Свято-Успенский Елецкий монастырь Черниговской епархии Монастыри УПЦ МП
История
Свято-Успенский Елецкий монастырь – древнейшая монашеская обитель. Основан он во время зарождения русского монашества – в 1060 году (по другой версии в 1070 г.), на месте чудесного явления на еловом дереве иконы Божьей Матери. На месте обретения иконы Черниговским князем Святославом Ярославичем и его потомками был возведен храм в честь Успения Божьей Матери.
Согласно летописи, монастырь получил благословение от основателя иночества на Руси преподобного Антония Печерского. Святой с 1069 года некоторое время жил здесь.
Елецкий монастырь был духовным центром Черниговского княжества. По преданию, князь Никола Святоша в юности часто посещал ее и молился в юго-западном углу церкви Успения Богородицы. Со временем на этом месте была устроена часовня, которую называли кельей преподобного Николы Святоши.
В 1239 монголо-татары сожгли Чернигов. Пострадала и обитель. Восстановлена она была только в середине XV века стараниями князей Можайских, которым в то время принадлежал Чернигов. Но в 1610 году монастырь снова подвергся разрушению при занятии Чернигова поляками. После перехода в 1618 году Чернигово-Северщены в состав Речи Посполитой, Елецким монастырем владели униаты.
После Освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого монастырь стал снова православным. Некоторое время здесь жил Черниговский епископ Зосима Прокопович (ок.1649-1653), автор монастырского синодика. С 1657 по 1669 год Елецкий монастырь состоял под управлением Черниговского архиепископа Лазаря Барановича, с именем которого связано возрождение святынь епархии.
В 1669 году архиепископ Лазарь возвел в сан архимандрита Елецкой обители своего ученика по Киево-Могилянской Академии, известного ученого и талантливого проповедника Иоанникия Галятовского. За время своего настоятельства (1669-1688 гг.) архимандрит Иоанникий восстановил полуразрушенный Успенский собор (был достроен верх собора, купола, в стиле украинского барокко), возвел новую каменную церковь Святых апостолов Петра и Павла, надвратную двухъярусную колокольню, братские кельи, каменную ограду. Иоанникий Галятовский является и первым историком монастыря.
Преемниками Галятовского были строители-архимандриты, в будущем великие святители Русской Православной Церкви: Феодосий Черниговский (Углицкий) /1688-95гг./, Иоанн Тобольский (Максимович) /1695 – 97 гг./, Димитрий Ростовский (Туптало) /1697 – 99 гг./. Сохранился деревянный дом, построенный в 1688 году, в котором в то время была устроена келья настоятеля. Позже этот дом стали называть «домиком святителей Феодосия и Димитрия».
В конце XVII – начале XVIII века над могилой черниговского полковника Якова Лизогуба, с южной стороны Успенского собора, был возведен предел в честь апостола Иакова, впоследствии ставший семейной усыпальницей Лизогубов.
После секуляризации церковных земель в 1786 г. Елецкий монастырь был причислен к штату первоклассных, но это не спасло его от упадка.
Лишь во второй половине XIX в. отеческой заботой Черниговского архиепископа святителя Филарета Гумилевского (1859-1856), известного ученого, историка церкви, начинается ее новое возрождение. Святитель Филарет, ревнитель общежительного монастырского устава, сам большее время года жил в Елецком монастыре, любил и благоустраивал его.
В 1868 г. в Черниговской епархии утвердили викариатство. С этого времени настоятелями Елецкого монастыря были викарные епископы Новгород-Северские. Последние три настоятеля: преосвященные Василий Богоявленский (1911 г.), Пахомий Кедров (1911-1917 гг.) и Николай Могилевский (1917-1918 гг.) - новомученики.
С установлением советской власти в Чернигове обитель была закрыта. Многие елецкие монахи были репрессированы. На территории монастыря после его закрытия располагались разные государственные учреждения. В 1927 г. Успенский собор приобрел статус историко-культурного памятника всеукраинского значения, несмотря на это, он был частично разрушен.
