Свято-Успенская Святогорская лавра Донецкой епархии Монастыри УПЦ МП
История
Сохранившиеся исторические литературные памятники и сравнительный анализ архитектуры и традиций различных пещерных монастырей дают возможность относить возникновение обители к VIII – IX векам, а ее основателями считать византийских иноков-иконопочитателей с христианского Востока.
Святогорский Успенский монастырь по праву является одним из древнейших монастырей Православной Руси. Память человеческая, вследствие глубокой древности события, не оставила нам неопровержимо точных известий о том, когда именно и как первоначально возникла Святогорская обитель.
Одно из первых упоминаний о Святых Горах находится во Львовской летописи под 1547 г.: «Из Рыльска прибыл станичник, толмач Гаврило, коего князь Петр Иванович Кашин посылал к Святым Горам». «Книга Большого Чертежа» (1547 г.) также указывает: «От устья реки Оскола на Донце с крымской стороны – Святые Горы».
Однако первая, самая древняя заметка датируется 1526 годом и встречается в «Записках о Московии» германского посла в Москве Сигизмунда Герберштейна. Он писал, что «воины, которых государь, по обычаю, каждый год держит там на карауле с целью разведки и обороны от татарских набегов… видели близ устья МалогоТанаиса в четырех днях пути от Азова, возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, какие-то мраморные и каменные статуи и изваяния».
Время основания обители уже в XVII веке было неизвестно, что подтверждается историческими заметками прежде бывших настоятелей, а также монастырским Синодиком 1710 г.: «Начало сей Святогорской обители: кто оное святое пустынное жительство изобрел и в горе сей святую церковь и келии устроил и начал жительствовать за многими татарскими нахождении и разорении, особенно же за частыми переменами прежде бывших строителей, потом игуменов и архимандритов, здесь в святой обители писания не обретохом».
Остаются только исторические предположения, из которых наиболее вероятным является версия об основании этих пещерных обителей в VIII–IX вв. выходцами из Византии в период гонения на христиан от иконоборцев.
Погребальный этаж в Святогорских пещерах начинается угловой часовней. Предание сообщает, что в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в этой часовне и прочитывали монашеское правило.
От часовни извилистый коридор, длиной в несколько десятков метров, приводит нас к первой усыпальнице, имеющей вид глубокой арочной ниши с вырубленной в полу гробницей. По преданию, здесь были погребены честные останки 17 иноков из числа первых насельников обители.
Усыпальница возле Алексеевского храма имеет 12 продолговатых ниш, которые снаружи закрывались меловыми блоками. Все они сейчас разорены, но в XIX веке четыре из них еще сохранялись заложенными. Некоторые ниши имеют малые размеры и вмещают лишь по несколько глав — такая традиция погребения существует во многих монастырях Палестины, а также на Святой Горе Афон. Согласно с афонским уставом погребения умершие погребаются на обычном монастырском кладбище, а через 3-4 года их останки, очистившиеся от плоти, откапывают и полагают в специальной пещерной усыпальнице — костнице, причем главы складываются отдельно.
Обряд перезахоронения костей умерших традиционен для христианских некрополей Византии и даже сохранился до наших дней в современной Греции. На Руси же византийский погребальный обряд, встречающийся во многих древних пещерных иноческих обителях, указывает на присутствие в данном месте греческих монахов — выходцев из Византии.
В отношении к Святогорскому монастырю это предположение о первоначальном захоронении в могилу и последующем поднятии костей остается лишь предположением.
Наиболее вероятно, что главы и кости, разрозненно хранившиеся в святогорских пещерных погребениях, были взяты не из кладбищенских, а из пещерных же погребений. На Афоне в пещерах не хоронят, и поэтому такая особенность придает всему обряду более сходства с палестинской традицией, чем с афонской.
В XVI в. Святогорская обитель, будучи самым передовым русским поселением в степи, служила государству в качестве сторожевого поста: поскольку южные окраины Русского государства постоянно подвергались набегам крымских и ногайских татар, целью которых был захват пленников для работорговли. Главное назначение Святогорской сторожи было не в обороне монастыря от татарских орд, а в наблюдении за передвижениями кочевников. Функцию обороны с успехом выполняла сама, неприступная со всех сторон меловая скала, внутри которой и находился монастырь. Во время татарских нападений братия также защищалась ружьями и пищалями.
В XVI-XVII вв. Святогорский монастырь занимал важное место в жизни Российской державы, о чем свидетельствует заинтересованность в обители царской власти. Тесная взаимосвязь монастыря с Русскими Государями видна из многочисленных сохранившихся царских грамот и указов, которыми разрешались различные нужды обители. Среди них – доставка хлеба и продовольствия, земельное обеспечение и прочее. Из жалованной в 1620 г. грамоты известно, что Государь Михаил Федорович «пожаловал Святогорского монастыря, что на Северском Донце, игумена Ефрема с братиею, двенадцать старцев, велел им давать своего Государева жалованья годовыя руги по 12 четвертей ржи, по 12 четвертей овса, по 10 рублей денег». Несмотря на удаленность Святых Гор от Москвы Государи заботились даже о выделении для далекой обители необходимой церковной утвари, икон и богослужебных книг. Так, например, в 1630 г. из Казенного двора было выдано: миткаливные ризы, стихарь, поручи, епитрахиль, ризы полотняные, покровцы на сосуды, ладан; книги печатные: Евангелие Толковое, Апостол, Требник, Псалтирь с возследованием, Псалтирь, два часослова. Однако монастырь не только исполнял функции пограничной заставы, но был и духовным центром всего Донецкого региона.
Один из выдающихся cвятогорских настоятелей XVII века - архимандрит Иоиль, первый исследователь истории Святогорской обители. Он настолько был известен как ревностный благоустроитель Святых Гор, что в святогорском Синодике 1710 г. прежде всех других настоятелей записан «род преподобнейшаго отца архимандрита Иоиля Озерянскаго».
Одним из главных подвигов жизни архимандрита Иоиля стало исповедничество: соблюдение в чистоте и непорочности святой Православной христианской веры в татарском плену среди враждебных мусульман, претерпевая от них в течение двух лет мучения, озлобления и лишения.
Настоятель архимандрит Вениамин известен по монастырским актам 1701 г. покупкой богатой мельницы на р. Оскол под городом Купянском. При архимандрите Вeниамине в 1703 г. «на жалованной великороссийской земле» возникло монастырское поселение Студенок. Жившие в нем подданные монастыря исполняли для обители «всякую временную работу».
При архимандрите Вассиане (Василевском) было завершено строительство первого монастырского каменного храма – Успенского собора, заложенного в 1698 г. в лощине между гор, на берегу Донца. Освящение храма состоялось 20 мая 1708 г.Имя строителя не сохранилось, известно только, что средства на возведение собора пожертвовал изюмский казачий полковник Федор Владимирович Шидловский. Не сохранилось также подробное описание архитектуры собора – понятие о его приблизительном наружном виде дают только литографии середины ХIХ века и Жизнеописание настоятеля Святогорской пустыни архимандрита Германа (Клицы): когда в 1868 г. собор был разобран, отец Герман, чтобы сохранить все его камни, пристроил с восточной стороны трапезного корпуса небольшую одноглавую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, выложенную приблизительно к наружному виду разобранного Успенского храма.
Радость святогорской братии по поводу освящения собора через год затмилась неожиданной вестью: царь Петр I указом 1709 г. велел приписать Святогорский монастырь со всеми его имениями Азовскому Предтечеву монастырю. Святогорская обитель в то время находилась в бедственном положении и в великом стеснении «от зверей и от злых людей – злодеев», как писал в 1710 г. в своей договорной записи архимандрит Вассиан.
При архимандрите Вассиане (Василевском) трудами его наместника, а впоследствии также святогорского настоятеля, архимандрита Севастиана Юхновского, устроилась на берегу р. Озерянки, в 3-х верстах от слободы Мерефы и в 26 верстах от Харькова, Озерянская Богородичная пустынь, ставшая приписной к Святогорской обители.
Архимандрит Севастиан (Юхновский) стал настоятелем Святогорской обители в 1714 году. Архимандрит Севастиан был известен своей ревностью к подвижнической иноческой жизни. Еще тогда, как был он святогорским наместником, основал он Озерянскую пустынь, а в пустынь Гороховатскую ввел лучший порядок. В последние годы своей жизни, в 1720 г., отец Севастиан удалился в любимую им Озерянскую пустынь и, чувствуя близость смерти, 25 апреля 1721 г., прибыв в Куряжский монастырь, принял там схиму и отдал Озерянскую пустынь со всем ее строением и имуществом в ведение архимандрита Куряжского. Скончался отец Севастиан 29 февраля 1725 г. в Куряже.
