВЦИК от 29 марта 1923 года расторгнуть договор от 14 августа 1920 года, заключенный с религиозной группой, монастырь закрыть и богослужебные предметы передать другим религиозным группам или обществам...». Таким образом, теперь окончательно вся собственность монастыря оказалась у государства, в том числе и храмы, а 6 остававшихся к тому времени насельников, разошлись.

Известна судьба насельника монастыря иеромонаха Николая (Танащука), поступившего в Чебоксарский монастырь послушником из Глинской пустыни в 1898 году. Он до конца служил в обители, исполнял должность казначея. После закрытия монастыря в 1924 году, он служил в Чебоксарах в женском монастыре до закрытия последнего в 1929 году и храмах города до своего ареста. В 1940 году он умер в заключении в Алатырской исправительной колонии. Другой насельник родом из Ядринского уезда - послушник Георгий Афанасьев, впоследствии ставший иеромонахом Гликерием, вернувшись из ссылки, снова был осужден и погиб в заключении в одной из колоний Чувашии. Остальные братья, находившиеся в обители при ликвидации, были уроженцами Малороссии, видимо, уехали на родину или в Казань.

В июле 1925 года президиум исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ЧАССР, объясняя «крайней ветхостью и угрозой обрушения», принял постановление о сносе колокольни при бывшем мужском монастыре. В это же время начинается частично и снос монастырских стен.

Отсутствие большого строительства в 1920-1930-х годах и острая нужда в помещениях, по всей вероятности, позволили сохранить здания монастыря, пусть частично перестроенных и содержащихся арендаторами крайне неудовлетворительно.

Постановлением Совмина ЧАССР от 20 декабря 1946 года № 1408 «Об охране памятников архитектуры» был утвержден список, в котором значится Троицкий монастырь. Так, с 1946 года, здания монастыря становятся памятником архитектуры и охраняются государством. Вплоть до 1980-х годов, в монастырских кельях, в пристрое церкви Феодора Стратилата, в настоятельских покоях располагались жилые помещения, в 1979-х годах оно было передано Облсовету по туризму, а в 1980-х годах – Министерству культуры ЧАССР.

В 1992 году, правительство Чувашской республики принимает решение передать здания бывшего монастыря Чебоксарско-Чувашской епархии. В мае 1993 года началось восстановление монастыря, а 30 июля 1993 года священнослужитель Введенского собора г. Чебоксары иеромонах Савватий (Антонов) назначается наместником монастыря. Священноархимандритом обители становится правящий архиерей - архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава.

В июле 1993 года в монастырь пришли первые насельники. На праздник преподобного Серафима Саровского 15 января 1994 года совершилась первая служба с крестным ходом в восстановленном и новоосвященном Толгском храме. Постепенно восстанавливаются Троицкий собор, колокольня, разрушенные стены с угловыми башнями.

Летом 1996 года подняли первый колокол в 59 пудов на вновь отстроенную колокольню.

В том же году, при посещении Чебоксарско-Чувашской епархии, в монастырь пожаловал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Его Святейшество отслужил молебен Святителю Николаю в Троицком соборе.

23 декабря 1996 года, архиепископ Варнава освятил Троицкий собор и, был поднят второй колокол в 75 пудов.

В следующий свой архипастырский визит в Чувашию Его Святейшество совершил в монастыре всенощное бдение.

Чебоксарскому Свято-Троицкому мужскому монастырю принадлежат два подворья: одно – в селе Малое Чурашево Ядринского района, другое - в селе Большой Сундырь Моргаушского района. К подворьям приписаны храмы, в которых совершают богослужения иеромонахи - насельники подворий.

На территории монастыря располагается здание Епархиального центра подготовки церковных специалистов.

При монастыре имеется Воскресная школа.

В связи с убытием прежнего наместника Епископа Алатырского Савватия на Улан-Удэнскую и Бурятскую кафедру, 25 декабря 2009 года Священным Синодом Русской Православной Церкви назначен новый наместник - игумен Василий (Паскье).

Наместник

Архимандрит Василий (Паскье)

Святые и подвижники благочестия

9 / 22 Мая, 29 Июля / 11 Августа, 6 / 19 Декабря
8 / 21 Февраля, 8 / 21 Июня

Храмы и Богослужения

Собор Живоначальной Троицы
1661 г.
Памятник архитектуры XVIII в. Документы о внешнем облике первоначального храма не сохранились. Очевидно первый храм, как и весь монастырь, был деревянный. Декорировка ныне существующего здания свидетельствует об архитектурных вкусах эпохи русского барокко. В советский период здание претерпело значительные, изменения: утрачен купол, двухсветный зал был разделен этажным перекрытием.
Надвратный храм в честь великомученика Феодора Стратилата
1759 г.
Единственная постройка монастыря, дошедшая до наших дней без существенных изменений. Монументальность сооружения несколько утрачена из-за значительного поднятия уровня культурного слоя. С юго-восточной стороны к церкви примыкает административный корпус монастыря, который, судя по характеру кладки, возведен одновременно с нею.
Храм в честь иконы Божией Матери «Толгская».
1713 г.
Одно из старейших монастырских сооружений. Внешний вид здания дошел до нас практически без изменений, хотя внутреннее убранство храма было полностью утрачено. Трапезная церкви, ставшая со временем ее Никольским приделом, служила местом захоронения настоятелей.
Колокольня монастыря
1859 г.
Первоначально колокольня находилась в северной части ограды, рядом со старой пятиглавой церковью Петра и Павла, вместе с которой была разобрана и конце XVIII в. Более поздняя постройка, выполненная согласно некоторым сведениям по проекту казанского архитектора Петонди, была разрушена уже в советское время. Вновь восстановлена в 1995 г. На колокольне особого внимания заслуживают два колокола, первый из которых был отлит в Чебоксарах мастером Петром Мельниковым в 1828 г. и является единственным из сохранившихся местных колоколов; второй отлит в Ярославле в 1853 г. на известном в Поволжье заводе Оловянишникова.
Часовня в честь святителя Николая Чудотворца
восстановлен в 1995 г.
Построена в первой половине XVIII в. вместе с обновленной монастырской стеной. Известна благодаря местной чебоксарской реликвии - резному образу Николы Можайского XVI в., особо почитавшемуся у местного населения. В советское время часовня была утрачена и вновь восстановлена в 1995 г

Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
8 : 00
Утреннее богослужение
16 : 00
Вечернее богослужение

Служение

Альманах «Троица»
Воскресная школа «Светочъ»

Воскресная школа «Светочъ» находится в здании Чебоксарского епархиального центра подготовки церковных специалистов, расположенного на территории Свято-Троицкого мужского монастыря. Школа существует с 2002 года. 

Руководителем воскресной школы "Светочъ" является наместник  монастыря, архимандрит Василий (Паскье).

Воскресная школа «Светочъ» проводит занятия с сентября по май по воскресеньям после поздней Божественной литургии.  В воскресной школе обучаются как дети так и взрослые. 




Контактная информация

Как добраться?

Из другой области:
самолетом из Москвы.
поездом Москва - Чебоксары или до станции Канаш Горьковской железной дороги, а далее автобусом или электричкой до Чебоксар.

По городу:
маршрут автобуса № 7 (следует по маршруту Аэропорт – Свято-Троицкий монастырь), маршрутное такси № 53.

Возврат к списку