В 1992 г. Елецкий монастырь начал восстанавливаться как женский. Первыми его насельницами стали сестры закрытого в 1962 г. Троицкого Черниговского монастыря, духовные чада прп. Лаврентия Черниговского. Много усилий для благоустройства обители приложила игуменья Амвросия (Иваненко, †2006). 1 апреля 1999 г. произошло долгожданное событие – в монастырь была возвращена чудотворная Елецкая икона Пресвятой Богородицы, долго находившаяся в Черниговском историческом музее.
Настоятельница
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Успенский собор Черниговского Елецкого монастыря - замечательный памятник культуры Киевской Руси. Он принадлежит к лучшим произведениям древнерусской архитектуры - величие, строгая пропорциональность архитектурных форм, безукоризненность строительной техники свидетельствуют о высоком уровне мастерства строителей этого прекрасного сооружения. Величественный храм находится в самом центре монастырской усадьбы.
С 20-х годов XX века с начала археологических исследований Елецкого монастыря продолжается спор о древности Успенского собора. Одни его строительство относят ко времени основания Елецкого монастыря, то есть к 60-70-м годам XI века, другие - к 90-м годам XI века2, третьи утверждают, что он был возведен в XII веке. Наиболее убедительно исследование профессора Н. Холостенко, окончание строительства Успенского собора следует датировать 90-ми годами XI века, временем правления в Чернигове князя Олега Святославича (1094-1097).
Архимандрит Иоанникий Голятовский в "Скарбнице" говорит, что "до Батыя" Елецкая церковь была покрыта оловом (оловянными таблицами). Во время татаро-монгольского нашествия она была ограблена и сожжена. Восстанавливалась в 1445 году при князе Иване Можайском. В XV-XVI веках Елецкий монастырь, как и весь Чернигов, был окружен частоколом (палями). Голятовский, опираясь на свидетельство черниговских старожилов, утверждает, что тогда на Успенской церкви было много каменных куполов (верхов), покрытых уже не оловом, а дубовыми осмоленными досками. Во время захвата и разрушения Чернигова поляками Елецкий монастырь сгорел. Более всего пострадала верхняя часть собора, которая вследствие пожара обрушилась. В 1669-1674 годах Успенский собор восстанавливался: был надстроен частично уцелевший барабан центральной главы, возведены новые малые купола над средней алтарной апсидой и над хорами. Еще две главы венчали капеллу игумена и симметричный ей северный отсек храма. Иоанникий Голятовский упоминает о том, что на церковной стене был обнаружен древний план собора ("форма и диспозиция, на мури учиненая").
Как свидетельствует описание А. Шафонского, в конце XVIII века главный храм Елецкого монастыря имел пять куполов, в настоящее время сохранилось только четыре. Утрачен купол над нартексом. От него в своде нартекса видно круглое отверстие. После восстановительных работ в 60-70-х годах XVII века архитектурный памятник приобрел новые черты. Теперь Успенский собор гармонично сочетает и древнерусский, и романский стили, и украинское барокко. Он принадлежит к типу трехапсидных, шестистолпных, крестовокупольных храмов и имеет своеобразные черты в планировке и архитектуре интерьера. Это замкнутый с запада на восток четырехугольник, расчлененный шестью крещатыми столбами на три нефа, завершающимися на востоке полукружиями алтарных апсид. Средний неф намного шире боковых. Стройные линии опорных столбов переходят в подпружные арки, поддерживающие центральный купол. Длина и высота собора почти одинаковы: длина - 26,57 м, высота - 26,34 м, ширина - 16,28 м. Такая же мера была использована при строительстве Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры, с которой Елецкая по внутренней конструкции имела большое сходство. Кладка стен выполнена с высоким мастерством. В интерьере Успенской церкви Елецкого монастыря, как и во многих древних храмах, существуют солнечные часы.