По переписи 1732 г. видим, что экономическое благосостояние монастыря поддерживалось следующими заведениями:
1) мельница на реке Оскол при местечке Цареборисове, где трудились 6 человек мужеского полу подданных обители;
2) стеклянный завод, построенный в 1720 г., имел при себе 23 человека;
3) винокуренный завод при селе Студенок в 4 казана, «на котором винокуренном заводе курят вина временно про расход онаго монастыря, а некоторые для продажи».
С 1769 г. много бед и разорений претерпела Святогорская обитель и окрестные слободские жители от разбойников, называвших себя «гайдамаками» или «харцызами».
По данным Слободско-Украинской губернской канцелярии за 1780 г. Святогорскому монастырю принадлежали следующие селения, появившиеся на монастырских землях в течение XVIII века: Студенок с церковью и 228 крестьянами, Банное – 95 крестьян, Яровая – 136 крестьян, Новоселовка – 350 крестьян, Нижнее и Верхнее Нетригузкое – 59 крестьян, Богородичное – 286 крестьян, Пришибное – 67 крестьян. Кроме того, в хуторе Осиновском Купянского округа жило 15 человек монастырских подданых и при мельницах на реке Оскол под Купянском – 13 человек. С монастырских подданных никаких оброков не собиралось, по свидетельству одного из них, старца Мафусаила, они жили очень спокойно, не чувствовали тягостей.
По сравнению с другими монастырями Святогорская обитель была достаточно богатой и землями, и подданными. Например, в это же время Глинская Рождество-Богородичная пустынь имела всего 2314 десятин 2128 саженей земли с одним селением, в котором числилось монастырских подданных «душ мужских – 202, женских – 204».
Не бедна была Святогорская обитель и братией, подвизавшейся в подвигах поста и молитвы. Вывод о ее численности в 70-х годах XVIII века можно сделать на основании двух документов:
1) Свидетельство братии монастыря о беспорочном поведении настоятеля архимандрита Феофана в течение первых трех лет его правления. Свидетельство это подписали: игумен Филарет, эконом иеромонах Иоанн (Будянский), духовник иеромонах Сергий, иеромонах Макарий (Страхов), иеромонах Иосиф (Лохвицкий), иеромонах Мелхиседек, иеродиакон Ахилла (Фалченков), иеромонах Феофилакт, иеродиакон Вонифатий, монах Александр, монах Варлаам, монах Иоанникий.
2) Перепись лиц духовного сана Изюмского духовного правления. Этот документ датируется более поздним временем (1775–1785 г.) и содержит сведения о том, что в Святогорском монастыре, кроме архимандрита Феофана, жили еще 2 иеромонаха служащих, 1 иеромонах запрещенный, 2 иеродиакона и 6 монахов.
Таким образом, в 1770–80-х годах только в числе старшей братии обители вместе с настоятелем спасалось не менее 13 монахов. Кроме того, в монастыре, вероятно, подвизались рясофорные монахи (иноки) и послушники (бельцы). По тем временам, такое количество монашествующих – свидетельство того, что обитель не была малобратственной.
Большое количество священнослужителей также говорит о том, что в Святых Горах настоятели заботились о благолепии богослужения: если в обители 1 игумен, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, церковные службы отличаются большой торжественностью и стройностью.
Святогорская обитель являлась самым южным монастырем Белгородской епархии. Она находилась на границе епархий Славяно-Херсонской и Белгородской. Понятно, что и внешне, и внутренне благоустроенная обитель привлекала к себе внимание соседнего архиерея. В 1778 году архиепископ Славянский и Херсонский Евгений просил Святейший Синод о приписании Святогорского монастыря к его епархии. Попытка переподчинения обители встретила жесткое сопротивление Белгородского архипастыря, Преосвященнейшего епископа Аггея, который со своей стороны доносил Святейшему Синоду о невозможности перехода обители в другую епархию. Его донесение в подтверждение этого содержит 3 главных пункта:
1) Императорским указом Славянскую епархию было велено составить из селений, принадлежащих Азовской и Новороссийской губерниям, а Святогорский монастырь со своими вотчинами состоял в Слободской губернии;
2) в случае перехода монастыря в другую епархию возникали сложности в отношении числившихся в подданных монастыря священно- и церковнослужителей;
3) синодальными и консисторскими указами в Святогорский монастырь часто присылались для несения епитимийных наказаний иноки других монастырей, священно- и церковнослужители, дела которых находились в Белгородской Духовной консистории.
Подобное прошение о приписке Святогорского монастыря к Славяно-Херсонской епархии было направлено в Святейший Синод в 1783 г. от архиепископа Никифора – преемника архиепископа Евгения по кафедре. Удобным поводом для перевода обители в другую епархию для Владыки Никифора стало произведенное в 1782 г. разграничение земель между Харьковским наместничеством и Азовской губернией. После нового межевания обитель вместе с принадлежавшими ей вотчинами оказалась в пределах Азовской губернии Торского уезда, а в указе об учреждении Славянской епархии Императрица Екатерина II повелевала, чтобы в новой епархии состояли все города и уезды Новороссийской и Азовской губерний. Однако прошение Владыки Никифора, как и преждеписанные, осталось без последствий. Святогорская обитель сохранялась за Белгородской епархией.
20 апреля 1787 г. для встречи Императрицы Екатерины II в Святогорский монастырь из Ахтырского переведен архимандрит Венедикт, ставший последним святогорским настоятелем XVIII века. По рассказам местных старожилов XIX века, при последнем настоятеле от землетрясения произошел обвал части меловой скалы. Братия в это время стояла в церкви и была оглушена сильным подземным гулом, а потом страшным треском катившихся с высоты по поросшим склонам меловых глыб. Многие попадали от страха на землю, ожидая себе смерти. По-видимому, этот обвал не повредил Петро-Павловского храма, а лишь засыпал его меловыми обломками: при упразднении обители церковь сохранялась.
Обрушение части скалы стало грозным знаком грядущего близкого упразднения обители. По недолгом времени после этого назначенный для ожидания и встречи Царственной Гостьи архимандрит Венедикт оказался свидетелем исполнения Ее указа об упразднении обители.
22 июня 1788 г. был подписан указ Белгородской консистории с Высочайшим повелением и распоряжением Святейшего Синода о закрытии Святогорского монастыря. Через месяц по указу Преосвященного Феоктиста, епископа Белгородского и Курского, высланную из Святогорской обители братию поместили в Змиевском Преображенском монастыре, в котором архимандрит Венедикт заменил настоятеля игумена Фаддея, изнемогавшего под начальственным бременем «по слабости, дряхлости и болезням».
Деревянная скитская церковь на Святом месте была разобрана и продана в соседнее имение Шабельских, а на Святом месте все пришло в запустение – лишь на небольшом кладбище подвизавшихся там отшельников сохранился надгробный памятник одного из архимандритов. Та же участь постигла и деревянный храм святых Апостолов Петра и Павла, который продали на снос в Бахмутский уезд, но куда точно – неизвестно.
В 1790 г. князь Потемкин стал собственником святогорского имения: Императрица исполнила просьбу своего фаворита.
По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.
В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. Первым настоятелем после открытия Святейший Синод назначил казначея Глинской пустыни иеромонаха Арсения (впоследствии архимандрит), предызбранного новыми владельцами Святогорского поместья, Татьяной Борисовной и Александром Михайловичем Потемкиными, имевшими свою усадьбу в непосредственной близости у Святых Гор в с. Татьяновка.
Вот как пишет об этой благородной чете святитель Игнатий Брянчанинов в одном из своих писем 1843 года: «Оба они крайне добросердечны и привержены к святой Церкви, особливо она; отказавшись от всех светских увеселений, занимается обильным подаянием милостыни, упражняясь в чтении Святых Отцев и молитве. Ея глаза, как два неизсякающие источника слез. Сей чете Господь внушил возстановить монастырь, и она, испросив словесно дозволение у Государя, подала о сем просьбу в Святейший Синод, с тем, чтобы учреждена была общежительная пустынь по уставу Софрониевскому и Глинскому».
За короткое время Святогорская пустынь процвела «яко крин сельный». Благодаря отцу Арсению были построены новые настоятельский, братский, просфорный, экономический корпуса, гостиницы, трапезные, а также обновлены древние храмы и пещерные церкви. Кроме того, построена новая церковь с колокольней и заложены Преображенская церковь на вершине горы, Успенский собор и скитской храм преподобного Арсения Великого.
В возрожденной обители был введен Глинский церковный устав, а духовная жизнь братии проходила при старческом окормлении опытных духовников, которые были учениками знаменитого глинского старца игумена Филарета (Данилевского).
9 августа 1861 г. Святогорская пустынь торжественно принимала Высочайших Особ – Императрицу Марию Александровну с Детьми. Гостей у святых Врат встречал игумен Герман с братией со свечами в руках. В эти дни, с 9 по 12 августа, Государыня с Детьми посетили многие монастырские храмы, а также скит преподобного Арсения Великого. 12 числа, в субботу, в пещерной Иоанно-Предтеченской церкви Они слушали Божественную литургию, за которой причастились Святых Христовых Таин.
Скончался архимандрит Арсений 12/25 октября 1859 г. По завещанию своему был погребен в пещерах святогорской скалы. Впоследствии благодарная святогорская братия близ могилы отца Арсения своими руками ископала новую пещерную церковь в честь преподобного Алексия, человека Божия – святого, которому почивший настоятель был посвящен от купели крещения.
В XIX в. Святые Горы стали центром богомолья не только для юга России, Дона и Кавказа, но и для севера, откуда также приходило множество паломников и богомольцев, которые заходили в обитель по пути из Воронежа в Киев. Некогда запустевшая Святогорская обитель за короткий период была украшена многими царскими дарами, обогащена вкладами различных жертвователей и благотворителей и сделалась известною и славною по всей России.
В 1879 г. старанием архимандрита Германа в монастыре начала работать своя собственная фотостудия, которой заведовал основательно знающий фотографическое искусство монах Тимон. Многие виды обители, сделанные в ней в то время, сохранились до ныне и по прежнему поражают своим качеством даже опытных фотографов.
Не была скудна Святогорская Пустынь и образованными монахами: иеромонахи Тихон, Иларион, Иустин и иеродиакон Ириней по указу Святейшего Синода в 1900 г. вошли в состав Иерусалимской Духовной Миссии.
В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек. Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил бесплатно, принимая всех, кто бы ни посещал его. Обычаи и порядки были так прекрасны, что среди местного населения ходила поговорка: «Хорошо, как в Святых Горах». Церковное богослужение и устав были взяты из Глинской пустыни и отличались чинностью, продолжительностью служб, а братский хор славился древними напевами и отборным качеством голосов.
Свято-Успенская Святогорская Пустынь, являясь крупным духовным центром на юге Российской Империи, помимо 8 храмов, находящихся на ее территории, имела несколько скитов как вблизи самого монастыря, так и на расстоянии нескольких сот километров.
Арсеньевский скит (или, как говорят в народе, «Святое место») – находится в двух километрах от обители на правой стороне Донца. Еще в древности там был устроен скит, имелись церковь и келии. В 1850-60-х гг. для иноков, стремившихся подвизаться в безмолвии, церковь и келии были вновь построены, и, таким образом, возобновилось скитское жительство на этом святом месте.
Ахтырский скит (по преданию первоначальное заселение его иноками относится к глубокой древности) – устроен в 1850-е годы на южном склоне Святых Гор как отдельный экономический хутор. При нем имелась церковь Ахтырской иконы Божией Матери и больница образцовая в Харьковской епархии, почему и скит еще назывался больничным хутором. В больнице врачевались не только монашествующие, но и миряне. Многие рабочие, следуя из внутренних губерний на заработки и заболев на пути, спешили в святогорскую больницу, где находили покой и лечение. Так во время войны 1877 г. в одном из скитских корпусов разместили раненых и больных воинов, в 1878 г. для них, близ больничного скита, на поляне, устроили бараки на 50 человек, где братия скита окружала больных попечением и уходом.
Постройки сельскохозяйственного назначения и монастырские службы составляли значительную часть в обширном комплексе зданий скита. Весь больничный хутор, был окружен каменной оградой длиной 524 сажени с угловыми башнями, делавшими его похожим на крепость. За оградой возле хутора находились кирпичный завод, где производили до миллиона кирпича в год, 3 ветряные мукомольные мельницы: две – с двумя поставами и третья – с одним поставом и толчеею, пасека из 700 ульев, свечной завод, рига, пахотные земли, сенокосные луга, сады, огороды и бахча. Также монастырь содержал 30 лошадей, 22 пары волов и около 50 голов прочего рогатого скота.
Кирпичный завод имел две печи для выжигания кирпича и одну печь для выжигания извести. Для проветривания кирпича устроены 4 сарая, и для помещения рабочих – деревянный дом, крытый соломой.
В 43 км от Святогорского монастыря, на хуторе Гаражовка, в подаренном вдовой Марфой Правицкой имении, был открыт в 1879 г. скит и устроена деревянная церковь, посвященная иконе Божией Матери «Неопалимая Купина». Кроме того, в селе Екатериновка находилось монастырское подсобное хозяйство с церковью в честь иконы Божией Матери «Знамение».В с. Маяки, в 10 км от монастыря, стояла водяная мельница, а при ней сукновальня и круподерня. Кроме хозяйственных зданий здесь были устроены каменная церковь в честь Знамения Божией Матери и братская трапезная.
В г. Славянске Святогорская Пустынь имела монастырское подворье с домом.
События 1917 г. и приход новой Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. Для братии обители отнятие церковных ценностей местными властями, большевистские грабежи и убийства были совершенно неожиданным и ошеломляющим событием.
Весной 1919 г. в монастыре была размещена колония детей из Петрограда, воспитание которых проводилось в соответствующем коммунизму духе. Постепенное вытеснение монашеской общины завершилось в 1922 г. полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован Дом Отдыха для трудящихся Донбасса. Часть братии, во главе с настоятелем архимандритом Трифоном, была привлечена к суду Донецким Губ-РевТрибуналом по обвинению в сокрытии церковных ценностей, вещей и продуктов. Вынесенный приговор был на удивление мягок для того времени: все осужденные монахи, кроме одного иеродиакона Дисидерия, по причине преклонных лет, получили условное наказание.
Ровно через месяц после открытия суда, а именно 8 июля 1922 г., власти начали открытое давление на братию, требуя немедленно, в кратчайшие сроки покинуть обитель, вместо которой они предполагали устроить Дом отдыха. Однако еще, по крайней мере, до декабря при монастыре жило до 100 человек монахов.
В октябре 1922 г. братия обители, пытаясь сохранить от поругания хотя бы один из монастырских храмов, направили в Киев прошение о разрешении открытия приходской церкви в упраздненном Святогорском монастыре. Но и в этом братии отказали. На состоявшемся 18 октября заседании ВУЦИКа председателем Петровским было принято решение «ходатайство отклонить». А через три дня тем же ВУЦИКом монастырь, в котором с августа располагались уже два детских дома, окончательно передан Донецкому Губсоцстраху для устройства Дома отдыха.
С этого момента монастырь прекратил свое существование. Бывшие монастырские здания начали осваиваться Домом отдыха. В 1925 г. в лесных окрестностях бывшего монастыря начали устраивать отдельные пансионаты для отдыха рабочих, пионерские лагеря, дома для матери и ребенка.
Наступил долгий период запустения и осквернения святой обители. Новые правители не просто использовали монастырские здания и храмы, но старались надругаться над святынями, и, как правило, на месте алтарей устраивали отхожие места. Были сбиты главы с церквей, изуродованы росписи и благолепие архитектуры. Соборный храм Успения Божией Матери перестроен под кинотеатр: в левом приделе был устроен санузел, в правом – гримерная, в центральном – сцена и оркестровая яма, в вестибюле – комната смеха.
В церкви Покрова Божией Матери размещена водолечебница с углекислыми ваннами, солярием, стат-душами, причем одна из ванн стояла в алтаре на месте Престола – самого святого места в храме.
В 1927 г. как символ победы революции и господства коммунизма на одной из гор, называвшейся Ермоном (в память одноименной горы в Палестине), воздвигнут памятник Артему. Возвышавшийся на соседней горе двухэтажный храм Преображения Господня, в котором сначала разместили электростанцию, уже был к этому времени взорван (из церковного кирпича впоследствии построили некоторые хозяйственные помещения возле кочегарки бывшего санатория имени Артема).
Пришли в запустение и варварски разрушены храмы в Арсениевском, Спасовом и Ахтырском скитах. На базе последнего функционировал Дом отдыха «Степной», рядом находился пионерский лагерь на 300 мест.
В стенах бывшей обители устроены три музейные выставки: санитарно-гигиеническая, антирелигиозная и краеведческая. Антирелигиозная выставка располагалась в меловых монастырских пещерах, которые также испытали на себе разорительную руку новой власти.
Пещерные церкви были разграблены, иконостасы разбиты, иконы уничтожены, всюду стояло запустение.
В подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских в это время администрация Дома отдыха устроила овощехранилище, просуществовавшее до 1986 г., а в пещерах меловой скалы в 1932 г. действовал антирелигиозный музей. Во время Великой Отечественной войны все экспонаты музея исчезли, как и его руководитель, директор музея О. Г. Наталушко, репрессированный в годы сталинского террора.
После закрытия монастыря святогорская братия была вынуждена жить в миру, занимаясь различными ремеслами, работая «по найму». Некоторые бежали на Кавказ. Во второй половине 30-х годов были расстреляны из святогорской братии иеромонах Мелхиседек (Соловьев), священномученик Паисий (Москот), иеромонах Амвросий (Малинкин) и многие другие.