В XVIII веке, по свидетельству А. Шафонского, Успенский собор имел пять престолов. Главный в честь Успения Пресвятой Богородицы устроен на том месте, где, по преданию, явилась на ели чудотворная Елецкая икона Божией Матери. С правой стороны - Архистратига Михаила, левый придел, упраздненный в 1834 году, был в честь Рождества Иоанна Предтечи. К западной стене храма примыкают хоры с боковыми выступами по северным и южным стенам. На южном продолжении хоров, именуемом капеллой игумена, был устроен престол св. вмч. Георгия Победоносца. Под ним внизу, в юго-западной части храма, в крещальне - престол в честь Рождества Христова. Позже тут была оборудована часовня, где часто служились молебны с акафистами, а иногда и панихиды. Внутри апсиды крещальни сохранилась, и теперь чуть видна, фреска XII века Богоматерь-Оранта. Богородица изображена в полный рост с воздетыми к небу руками. На Ее груди благословляющий Предвечный Младенец. Иоанникий Голятовский в "Скарбнице" этот образ называет "Воплощение Христово".
В своей книге знаменитый архимандрит описал такой случай, связанный с этой иконой. Во время осады Чернигова польским войском некий человек спрятал клад в Успенской Церкви под Богородичным приделом. Опустошив Елецкий монастырь, поляки нашли спрятанный клад, состоявший из медной коробки с серебряными монетами. Вернувшийся хозяин не нашел своего богатства и в припадке гнева закричал на Пресвятую Богородицу. "Почему не уберегла моего сокровища?". А "затем ударил острым орудием в лик Богоматери. Он тут же сошел с ума, начал кружиться на одном месте и "сумасшедшим был отправлен домой". Много лет спустя Черниговский полковник Демьян Игнатович приказал живописцу отреставрировать образ в часовне, но и после этого на лице Божией Матери заметна была царапина от удара. Кроме Оранты, в результате проведенных в соборе исследований (в 1892, 1908, 1924, 1959 гг.), были найдены другие фрагменты древних росписей. Над апсидой крещальни сохранилась композиция "Три отрока в пещи Вавилонской", подобная росписи на хорах Софии Киевской. Частично сохранились фрески под куполом барабана центральной главы, в откосах окна южной стены, в южной части притвора. Сохранившиеся фрагменты росписей свидетельствуют о высоком художественном мастерстве их автора.
Иконостас Успенского собора, сгоревший от зажигательной бомбы в 1941 году, был прекрасным памятником искусства украинского барокко. Он был устроен Иоанникием Голятовским на средства Василия Дунина-Борковского, вероятней всего, в конце 70-х или в начале 80-х годов XVII века9. Иконостас Елецкого Успенского собора был подобен иконостасу Успенского собора Киево-Печерской Лавры10. В 1860 году при архиепископе Филарете Гумилевском Елецкий иконостас был реконструирован. После сильного пожара 1869 года пришлось опять ремонтировать его. Но даже после всех реконструкций иконостас сохранял черты давно минувшей эпохи. На фотоснимках, сделанных в начале века, видно, как в едином идейно-художественном замысле объединились живопись и необыкновенно выразительная резьба. Громадная плоскость пятиярусного позолоченного иконостаса поднималась высокой стеной и выглядела как диковинная златотканая завеса. В густой резьбе преобладала своеобразная арабеска из элементов, напоминающих обломки раковин и выступающих из сочного растительного орнамента. В сплошное кружево растительных плетений и вьющихся гирлянд кое-где вставлены подсолнечники и цветы. Разделяющие иконостас колонки увиты виноградными гроздьями. В этой пышной и торжественной резьбе запечатлен дух эпохи.
К южному фасаду Успенского собора по всей длине примыкает увенчанный двумя главами небольшой храм св. апостола Иакова, возведенный над могилой умершего 9 августа 1698 года Черниговского полковника Якова Лизогуба. В монастырском архиве сохранялся документ об освящении этого придела 14 сентября 1701 года. Впоследствии этот храм стал усыпальницей семьи Лизогубов. Богослужения тут совершались редко. В приделе помещались богатая монастырская ризница и библиотека с архивом монастыря до тех пор, пока сильный пожар 21 января 1869 года не превратил все это в пепел. С тех пор монастырская ризница была скудна.