Имена многих святогорцев, живших после закрытия монастыря в городе Славянске и близлежащих селах, известны благодаря дневниковым заметкам святогорца архидиакона Авраамия, который после смерти каждого из них всегда писал краткий некролог, а также воспоминаниям современников и духовных чад.
В июне 1942 г. Святые Горы оккупировали войска фашистской Германии. На завоеванных территориях Советского Союза немецкое командование стремилось проводить политику «исправления» деятельности большевистских властей, которые все предшествующие ВОВ годы целенаправленно уничтожали православное духовенство, разрушали храмы и монастыри Православной Церкви. Стараясь завоевать симпатии местного населения, немецкое руководство не препятствовало верующим восстанавливать храмы и возобновлять духовную жизнь в разоренных обителях.
1/14 июля 1942 г. под председательством благочинного Славянского округа протоиерея Константина Ружицкого в Троицком соборе г. Славянска состоялось заседание монашествующих, на котором было решено открыть Святогорскую обитель на правах прихода. Для начала богослужения были избраны два иеромонаха: отец Каллист и отец Мелитон, и два архидиакона: отец Ириней и отец Авраамий. Заместителем настоятеля заочно назначили отца Михаила (Галушко).
Март 1943 г. – оказался последним месяцем жизни братии в Святогорской обители. К Святым Горам все ближе и ближе подходила линия фронта. Столкновения фашистских и Советских войск, освобождавших родное Отечество, сделали невозможным пребывание иноков в монастыре. К концу марта 1943 г. святогорским братиям велено было покинуть святую обитель.
С 17 июля по 6 сентября 1943 г. 79-я гвардейская Краснознаменная стрелковая дивизия, входившая в войска Юго-Западного фронта, героически сражалась с немецкими захватчиками за освобождение Донецкого края.
После окончания войны епископ Донецкий и Ворошиловградский Никон (Петин) не раз посещал разрушенную Святогорскую обитель.
В послевоенные годы гражданские власти восстановили монастырские здания, частично сделали ремонт храмов, и в мае 1955 года на территории обители открыли санаторий для лечения легочных заболеваний (с 1957 года – для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и функциональных расстройств нервной системы). В Успенском соборе размещался Дворец культуры с кинотеатром, в Покровской церкви была устроена библиотека, лечебные и спортивные залы. Часть монастырских зданий, пещеры, Николаевская церковь, Андреевская часовня находились в аварийном состоянии, разрушались временем и туристами, пока не вошли в ведение образованного в 1979 году местного историко-архитектурного заповедника. К чести его сотрудников, переданные памятники не остались в запустении, но были частично реставрированы и использовались как объекты для посещения.
В ноябре 1991 года «Донецкий облисполком принял решение о передаче в собственность Донецкой епархии УПЦ [некоторых] сооружений бывшего Святогорского монастыря», на территории которого располагались санаторий им. Артема (позже санаторий «Святые Горы») и Славяногорский государственный историко-архитектурный заповедник .
1 июня 1992 года священник Свято-Николаевского храма, находящегося в поселке Ямполь Краснолиманского района, иерей Николай Лаврик – впоследствии первый наместник Святогорского мужского монастыря архимандрит Серафим – получил благословение управляющего Донецко-Славянской епархией Владыки Алипия исполнять обязанности наместника возрождающейся обители.
15 июля для поселения в Святых Горах прибыла в обитель первая братия – вочемь человек. , с этого времени в обезображенном в годы лихолетия соборе Успения Божией Матери начались ежедневные уставные монастырские богослужения, поэтому этот день является первым днем духовного возрождения Святогорской обители. Первая литургия была совершена в Успенском соборе 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел храма.
В бытность управления Донецко-Славянской епархией епископом Алипием (Погребняк), 4 октября 1992 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, произошло большое и радостное событие, ставшее знаком благоволения Царицы Небесной к Святым Горам: крестным ходом была возвращена в обитель одна из великих святынь, находившихся в монастыре до его закрытия – чудотворная икона «Святогорской» Божией Матери, чудесно сохраненная в советское время благочестивыми людьми.
С 22 декабря 1992 г. до середины июля 1994 г. Донецко-Славянской епархией стал управлять епископ Ипполит (Хилько). При епископе Ипполите, в Святогорскую обитель в самом начале мая 1993 года был определен иеромонах Арсений (Яковенко), священник красно-лиманского храма святых апостолов Петра и Павла, ставший через небольшое время благочинным монастыря, а впоследствии его следующим наместником.
К концу 1994 года число святогорской братии, пришедшей в возрожденную обитель, достигало 30 человек.
20 января 1995 г., по благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана), епископ Алипий, к этому времени уже возглавлявший Горловско-Славянскую кафедру, назначил с возведением в сан игумена и вручением жезла нового наместника монастыря – благочинного иеромонаха Арсения (Яковенко). Спустя три месяца после возведения отца Арсения в сан игумена состоялось его возведение в сан архимандрита.
Первым объектом реставрации нового наместника явился Свято-Успенский собор – украшение обители. Начало этого важнейшего для монастыря события было положено 16 июня 1995 года. 8 сентября 2000 г. Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, в сослужении митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, архиепископа Горловского и Славянского Илариона, епископа Алипия, епископа Вышгородского Павла, наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, епископа Изюмского Онуфрия, викария Харьковской епархии , совершил его освящение.
Важное как для монастыря, так и для всей Украины событие произошло 24 августа 1995 года. Украинской Православной Церковью был причислен к лику святых преподобный Иоанн Затворник, Святогорский Чудотворец. Мощи преподобного Иоанна Затворника милостью Божией обретены Преосвященнейшим епископом Алипием еще в бытность его архимандритом и благочинным 13 Краснолиманского округа. Произошло обретение 5 мая 1989 г.. Некоторое время эти святыни хранились у епископа Алипия. В 1993 г. они были переданы им новооткрытому Святогорскому монастырю.
21 мая 1996 года, на праздник преподобного Арсения Великого, в храме святителя Николая на меловой скале состоялась первая литургия.
За 13 дней до праздника Покрова Божией Матери обители была передана Свято-Покровская церковь. Размещавшуюся в ней санаторскую библиотеку за один день вынесла и перевезла монастырская братия. В течение двух недель шла неустанная работа по подготовке храма к его престольному празднику.
Благодаря помощи благотворителей, в 1997 году в обители вновь от великих до малых зазвонили колокола – всего 17 колоколов. Самый массивный из них, названный Игуменским, – имеет вес более 6 тонн, другие поменьше – 4 тонны, 2 тонны и 1 тонну. Монастырскими звонарями освоены мелодии 25 звонов. Со временем Покровский храм украсился также прекрасным синим с золотыми звездами куполом, новым иконостасом и многими иконами.
В 1998 году Святогорскую обитель впервые посетил Блаженнейший митрополит Киевский Владимир.
В 2000 году монастырю были переданы пещерные храмы преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, преподобного Алексия, человека Божия, и Рождества святого Иоанна Крестителя, находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника. С этого времени пещеры, издревле почитаемые в обители как святыня, открыты для многочисленных паломников.
Братия Святогорской обители, радуясь восстановленной справедливости, расчистила стены возвращенных пещер от надписей советского периода. Пещерный ход украсился многими иконами, подсвечниками, вырубленными в мелу крестами и нишами для лампад.
Только в конце 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения.
9 марта 2004 г. Священный Синод УПЦ принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.
12 июля 2008 г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ от 8 мая 2008 г. (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 г.
Наместник
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Сооружение большого соборного храма было заветной мечтой настоятеля архимандрита Арсения (Митрофанова). Проектирование его он предложил сделать известному петербургскому архитектору, академику А. М. Горностаеву. Характерной чертой проекта явилось совмещение византийских форм и традиций русского зодчества. «Для построения этого прекрасного храма, – свидетельствует Григорий Кулжинский, – пришлось преодолеть много трудностей». Теснота места, где предполагалось строить собор, потребовало отсекать горы, укреплять их кирпичными стенами, засыпать неровности оврага.
Ровно через месяц после закладки собора, 12 октября 1859 года, архимандрит Арсений скончался, и многотрудное дело созидания этого храма перешло в руки его преемника – архимандрита Германа.
4 сентября 1868 года Успенский собор был освящен Высокопреосвященнейшим Макарием, архиепископом Харьковским и Ахтырским. Внушительны его размеры: высота – 53 метра, длина по линиям восток-запад – 42 метра. Успенский собор представляет собой большой четырехстолпный крестовокупольный храм с пятью главами и тремя невысокими апсидами.
Храм трехпрестольный: центральный придел его посвящен Успению Богоматери, южный придел – святой великомученице Варваре и мученице Татиане, северный придел – святителям Димитрию Ростовскому, Митрофану Воронежскому и Тихону Задонскому. После закрытия монастыря советской властью соборный Успенский храм был кощунственно перестроен под кинотеатр.
В 1995 году Святогорским монастырем была начата реставрация Успенского собора, при этом из памятника архитектуры, «охраняемого государством», было вывезено 2600 тонн чужеродных железобетонных перекрытий.
8 сентября 2000 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир в сослужении 5 архиереев совершил его освящение.
Алтарные апсиды Успенского собора украшены рядом полуколонн с «бусинкой». Фасады разделены на три части пучковыми полуколонками и заканчиваются килевидными закомарами, украшенными лепными розетками. Вверху возвышаются пять восьмигранных барабанов с рядами кокошников в нижней части. Четыре барабана меньшего размера и центральный большой, имеющий широкие окна. Над барабанами сделаны шатровые купола, увенчанные небольшими позолоченными луковками. Несмотря на всю массивность, собор кажется чрезвычайно легким и изящным.
Внутри стены собора украшены писанными на холсте изображениями святых в сорока позолоченных рамах большого размера. Среди других святых представлены иконы всех преподобных, просиявших в Святых Горах.
Левый трехсвятительский алтарь расписан в конце 2000-х годов. В центре расположено изображение Господа Иисуса Христа, по обеим сторонам от Него — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Все эти изображения выполнены в полный рост. В медальонах написаны святители Митрофан, Тихон и Димитрий. На своде алтаря икона Пресвятой Богородицы с коленопрелоненными ангелами и парящим в виде голубя Духом Святым.
Со временем собор украсился пятиярусным резным иконостасом с иконами, писанными на золоте, двенадцатью вызолоченными паникадилами, резными киотами и сенями над почитаемыми святынями: чудотворной иконой Божией Матери Святогорской и мощами преподобного Иоанна Затворника.
В боковых приделах установлены четырёхъярусные иконостасы. Для написания икон праздничного и пророческого ряда правого придела послужили иконы Кирилло-Белозерского монастыря, иконы местного ряда и Деисуса – Византия XIV века. Царские врата – Сербские.
Иконы праздничного и пророческого ряда левого придела также Кирилло-Белозерского монастыря. Деисис – Звенигородский чин XIV века. Спаситель местного ряда – русских писем XIV век.
Над иконостасом центрального придела написана икона Благовещения – Византия XIV век.
В соборе находятся главные святыни Лавры: чудотворная икона Божией Матери «Святогорская» и мощи преподобного Иоанна Затворника. Они находятся «в четырехстолпных резных деревянных сенях».
Образ Божией Матери украшен сребропозлащенной ризой, с цатой и венцом в стиле XIV века. Над ликом Богородицы размещены изображения пяти Богородичных праздников, по сторонам иконы — покровителей четырех Лавр Русской церкви: прпп. Антоний и Феодосий Печерские, св. блг. князь Александр Невский, прп. Сергий Радонежский и прп. Иоанн Затворник. Множество серебряных лампад разливает тихий свет, освещая лик Пречистой Девы.
Перед солеей в деревянных, украшенных резьбой, раках положены для поклонения мощи новопрославленных Святогорских святых. С левой стороны раки с мощами преподобных Феодосия, Киприана, Лонгина, Исаакия и архимандрита Арсения. С правой стороны преподобноисповедники Михаил, Трифон, Иоанн, преподобный Иоанникий, в малом ковчеге мощи архимандрита Германа. Возле западных столпов храма установлены два больших мощевика с частицами мощей преподобных Киево-Печерских. С правой стороны собора, у южной ее стены, под иконой Пресвятой Троицы, в деревянной нише под стеклом, выставлены два мощевика, один из которых изготовлен в форме креста. Оба эти мощевика содержат мощи многих великих угодников Божиих.
В храме, на правом западном столпе, находится Икона Архангела Михаила с деяниями, список с древней чудотворной иконы.
Икона Архангела Михаила с деяниями написана по просьбе прп. Евфросинии Московской – в миру княгини Евдокии, супруги святого благоверного князя Димитрия Донского. Уже после кончины своего державного супруга прп. Евфросиния удостоилась явления Небесного посланника, объявившего ей о скором отшествии из сего мира. После этого необычайного события святая лишилась дара речи и знаками просила написать изображение Небесного воина. Дважды подносили ей изображения, созданные искусными иконописцами, но лишь в третьей иконе, на которой был изображен Архангел Михаил, узнала она своего посетителя. В этот момент уста ее отверзлись, и святая восславила Бога. Икону Небесного воеводы она завещала передать в Архангельский собор, где покоятся останки ее супруга.
На левом и правом задних столпах, друг напротив друга, установлены иконы «святитель Иоанн Златоуст в житии» и «Святой великомученик Феодор Стратилат в житии». Это списки с икон XVI века, находящихся в Переславском монастыре святого великомученика Феодора. Написаны они по следующему случаю. Когда царь Иоанн Грозный в 1557 году въезжал в город Переславль-Залесский, то получил известие о рождении сына царевича Феодора. В память об этом событии он повелел написать иконы своего святого покровителя, а также покровителя своего новорожденного сына и установить их в Переславском монастыре.
В соборе находится икона Пресвятой Троицы, точная мера и подобие иконы прп. Андрея Рублева, прориси для нее были сняты в Третьяковской галерее, где хранится сейчас оригинал самой известной в мире русской иконы.
В левом приделе положена на аналой икона святителей Митрофана и Тихона с частицами их мощей. Это дар обители епископа Алипия (Погребняка). Частица мощей находится и в иконе покровителя обители преподобного Алексия, Человека Божия.
Лепной декор храма в недавнее время был покрыт сусальным золотом. Своды между колоннами расписаны изображением крестов на фоне богатого орнамента. В медальонах помещены иконы святых.
На престоле храма по великим праздникам устанавливаются сионы. С ними в руках в положенное время дьякона совершают каждение храма. Сионы сделаны по образцу большого сиона собора Софии Новгородской. Внизу сребропозлащённого Сиона изображены двенадцать апостолов, вверху он украшен аспидным камнем.
Кроме резного иконостаса в храме многие иконы имеют резные деревянные кивоты, по древним образцам сделано игуменское место. Пол собора украшен рисунком из белого мрамора, серого гранита и лабрадорита, в центре храма выложена восьмиконечная звезда.
Площадка возле собора ограждена чугунной решеткой, по вечерам площадь освещается светом фонарей старинной формы. Подъем к собору идет по двум гранитным лестницам. На нижней площадке построены два мраморных фонтана, в центре которых установлены большие мраморные кресты. Вода этих фонтанов дарит радость всем в знойные летние дни.
Успение Пресвятой Богородицы — престольный праздник Святогорской Лавры. Накануне совершается праздничное всенощное бдение с литией вокруг собора. В самый день праздника, 28 августа, в Успенском соборе служится водосвятный молебен с акафистом на распев Успению Богородицы, затем Божественная литургия, по окончании которой совершается крестный ход вокруг Успенского собора с чтением Евангелия и многолетиями.
Проект этого храма, ставшего первым крупным сооружением после возобновления монастыря в 1844 году, был сделан профессором архитектуры в Харьковском университете г. Тоном.
Благодаря деятельному участию в возведении церкви благочестивой четы Потемкиных, доставивших необходимые материалы и рабочих, в 1850 году строительство было завершено.
Барабан колокольни над Покровским храмом опирается на восьмерик, украшенный кокошниками. Классические формы колокольни подчеркивает колоннада с коринфскими капителями. Завершает колокольню шлемовидный купол синего цвета с позолоченными звездами. На колокольне были установлены боевые часы недельного завода, над которыми много потрудился монах Антонин.
Церковь была построена двухэтажная, в нижнем этаже размещалась ризница и Святые врата, в верхнем — сама церковь. По парапетам церкви были поставлены параллельно 6 позолоченных главок с крестами и монограммой Богородицы. Архитектура храма отличалась богатством декора. Фасады были украшены насыщенным лепным орнаментом сложного рисунка.
В 1855 году архимандрит Арсений устроил на хорах храма придел в честь святого Филарета Милостивого.
В середине XIX века в алтаре Покровского храма настоятелю Святогорской пустыни преподобному архимандриту Герману во время соборного пения акафиста Царице Небесной было явление Божией Матери, Которая предстала на горнем месте в алтаре.
В первые десятилетия советской власти храм разорили и осквернили безбожники, устроившие в нем грязелечебницу. В послевоенное время использовался в качестве библиотеки с читальным залом при санатории им. Артема.
1 октября 1996 года Покровский храм возвращен Святогорскому монастырю, и 13 октября этого же года, накануне престольного дня, братия совершила здесь первое богослужение.
Благодаря помощи благотворителей, в 1997 году в обители, на колокольне Покровского храма, вновь зазвонили колокола. Самый массивный, названный Игуменским, весит более 6 тонн, другие поменьше — 4 тонны, 2 тонны, 1 тонна, 500 кг и малые. Звонарями сохранены древние и заново составлены до 30 мелодий колокольного звона, из которых «Слобожанский», «Собору преподобных отцев Святогорских» — плод творчества и таланта монастырских звонарей.
К 20-летию возрождения Святогорской обители, 18 сентября 2012 года, на колокольне Покровского храма установили часы с боем. На север и юг – циферблат с арабскими цифрами, на восток – римские, на запад – церковно-славянские. Изготавливала и устанавливала российская фирма ООО «Куранты из Черноголовки» под управлением Игоря Архипова. Каждую четверть часа куранты играют на шести колоколах музыкальный фрагмент, состоящий из двадцати тактов. Мелодию подбирали лаврские звонари. Стрелки циферблата и цифры вызолочены сусальным золотом в мастерских Святогорской Лавры.
Иконостас Покровского храма четырехъярусный, иконы местного ряда и Деисуса — копии сербских писем XIV века. Резьба иконостаса ориентирована на образцы XVII века. Стены храма расписаны группой иконописцев под управлением А. Вронского. За образцы были взяты работы Мануила Панселина (Афон, XIV в.), Сербия (XIV в., г. Сопочаны), храм Хора в Константинополе.
В Покровском храме имеются следующие святыни:
У переднего правого столпа в деревянном резном киоте находится мощевик с частицами мощей Киево-Печерских преподобных отцов. В центре мощевика — крест с частицей Честного и Животворящего Креста Господня и камнем горы Голгофы.
У переднего левого столпа — икона святителя Николая Чудотворца, прославившаяся в последнее время чудесами исцелений.
Справа под деревянной резной сенью — Святогорская икона Божией Матери. Это современная копия с древней чудотворной Святогорской иконы Богоматери, не сохранившейся до наших дней.
Слева под дубовой сенью — икона преподобного Иоанна Затворника, в которую вложены его постригальный крест и сандалии.
Святые врата под Покровским храмом расписаны в технике фрески по сырой штукатурке группой иконописцев под управлением А. Солдатова. Образцами послужили фрески Софии Киевской и Новгородской, Македонское возрождение (IX-XIII вв.), София Охридская. Сюжеты для многих фресок взяты из истории монастыря.
14 октября, на праздник Покрова Божией Матери, в Покровском храме служится ранняя Божественная литургия. По окончании поздней литургии совершается крестный ход вокруг Покровской церкви.
Николаевская церковь на меловой скале является шедевром народного зодчества XVII века. Храм, как драгоценная корона, венчает вершину мелового утеса, дополняя человеческим искусством ту нерукотворную красоту, которой Творец украсил местность Святых Гор. В этом храме, парящем высоко над грешной землей, душа сама устремляется к Небесному Отечеству, вспоминает о самом важном в земной жизни – спасении своей души.
Храм как будто вырастает из скалы, продолжая ее своими тремя главами, увенчанными крестами. Он построен на месте древней пещерной церкви Успения Божией Матери, ископанной в 1634 году, а затем утраченной в результате обвала скалы в конце XVII века. Талантливые неизвестные мастера сумели искусно пристроить к старому алтарю, сохранившемуся в меловом утесе, остальную часть церкви. Два маленьких окошка, асимметричных по отношению к более позднему оформлению главного фасада, паруса центрального объема, имеющие одинаковую форму с парусами древней пещерной часовни, говорят о желании мастеров максимально приблизить свое произведение к первоначальному виду утерянного пещерного храма.
Николаевская церковь построена в стиле украинского барокко XVII века. Мотивы народной деревянной архитектуры воплощены в построении ярусов центральной главы, когда на восьмерик большого объема ставится восьмерик меньшего объема, придавая особую стройность сооружению. Над алтарем храма возвышается декоративная главка с небольшим барабаном и грушевидной маковкой. С западной стороны устроена деревянная колокольня в виде восьмерика с большими арочными окнами. Фасады церкви были расчленены пояском, цоколь и карниз украшены зубчатым орнаментом, над дверным проемом выполнен декоративный элемент «солнце».
В XIX веке вдоль главного фасада церкви над площадкой была устроена галерея. После закрытия в 1922 году советской властью монастыря, храм святителя Николая был разорен, а в годы Великой Отечественной войны полуразрушен.
21 мая 1994 года в Николаевской церкви была отслужена первая литургия после запустения советского периода. С 20 мая 1996 г. в церкви святителя Николая стали совершаться регулярные богослужения.
14 апреля 1998 года на колокольне Николаевской церкви установили колокола. Центральный – старый часовой монастырский колокол.
Сейчас храм украшен трехъярусным иконостасом. Икона святителя Николая имеет множество подвесок, свидетельствующих о скорой помощи угодника Божьего.
Ежегодно 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца, собирая множество верующих, из Успенского собора к Николаевской церкви совершается крестный ход с пением акафиста святителю Николаю. Водосвятный молебен служится в Андреевской часовне, а в Николаевской церкви по окончании ранней литургии помазывают миром от мощей святителя Николая.
Ежедневно в летний период в этом храме с 14 часов служится молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.
Представляет из себя целую церковь, всю ископанную в скале, своды которой опираются на одинокий меловой столп. По преданию, на меловом столпе явилась чудотворная икона Святителя Николая в XVI веке. Особенностью иконы является то, что Спаситель и Божия Матерь изображены без держимых в руках Святого Евангелия и Омофора, Они уже передали их Святителю. Образ этот был утрачен после 1922 года, и в обители сохраняются только списки с него.
Храм является священнейшим местом обители, и вид столпа красноречиво свидетельствует об этом: он теперь обложен камнем, так как мало-помалу был подсечен и исколот богомольцами, уносившими от него кусочки мела с верою в их целительность.
В 1848 году благочестивый помещик И.В. Малиновский, сын директора Императорского Лицея в Царском Селе под Санкт-Петербургом, однокашник А.С. Пушкина, пожелал обновить и украсить этот храм. Иконостас для новой церкви торжественно был перенесен на руках из села Каменки самим Иваном Васильевичем, его сыном и крестьянами. В 1851 году возобновленный храм переосвятили в честь святого Иоанна Предтечи. Иконостас храма установили медный, вызолоченный, украшенный чеканной работой.
В недавнее время вокруг сохранившегося столба возобновлен иконостас — его выложили из кирпича и поштукатурили, в храме установлены мозаичные иконы.
Два раза в году — 7 июля, в день Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и 18 декабря, накануне памяти святителя Николая Чудотворца — в храме Рождества Иоанна Предтечи совершается молебен с акафистом.
На вершине скалы, на обширной площадке, огороженной легкой решеткой, возвышается красивой архитектуры, со сквозными арочными проемами, часовня на четырех столпах из нетесаного крупного песчаника, увенчанная куполом с золотым крестом. Этот памятник — Андреевскую часовню — воздвиг в середине 50-х годов XIX в. в память вторичного открытия обители настоятель архимандрит Арсений (Митрофанов). Внутри часовни на восточной стороне помещался мозаичный образ Преображения Господня, а надпись на медной доске гласила о памятном событии, которое совершилось на этом месте 15/28 августа 1844 года: возобновлении Святогорской Успенской пустыни Преосвященнейшим Иннокентием (Борисовым).
Сама идея строительства часовни, а также название ее в честь святого апостола Андрея Первозванного связаны с именем знаменитого путешественника и писателя Андрея Николаевича Муравьева, бывшего близким другом архимандрита Арсения. В одном из своих писем Муравьев писал: «Архимандрит показал мне на верху скалы часовню во имя Ангела моего, Первозванного апостола, с его иконою в углублении утеса, как это обещал устроить за семь лет перед сим. Пред иконою горела лампада, а на скале написано большое распятие с предстоящими, которое издалека видно с противоположного берега. „Вы видите, что мы сдержали данное вам слово, — сказал он, — и место это слывет у нас Андреевскою часовнею“».
25 октября 2013 г., в день памяти преподобного Арсения Святогорского, состоялось в Святогорской Лавре освящение часовни, посвященной первым двум настоятелям Святогорской Пустыни по ее возобновлении в 1844 г. — преподобным Арсению и Герману Святогорским.
12 октября 1859 г. скончался возобновитель Святогорской пустыни преподобный архимандрит Арсений (Митрофанов). Отпевание и погребение архимандрита Арсения 15 октября 1859 г. совершил отец Герман с собором священноиноков. Горько плакала вся святогорская братия, хорошо сознававшая, кого лишилась она в лице почившего.
Согласно со своим завещанием отец Арсений был погребен в пещерах святогорской скалы. Впоследствии благодарная к его трудам святогорская братия, по предложению отца Германа, близ могилы отца Арсения своими руками ископала новую пещерную церковь в честь преподобного Алексия, человека Божия, — святого, которому почивший настоятель был посвящен от купели крещения. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях протоиерей Григорий Дюков: «Природный великий ум [почившего отца Арсения. — Сост.], труды и неусыпное попечение об устроении, украшении и возведении обители до высокой степени известности породили в душе теперешняго настоятеля, игумена Германа, мысль устроить при гробнице его церковь, где бы приносилась безкровная жертва за упокой души его. По объявлении своей мысли братии, с благословения Преосвященнаго Макария, вся она единодушно, в изъявлении своей признательности к незабвенной памяти усопшаго, решилась не только устроить, но и своими трудами изрыть пещерную церковь в скалах. Умилительно было видеть, как в порыве своего усердия стремились туда не только новоначальные послушники, рясофорные иноки, но и маститые старцы, благочестивые иеродиаконы, во главе коих стоял и сам усердно рассекал оскордом твердыню окаменелаго известняка настоятель. После церковнаго богослужения, которое здесь очень продолжительно, вместо отдохновения, требуемаго самою природою, все они являлись в пещеры, и каждый по силе работал чем мог. Таким образом, в продолжение прошедшей зимы явился в пещерах новый храм мая 12 дня и освящен игуменом Германом с братиею во имя святого Алексия, человека Божия: это было имя архимандрита Арсения, когда он был еще в мире».
Иконостас для нового храма отлит из чугуна, отделан зеленой краской под малахит и украшен литой вызолоченной резьбой с 17 иконами, писанными вследствие сырости на жести по золотому фону. Стоил он 1500 рублей серебром.
На престоле возвышался крест из малинового хрусталя — дар Т. Б. Потемкиной. Медной латуни посеребренное напрестольное облачение оценивалось в 250 серебряных рублей. С передней его стороны находился медный вызолоченный крест, украшенный недорогими камнями.
В алтаре, на горнем месте, стояла писанная на железе в железной вызолоченной раме икона Спасителя во славе с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. На жертвеннике — также писанная на железе икона Спасителя с двумя Ангелами. Четыре храмовых чугунных, с позолоченной резьбой подсвечника, в которые вмещалось по три больших свечи, были окрашены зеленой краской под малахит. Пещерный храм освещался одноярусным медной латуни посеребренным паникадилом с 9 подсвечниками (по сведениям, приводимым в своей книге Екатериной Жилинской, паникадило являлось хрустальным).
Еженедельно по субботам в пещерной церкви служили раннюю заупокойную литургию и панихиду по обновителю Святогорской обители архимандриту Арсению. В день же его кончины, 12 октября, совершалась в Алексеевском храме перед литургией соборная панихида во главе с настоятелем монастыря в сослужении старших 8 иеромонахов, а затем соборная торжественная заупокойная Божественная литургия, во время которой после заамвонной молитвы настоятель шел к гробу почившего и служил у нее краткую литию. На месте вечного упокоения архимандрита Арсения, над его могилой, на стене прибита металлическая доска, на которой кратко описана вся многотрудная и полезная деятельность покойного при возобновлении и дальнейшем устроении обители во Святых Горах.
Небесные покровители Святогорской обители — угодники Божии, которым посвящены Престолы ее храмов, непрестанно ходатайствуют за нас у Престола Вседержителя, молятся о спасении душ наших и всегда близки нам, о чем особенно свидетельствует чудесный случай, происшедший в обители во второй половине XIX века.
«В Святогорской Успенской пустыни Изюмского уезда Харьковской губернии, — говорит Дюков, — лет пять тому назад проживал нестарых лет иеродиакон, отец Полиевкт… Отличался он высоким ростом, сильным басом, жил тихо и благоговейно и вообще пользовался расположением настоятеля и братии обители… Жил уединенно, по кельям ходить не любил и к себе не многих принимал, явно старался уединяться и занимался молитвой Иисусовой.
Как-то постигла его горячка или нечто подобное: он бредил, но, полежав в монастырской больнице, полечившись, выздоровел. Вскоре, сильно простудившись, он захворал чахоткой, сильно кашлял, жаловался на боли в груди и боку, но продолжал ходить в церковь и петь на клиросе. Пел он на левом клиросе с самого поступления своего в обитель и, можно сказать, до самой смерти своей проходил это послушание.
17 марта, день памяти св. Алексия, человека Божия, во имя которого названа пещерная церковь в Святогорской пустыни, празднуется там всегда как престольный праздник. Накануне этого дня совершалось всенощное бдение св. Алексию, по пустынному, часа четыре. Отец Полиевкт, певший на клиросе, изнемог и по окончании бдения, придя в свою келью, сел в кресло отдохнуть. Вдруг видит он: отворяется дверь его кельи и входит в нее св. Алексий, человек Божий, осиянный светом, в белой рубахе, с босыми ногами, точно такой, как на храмовой иконе святогорской пещерной церкви во имя его. Вошел, помолился на святые иконы и потом, обратившись к отцу Полиевкту, тихо ему сказал: «Готовься, ты к рассвету умрешь. Поспеши исповедаться и причаститься Святых Тайн!» И с этими словами тихо вышел из кельи.
Отец Полиевкт вдруг почувствовал такое изнеможение во всем теле, что насилу смог приподняться с кресла, где сидел, и постучать в стену соседу своему по келье, иеродиакону, ныне иеромонаху Вассиану. Тот явился к нему на зов и увидел его бледного, еле дышащего. Отец Полиевкт просил его поскорее позвать духовника, чтобы тот исповедал его и причастил Святых Тайн, и явно томился, пока тот не пришел. Братский духовник иеромонах Паисий, видевший отца Полиевкта в церкви на бдении поющим на клиросе, очень удивился, когда пришли его звать его напутствовать. Поспешив к нему, он нашел его столь слабым, что тот еле говорил. Тем не менее, отец Полиевкт отыскал в себе силы, чтобы подробно передать явление ему св. Алексия, человека Божия, и его слова. Затем он с чувством исповедался в грехах своих, причастился Святых Тайн и вскоре после этого на руках иеромонаха Паисия и иеродиакона Вассиана тихо и мирно скончался.
Наутро ни настоятель, ни братия обители, узнав о кончине отца Полиевкта, не хотели этому верить, ибо все видели его еще накануне на бдении в церкви поющим на клиросе. Но поверить пришлось, и когда они услышали от отца Паисия о благодатном посещении усопшего перед его смертью св. Алексием, человеком Божиим, то все признали в этой кончине особую милость Божию к доброму иноку отцу Полиевкту. Господь явно не попустил ему отойти без покаяния и напутствия Святыми Тайнами и для этого послал ему небесного вестника смерти в лице св. Алексия, человека Божия, скорого помощника и молитвенника о душах христианских».
30 марта — престольный храмовый день — память преподобного Алексия, человека Божия. В этот день в пещерном храме совершается водосвятный молебен с акафистом преподобному Алексию, человеку Божию, и литургия (если 30 марта приходится на субботу или воскресенье).
В 1868 году настоятель Святогорской пустыни архимандрит Герман (Клица) разобрал старый, тесный и темный Успенский собор. Чтобы сохранить все камни этого древнего Святогорского храма, он пристроил из них к существовавшему уже трапезному корпусу с восточной стороны трапезную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, — престольного праздника родной ему Глинской пустыни. Внешний вид пристроенной одноглавой церкви имел некоторое сходство с разобранным Успенским храмом, из которого перенесли туда же иконостас и утварь.
В годы Великой Отечественной войны церковь была полностью разрушена. После окончания войны на старом фундаменте возвели санаторскую столовую. Когда же все корпуса передали монастырю, тогда обителью были проведены работы, придавшие фасаду здания вид церквей разных эпох и стилей. Северный фасад, выходящий на набережную, исполнен в стиле Медиоланской базилики V века, купол храма русской архитектуры XIV века, главная лестница — XVI века.
Внутри здания, на первом этаже, размещается братская кухня и музей, на втором этаже — братская трапезная. На третьем этаже, в восточной части, находятся церкви, расположенные в одном помещении, разделённом надвое двумя столпами. Левый алтарь посвящен Рождеству Божией Матери, правый алтарь — пророку и царю Давиду. Стены храма расписаны в левой части сюжетами из жизни Богородицы и Ее чудесных явлений. В правой части изображена жизнь царя Давида. Иконостасы храмов резные, деревянные и покрыты сусальным золотом.
Престольный праздник храма 21 сентября — Рождество Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии.
В северной части здания, на третьем этаже, находится храм в честь Всех преподобных отцов в подвиге просиявших.
В северной части здания братской трапезной, на третьем этаже, находится храм в честь Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Окна храма расположены только с левой стороны и выходят на монастырскую набережную. Стены храма покрыты росписями, ориентированными на византийские фрески 12-13 века (храм Успения в Дафни), Грузинские (церковь г. Кинцвихи) и Сербские образцы. На сводах храма изображен Страстной цикл, Господские праздники. В центральной части на боковых стенах нарисованы великие вселенские преподобные, в притворе — русские святые. В храме установлен резной деревянный позолоченный аналой византийского образца.
В городе Святогорске с населением 3,5 тысяч жителей давно чувствовалась острая необходимость в ещё одном, более просторном и вместительном храме. Небольшой храм в честь Всех святых далеко не всегда мог вместить всех желающих помолиться на богослужении, особенно в дни больших праздников. Конечно, близость расположенной к городу Святогорской обители отчасти решала этот вопрос, но всё же немногим из верующих горожан было по силам преодолевать даже такое, казалось бы, небольшое расстояние (особенно в зимний период, ведь богослужения в Лавре совершаются монастырским чином, иногда до позднего вечера).
И вот, по благословению правящего архиерея, митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, при содействии городских властей, а также по молитвам самих святогорцев эта ситуация стала меняться. В 2009 году силами Свято-Успенской Святогорской Лавры во главе с её наместником с Божьей помощью в городе Святогорске началось строительство нового величественного собора, ставшего первым храмом в планируемом городском храмовом комплексе.
Место для строительства было выбрано очень живописное ― рядом с сосновым лесом, недалеко от военного госпиталя для инвалидов и ветеранов войны. Сюда достаточно легко добираться практически из любой точки города, потому храм и был задуман как главное место молитвы жителей Святогорска.
Дата 1 ноября 2009 года вошла в историю города Святогорска и легла на страницы летописи Святогорской обители как День рождения ещё одного дома Божия ― торжественно была совершена закладка главного, соборного храма города Святогорска в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Чин закладки возглавил наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры, Преосвященнейший Арсений (тогда ещё епископ Святогорский) в сослужении братии Святогорского монастыря, в присутствии мэра города Святогорска Александра Ивановича Дзюбы, настоятеля городской Всехсвятской церкви протоиерея Анатолия (Пяты), а также горожан и паломников.
В основание храма в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии были положены закладной камень и камни от четырех известнейших православных соборов: Софийского собора г. Киева (XI в.), Спасо-Преображенского собора г. Переяслав-Залесского (ХІІ в.), Спасского собора г. Чернигова (XI в.) и Успенского собора г. Ростова Великого (ХІІ в.).
Освящённый камень как Богом благословлённое основание будущего храма заложили наместник Святогорской Лавры вместе с городским головой Александром Дзюбой и настоятелем городской Всехсвятской церкви протоиереем Анатолием (Пятой).
Усилиями Святогорской Лавры и её благотворителей строительство храма длилось более четырёх лет. И вот, 3 апреля 2014 года наместник Святогорской Лавры, уже архиепископ Арсений совершил чин освящения 11 колоколов, самый большой из которых весит 3600 кг. Колокола были отлиты на заводе ДМЗ в г. Донецке.
4 апреля освящённые колокола были подняты на колокольню храма Святогорска в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а вслед за этим были подняты и установлены 5 куполов, покрытых медью. Центральный купол весит 5800 кг.
30 сентября 2014 года, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, проходило празднование престольного дня Святогорского соборного храма. В нём была совершена первая Божественная литургия. Ко дню престольного праздника архиепископ Святогорский Арсений с братией обители подготовили верхний храм в честь святых мучениц к богослужению: установили временный иконостас, поставили престол, жертвенник, в храме разместили иконы, аналои, подсвечники, оборудовали иконную лавку. Накануне, 29 сентября, наместник Святогорской Лавры возглавил в этом храме всенощное бдение.
14 декабря 2014 года архиепископ Святогорский Арсений совершил освящение крестов, предназначенных для соборного храма Святогорска. Эти кресты изготавливались лаврскими кузнецами иеродиаконом Спиридоном и монахом Лукой из нержавеющей стали в течение двух месяцев, после чего к позолотным работам приступили золотильщики, и к началу зимы кресты были готовы.
15 декабря, после молебна перед началом всякого доброго дела, совершённого Святогорским наместником, освящённые накануне кресты были подняты и установлены на куполах новостроящегося храма. Святогорский собор украсили 7 крестов: один крест самый большой, на центральный купол храма ― высотой 3,5 метра, 5 крестов по 2,4 метра и один ― 1,5 метра.
Подворья
Скиты
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Утреннее богослужение
|
|
14 : 00 |
Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу
|
летом в храме святителя Николая, что на Святой Скале, зимой в пещерной церкви
|
17 : 00 |
Вечерние богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Панихида
|
|
Служение
Лаврский музей Святогорской обители собирался не один год трудами многих и многих людей, любителей церковной старины и почитателей церковного христианского искусства.
К сентябрю 2010 г. в открывшихся залах новосозданного музея были подготовлены и представлены стенды с интересными, а порой, и уникальными экспонатами, говорящими о многовековой истории Православия в Донецком крае и истории Святогорской обители.
Экспонаты музея дают полное представление о различных видах церковного искусства и позволяют сформировать довольно точное мнение как о религиозной составляющей жизни различных эпох и народов, населявших земли южной окраины Слобожанщины, так и о некоторых элементах быта и искусства этих народов.
Благодаря собранным экспонатам посетители Лаврского музея получают представление о быте и жизнедеятельности древних племен и народов, некоторые из которых проживали на территории нашего края еще в доисторические времена.
Так, например, на стенде, посвященном этой тематике, представлен кремневый наконечник, изготовленный умением человека периода энеолита и относящийся к III тысячелетию до Рождества Христова. Наконечник этот найден в селе Татьяновка, которое расположено в одном километре от Святогорской обители.
Ценными экспонатами Лаврского музея, без сомнения, можно назвать собрание крестов-энколпионов и нательных крестов, найденных в окрестностях Святогорья.
Это бесценное собрание, щедро представленное на стендах, дает полное понятие о вероисповедании, религиозном образе жизни того населения, что с незапамятных времен проживало на городищах, расположенных недалеко от Святых Гор.
Уникальные находки, святыни Православия – кресты, складни, медальоны с христианской символикой – найдены на территории современных сел: Долина, Маяки, Студенок, Сидорово, а также городов: Славянск, Изюм, Ямполь, Валки, Поповка (современный Кировск).
VII-XVI века – время, которому принадлежат эти экспонаты, выставленные на обозрение посетителей музейных залов Лавры
В центре зала Лаврского музея располагается точная панорама той гористой местности, на которой расположилась искусно сработанная руками макетных мастеров Святогорская общежительная Пустынь в период своего расцвета: в конце XIX – начале XX столетий.
Уменьшенные копии монастырских – Покровского с синим куполом и пятиглавого Успенского – храмов, образцы монашеских и гостиничных корпусов, разбросанных вдоль Северского Донца, у подножия лесистых меловых холмов, белых часовен с зелеными шатровыми куполами, прочих зданий, в том числе и мастерских на хозяйственном дворе обители, макет Кирилло-Мефодиевской лестницы, ведущей от пещерника, что перед Успенским собором, на Святую скалу, поверх меловых гор, поросших лесом, к златоглавой Никольской церкви, копии Преображенского храма, пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских с примыкающим кладбищем, выстроенные на макете внутренние дороги, улицы, дворы, набережная с пристанью – все это умело, с большой точностью проработанных деталей представлено в панорамном изображении монашеской обители на Святых Горах.
Электрическое освещение панорамы монастыря воспроизводит суточный круг природного освещения Святогорья: от утреннего восхода солнца с восточной стороны панорамы – до вечернего заката на западной ее части. Движущийся электрический свет переходит от «раннего», бледного света с восточных гор панорамы к яркому, «дневному» свету, освещающему центр панорамы, а затем, постепенно угасая, начинает золотиться, имитируя предвечерний закат, на западных горах панорамы. Вечернее и ночное время в обители подчеркивают зажигающиеся белым светом фонари, рассеянные по макету монастыря вдоль набережной реки Донец и некоторых монастырских улиц.
Также в помещении Лаврского музея в месте перехода к лестнице, ведущей с первого этажа на второй и третий этажи здания братской трапезной была устроена часовня в честь образа Пресвятой Богородицы «Игумения Святых Гор». Часовня представляет собой небольшое вратарного плана арочное помещение. На сегодняшний день уже полностью окончена роспись часовни, проводившаяся с 2016 по 2017 годы. В том же 2017 году состоялось её освящение. 24 сентября, в день празднования Собора преподобных отцов Святогорских, его совершил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий во время своего визита в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру по случаю торжеств в честь юбилея обители.
фотогалерея
Публикации
Контактная информация
Как добраться?
1. Поездом до ст. Святогорск Донецкой железной дороги, далее – городским автобусом до ост. Святогорская Лавра.
2. До ст. Славянск Донецкой железной дороги, далее – электричкой до ст. Святогорск или автобусом до автостанции г. Святогорска.
3. До ст. Купянск, ЮЖД, далее – электричкой до ст. Святогорск.